Платная доработка на тему Командообразующие и сюжетно-динамические игры как средство формирования личности младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования личности младшего школьника
в командообразующих и сюжетно-динамических играх 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития ребенка
в младшем школьном возрасте 7
1.2 Становление личности младшего школьника в условиях
классного коллектива 16
1.3 Роль игры в командообразовании классного коллектива
младших школьников 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию личности
младшего школьника средствами командообразующих и сюжетно-динамических игр 42
2.1 Результаты диагностики личности младшего школьника на
констатирующем этапе 42
2.2 Комплекс командообразующих и сюжетно-динамических игр 58
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной
работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..79
Введение:
Актуальность
исследования. Тенденции
общественного развития в России и за рубежом характеризуются усилением
чрезмерной персонализации, усилением негативного влияния массовой культуры,
развитием конкуренции во всех сферах жизни, эскалацией социальной
напряженности, распространением деструктивных форм агрессивного поведения,
таких как агрессия взрослых и детей. Образовательная среда вышеуказанные
тенденции также не обходят стороной. К сожалению, следует признать, что между
учащимися все чаще происходят случаи неконструктивного, а порой и откровенно
жестокого поведения. Одним из путей преодоления нарастающей отчужденности детей
в образовательных учреждениях, на наш взгляд, может стать развитие детского
коллектива и коллективизма. Наиболее эффективным путем формирования сплоченного
детского коллектива, при этом, выступает использование командообразующих и сюжетно-динамических
игр как средства формирования личности учащегося в начальном звене школы.
Теория коллектива и коллективизма, разработанная в советской
науке Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и др.,
длительное время выступавшая в качестве теоретико-методологической основы для
организации воспитательного процесса, в условиях современной школы уже не может
быть реализована без изменений, учитывающих новые социально-экономические
условия, актуальные образовательные принципы и трансформацию личности учащихся.
Поэтому современная наука стремится к уточнению потенциала
коллективной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания учащихся (В.А.
Караковский, Я.Л. Коломинский), к поиску наиболее эффективных форм сплочения
коллектива (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик,
Л.И. Новикова, И.Б. Первин), прорабатывает методы стимулирования
коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц) и инструментарий по ее
изучению (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова).
Также в рамках современных научных
подходов с целью командообразования начинают применяться новые технологии –
технологии тимбилдинга, группового динамического тренинга, сюжетно-динамические
игры и игры на командообразование.
Сказанное позволяет отметить, что
проблема изучения роли командообразующих и сюжетно-динамических игр как
средства формирования личности младшего школьника актуальна, как с научной точки зрения, так и с точки зрения
имеющегося запроса в обществе.
Задача формирования личности ребенка очень сложна и не может
быть решена в условиях педагогического эксперимента, проводимого в рамках
подготовки к выпускному квалификационному экзамену. Поэтому мы выбрали только
определенные характеристики личности ребенка, то влияние, которое решили
достичь. Выбор на работе — это личностная характеристика общения, поскольку
уровень коммуникативного развития ребенка напрямую влияет на все Социальный
опыт детей, когнитивное развитие и обучение — все это зависит от успешного
общения. Это также позволяет нам контролировать вещи вокруг нас, например,
строить дружеские отношения, выражать потребности и делиться мечтами.
Объект исследования:
формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
командообразующие и сюжетно-динамические игры как средство формирования
личности младшего школьника.
Цель исследования:
изучить влияние конкретной игровой деятельности на развитие коммуникативных
характеристик личности детей.
Гипотеза
исследования: мы полагаем, что сплоченный классный коллектив – это наиболее
благоприятная среда для личностного развития учащихся, поэтому внедрение в
воспитательный процесс комплекса командообразующих и сюжетно-динамических игр
позволит стимулировать становление личности младшего школьника.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Выявить психолого-педагогические
особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть
становление личности младшего школьника в условиях классного коллектива.
3. Определить роль игры в
командообразовании классного коллектива младших школьников.
4. Выполнить диагностику
личности младшего школьника на констатирующем этапе.
5. Составить и
апробировать комплекс командообразующих и сюжетно-динамических игр.
6. Реализовать обсуждение
результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблемам исследования; групповое тестирование; идентификационные,
формирующие и контрольные эксперименты; качественный и количественный анализ
данных.
Выборка исследования:
50 учащихся 3-х классов. Участники исследования – учащиеся 3 «А» и 3 «Б»
классов школы – составили соответственно экспериментальную и контрольную
группу.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации представлений ученых о
психолого-педагогических особенностях развития ребенка в младшем школьном
возрасте; в обобщении теорий становления личности младшего школьника в условиях
классного коллектива; в уточнении роли игры в командообразовании классного
коллектива младших школьников.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования материалов
работы следующими группами лиц:
— педагогами и психологами материалы могут быть положены в
основу работы по командообразованию и сплочению детского коллектива;
— администрации общеобразовательных учреждений материалы
могут помочь в организации аттестации педагогов;
— студентами материалы могут быть использованы для
самоподготовки к семинарским и практическим занятиям, а также для организации
воспитательной работы в период практики в школе.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Личностное становление школьника – сложный и противоречивый
процесс, определяемый целым рядом факторов. Классный коллектив, его
благоприятная атмосфера и высокая сплоченность, способен обеспечить необходимые
условия для развития личности учащегося. Так, по данным известных отечественных
специалистов (Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.Е.
Щурковой и пр.) индивидуальное развитие человека всегда имеет границы, в то
время как развитие внутри коллектива позволяет обогащать свой личный опыт опытом
других членов коллектива. В связи с этим формирование коллектива и
доброжелательных отношений сотрудничества в нем позволит решать целый ряд
задач: от личностного развития учащихся до активизации учебно-познавательного
интереса. В связи с этим выполненная выпускная квалификационная работа была
посвящена обоснованию роли командообразующих и сюжетно-динамических игр в
формировании личности младшего школьника.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы была
достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило изучить влияние специфической игровой деятельности на
развитие коммуникативных личностных особенностей детей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности
развития ребенка в младшем школьном возрасте;
— было рассмотрено становление личности младшего школьника в
условиях классного коллектива;
— была определена роль игры в командообразовании классного
коллектива младших школьников;
— была выполнена диагностика личности младшего школьника на
констатирующем этапе;
— был составлен и апробирован комплекс командообразующих и
сюжетно-динамических игр;
— было реализовано обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.
Для выполнения
опытно-экспериментального исследования в рамках выпускной квалификационной
работы обширное понятие личности младшего школьника было ограничено нами
коммуникативными личностными характеристиками. Поэтому именно уровень развития
коммуникативных личностных характеристик мы и определяли у участников
исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования.
На основании результатов данного исследования нам удалось
установить, что под влиянием реализации сложных сюжетно-динамических игр и
командообразовательных игр испытуемые экспериментальной группы младших
школьников изучали всех участников исследования на контрольном этапе.:
— Молодые студенты стали более сплоченным коллективом;
— Количество забракованных учащихся начальных классов с
отрицательной социальной статистикой в государстве значительно сократилось;
— Учащаяся молодежь научилась разрешать возникающие
конфликтные ситуации мирным, конструктивным путем, прибегать к переговорам,
общее снижение агрессивности коммуникативного поведения;
— Образ сверстников в глазах юных студентов стал позитивным;
-Возможно повышение уровня чувствительности младших
школьников к своим сверстникам в процессе общения.
-Необходимо обратить внимание на общий рост организаторских
способностей у молодых студентов.
Полученные результаты позволяют
судить о позитивном влиянии, которое оказал реализованный на практике комплекс
командообразующих и сюжетно-динамических игр на коммуникативную сферу младших
школьников. Данный экспериментальный результат позволяет нам доказать
истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что сплоченный классный
коллектив – это наиболее благоприятная среда для личностного развития учащихся,
поэтому внедрение в воспитательный процесс комплекса командообразующих и
сюжетно-динамических игр позволит стимулировать становление личности младшего
школьника.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи
реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования личности младшего
школьника в командообразующих и сюжетно-динамических играх 1.1
Психолого-педагогические особенности развития ребенка в младшем школьном
возрасте Возраст-это относительно самостоятельный период развития
человека, характеризующийся качественным своеобразием. Согласно различным
научным методам (с учетом онтологии, конкретных социальных процессов и
культурных концепций) жизненный цикл человека можно разделить на возрастные
группы. Возрастная сегрегация детей младшего школьного возраста обусловлена в
основном социокультурными причинами и связана с определенным этапом развития
системы образования-от начала общего образования до начала школьного.
По словам Л.С.Выготский [18], отечественное научное мышление
считает, что утверждение возраста должно основываться на сущности становления
самой онтологии, которая указывает на то, что в процессе общения и
деятельности, установленной взрослыми с историческим и социальным опытом, у
детей должно развиваться понимание, если это необходимо.
-Социальные условия развития отражаются во внутренних и
внешних условиях психологического развития. В свою очередь, это определяет
отношение ребенка к окружающим вещам, предметам, людям и самому себе;
— Под доминирующей деятельностью ее следует понимать как
категорию, а ее развитие зависит от психологического процесса и
интеллектуальной трансформации ребенка;
-Возрастные изменения (положительные характеристики,
позволяющие ребенку вступить на новый этап своего развития, в частности новые
личностные виды деятельности и структуры, формирующиеся в этот период и
приводящие к изменениям в сознании ребенка внутренней и внешней жизни) [57].
По словам Л.С.Выготский[18],А.Н.Леонтьев [34], Д.Б.Эльконин
[57] и другие ученые предложили методику. Переход от одной эпохи к другой
сопровождается кризисами. Например, 7-летний кризис сопровождался переходом из
дошкольного в младший школьный возраст. В 6 лет у детей начинается подготовка к
школьному обучению (психология), и формирование предпосылок связано с 7-летним
кризисом. Отличительная черта семилетнего кризиса: