Платная доработка на тему Исследование процесса формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологическая устойчивость личности у
студентов ВУЗа. 6
1.1. Психологические установки. 6
1.2. Стрессогенные факторы в
условиях ВУЗа. 7
1.3. Особенности обучения в
ВУЗе (в условиях стресса) 17
Глава 2.
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов в ВУЗе 19
2.1. Организация процедуры
исследования. 19
2.2. Анализ результатов
исследования. 22
2.3. Психологические
рекомендации по повышению стрессоустойчивости, самоэффективности и
жизнестойкости. 28
Заключение. 31
Список
литературы.. 33
Введение:
Актуальность. B настоящее время проводится множество исследований, относительно
вопроса стресса учащихся ВУЗа. Но, в основном, эти исследования проводятся
относительно «коммуникативных» и «социальных» профессий.
Однако, есть ряд предположений, что и в условиях обучения в ВУЗе, в
ситуациях, не имеющих первоочередной направленности взаимодействия с другими
людьми, так же велик риск профессионального стресса. Однако, проявление стресса
и симптомов выгорания не так заметно внешне. У людей не «социальных» профессий
стресс и выгорание проявляются при общении с близкими, коллегами, начальством и
сотрудниками. Так, в данной работе мы обратимся к студентам ВУЗа и их стрессу в
контексте личностных особенностей.
И несмотря на то, что существует достаточно большое количество
исследований профессионального выгорания, его связи со стрессом, и эффективных
методов профилактики, единого, научно доказанного мнения исследователи так и не
вынесли.
Необходимость исследования связи стресса и профессионального
выгорания объясняется тем, что для студентов свойственны профессиональные
стрессы, выгорание, и все вытекающие из него неприятные последствия.
Из-за недостаточной изученности влияния стресса и выгорания
снижаются оценки и возрастает психосоматика. Сам студент приобретает множество
необратимых симптомов – таких как хроническая усталость, деперсонализация,
эмоциональное истощение, депрессия и тревожность. При этом симптомы
распространяются на все сферы жизни «сгоревшего» учащегося.
По
многим исследованиям, стресс ведет к синдрому выгорания, который
рассматривается многими авторами как «профессиональное выгорание» и изучается в
аспекте именно профессиональной деятельности.
Такой
синдром чаще встречается в рядах социальных или коммуникативных профессий,
например, медицинские работники, педагоги, менеджеры, консультанты,
психотерапевты и представители профессий сервиса и обслуживания.
Синдром
выгорания (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной
литературе медико-психологического профиля, однако нельзя сказать, что он уже
достаточно хорошо изучен. В отечественной науке этот феномен личностной
деформации начал изучаться как самостоятельный лишь с конца 1990-х гг., а до
этого он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой
проблематики [6].
Эмоциональный стресс проявляется в двух обличиях. Как кратковременная
вспышка эмоций, под внешним проявлением которых скрываются сложные
физиологические, биохимические процессы. И как длительное напряжение со
сложными изменениями поведения, мышления, взглядов на жизнь и т. п.
Профессиональный стресс исследовался отечественными и зарубежными
авторами: К. Маслач, Б. Перлман, К. Кондо, В.В.Бойко, Н. Е. Водопьянова, Т.В.
Форманюк, Е. П. Ильин, Е.Л. Старченкова, и другие. Результаты многих
исследований показывают, что ведущая роль в возникновении и развитии факторов
профессионального стресса принадлежит индивидуально-психологическим
особенностям личности [7, 1, 12].
Актуальность данной темы обусловлена разносторонне интерпретацией
факторов, причин и способов профилактики феномена стресса.
Объект исследования – профессиональный стресс и возможности его профилактики.
Предмет – стресс у учащихся ВУЗов
Гипотеза исследования – обучение в
ВУЗе сегодня становится основой для формирования стресса.
Цель исследования – рассмотреть
феномен профессионального стресса и пути его преодоления у студентов ВУЗа.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ факторов профессионального стресса
2. Выявить особенности
стресса у студентов
3. Рассмотреть пути
преодоления профессионального стресса.
4. Сформулировать методы
профилактики профессионального стресса
Методы и методики
исследования:
Теоретические: анализ
литературы
Практические – серия
методик
1.
Тест на оценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
2. Шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М.
Ерусалем, адаптация В. Ромека)
3.
Диагностика самоэффективности (М. Шеер, Дж Маддукс)
4.
Тест жизнестойкости (С. Мадди)
База
исследования: В исследовании приняло участие 30 человек, учащихся ВУЗа.
Практическое
значение исследования заключается
в возможности использовать его результаты для профилактически и коррекции
профессионального стресса у студентов ВУЗа.
Структура работы. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и приложений.
Заключение:
Феномен стресса в научной литературе
представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как
совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию;
как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как
психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений.
В наше время эмоциональный стресс все чаще становится причиной тягостных
переживаний, нарушений общения людей и заболеваний, получивших название
"болезни стресса". Много сил и средств тратится на защиту природы от
неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе
научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как
важнейший элемент природы, который надо защищать. В прошлые тысячелетия люди
боролись с дикой природой — хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями.
Тягостен стресс из-за отсутствия условий для свободного волеизъявления,
без чего невозможно развитие многих лучших способностей человека, и многое
другое. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все
злободневнее, так как неблагоприятные влияния на психику со стороны
пространства, где живут и работают люди, все усиливаются.
Проанализировав показатели
жизнестойкости и стрессоустойчивости, мы пришли к выводу о том, что для
респондентов характерен высокий уровень стресса. Показатели говорят о том, что
респонденты не могут в полной мере справиться с реальными проблемами, они не
готовы преодолевать до конца стрессовые ситуации, тем не менее, механизмы
защиты есть у всех. Это говорит о профессионализме каждого из менеджеров.
Результаты
отображают средние показатели по группе, не отстоящие от нормативных. Обратимся
к конкретным выделенным показателям для группы испытуемых.
Жизнестойкость
(hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях
с миром. Для большинства респондентов данные показатели находятся на нижней
границе с нормой, что приводит к тому, что сотрудники все больше накапливают
стресс и что сказывается на работе.
•
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность
в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для
личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие
от собственной деятельности. В нашем случае особенность самоощущения порождает чувство
отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Это говорит о наличии у сотрудников
стресса.
•
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет
повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и
успех не гарантирован. Для более чем половины сотрудников показатели находятся
на нижней границе нормы, порождая ощущение собственной беспомощности. Человек с
сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную
деятельность, свой путь.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологическая устойчивость личности у
студентов ВУЗа 1.1. Психологические
установки Профессиональный
стресс — это психологический стресс, связанный с работой. Профессиональный
стресс часто возникает из-за давления, которое не соответствует знаниям,
навыкам или ожиданиям человека. Стресс на работе может увеличиваться, когда
работники не чувствуют поддержки со стороны руководителей или коллег,
чувствуют, что у них мало контроля над рабочими процессами, или считают, что их
усилия на работе соразмерны с вознаграждениями за работу [1]. Профессиональный
стресс является проблемой как для работников, так и для работодателей из-за
связи между стрессовыми условиями труда и эмоциональным благополучием
работника, физическим здоровьем и эффективностью работы.
В
1982 году Перлман и Хартман предложили модель, рассматривающую выгорание в
аспекте профессиональных стрессов (Рисунок 1, Приложение 1).
Три
измерения выгорания соответствуют и трем основным симптомам стресса:
физиологической (физическое истощение, плохое здоровье), аффективно-когнитивной
(деперсонализация, тревога, эмоциональное истощение); и поведенческой (прогулы,
сниженная активность в работе).
Модель Перлмана и Хартмана состоит из четырех
стадий.
Первая стадия показывает, насколько ситуация
способствует стрессу. Чаще всего это ситуации, когда навыки, способности,
квалификация работника не соответствуют организационным требованиям и ситуации,
когда профессия не соответствую нравственным качествам и ценностям работника.
Вторая
стадия показывает уровень переживания стресса. Не все стрессовые ситуации
приводят к переживанию стресса. Это зависит в первую очередь от ресурсов, которыми
обладает человек.