Психология личности Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь эмоционального выгорания с адаптационными способностями личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения эмоционального выгорания и адаптационных способностей личности 8
1.1 Содержание понятия «эмоциональное выгорание» в научной литературе 8
1.2 Социально-психологические и деятельностные факторы возникновения эмоционального выгорания 15
1.3 Социальная адаптация личности как проблема психологических исследований 21
1.4 Личностные особенности спортсменов, занимающихся единоборствами 26
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания с адаптационными способностями личности 33
2.1 Организация и ход эмпирического исследования 33
2.2 Характеристика методик эмпирического исследования 35
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………73

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современности становится проблема эмоционального выгорания личности. Это связано с увеличением интенсивности и продолжительности труда, усилением рабочих нагрузок, ростом напряженности и профессиональных стрессов, стремительной информатизацией общества, политической, экономической и социальной напряженностью. Подобные явления негативно сказываются на психологическом благополучии граждан, приводя к возникновению и развитию эмоционального выгорания [42, с. 56].
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в научный оборот Г. Фрейденбергом (1974 г.) и трактовалось как нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений) [73]. Другим основоположником теории эмоционального выгорания выступает К. Маслач, определяющая эмоциональное выгорание как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим [74].
В связи с высокой распространенностью синдрома эмоционального выгорания и наносимым им значительным уроном в личностном становлении индивидов, проблема поиска тех личностных характеристик, которые помогают его избежать, обуславливает актуальность данной магистерской диссертации. Учитывая тот факт, что формирование эмоционального выгорания учеными (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинской) в обязательном порядке связывается с переживанием стрессовых ситуаций, можно предположить, что развитие адаптационных способностей личности позволит справляться с неизбежно возникающими стрессами более эффективно, тем самым снизив риск развития синдрома. При этом под адаптационными способностями личности, мы вслед за В.И. Гарбузовым, понимаем устойчивые резистентные характеристики индивидуально-типологического и личностного уровня человеческой индивидуальности, обеспечивающие способность успешно адаптироваться к разнообразным требованиям жизнедеятельности, в психологическом плане направляя поведение личности [14].
Исследования, посвященные синдрому эмоционального выгорания, первоначально фокусировались на помогающих профессиях, таких как уход за больными, преподавание, социальная работа. В связи с этим, наибольшей научной разработанностью отличаются разнообразные аспекты эмоционального выгорания в профессиях субъект-субъектного типа. Вместе с тем неверно полагать, что эмоциональное выгорание может возникнуть только в результате профессиональной деятельности, связанной с контактами с другими людьми. Представители любой профессии могут испытать на себе этот синдром. Нами для изучения была выбрана такая группа как спортсмены. В настоящее время данных о причинах и специфике эмоционального выгорания в спортивной деятельности существует относительно немного, хотя отмечается необходимость в его всестороннем изучении. Исследователи рекомендуют проявлять осторожность при переносе данных о проявлении эмоционального выгорания из других профессий в спортивную деятельность, так как она имеет свою специфику. Так, спортивный психолог Т. Ридек адаптировал трехкомпонентную конструкцию эмоционального выгорания К. Маслач в следующую триаду, характерную именно для спортсменов: эмоциональное и физическое истощение, снижение чувства спортивного достижения и обесценивание спортивных результатов. По данным Р. Смита, одним из основных признаков развития эмоционального выгорания у спортсмена выступает потеря удовольствия от того вида физической активности, который ранее доставлял радость и обеспечивал мотивацию к самосовершенствованию. Ведущими причинами развития эмоционального выгорания у спортсменов выступают экстремальные физические нагрузки, систематические эмоциональные перегрузки, обусловленные жестким графиком соревновательной деятельности, необходимость контактов с соперниками, судьями, представителями средств массовой информации, длительные периоды «спада формы», приводящие к череде спортивных поражений и снижению самооценки. Эмоциональное выгорание у спортсменов может проявлять себя через нарушения по четырем основным группам: физического свойства, эмоционального характера, поведенческого характера и когнитивного характера.
Степень изученность проблемы исследования. В настоящее время в работах отечественных и зарубежных психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, М. Ляйтер, К. Маслач, В.Е. Орел, Г. Фрейденбергер и др.) феномен эмоционального выгорания рассматривается преимущественно в аспекте профессиональной деятельности человека. Исследуется особенности личности работающего человека и их роль в обеспечении устойчивости к психотравмирующим факторам, мешающим выполнению их профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступает феномен эмоционального выгорания, предметом исследования определены особенности взаимосвязи эмоционального выгорания с адаптационными способностями личности.
В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: уровень развития фаз эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся вольной борьбой, находится во взаимосвязи с уровнем адаптивных способностей и показателями социально-психологической адаптации, а именно: высокий уровень развития способности к социально-психологической адаптации сопровождается несформировавшимися фазами эмоционального выгорания.
Цель исследования: изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и адаптационных способностей.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению содержание понятия «эмоциональное выгорание» в научной литературе.
2. На основе анализа литературы выявить социально-психологические и деятельностные факторы возникновения эмоционального выгорания.
3. Изучить научные исследования и разработки, посвященные проблеме социальной адаптации личности.
4. Уточнить личностные особенности спортсменов, занимающихся единоборствами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная адаптация является совместным изменением субъекта и адаптогенной ситуации, накоплением изменений, ведущих к достижению оптимального соотношения между субъектом и адаптогенной ситуацией. Основной результат адаптации – приобретение субъектом нового качества, позволяющего существовать в адаптогенной ситуации. Выполнение анализа литературы по проблеме адаптации позволило прийти к выводу о том, что результативность адаптационного процесса у индивида обеспечивается разумным сочетанием стабильности и изменчивости, чередование которых позволяет человеку наиболее эффективно взаимодействовать с окружающей средой. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что достаточный уровень социальной адаптации у спортсменов позволяет препятствовать развитию у них синдрома эмоционального выгорания.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и адаптационных способностей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был осуществлен анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению содержание понятия «эмоциональное выгорание» в научной литературе;
— на основе анализа литературы были выявлены социально-психологические и деятельностные факторы возникновения эмоционального выгорания;
— были изучены научные исследования и разработки, посвященные проблеме социальной адаптации личности;
— были уточнены личностные особенности спортсменов, занимающихся единоборствами;
— были изучены особенности взаимосвязи наличия и степени выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня развития адаптационных способностей личности;
— были выявлены дополнительные связи между шкалами данных, полученных в ходе эмпирического исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что уровень развития фаз эмоционального выгорания у спортсменов, занимающихся вольной борьбой, находится во взаимосвязи с уровнем адаптивных способностей и показателями социально-психологической адаптации, а именно: высокий уровень развития способности к социально-психологической адаптации сопровождается несформировавшимися фазами эмоционального выгорания.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

«Эмоциональное выгорание» как психологическое понятие возникло относительно недавно. Работы по данной проблематике появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе): в 1968 году феномен был описан Б.Г. Ананьевым как «профессиональное сгорание» – негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми [2]. В 1969 году Г. Бредли исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений [19]. Однако автором понятия «burnout» или «эмоциональное выгорание» считается американский психиатр Герберт Фройденбергер (Н. Freudenberger), описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в напряженной атмосфере [16].
В 1976 году социальный психолог К. Маслач (C. Maslach) сделала следующий шаг в описании данного феномена, определив его уже как синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений: негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам [33].
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно: в работах Г. Селье, Р. Лазаруса, М. Фридмана показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакция на межличностные отношения в социальных профессиях [55, 27, 48]. В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют усилившуюся в американском обществе тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью [3].
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью: для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером, другие были весьма субъективны [16]. Эмпирический материал содержало всего 10% публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкалывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения. Наконец новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы