Платная доработка на тему Исследование межличностных отношений у детей подросткового возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.. 6
1.1. Общая
характеристика межличностных отношений. 6
1.2.
Особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте. 12
1.3.
Психологическая характеристика межличностных взаимоотношений в подростковом
возрасте у детей с нарушением опорно-вдигательного аппарата 20
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.. 26
2.1.
Характеристика методов и организация исследования. 26
2.2. Анализ
результатов исследования межличностных отношений у детей подросткового возраста
с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 30
2.3.
Рекомендации по оптимизации межличностных отношений у детей подросткового
возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
Введение:
Подростковый возраст — это самый и
трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления
личности. Этот период является наиболее важным и ответственным этапом,
поскольку происходит формирование основ нравственности, критического отношения
к себе и окружающим. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все
эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение
становится ведущей деятельностью подростка,
а коммуникация играет очень важную роль в формировании и развитии
самосознания. Переход к периоду подростничества сопровождается личностным развитием
подростка, зависящим от изменения условий взаимодействия с окружающими людьми.
Это относится к взаимоотношениям не только со значимыми взрослыми, но, в первую
очередь, со сверстниками, приобретающими на данном этапе возрастном этапе
особую значимость.
Положение ребенка в
системе межличностных отношений, сложившихся в коллективе, определяется рядом
факторов, общих для подросткового возраста. Группа подростков с неблагоприятным
положением в системе межличностных отношений имеет сходные характеристики:
трудности в общении со сверстниками, невнимательность, раздражительность,
грубость, изоляция, их отличают жадность и высокомерие, одержимость и
разгильдяйство. Общение подростка во многом определяется изменчивостью его
настроения. Каждый подросток воспринимает межличностные отношения со
сверстниками как очень важный фактор развития его личности. Плохая ситуация в
системе межличностных отношений влияет на психологический комфорт подростка,
его самооценку и вызывает беспокойство и дискомфорт. Эта ситуация влияет на
негативное развитие личности в целом и на формирование самосознания, в
частности, на формирование Я-концепции.
В подростковом возрасте
формируются основные черты характера, раскрываются личность ребенка и основные
формы межличностного поведения. Задача развития навыков межличностного общения
становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку подростковый
возраст является наиболее чувствительным периодом для развития навыков
межличностного общения.
Для подростка наиболее
актуальным является групповое межличностное взаимодействие, общение в компании
сверстников. Степень «включения» в группу определяет как стиль межличностного
взаимодействия, так и направленность развития личности. Общими причинами
трудностей коммуникации могут быть индивидуальные психологические особенности
общения, в том числе интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека,
а также проблемы со здоровьем, в частности, нарушения опорно-двигательного
аппарата.
На
современном этапе развития общества первостепенное значение приобретает
проблема исследования межличностных отношений в детских школьных коллективах,
особенно применительно к подростковому возрасту, однако в настоящее время
недостаточно исследований, затрагивающих проблемы межличностных отношений у
подростков с особенностями развития, в том числе нарушениями
опорно-двигательного аппарата,что делает актуальной тему исследования.
Вопросами
изучения межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста занимались
такие ученые, как Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Бодалев А.А.,
А.В. Запорожец, Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Кан-Калик В.А., Лисина М.И.,
Л.Ф. Обухова, и др. Среди отечественных психологов, занимавшихся
проблемами межличностных отношений, можно назвать В.В. Абраменкову, Б.Г.
Ананьева, Г.М. Андрееву, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, Я.Л.
Коломинского, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна и
др.
Объектом
исследования является развитие межличностных отношений
подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет
исследования — межличностные отношения подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Целью
работы является теоретическое обоснование особенностей
межличностных отношений у подростков с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Задачи
исследования:
1. Определить сущность,
виды и особенности межличностных отношений.
2. Рассмотреть
особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать
психологические особенности межличностных отношений у подростков с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
4. На основании
эмпирического исследования изучить особенности межличностных отношений у
подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для решения поставленных
задач и проверки гипотезы в исследовании использовались следующие методы:
— теоретические:
теоретико-методологический и критический анализ научно-методической литературы;
синтез; обобщение.
— экспериментальные: методы контроля
(анкетирование); методы качественного и количественного анализа
экспериментальных данных.
Структура
исследования. Курсовая
работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Межличностные отношения представляют собой субъективные избирательные
связи, образующиеся вследствие фактического взаимодействия, и сопровождающиеся
эмоциональными переживаниями задействованных в них индивидов. Межличностные
отношения — это готовность личности к определенному типу
взаимодействия, сопровождающееся эмоциональными переживаниями (Н.Н. Обозов);
триада компонентов — эмоциональные отношения; групповые ценности и нормы;
образования малой группы (А.В. Петровский); комплекс социально-перцептивных
процессов, аттракции, ролевых отношений и взаимовлияния (В.Б. Ольшанский); диада личных
и деловых отношений (Я.Л. Коломинский); подсистема гуманистических отношений
(Т.Е. Конникова).
Межличностные отношения
детей и подростков как субъективно переживаемые связи, установленные между ними
в ходе совместной деятельности и общения, представляют собой систему
выполненных ролей, установок, ориентации, ожиданий, благодаря которой дети и
подростки учатся воспринимать и оценивать друг друга. Поэтому необходимо
позаботиться не только о том, чтобы включить подростка с ограниченными
возможностями в систему межличностных отношений, но и обеспечить его
собственную внутреннюю деятельность. Важно направить его на разработку
безопасных анализаторов, разработку сигнальных стимулов, которые могут заменить
утраченные, на развитие познавательных потребностей, формирование позитивной
мотивации и отношения к образовательной, трудовой, общественно полезной
деятельности, коммуникации и межличностное взаимодействие с другими.
Взаимоотношения подростков со
сверстниками строятся на значимых чувствах, отличающихся по направленности:
симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам. Зачастую неудачи в
общении провоцируют развитие внутреннего дискомфорта. Общение со сверстниками
способствует удовлетворению потребности в самоутверждении. Сознание групповой
принадлежности, солидарности при взаимодействии подростков с группами
неформального общения предоставляет им чувство эмоционального благополучия.
Важными факторами во взаимоотношениях подростка со сверстниками выступает
наличие таких механизмов, как идентификация со сверстниками; психологическое
отвержение, поиск удовлетворения взаимных потребностей, психологическая и
социальная адаптация; поиск социальной поддержки в лице значимых сверстников.
Вследствие недостатка
общения со сверстниками у подростков в условиях социальной изоляции развиваются
отчужденность, социальная дезадаптация, неспособность к установлению
полноценных эмоциональных контактов с окружающими. При всем разнообразии
социально приемлемых способов преодоления кризисных ситуаций, подростки с
двигательными нарушениями не всегда могут выбрать поведение, которое может
привести к правильному решению проблемы. У подростков с ограниченными
возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют
навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не
обладает навыками конструктивных коммуникаций, у них недостаточно сформировано
чувство доверия к окружающим, что предопределяет нарушения в сфере социального
взаимодействия.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы было организовано эмпирическое
исследование, имевшее целью исследовать межличностные отношения подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Выборку составили
4 подростка возрастной категории 13-14 лет с диагнозом детский церебральный
паралич.
Выявлено, что у подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата не выражена потребность к поиску друзей и социальных групп,
хотя выражена тенденция в социальном принятии и принадлежности. Подростки в
основном предпочитают общаться с ограниченным, избранным кругом людей. У
подростков повышенный уровень ответственности, но иногда они предпочитают,
чтобы решения принимали за них окружающие. Подростки не принимают контроль над
собой, склонны избегать принятия решений,
осторожны в эмоционально близких контактах.
У большинства подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата развиты практические
умения общения и взаимодействия, а также имеется стремление устанавливать
доброжелательные взаимоотношения. Подростки способны принимать индивидуальные
особенности других людей, стараются не придерживаться негативных социальных
стереотипов; способны сдерживать неприятные чувства при столкновении с
некоммуникабельными качествами у партнеров; стараются проявлять терпимость к
партнеру по общению и способны приспосабливаться к другим участникам
общения (их характерам, привычкам или притязаниям). Кроме того, подростки с
нарушениями опорно-двигательного аппарата ориентируются в коммуникативных
ситуациях и выбирают в большинстве компетентный либо способ общения. Исключение
составляют ситуации, требующие реакции на отрицательные высказывания, в которых
часто выбирается зависимый и агрессивный тип реагирования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1.1. Общая характеристика межличностных отношений Термин «межличностный»
несет понимание того, что отношения между человеком и другим человеком взаимно
ориентированы. Межличностные отношения — это система отношений и ожиданий
членов определенной группы относительно друг друга, обусловленная организацией
совместной деятельности и основанная на общих представлениях о ценностях и социальных
нормах [22].
Межличностные отношения
играют большую роль в обществе. Без них немыслим процесс образования, развития,
формирования личности, межличностного общения, а также обслуживания,
управления, творчества и других видов деятельности во всех областях, где обмен,
передача и усвоение информации немыслимы. Они играют важную роль в овладении
людьми общечеловеческими и культурными ценностями, социальным опытом. В
межличностных отношениях реализуется эта специфическая форма взаимодействия
между людьми, взаимного обмена настроениями, взглядами, идеями, интересами,
идеями и т. д. В них конкретный человек овладевает «фондом духовного
богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолеваются ограничения
его личного опыта; через общение он вносит вклад в этот «фонд» того, что он сам
создал. Именно это определяет важность межличностных отношений в жизни
человека.
В
социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на
вопрос о том, где «межличностные отношения» «расположены», прежде всего в
отношении системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может
быть правильно понята, если они не соотносятся с социальными отношениями, но
если они видят в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа
общественных отношений, а не вне их.
Характер межличностных
отношений существенно отличается от характера социальных отношений: их
важнейшей особенностью является эмоциональная основа. Поэтому межличностные
отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и
развиваются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей по
отношению друг к другу. Отечественная школа психологии различает три типа или
уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.
Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все виды этих
эмоциональных проявлений.
Н.Н.
Обозовым [22] межличностные отношения рассматривались как взаимная готовность
личности к определенному типу взаимодействия, которое обязательно
сопровождается эмоциональными переживаниями различной модальности (положительными,
отрицательными индифферентными) в условиях организации общения или иной
совместной деятельности между индивидами. Н.Н. Обозовым межличностные
отношения охарактеризованы как взаимная готовность индивидов к осуществлению
определенного типа взаимодействия [22].
Межличностные
отношения оцениваются не только по характеристикам эмоциональных переживаний,
но и исходя из специфики взаимопонимания (адекватные и неадекватные),
когнитивному отождествлению, демонстрации содействия, сопротивления либо безразличия
[13].
А.В.
Петровским [26] разработана концепция межличностных отношений, описывающая их с
позиций моделирования в форме триады компонентов: эмоциональные отношения
(основаны на симпатиях и антипатиях между индивидами); групповые ценности и
нормы; глубинные образования малой группы, объединенные общей целью и
совместной деятельностью.
В.Б.
Ольшанский расширил понятие межличностных отношений, включив в их структуру
социально-перцептивные процессы и аттракцию, а также ролевые отношения и
взаимовлияние [24]. В соответствии с таким подходом отношения дифференцируются
на инструментальные, функциональные, экспрессивные и эмоциональные.
Я.Л.
Коломинским [14] система межличностных отношений представлена как диада личных
и деловых отношений, Т.Е. Конниковой, помимо этих компонентов, выделен еще и
третий — подсистема гуманистических отношений.
Межличностные отношения —
это набор отношений, которые развиваются между людьми в форме чувств, суждений
и обращений друг к другу.
Межличностные отношения
включают в себя:
1) восприятие и понимание
людьми друг друга;
2) межличностная
привлекательность (влечение и симпатия);
3) взаимодействие и
поведение (в частности, ролевые игры).
Типы межличностных
отношений:
1) производственные
отношения — формируются между работниками организаций при решении
производственных, учебных, бытовых, бытовых и других задач и предполагают
установление правил поведения работников по отношению друг к другу. Разделены
на отношения:
а) вертикально — между
руководителями и подчинёнными;
б) горизонтальные —
отношения между работниками с одинаковым статусом;
в) по диагонали —
отношения между руководителями одной производственной единицы с рядовыми
работниками другой;
2) семейные отношения —
формируются вне трудовой деятельности на отдыхе и дома;
3) формальные
(официальные) отношения — нормативные отношения, предусмотренные в официальных
документах;
4) неформальные
(неформальные) отношения — отношения, которые действительно развиваются в
отношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или
антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных
отношений влияют такие личностные характеристики, как пол, национальность,
возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми,
самооценка, потребность в общении и т. д.
Этапы развития
межличностных отношений:
1) этап знакомства —
первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки
людьми друг друга, что во многом определяет характер отношений между ними;
2) этап дружеских
отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутренних
отношений людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействия людей
достоинствах и недостатках друг друга) и эмоциональных уровнях (возникновение
соответствующих переживаний, эмоциональных ответ и т. д.);
3) товарищеские отношения
— сближение взглядов и поддержка друг друга; характеризуется доверием [1].
Анализ
научных источников показывает, что классифицировать межличностные отношения
возможно на основании аффективного, гностического и актометрического аспектов.
Межличностные отношения деловой направленности опосредованы результатами
совместной деятельности; личные межличностные взаимоотношения являются
следствием проявления эмоций; оценочные отношения представлены осознанностью и
целеполаганием.