Платная доработка на тему Развитие эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с помощью арт-терапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………… |
3 |
|
Глава |
7 |
|
1.1 |
Анализ понятия «эмпатийность» в психолого-педагогической |
7 |
1.2 |
Возрастные особенности развития эмоциональной |
10 |
1.3 |
Особенности развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения …………………………………………………. |
13 |
1.4 |
Арт-терапия как средство развития |
17 |
Вывод по 1 главе …………………………………………………………. |
23 |
|
Глава |
24 |
|
2.1 |
Организация и проведение |
24 |
2.2 |
Анализ и интерпретация результатов |
28 |
2.3 |
Организация коррекционно-развивающих |
45 |
2.4 |
Анализ этапа |
49 |
Вывод по 2 главе ……………………………………………………..…… |
67 |
|
Заключение |
70 |
|
Список |
73 |
|
Приложение |
82 |
Введение:
Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения,
и даже воздействие неблагоприятных факторов может привести к проблемам со
зрением. В условиях гуманизации общества особенно приоритетным становится
развитие типа взаимоотношений, основанных на гуманизме, на уважении к
индивидуальности каждого человека. В качестве неотъемлемой части культуры
личности выступает эмоциональная зрелость, развитые социальные эмоции, наличие
способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у
детей эмпатийности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы
эмоционально-нравственной культуры личности.
Проблемой изучения эмоционального развития детей с нарушениями
зрения занимались Н.Н. Будай [9], В.З. Денискина [21], Л.А. Дружинина [24],
В.П. Ермаков [25], А.В. Запорожец [27], М.И. Земцова [29], И.Г. Корнилова [38],
А.Г. Литвак [42], Г.В. Никулина [50], Л.И. Плаксина [58], Л.А. Ремезова [62],
Л.И. Солнцева [68], В.А. Феоктистова [77], В.Ю. Федоренко [76] и др.
На современном этапе развития
общества происходит активный поиск, разработка и внедрение вариативных программ
личностно ориентированного обучения и воспитания. Особо актуальна проблема
разработки и апробации инновационных методов и средств, направленных на
коррекцию эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
Одним из перспективных
направлений коррекции эмоциональных нарушений в старшем дошкольном возрасте
является арт-терапия. Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик
арт-терапевтического взаимодействия участников психокоррекционной работы
является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной
активности, придание ценности детским переживаниям.
Психотерапевтическим
воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие
личности занимались А.И. Аржанова [2], И.П. Воропаева [13], В.Г.
Нечаева [47], Р.В. Овчарова [53], и др. Таким образом, арт-терапия обладает
возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его
способности к самопознанию.
Актуальность работы
обусловлена противоречием между необходимостью усиления значимости эмпатийности
для межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением
зрения и недостаточным использованием потенциала арт-терапии при развитии
эмпатийности таких дошкольников.
Объект исследования: эмпатийность у детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: возможности арт-терапии в развитии
эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: у
старших дошкольников с нарушениями зрения есть трудности в развитии
эмпатийности (недостаток знаний о социальных эмоциях, недостаточная
сформированность эмпатических реакций на переживания другого, несформированные
способности оказания помощи и содействия сверстникам, ограниченность форм
устойчивого содействия сверстнику, несформированность способности к выражению
сочувствия и сопереживания и др.), а также, что арт-терапия является
эффективным методом развития эмпатийности.
Цель исследования: оценка эффективности арт-терапии для развития эмпатийности
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Названные проблема,
цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное
решение следующих задач исследования:
1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по теме
исследования;
2.
Подобрать комплекс психодиагностических методик
для изучения актуального уровня эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения;
3.
Разработать и реализовать коррекционную программу для развития
эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения;
4.
Провести изучение
итогового уровня эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения и оценить успешность проведённой работы.
Методы и методики. Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы использовался
комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
−
Анализ теоретических и методологических
данных по проблеме
исследования;
−
Эмпирические методы исследования (беседа,
наблюдение,
эксперимент);
−
Количественный и качественный анализ результатов.
−
Математическая обработка результатов по t-критерию Стьюдента
для связных выборок.
Исследование
эмпатийности проводилось при помощи следующих методик:
−
Методика «Изучение понимания эмоциональных
состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
−
«Изучение эмоций» (Г.А. Урунтаева, Ю.А.
Афонькина);
−
Опросник «Характер проявлений эмпатических
реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);
−
«Метод
проблемных ситуаций» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко);
−
«Изучение
эмоциональных проявлений детей
при разыгрывании
сюжетных
сценок» (А.Д. Кошелева).
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» г. Реутов, ул.
Комсомольская, д.17, заведующий — Семенова Наталья Сергеевна.
Контингент испытуемых. Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения общим количественным составом 30 человек, распределенных в
две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 человек в каждой.
Практическая значимость
исследования заключается в
составлении комплекса для диагностики уровня эмпатийности у дошкольников с
нарушением зрения; разработке и апробации коррекционно-развивающей программы для
развития эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения. Программа на основе
арт-терапии, может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с
нарушением зрения.
Структура работы. ВКР
включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Текст
исследования изложен на 147 страницах. Результаты исследования
представлены в 19 таблицах и 11 рисунках.
Заключение:
В
результате проведенной работы были проанализированы отечественные и зарубежные
исследования коррекции эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.
Обобщая современные достижения педагогической
и психологической науки и практики, следует отметить, что воспитание
эмпатийности у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание
важности проявления по отношению друг к другу отзывчивости, сострадания,
формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро
искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании
различных ситуаций и поступков людей. Для формирования эмпатийности у
дошкольников следует развивать сопереживание, взаимопонимание,
доброжелательность, дружелюбие, внимание.
В
связи с особенностями эмпатийности у детей с нарушением зрения нами был
сформирован диагностический комплекс.
Констатирующий
эксперимент позволил нам выявить следующие особенности эмпатийности у детей
дошкольного возраста с нарушением зрения, которые входили в экспериментальную и
контрольную группы:
−
у детей
недостаточно сформировано
понимание эмоционального состояния людей, при интерпретации эмоций требовалась
помощь;
−
у
большинства детей не сформированными оказались социальные эмоции;
−
у
большинства детей слабо развита способность проявлять сочувствие и сострадание,
редко проявляется способность к оказанию помощи и содействия сверстнику;
−
у детей
не сформирована способность к адекватному сопереживанию, к проявлениям
безусловной помощи;
−
недостаточно
сформированы эмоциональные проявления, плохо сформированы
экспрессивно-мимические средства выражения эмоций.
На
основании полученных первичных результатов была разработана
коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмпатийности у детей с нарушением зрения при помощи
арт-терапии. Результаты исследования, которые мы получили в
процессе констатирующего исследования, учитывались нами при планировании
коррекционно-развивающей программы. Программа проводилась 2-3 раза в неделю в
течение месяца. Включала в себя 10 занятий. Программа проводилась только с
детьми экспериментальной группы.
После
проведения коррекционно-развивающей программы мы провели повторную диагностику
уровня эмпатийности у дошкольников с нарушением зрения с целью определения
эффективности проведенной работы. В результате проведенной
коррекционно-развивающей программы у детей экспериментальной группы была
отмечена положительная динамика.
В
частности, по результатам методики «Изучение понимания эмоциональных состояний
людей, изображенных на картинке», у детей экспериментальной группы, согласно
статистической обработке результатов достигнуты значительные результаты (p≤0,01). В то время как у детей
контрольной группы не было замечено значительных изменений.
Результаты
по методике «Изучение эмоций» у детей экспериментальной группы повысился
уровень развития социальных эмоций. Согласно статистической обработке
результатов по данной методике достигнуты положительные результаты (p≤0,01). В контрольной группе
результаты находились в зоне незначимости, что говорит о неизменности уровня
развития социальных эмоций.
По
результатам методики «Характер проявления эмпатических реакций и поведения» у
детей экспериментальной группы, согласно статистической обработке результатов
произошли незначительные изменения в развитии эмпатических реакций (p≤0,05). Эмпирические значения
находолись в зоне неопределенности. В контрольной группе результаты по данной
методике остались на прежнем уровне развития. Результаты были в зоне
незначимости, не выявлены статистически значимые различия, т.е. изменений не
происходило.
Результаты
по методу проблемных ситуаций у детей экспериментальной группы показывают
положительные изменения уровня межличностного взаимодействия. Эти данные
подтверждает статистическая обработка результатов по этим методикам, которая
показывает значительные различия (p≤0,01). В то время как в контрольной
группе значительных изменений не было выявлено.
Результаты
по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» у детей экспериментальной
группы повысился уровень эмоциональных проявлений. Это подтверждает
статистическая обработка результатов по данной методике. Были достигнуты
положительные результаты (p≤0,01).
Эмпирические значения детей контрольной группе находились в зоне незначимости.
Изменений у детей контрольной группы не было выявлено.
Полученные
результаты позволяют утверждать, что
коррекционно-развивающая программа с использованием арт-терапии оказалась
эффективной для развития эмпатийности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Таким образом, гипотеза
о том, что арт-терапия является эффективным методом развития эмпатийности у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения, получила подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Эмпатийность представляет
собой качественную личностную характеристику, включающую как готовность, так и
способность индивида к осуществлению процесса эмпатии в ходе межличностного
взаимодействия.
Феномен эмпатии имеет продолжительную историю изучения в рамках
зарубежной науки и относительно короткую в отечественных исследованиях. Данная
дефиниция впервые введена в философских дисциплинах, в которых именовалась
термином «симпатия» и была взаимосвязана с развитием моральных чувств и
альтруистическим поведением, что подчеркивается в трудах А. Смит [67],
Г. Спенсера [70], А. Шопенгауэра [81] и др.
Дефиниция
эмпатия происходит от греческого «empatos», что означает «вчувствование,
проникновение».
С.Л.
Рубинштейном [64] эмпатия определяется в качестве составляющего элемента любви,
кроме того, эмпатию ученый определяет как отношение к окружающим, которое
подкрепляется эмоциональной составляющей.
Ю.А.
Менджерицкая [46] определяет эмпатию как «сложный, многоуровневый феномен, в
котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих
переменных, выражение которых опосредовано навыком общественного взаимодействия
субъекта с иными людьми».
М.А. Пономаревой [60] эмпатия определяется как системное
образование, представленное когнитивным (понимание эмоционального состояния
другого), эмоциональным (сопереживание и сочувствие другому) и конативным
(активная помощь объект эмпатии) компонентами, в связи с чем эмпатический процесс
основан на сопереживании, сочувствии и содействии.
Л.П. Выговская [14] подчеркивает, что способность эмпатии к
выраженности как просоциальным, так и асоциальным поведением, детерминировано
основными элементами процесса, которые представлены сочувствием, сопереживанием.
Н.Н. Обозовым [51] эмпатия рассматривается как отклик одной
личности на переживания другой.
И.М. Юсуповым [85] эмпатия определяется в качестве целостного
феномена, который связывает сознательную и подсознательную психические
инстанции, целью является проникновение во внутренний мир другого человека.
Согласно
В.В. Бойко [83], эмпатия также служит отражением партнеров по взаимодействию,
основой ее являются интуиция, рациональное восприятия и эмоциональная
отзывчивость, в связи с чем можно констатировать, что ученым эмпатия
воспринимается как форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения
другого человека.
Исследователи
говорят о различных формах эмпатии: Л.И.
Божович [5], Т.П. Гаврилова [17] выделяют сопереживание и сочувствие; Л.П. Стрелкова
[73] выделяет сопереживание – сочувствие – содействие.
Н.Н. Обозовым [51]
выделяются следующие формы эмпатии:
1) Когнитивная эмпатия – это форма эмпатии, при которой ведущая роль
принадлежит способности индивида к понимаю состояний другого, при этом
собственное состояние не подвергается никаким изменениям;
2) Эмоциональная эмпатия основана преимущественно на способности к
выражению сочувствия и сопереживания другому человеку;
3) Действенная эмпатия представляет собой завершающую стадию процесса
эмпатии, которая осуществляется посредством оказания активной поддержки и
помощи другому индивиду.
Существуют
три уровня эмпатии.
Первый
уровень можно охарактеризовать в качестве способа существования с другими, как
способность к пониманию специфики внутреннего мира другого индивида.
Второй уровень
является уже более сложным способом организации взаимодействия с окружающими, у
которых отмечается специфика и многообразие внутреннего мира.
Третий уровень эмпатии можно
интерпретировать в качестве постепенного приобретения навыка коммуникации,
основанного на эмоциональном контакте [13].