Специальная психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Готовность к школе детей с интеллектуальными нарушениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта 6
1.1. Готовность к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Готовность к обучению в школе детей с нормотипичным развитием 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями 16
1.4. Особенности готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями 21
Заключение 30
Список использованных источников 34

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Ускорение темпов социального развития в мире, интенсификация процесса обучения, введение федеральных государственных стандартов не могут не затрагивать систему дошкольного образования и воспитания.
В условиях системы дошкольного образования и воспитания у детей старшего дошкольного возраста формируется психологическая готовность к школе, аспекты которой представлены в теоретических и прикладных исследованиях М.М. Безруких, Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, Н.Ф. Виноградовой, JI.C. Выготского, В.А. Губина, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, Е.С. Ермаковой, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной, Н.В. Нижегородцевой, Р.В. Овчаровой, У.В. Ульенковой, B.C. Цеханской, Д.Б. Эльконина и других.
Одной из важнейших задач в системе дошкольного образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста является мониторинг развития психологических характеристик детей, определяющих уровень психологической готовности к школьному обучению. Наличие сформированности психологической готовности детей к школе облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни, а ее мониторинг позволяет педагогу вовремя скорректировать развитие ее отдельных психологических характеристик, обеспечивая успешное обучение в начальной школе.
Успешное развитие личности, эффективность обучения ребенка во многом зависят от того, насколько правильно учтены уровень подготовки его к школе. В целом, готовность ребенка к обучению в школе предполагает интеллектуальную, личностную и социально-психологическую, волевую составляющие. Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: уровня психического развития; наличия необходимых навыков и умений; состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Особенно остро стоит проблема готовности детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе. Умственная готовность ребенка к школе определяется несколькими взаимосвязанными компонентами: объемом знаний об окружающем мире; специальными знаниями и навыками; определенным уровнем развития познавательной деятельности. Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает умение его учиться, воспринимать, понимать, запоминать, воспроизводить материал, осуществлять мыслительные операции с реальными и воображаемыми предметами и тому подобное. В связи с этим встает вопрос познавательного развития детей 6 лет с интеллектуальными нарушениями, поступающих в школу, и которые не всегда готовы к школьному обучению.
Итак, проблема общей, в ближнем социуме, подготовки нормально развитых детей и детей с интеллектуальными нарушениями к обучению в школе является достаточно актуальной для внедрения современной системы интегрированного и инклюзивного обучения, которая позволит социально адаптировать не только ребенка с нарушениями психофизического развития, в частности ребенка с задержкой психического развития, с нарушениями анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью легкой степени, к условиям общеобразовательной школы, позволит ему посещать учебное заведение в той местности, в которой он находится, не отрывая его от семьи, но и позволит изменить негативную позицию и стереотипы детей с нормальным интеллектуальным уровнем и их родителей относительно нахождения данного ребенка в их окружении и коллективе.
Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педагогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около трети детей, достигнувших шести — семи — летнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению.
Благодаря широкому спектру психологических исследований, посвященных проблеме психологической готовности детей к школе, педагогическая психология располагает значительной базой для определения данной проблемы. Однако, развитие психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, определяющих психологическую готовность к школе детей рассматривается впервые, что определяет необходимость апробации и оценки ее эффективности.
Налицо противоречие между высокими требованиями к подготовленности ребенка к школе и недостаточностью работ по развитию психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, определяющих психологическую готовность детей к школе.
Потребность практики, недостаточность разработки теории, выявленное противоречие определили проблему: в каких условиях образования, развитие психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, определяющих психологическую готовность к школе детей, будет эффективнее для успешного обучения в начальной школе; обусловило выбор темы, цели и задач настоящего исследования.
Актуальная научная задача исследования: выявление психомоторных, эмоциональных, интеллектуальных, личностных характеристик, определяющих психологическую готовность к школе детей с интеллектуальными нарушениями.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Готовность к школе детей с интеллектуальными нарушениями».
Гипотеза исследования: дети с интеллектуальными нарушениями имеют большие трудности в формировании личностной подготовке к школе.
Объект исследования: формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда и только несколько десятилетий назад была сформулирована как проблема. Учёные, педагоги всех стран заняты решением этой проблемы. Современные дети развиваются быстрее, а это требует от школы совершенствовать методы обучения и по-другому готовить дошкольников к обучению в школе.
Психологическая готовность к школе, с одной стороны, рассматривается нами как необходимый уровень психического развития дошкольника, а с другой результат развития дошкольника, необходимый для освоения школьной программы в коллективе сверстников, который включает психомоторную, эмоциональную, интеллектуальную и личностную готовность к различным видам школьной деятельности.
Психологическая готовность к обучению в школе является итогом всего предыдущего психического развития старших дошкольников, является динамичным образованием, способным формироваться при наличии определенных психолого-педагогических условий. Следует отметить, что понятие менялось, уточнялось, определялись общие принципы, направления, форм и методы работы по формированию у детей дошкольного возраста готовности к обучению в школе.
Для подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной жизни нужно ориентироваться на развитие у них способностей к овладению разными
элементами социальной культуры (знаниями, способами действий, опытом продуктивной деятельности) в неадаптированном виде, то есть в естественных условиях жизнедеятельности человека.
Для решения этой важнейшей задачи, которая заключается прежде всего в том, чтобы максимально сглаживать недостатки интеллектуального развития умственно отсталых детей, вторичные нарушения различных сфер личности, возникающие на этой основе, и поведения в целом, необходима всяческая активизация их познавательной деятельности и формирования умений самостоятельно ее осуществлять, то есть пользоваться познавательными действиями и приемами.
С этой целью в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей надо постоянно предлагать им для выполнения разнообразные виды познавательных задач, среди которых самыми полезными для формирования готовности к школе являются следующие:
• на сравнение предметов, явлений, фактов, событий по сходству и расхождением;
• на обобщение ряда однородных явлений на основании существенного сходства их признаков;
• на конкретизацию обобщенных понятий, правил, закономерностей;
• на установление причинно-следственных связей между явлениями и событиями;
• на доказательства или опровержения;
• критической и самокритической оценки;
• на планирование будущей деятельности как практического, так и умственного характера;
• на монологическую воспроизведения целостной системы полученных знаний.
Следует помнить, что только постановки таких задач перед детьми недостаточно. Необходимым является специальное и целенаправленное обучение умственно отсталых учащихся выполнения этих задач, формирование у них соответствующих способов умственной деятельности.
Как же происходит положительное приспособления ребенка с интеллектуальными нарушениями развития в окружающей действительности?  Педагогический процесс должен максимально способствовать такому приспособлению, помогать ребенку преодолевать трудности в овладении социальной культурой, «опытом человечества» для того, чтобы обеспечить возможности развития социально полезной личности.  Прежде всего следует помнить, что приспособление ребенка с интеллектуальными нарушениями к действительности происходит за счет опоры на более сохранённые функции.  Так, при повреждении отдельных анализаторов к процессу познания, установления связей с окружающим миром интенсивно привлекаются те анализаторы, в деятельности которых нарушений нет.
Педагогический процесс создает специальные условия для наиболее благоприятного использования сохранных анализаторов ребенка. Во время обучения умственно отсталых детей необходимо также максимально использовать их относительно сохранены возможности, в частности, широко опираться на резервы лучшего восприятия и осмысления наглядного, чем словесного материала.
 В процессе приспособления аномального ребенка к действительности важную роль играет речь людей, которые ее окружают его. Словесные объяснения помогают умственно отсталых понять, что они не способны осмыслить без комментариев других лиц.  Различные виды практической и умственной деятельности интеллектуально неполноценных детей обязательно потребует направляющей помощи (в виде инструкций, советов, исправлений, подсказок, подкреплений), которая осуществляется другими лицами главным образом за счет языка.
 Своеобразие развития ребенка с интеллектуальными нарушениями определяется прежде всего степенью выражения и качеством первичного дефекта.  Так, умственная отсталость может быть вызвана различными степенями органического поражения центральной нервной системы, от его зависят индивидуальные возможности развития познавательной деятельности.  Качественные особенности первичного дефекта, обнаруженные у детей с врожденной или приобретенной в раннем детстве умственной отсталостью, разнообразные они во многом определяют специфичность картины развития (с точки зрения возникновения вторичных отклонений).
В отношении умственно отсталых детей легкой степени кроме выше описанных воздействий существенным выступает диагностический и коррекционно-развивающий психолого-педагогический этапы работы во время всех учебно-воспитательных занятий (ознакомление с окружающей средой и развитие речи, формирование элементарных математических представлений и др.) и в процессе становления различных видов деятельности (предметно-практической, игровой, изобразительной, трудовой, общественно-полезной), что позволит развить в них все компоненты психолого-педагогической подготовки к обучению в школе, а также направить развивающее влияние ведущей деятельности данного возраста.
Дети с особенностями умственного развития больше, чем нормально развивающиеся дети, должны получать целенаправленную, обучающую помощь и воздействие взрослых людей. Особенно эта помощь нужна им в период подготовки к школьному обучению.
Отметим, на протяжении длительного времени считалось, что проблема умственно отсталых детей кроется в их интеллектуальной недостаточности, а остальные стороны личности во внимание не брались.
Исследования наших учёных в последние годы показывают взаимозависимость умственных дефектов и общих нарушений психической жизни ребёнка.
Таким образом, мы подтвердилась гипотеза о том, что на развитие всех психических функций ребёнка нарушение интеллекта влияет, а это, в свою очередь, затрудняет формирование его готовности к обучению в школе.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе далеко не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение бесспорно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, в свою очередь, отражают изменения, происходящие в общественном сознании. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в разных аспектах. Педагогами прошлого было выдвинуто немало интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (Я.А. Коменский, Т. Мор, Й.Г. Песталоцци, Ф. Рабле, Же. Же. Руссо, Е. Роттердамский и др.).
Исходя из многолетнего изучения этой проблемы и в эксперименте, и в массовом обучении, в науке понятие готовности ребенка к школе определяется как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не приведут к перегрузкам и отклонений в развитии. Отдельными учеными используется аналогичное понятие “школьная зрелость”, под которым понимают уровень общего психологического развития ребенка, который чаще всего составляют такие показатели: а) количество постоянных зубов, рост, вес; б) умственная зрелость (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, аналитическое мышление); в) эмоциональная зрелость и социальная зрелость [6].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (А.Л.Венгер, Е.А.Панько и др.). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Подготовка к школе предусматривает общую и специальную подготовку. Первая – это физическая, интеллектуальная, личностно-волевая готовность, а вторая – готовность включаться в усвоение предметных знаний, умений и навыков. Сама же готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как интегративный результат этих направлений деятельности, что состоит у нее на завершение дошкольного детства и способствует к условиям и требованиям школьного обучения (А.Савченко).
Очень долго считалось, что критерием готовности ребенка к школе является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский определил, что готовностью к школьному обучению является не столько количественный запас представь, сколько уровень познавательных процессов.
Л. Головчич, рассматривая понятие «готовность к школьному обучению» отмечает, что в старшем дошкольном возрасте наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко меняются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые подаются детям в не заинтересованной форме, а в виде учебного материала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к разным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы