46Введение:
Система современного
образования находится в состоянии динамичного развития: вводятся новые
государственные образовательные стандарты, изменяется содержание образования,
разрабатываются новые образовательные модели, совершенствуется система оценки
качества образования. Одним из важных вопросов современного образования
является повышение качества образования и приведение его в соответствие с
мировыми стандартами. Решение данного вопроса невозможно без осуществления
вариативности образовательного процесса. В связи с этим образовательные
учреждения переходят на внедрение инновационной деятельности, которая требует
глубокого научного и практического осмысления.
Важным
условием развития инновационного потенциала системы образования является
деятельность, направленная на выявление и распространение эффективного опыта
инновационной работы воспитателей, педагогов и руководителей образовательных
организаций.
Актуальность
проблемы заключается в том, что инновации являются закономерностью в развитии
образовательных организаций, в том числе и дошкольных, и сопровождаются
изменениями в образе деятельности и стиле мышления педагогов, вносят в
образовательную среду новые стабильные новшества и вызывают переход системы из
одного состояния в другое.
В педагогической литературе проблема
инноваций рассматривалась долгое время. Использование инновации в образовании
на теоретико-методологическом уровне отражена в работах А.В. Хуторского, Н.Б.
Пугачевой, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.А. Майера, К.Ю. Белой, Л.М.
Волобуевой.
Обзор литературных источников по
проблеме использования инноваций в современном образовании позволяет сделать
вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно, и требует дополнительного
изучения в условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Сегодня
инновационная деятельность стала частью имиджа образовательной организации,
играя огромную роль в ее существовании и развитии.
Исходя
из вышесказанного, можно сформулировать цель и задачи выпускной
квалификационной работы.
Цель
работы: исследование инновационной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении.
Задачи
исследования:
1. изучить научную и
методическую литературу по теме исследования;
2. определить особенности
организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
3. рассмотреть основные
инновационные образовательные технологии, применяемые в дошкольных
образовательных организациях;
4. провести анализ
инновационной деятельности в МДОУ № 1 г. Поронайска;
5. предложить
проект взаимодействия ДОУ и родителей в цифровой образовательной среде,
определив его эффективность внедрения
6. сформулировать
рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в МДОУ № 1 г. Поронайска
Гипотеза исследования: Инновационные процессы в
ДОО приобретают характер педагогической системы и становятся эффективным
средством развития образования. Предполагается, что включение современных
технологий в образовательно-воспитательный процесс детского сада будет
способствовать развитию четкой ориентации в цифровом информационном
пространстве, активному применению современных информационных
технологий в образовательном процессе и в повседневной деятельности, а также
формированию общей цифровой информационной культуры взаимодействия и
эффективного сотрудничества детей, их родителей и педагогов.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
Заключение:
Проведенное исследование показало, что цифровые образовательные технологии
довольно прочно вошли в воспитательно–образовательный процесс дошкольных
учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем
образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях при
взаимодействии с родителями воспитанников.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу
дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности.
Педагог дошкольной организации должен уметь пользоваться компьютером,
современным мультимедийным оборудованием и регулярно применять их в своей
педагогической деятельности.
В последние годы произошло стремительное развитие
информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы
жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания
новой модели воспитательно-образовательного процесса и создания образовательной
среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть
решена посредством внедрения и активного использования цифровых образовательных
технологий при взаимодействии с родителями.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием
современного развивающегося общества. В последнее время все шире проявляется
роль информационных технологий в системе дошкольного образования, что совсем
недавно можно было наблюдать лишь как единичные случаи.
Образовательная среда дошкольного учреждения в современных условиях
формируется как информационная среда, то есть такая среда, которая реализует
активную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и
создает условия для развития информационной компетентности всех участников
этого процесса.
Одной из основных задач государственной политики Российской Федерации в
сфере использования цифровых образовательных технологий является
распространение практики предоставления гражданам доступа к открытой информации
о деятельности организаций различной направленности. Обеспечение интерактивного
информационного обслуживания с использованием современных информационных
технологий в значительной степени касается и образовательных учреждений, в том
числе и детских садов.
Таким образом, одной из целей внедрения цифровых
образовательных технологий является создание единого
информационно-образовательного учреждения. Создание такого сетевого
информационного пространства сегодня становится современной высокоэффективной
технологией, которая позволяет образовательному учреждению эффективно
развиваться и сотрудничать с родителями воспитанников.
Фрагмент текста работы:
Понятие «инновация» впервые появилось в
исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов
одной культуры в другую; такое значение до сих пор сохранилось в этнографии [51,
с. 116].
В начале прошлого века сформировалась
новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться
закономерности нововведений в сфере материального производства. Наука о
нововведениях – инноватика – возникла как отражение обострившейся потребности
различных организаций в деятельности по разработке и внедрению новых услуг и
идей. В 30-е годы прошлого столетия в США утвердились термины «инновационная
политика» и «инновационный процесс» [17, с. 8].
Развитие педагогической инноватики в
России связано с массовым общественно-педагогическим движением, с
возникновением противоречий – между имеющейся потребностью в быстром развитии
системы образования и неумением педагогов ее реализовать. Возрос массовый
характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом
знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация»,
«инновационный процесс» и др.
Слово «инновация» – латинского
происхождения; в переводе оно обозначает «обновление, изменение, ввод чего-то
нового, введение новизны». Понятие «нововведение» (инновация) определяется и
как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику [11, с. 18].
Рассматривая микроструктуру
инновационного процесса, исследователи Т.О. Соломандина и В.Г. Соломандин
выделяют концепцию «жизненного цикла»: это процесс нововведения, который
исходит из того, что нововведение есть процесс, происходящий во времени [55, с.
81].
В многочисленной литературе по
инновационному менеджменту приводится значительное количество различных
определений понятия «инновационная деятельность».
В концепции инновационной политики РФ
инновационная деятельность определяется как процесс, который направлен на
практическую реализацию итогов завершенных научных исследований и разработок
или других научно-технических достижений в обновленный либо усовершенствованный
продукт, реализуемый на внешнем рынке, в новый либо усовершенствованный
технологический процесс, который применяется в практической деятельности, а
кроме этого, связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки
[4, с. 17].
Так, М.Н. Костикова утверждает, что
инновационная деятельность включает в свой состав весь инновационный процесс,
начиная полным циклом с появления идеи и оканчивая так называемой диффузией
продукта [16, с. 8].
Э.Ф. Зеер говорит о том, что
инновационная деятельность представляет собой деятельность по воспроизводству
поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и
опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий с целью вовлечения их
результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в форме некоторого
инновационного продукта [25, с. 117].
Можно заключить, что подобная трактовка
инновационной деятельности сводит ее к определенному воспроизводству различных
исследований и разработок, а также действий в области маркетинговой
деятельности, что представляется только лишь частью инновационной деятельности
как системного образования.
Более системным и комплексным
представляется определение инновационной деятельности, которое приводится В.А.
Кан-Калик: инновационная деятельность представляет собой такой вид
деятельности, который имеет тесную связь с трансформацией идеи (зачастую в форме
итогов научных исследований и разработок или других научно-технических
достижений) в качественно новый или усовершенствованный продукт, внедренный на
рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, примененный в
практической деятельности, или в качественно новый подход к социальным услугам
[18, с. 109].