Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава I. Теоретические основы формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 7

1.1. Сущностная характеристика понятия «речевые умения и навыки младших школьников» 7

1.2. Особенности организации проектной деятельности младших школьников……………………………………………………………………….12

1.3. Педагогические условия формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 20

Выводы по 1 главе 31

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 32

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 32

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 39

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности 49

Выводы по 2 главе 53

Заключение 55

Список использованных источников 57

Приложение 1 64

Приложение 2 66

Приложение 3 67

Приложение 4 77

  

Введение:

 

Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день одной из первостепенных задач для образовательных организаций является формирование речевых навыков и умений учащихся начальной ступени обучения. Очень важно развивать у младших школьников не только способность грамматически правильно и последовательно строить предложения, но и возможность выразить всё богатство, которым обладает русский языка.

Согласно ФГОС НОО «одной из ведущих целей образования в начальной школе является овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Развитие речи, культуры речевого общения и письменной речи — важнейшая задача обучения в начальной школе» [33].

Опираясь на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным, поэтому в настоящее время необходимо реализовывать методы обучения, способствующие в большей степени формированию у детей младшего школьного возраста речевых и коммуникативных навыков.

Одним из современных и эффективных методов формирования речевых умений и навыков у младших школьников является проектный метод. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования, необходимо организовать развитие у младших школьников опыта проектной деятельности. В практике современной российской массовой школы формирование опыта реализации проектной деятельности школьников происходит либо тогда, когда проекты выполняются в рамках специальных внеклассных мероприятий, либо на уроках в рамках разработки конкретной темы.

Тема работы объединяет два серьезных и актуальных вопроса: во-первых, в нем рассматриваются речевые умения и навыки младших школьников, а во-вторых, в нем рассматривается проектная деятельность как перспективное и востребованное сегодня средство формирования речевых навыков.

Степень научной разработанности проблемы. Концепции, которые сформулированы в трудах Н.И. Жинкина, В.В. Кожинова, А.А. Ладыженской, М. Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой и других, затрагивали вопросы развития речевых навыков младших школьников, исследования данных методов обучения.

Сущность и содержание проектной деятельности раскрывают в своих трудах такие ученые, как Дж.Дьюи, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е.Петров, М.Г.Лапердина, М.М.Морозова, И.И.Петрова, и другие.

Использование метода проектов в обучении русскому языку рассматривается в трудах Л.М. Вахрушевой, Ю.А. Соколовой, И.П. Дубровской, Г.В. Цветковой, А.Г. Нарушевич и др.

Несмотря на достаточно большое количество научных исследований в области проектной деятельности, особенности применения проектов в системе работы по формированию речевых умений и навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности недостаточно изучены.

Таким образом, появляется противоречие между необходимостью формирования речевых умений и навыков младших школьников и отсутствием научно-методических рекомендаций по формированию навыков речи в конкретной предметной области, в частности, на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Объект исследования – речевые умения и навыки младших школьников.

Предмет исследования – процесс формирования речевых умений и навыков младших школьников в проектной деятельности.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать методы и приемы формирования речевых умений и навыков младших школьников в проектной деятельности.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что систематическое использование проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать эффективному формирования речевых умений и навыков младших школьников.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты использования проектной деятельности в процессе формирования речевых умений и навыков младших школьников.

2. Определить особенности использования проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

3. Выявить эффективность использования проектной деятельности в формировании речевых умений и навыков младших школьников.

Для решения поставленных задач в процессе исследования нами применялся комплекс теоретических и практических методов:

— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический методы,

— практические: обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, диагностика,

— методы качественной и количественной обработки данных.

Базой исследования выступила МКОУ «Петровская СОШ» Воронежской области Лискинского района с. Петровское ул. 40 лет октября, 63. В исследовании приняли участие ученики 3 класса.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения. Список использованных источников представлен 70 источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе данной работы выяснили, что речевые умения представляют собой способности ученика правильно использовать речевые средства для эффективного взаимодействия между участниками общения.

Одним из средств формирования речевых умений является проектная деятельность, под которой понимается совокупность современных педагогических приемов, ориентированных на получение конечного продукта учащимися в результате самостоятельной деятельности, а также ее планирования, организации и контроля.

Как средство формирования речевых умений, проектная деятельность стимулирует учеников решать проблемы, связанные с определенными накопленными знаниями, способствует развитию критического мышления; совершенствует навыки работы с первоисточниками (ученики подбирают необходимую им литературу, проводят её анализ, систематизацию). В процессе сотрудничества школьники решают различные познавательные и творческие задачи.

Так как базой практики стала МКОУ «Петровская СОШ» Воронежской области Лискинского района с. Петровское, то среди педагогов этой школы было проведено анкетирование с целью выяснения, как понимают деятельность проекта педагоги, практики, как они видят возможности его применения, как они реализуют и с какими трудностями они сталкиваются. Специфика проектов на уроках русского языка заключается в том, что обычно в качестве готового продукта выступают устные и письменные тексты, и успех проекта зависит от того, насколько хорошо развиты у школьников навыки текстовой деятельности. Подготовку учеников к созданию проектов по русскому языку обеспечивает деятельностный характер задач учебника. Сравнивая тексты, языковые модели, делая лингвистический анализ, обобщения, выводы, ученик приобретает опыт познания, что немаловажно в проектной деятельности.

В процессе анкетирования учителей, было выявлено, что они отмечают широкие возможности технологии проектов для развития, образования и воспитания детей, однако большинство педагогов редко применяют ее на практике, что не способствует эффективному развитию исследовательских качеств и креативности обучающихся.

В поисках выхода из проблемы была начата работа по реализации метода проекта на уроках русского языка.

Основная цель исследования – выявить, формируются ли речевые умения и навыки учащихся младшего школьного звена под влиянием проектной деятельности.

Были разработаны и апробированы проекты на русском языке, которые были апробированы на уроках и во внеурочной деятельности. Все проекты, которые были разработаны и направлены на формирование речевых умений и навыков.

Констатирующий эксперимент показал слабую подготовку школьников к проектной деятельности. Недостаточно развита самостоятельность, мотивация и творческий потенциал обучающихся. Контрольный этап показал, что целенаправленная и систематическая работа по созданию проектов эффективно формирует исследовательские умения учащихся. Результаты итогового эксперимента школьников в процентном соотношении стали выше.

У школьников стали сформированы такие речевые умения и навыки, как умение работать с различными источниками информации; правильно разрабатывать методологию исследования; четкое выражение своих мыслей; умение находить конструктивный подход к решению проблемы; умение эффективно планировать свою работу, проводить проверку и оценку её результатов; а также умение использовать возможности информационных технологий для презентации результатов исследований.

Проведение опытно-экспериментальной работы и её результаты показали, что были решены все задачи, обозначенные в данной работе, доказана гипотеза исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности

1.1. Сущностная характеристика понятия «речевые умения и навыки младших школьников»

Термин «речь» относится к междисциплинарному понятию: её трактовка встречается в психологической (психолингвистической), лингвистической, методической литературе.

В психолингвистике и психологии трактуют речь как «мыслительный процесс, направленный на формирование и восприятие» [13].

В лингвистической литературе речь идентична «языку, который выступает в качестве «средства общения» [2, с. 86].

В методологической литературе говорится о том, что «речь является объектом обучения, поэтому методисты говорят о таком понятии, как «развитие речи» как образовательно-образовательный процесс.

Речь — это вид человеческой деятельности, то есть реализация идей, основанных на лингвистических средствах (слова, фразы, предложения). Слова имеют много функций: общение, общение, эмоциональное выражение, влияние на окружающих, это один из важнейших показателей культурного уровня человека, его умственных операций» [18, с. 31].

В младшем школьном возрасте каждый ребенок сталкивается с задачей изучения последовательных и аргументированных высказываний. Когда ребенок говорит, окружающие люди могут понять, как он мыслит, есть ли логика в его речи, насколько осознанно он воспроизводит всю слышимую и видимую информацию.

М.М.Алексеева считает, что «развитие речи ребенка должно стать неотъемлемой частью процесса формирования личности ребенка и, в частности, его способности к обучению» [2].

В психологическом словаре «умение» определяется «как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы