Платная доработка на тему Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 8
1.1. Проблема формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в научной
литературе. 8
1.2. Значение уроков литературного
чтения в формировании. 13
коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников. 13
1.3. Педагогические условия
формирования коммуникативных. 17
универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках литературного чтения 17
Выводы по 1 главе. 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МБОУ СОШ № 18 КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.. 22
2.1. Изучение уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. 22
2.2. Организация работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
литературного чтения. 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы.. 42
Выводы по 2 главе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
Введение:
Актуальность исследования. Современная система образования
достаточно динамична, что обусловлено стремлением соответствовать социальному
заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
нового поколения ориентирует преимущественно на развитие универсальных учебных
действий (УУД) обучающихся.
Одним из видов УУД, отвечающих за
способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил
общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную
организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются
коммуникативные УУД.
Коммуникативные способности, навыки,
опыт конструктивного взаимодействия представляются основой для дальнейшего
интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы. Коммуникативные
учебные действия действительно требуют формирования в процессе человеческого
общения, посредством обмена мнениями, ведения дискуссий и диалогов. Очень
важное место в формировании коммуникативных учебных действий отводится урокам
литературного чтения.
Уроки литературного чтения,
организованные при помощи разных технологий, методов и форм, всегда
предполагают диалогово-дискуссионный контекст, который, в свою очередь,
тренирует быть тактичным, вежливым, внимательным к собеседнику. В процессе
диалогов обучающиеся строят предложения, аргументируют точку зрения, делают
выводы, учатся принимать точку зрения собеседника.
Опт народной культуры – один из
важнейших источников усвоения коммуникативных норм и правил, коммуникативной
компетентности.
Формирование коммуникативных
УУД на уроках литературного чтения позволяют развивать основные виды
речевой деятельности.
Это означает то, что введение
комплекса специально организованных уроков по литературному чтению способствует
развитию коммуникативных учебных действий, которые позволяют обучающимся
ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, оптимально
используя свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми.
Как правило, говорить о совершенстве
развития коммуникативных учебных действий младших школьников не приходится, что
позволяет считать приоритетным данное направление работы посредством
формирования навыков общения, расширения опыта конструктивного взаимодействия.
И уже в данном случае необходимо
понимать условия педагогического воздействия, и непосредственно отсюда проблеме
формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго
поколения, и поэтому однозначно можно сказать о том, что проблема сегодня
является актуальной.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках литературного чтения?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий
у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить педагогические условия
формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках литературного чтения и доказать их эффективность в
практике образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
литературного чтения будет более эффективным при условии, если будут:
1) в образовательном процессе разработаны и
реализованы уроки, развивающие коммуникативные навыки, через чтение, и
основанные на интерактивной модели педагогических ситуаций;
2) включены в образовательный процесс элементы,
развивающие коммуникативную деятельность обучающихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников в научной литературе;
2. Выявить
значение уроков литературного чтения в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Выявить
педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках литературного чтения;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по
формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках литературного чтения.
Теоретическая основа исследования. Проблема формирования универсальных
учебных действий анализировалась в трудах А.Г. Асмолова [3], Л.С. Выготского [6], Ю.В. Гороховой [7] и других исследователей. Особенности
формирования коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе на
примере уроков литературного чтения выявляли в своих работах А.С. Баранова [4], О.А. Ячменникова [28], С.В. Захарова [10].
Методы исследования: теоретический анализ научной
литературы, обобщение, сравнение, классификация; наблюдение, педагогический
эксперимент.
Теоретическая значимость
исследования: заключается в обобщении теоретического материала по
проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на примере уроков по предмету «Литературное чтение».
Практическая значимость исследования: представленные в приложении конспекты
уроков по предмету «Литературное чтение» могут быть использованы учителями
начальных классов в рамках формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников.
Опытно-экспериментальная база
исследования: МБОУ
СОШ №18 г. Коломна, Московская область.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из
введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Заключение:
Особое
внимание в формировании универсальных учебных действий уделяется становлению
коммуникативных УУД. Данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном
процессе, а коммуникация обучающихся влияет на учебную успешность.
Коммуникативные
УУД обучающихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс
эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. То есть, они обладают
колоссальным потенциалом. Важным средством достижения этой цели обучения являются
уроки литературного чтения в начальной школе.
Использование педагогических условий
для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения имеет свое
преимущество: процесс сотрудничества подразумевает активное коммуникативное
взаимодействие в классе.
Формирование коммуникативных УУД в
курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой
деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
К коммуникативным УУД относятся:
— планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия (системность);
— постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
— владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка (русского языка).
Ситуация современного школьного
обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных
задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по
поводу изучаемого материала.
Поэтому очень важно развивать у
ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет
предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником,
между одноклассниками.
Диалог, живое общение, тренинги,
языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и
развиваться школьники.
Для подтверждения гипотезы исследования нами была
проведена опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД у
младших школьников на примере уроков по предмету «Литературное чтение».
При изначально низких результатах сформированности
коммуникативных УУД, что стало ясно в процессе специально организованного
диагностического процесса, были проведены уроки литературного чтения,
составляющие собой небольшой цикл и ставящие задачу в формировании коммуникативной
компетентности как необходимого личностного компонента. Были применены
технологии активного чтения, коллективного и индивидуального, пересказа по
картинке.
Задавались наводящие вопросы, перед обучающимися
ставились проблемы, которые они должны решить самостоятельно в ходе раскрытия
урока литературного чтения.
Повторная диагностика показала эффективность проведенной
работы, что подтверждается результатами итоговой диагностики. Так, были
отмечены высокие показатели относительно потребности в дружбе.
Вместе с тем, показатели тревожности стали снижаться,
застенчивые дети стали проявлять себя, познавательный интерес повысился у всех
испытуемых.
Таким образом, мы можем констатировать эффективность
проведенной работы с младшими школьниками, что подтверждает гипотезу
исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1. Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников в научной литературе В современном образовании, на основании актуального ФГОС начального
общего образования (ФГОС НОО), в качестве основных планируемых результатов
обучения являются УУД, ориентированные на умения, навыки и компетентности.
Перечисленные УУД, как следует заметить, формируют ряд
условий, в которых развитие личности происходит с полной отдачей, с
самореализацией. Метапредметность УУД очень доступно демонстрирует ту
преемственность, которая характерна для образования вообще, на всех его уровнях
[22].
Среди УУД выделяются следующие действия: личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Обратим внимание на
краткую характеристику различных УУД вообще, что позволит более предметно
разбираться в вопросе и идентифицировать, при необходимости, УУД структурно.
Так, личностные УУД направлены на обеспечение
ценностно-смыслового компонента личности обучающихся, на их социальную
интеграцию (особенно в сфере межличностного взаимодействия). Учебная
деятельность обеспечивается на такие регулятивные действия, где присутствую:
— целеполагание;
— планирование;
— прогнозирование;
— контроль (относительно эталонного значения);
— коррекция (изменения по требованию);
— оценка (рефлексивный процесс);
— саморегуляция [3, с. 74].
Познавательные УУД, в свою очередь, имеют подструктуру,
которая сегментируется следующим образом:
— общеучебные УУД;
— логические УУД;
— постановка и решение проблемы.
Общеучебные также имеют подкатегории, где сперва определяется
цель, после нее непосредственно уже принимается поток информации, позволяющий
создать путь достижения цели, сформулировать структуру этого движения.
В частности, построение высказывание в устной и письменной форме
(действия по выбору языковых средств), рефлексия способов и условий действий,
постановка проблемы, моделирование.
Среди логических УУД выделяются в научной среде чаще всего следующие:
— анализ объектов усвоения (языковых и речевых) с целью
выделения признаков;
— синтез (составление целого из частей), выбор критериев для
сравнения;
— выведение следствий (самостоятельный вывод правила);
— установление причинно-следственных связей (при работе с
иноязычным текстом);
— построение логической цепи рассуждений, доказательство,
выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативность ребенка, как одна из сторон развития его
личности, подразумевает то, что он не будет застенчивым, стеснительным,
неразговорчивым со сверстниками и взрослыми, а сможет успешно осуществлять
саморегуляцию.
«Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого
взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется
самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат
самоопределения» [16, с. 32].
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
непосредственно обеспечивают возможность ребенка к осуществлению продуктивного
взаимодействия [3].
КУУД систематизируется в качестве желания производить
диалоговое общение, принимать участие в коллективных беседах, формулировать
мыслительные процессы.
КУУД в плане саморазвития личности разделяются на три важные
фактора
• обучающийся: диалогическая и монологическая речь;
• обмен знаниями внутри класса;
• умение вычленять информацию в разных формах;
• развивающий: рефлексия, прогнозирование;
• воспитательный: развитая эмпатия;
• понимание собеседника;
• инициативность.
• социальный: адекватность реакций на слова, идущие вразрез с
личным мировоззрением и мнением, результативное сотрудничество.
Структура КУУД включает четыре основополагающих компонента,
среди которых когнитивный, аксиологический, интерактивный и эмпирический.
1. Когнитивный компонент, формулирует представления
обучающихся о том, какие могут существовать виды коммуникативного
взаимодействия (имеется ввиду, например, диалоги на разных языках, письменная
или устная виды речи и прочее).
2. Аксиологичность – это, в свою очередь, мотивы и цели
коммуникации, к которым процессуально относятся:
— запрос-обмен информаций4
— убеждение в точке зрения;
— обусловленный отказ
или принятие.
3. Реализация интерактивности может быть осуществлена в форме
диалогового общения, организации диспутов, конференций, круглых столов и так
далее.
4. Эмпирический компонент – это уже непосредственно
рефлексия, своеобразный отчет [26].
Определение содержания и структуры КУУД обуславливаются тремя
сторонами коммуникативной деятельности: взаимодействием, кооперацией и интериоризацией.
В процессе коммуникативного взаимодействия происходит эмпатия
между коммуникантами, поскольку здесь требуется учитывать точку зрения
собеседника, входить в его положение. То есть, это означает, что обучающийся
уходит от категоричности своего мнения и может, соответственно, обоснованно
принимать позиции собеседников, может искать компромиссные решения. В процессе кооперации можно вести речь о действиях, в которых
важной составляющей является объединение прилагаемых усилий для того, чтобы
достигать цели сообща [3, с. 121].
Интериоризация трактуется, в свою очередь, как опосредованные
коммуникативно-речевые действия, являющиеся необходимыми в целях передачи
информации для ее последующей обработки и анализа.
Весьма любопытное наблюдение: взаимодействие в кругу
сверстников у обучающихся может строится по-разному, в зависимости от настроя
детей.
Когда этот настрой имеет негативный подтекст (эгоцентрические
позиции детей или одного ребенка, напряженность межличностных отношений),
приходится говорить о трудности в развитии групповой коммуникации.
И, напротив, в группах, где преобладающим фоном является
положительный эмоциональный настрой, общение вполне успешно развивается.
На основании такого развития событий можно говорить о том,
что педагогам необходимо формировать теплую, дружественную атмосферу внутри
классного коллектива, поскольку это уже многое для успеха развития
коммуникативной компетенции [9, с. 183].
Так, говоря о КУУД, речь идет непосредственно об умении
общаться в коллективе как сверстников, так и взрослых, умении ставить себя на
место собеседника (при необходимости) с целью охвата всех сторон мнений. В
целом же КУУД представляется как способность коллективного взаимодействия.
Среди видов КУУД выделяются проектные, где:
— ставятся задачи, определяются роли и способы
сотрудничества.
— формулируются ключевые вопросы и запросы для последующих
поисков.
— урегулирование конфликтов;
— формулирование и подача идей.
Рассматривая и обобщая основные функциональные характеристики
универсальных учебных действий, нами были отмечены наиболее значимые для нашего
исследования:
— обеспечить возможность обучающимся самостоятельного
осуществления деятельности обучения, постановки учебных задач, использования
основных средств и способов, необходимых для их достижения, контроля и оценки
процесса и результатов собственной деятельности;
— создать необходимые условия становления гармоничной
личности, в основе которой лежит способность самореализовываться и непрерывно
обучаться, обеспечивая при этом успешное освоение предметных дисциплин
различных областей знания [23, с. 145].
Исключительная важность формирования УУД начального
образования может быть определена необходимостью ускоренного совершенствования
образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного
и познавательного развития детей и создания условий для успешного их достижения
всеми школьниками.
Исходя из этого, можно отметить, что современная система
образования должна быть направлена на подготовку высокообразованной,
интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, в основу
формирования которой на начальных этапах развития заложены универсальные
учебные действия, которые формируются в младшем школьном возрасте.