Платная доработка на тему Формирование исследовательских умений младшего школьника на уроке окружающего мира с помощью экспериментирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Формирование исследовательских умений младшего
школьника как психолого-педагогическая проблема. 4
2. Экспериментирование: сущность и виды.. 10
3. Экспериментирование как средство формирования
исследовательских умений младшего школьника на уроке окружающего мира. 16
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества
предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет
обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные
вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит важная задача в
развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Процесс
выполнения экспериментирования при этом на каждом из этапов обучения
предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на
каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из
других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные
условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении,
формирования у школьников такого качества как исследовательские умения,
необходимые для личностного развития младшего школьника и успешного освоения
знаний.
Степень изученности темы исследования. Вопросами развития исследовательских
умений младших школьников занимались такие исследователи как А.В. Петровский и
М.Г. Ярошевский. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева раскрывают
сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают способы и
методы развития творческой активности. Что касается экспериментирования на
уроках окружающего мира, то данную проблему исследовали такие ученые как М.Н.
Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Цель
исследования: теоретически изучить проблему
формирования исследовательских умений младшего школьника на уроке окружающего
мира с помощью экспериментирования.
Объект
исследования: формирование исследовательских умений
младшего школьника.
Предмет
исследования: формирование исследовательских умений
младшего школьника на уроке окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи
исследования:
1. Изучить особенности
формирования исследовательских умений младшего школьника как
психолого-педагогической проблемы.
2. Определить сущность и
виды экспериментирования в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать
особенности формирования исследовательских умений младшего школьника на уроке
окружающего мира с помощью экспериментирования.
Методы
исследования, используемые в работе:
1. Теоретический метод
(анализ литературы по теме исследования).
2. Эмпирический метод (опросники, позволяющие
выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об
исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности
в исследовательской работе).
3. Метод количественного
и качественного анализа результатов исследования.
Структура работы
определяется ее целью и задачами исследования, состоит из введения, трех
параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
В настоящее время исследовательская
деятельность школьников является одним из средств реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении, предполагающего всестороннее
содействие становлению и развитию индивидуальности, креативности личности на
основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний,
накоплению опыта деятельности и достижению метапредметных результатов обучения.
Успешное осуществление
исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских умений.
Исследовательские умения логично квалифицировать, в соответствии с традициями
отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности
личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления
исследовательской деятельности.
Исследовательские умения необходимо рассматривать как комплекс трех
относительно автономных составляющих: поисковой активности; дивергентного
мышления; конвергентного мышления. Первый параметр — поисковая активность —
выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского
поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских
способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере
предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под
воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная
включенность — необходимые составляющие исследовательского поведения,
указывающие на наличие поисковой активности.
Младший школьный возраст —
благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую
деятельность. У младших школьников можно наблюдать такие психологические
новообразования как умение учиться, понятийное мышление, внутренний план
действий, рефлексия, новый уровень произвольности поведения, ориентация на
группу сверстников. Все это исключительно важно потому, что начало школьной
жизни — это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только
значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости,
особенно если мы говорим об исследовательской деятельности, которая требует
внимательности, усердности, трудолюбия, наблюдательности.
Экспериментирование на
уроках окружающего мира в младшей школе позволяет развивать различные
компетенции и универсальные учебные действия, расширять кругозор, формировать
исследовательские умения. Основное здесь – самостоятельность, которая
обеспечивает глубокое усвоение материала ввиду не подачи готового материала, а
самостоятельного его исследования.
Эксперименты на уроках
окружающего мира не являются часто проводимыми в младшей школе ввиду
неготовности педагога и оборудования.
Тем не менее, опыт может осуществляться на любом этапе урока.
Фрагмент текста работы:
. Формирование
исследовательских умений младшего школьника как психолого-педагогическая
проблема
ФГОС НОО предполагает, что
ведущее место в учебном процессе отводится проектно-исследовательской
деятельности. Главная задача и результат исследовательской деятельности
заключается в формировании умений и навыков обучающихся, необходимых для
стимулирования познавательных интересов [29].
Современная ситуация в
инновационной педагогике характеризуется наличием нескольких подходов к
пониманию сущности исследовательской деятельности обучающихся. Преобладающее
количество исследователей (И. А. Зимняя, В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, В. А.
Сластенин, В. В. Краевский, А. М. Новиков. И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова и др.)
исследовательскую деятельность интерпретируют, как сложную, целенаправленную,
аналитико-синтетическую, сопряженную с практикой интеллектуальную,
познавательную деятельность, типичным параметром которой следует считать
систематическое целенаправленное исследование феноменов реальной
действительности точно определенными методами и средствами [8].
Понятие
«исследовательская деятельность», представляя собой один из типов
самостоятельной деятельности, трактуется в разных значениях. В настоящее время
функционирует довольно широкая интерпретация
самостоятельной деятельности: вид деятельности, метод обучения, форма
организации деятельности, средство обучения и т.д. Самостоятельная работа, а,
следовательно, и исследовательская, трактуются, с одной стороны, как форма
обучения и вид учебного труда, реализуемый без непосредственного участия
преподавателя, а с другой — как метод включения в самостоятельную
познавательную деятельность, средство выработки у школьников стратегий организации
подобной деятельности [3].
П. И. Пидкасистый
понимает самостоятельную, а соответственно и исследовательскую деятельность,
как любую организованную педагогом активную деятельность обучающихся,
ориентированную на реализацию поставленной дидактической цели в определенный
промежуток времени: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и
развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [20]. Одной из
характеристик самостоятельной (исследовательской) деятельности следует считать
выражение сознательности, самостоятельности и активности (инициативности) обучающихся
в ходе достижения поставленных целей, а также формирование умения осуществлять
самостоятельную деятельность [3].
Согласно уровням
самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников можно
дифференцировать четыре вида самостоятельной деятельности: воспроизводящие
самостоятельные работы по образцу, реконструктивно — вариативные, эвристические
и творческие [7]. В практике обучения любой вид самостоятельной работы
применяется в достаточно большом разнообразии форм деятельности: работа с
книгой, подготовка индивидуальных, научно-исследовательские работы. Основной
целью организации исследовательской деятельности обучающихся выступает именно
развитие самостоятельности в организации работы.