Организационное поведение Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Феноменология малой группы: классификация, типичные явления и процессы, пути развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы феноменологии малой
группы.. 5

1.1. Понятие малой группы коллектива. 5

1.2. Роль малой группы в социализации, воспитании
и становлении личности  8

Глава 2. Классификация, типичные явления и процессы, пути
развития малой группы   11

2.1. Социально-психологическая характеристика малой группы.. 11

2.2. Классификация малой группы.. 16

2.3. Этапность развития малой группы.. 20

Заключение. 22

Список использованной литературы.. 24

  

Введение:

 

В современном мире
групповая деятельность является одним из главных элементов, при помощи которых
осуществляется деятельность большинства компаний и организаций, ведущих
деятельность на рынке. Организационная структура предприятий состоит из
множества подразделений, каждое из которых будет относиться к малым группам.

Феномен малых групп
изучается в социальной психологии длительное время, и в настоящее время данный
вопрос достаточно хорошо проработан и изучен. Малые группы начали активно
изучаться в период роста интереса к межличностным отношениям, а также
отношениям личности и группы, влиянию группы на формирование и развитие
личности.

В процессе изучения
данных вопросов было выявлено, что именно малая группа является средой, в
которой формирование личности начинается (семья, детский сад) и продолжается по
мере взросления и развития (учебные заведения, трудовые коллективы,
неформальные объединения и пр.). Именно через малые группы человек получает
информацию об окружающем мире, а также формирует отношение ко многим вещам и
явлениям через призму малой группы, к которой он принадлежит.

Объект
исследования в курсовой работе – феноменология малой группы.

Предмет
исследования — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
возникновения и развития малой группы.

Цель
курсовой работы – выявить особенности феноменологии малой группы.

Задачи
курсовой работы:

— раскрыть понятие малой группы коллектива;

— выявить роль малой группы в социализации, воспитании и
становлении личности;

— изучить социально-психологическую характеристику малой
группы;

— проанализировать классификацию малой группы;

— охарактеризовать этапность развития малой группы.

Теоретико-методологической
и информационной базой курсовой работы послужили труды отечественных и
зарубежных ученых и практиков в области организационного поведения. В процессе
исследования применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции
и дедукции, сопоставления и сравнения, а также социально-технологический подход
для решения обозначенных проблем.

Теоретическая
значимость курсовой работы. Состоит в возможности использования материалов и
выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Организационное
поведение». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические
представления науки по вопросам феноменологии
малой группы.

Структурно курсовая работа соответствует
всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа и
значимость курсовой работы.

В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы феноменологии малой группы.

Во второй главе курсовой
работы проведен анализ классификации, типичных явлений и процессов, пути
развития малой группы.

В заключении обобщены
результаты курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические выводы и предложения в рамках
представленной темы.

1. Малая группа — это
немногочисленное по составу объединение людей, имеющих общую цель и находящихся
друг с другом в непосредственных личных контактах. Отличительным признаком
группы от простого скопления людей является взаимодействие ее участников между
собой. К малым группам относится, например, семья, коллектив рабочих, взвод
солдат.

В действительности,
групп, которые бы отвечали вышеперечисленным требования почти нет. Большинство
реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между
слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим
социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на
то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен
стремиться коллектив в процессе своего развития.

Малые группы оказывают
влияние на индивида следующим образом: формируют уверенность человека в своих
силах; способствуют повышению самооценки; прививают правила и нормы поведения в
обществе; способствуют усвоению общественных ценностей; развивают
коммуникативные навыки; удовлетворяют личные запросы, в том числе жизненно
важные; способствуют получению ценных жизненных уроков; помогают приобретению
индивидуального опыта;

Это ещё раз подчеркивает
тот факт, что личность нельзя изучать вне группы. Группа служит основной
социальной микросферой жизни человека.

Малые
группы могут быть разными по: величине; характеру; структуре отношений внутри
группы; индивидуальному составу; особенностям норм, правил и наличия ценностей;
целям деятельности.

Можно выделить три основных этапа, которые, так или иначе, имеют место в
любой из этих моделей. Первый — ориентировка в ситуации. Второй — конфликт,
который является результатом противоречия между разными членами группы, между
группой и отдельными ее членами, между различиями в представлениях о групповой
цели и средствах ее достижения. Третий — динамическое равновесие, которое
обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не
гарантирует от возникновения новых конфликтов.

Изучив материал по теме курсовой работы, можно сделать вывод: малая
группа играет огромную роль в социализации, воспитании и становлении личности.
Она является частью непосредственной социальной среды человека и выступает
проводником ценностей, норм поведения и идей, существующих в обществе.

Тема малых групп, безусловно, подлежит дальнейшему изучению. Поскольку
большинство видов человеческой деятельности осуществляется в группах, а в малых
группах человек проводит большую часть своей жизни. Полученные знания о
процессах, происходящих в малых группах, необходимо систематизировать. Они
дадут возможность более эффективно управлять групповыми процессами,
интенсифицировать и улучшать деятельность групп.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы феноменологии малой группы 1.1. Понятие малой
группы коллектива В современном мире
человек не может существовать обособленно от своего внешнего окружения, которое
во многом определяет его поведение, восприятие и пр. Окружением человека
является общество, которое имеет сложную структуру и объединяется в группы,
которые условно делятся на большие и малые. К большим группам будут относиться
государства, нации и пр. Малой группой считается группа, которая включает небольшое
число участников, которые ведут деятельность, опираясь на общие интересы, либо
объединяются для достижения общих целей.

Малые группы можно
определить следующим образом:

Малая группа представляет
собой некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение
определённого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность
контактировать друг с другом без посредников[1].

Малой группой называется
совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом,
осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки
зрения других[2].

Именно малые группы,
число участников которой не превышает 30 человек, имеет наибольшее влияние на
отдельно взятую личность. В таких малых группах участники объединяются по
интересам либо общим целям. Человек находится внутри малых групп на протяжении
всей своей жизни, при этом состав и цели групп будут меняться.[3] Малая группа может быть
охарактеризована с психологической и поведенческой точки зрения. Именно данные
аспекты определяют специфику группы, выделяют ее среди прочих. Группа может
быть выделена на основании различных признаков. К примеру, признаком группы
может быть территориальное расположение – соседи по дому являются определенной
группой. Более узким разделением на малые группы будет выступать деление на
отдельные домохозяйства внутри жилого многоквартирного дома. Уровень
сплоченности малой группы будет зависеть от степени психологической
совместимости ее участников. Коллектив малой группы
должен обладать такими чертами, как:

— способность
успешно достигать всех стоящих перед ним задач;

— обладать
высокими моральными качествами, взаимопониманием и взаимопомощью участников
группы;

— создание
условий для развития отдельно взятой личности внутри группы, проявления личной
инициативы и раскрытия потенциала.

Малая группа будет
считаться коллективом при условии, что между ее участниками установлены
профессиональные и личные отношения, которые способствуют нравственному
развитию отдельно взятых участников и группы в целом. Подобные внутригрупповые
отношения можно отнести к коллективистским[4].

Помимо нравственности,
коллективистские отношения характеризуются такими категориями, как открытость,
готовность идти на контакт, нести личную и групповую ответственность, делиться
информацией, стремиться к повышению эффективности функционирования.

Как правило, выделяют
следующие черты коллективистской малой группы:

Нравственность –
установление отношений на принципах и нормах, присущих обществу в целом.

Ответственность –
понимание зависимости прочих участников группы от отдельно взятого участника
коллектива. Это выражается в готовности принимать на себя ответственность,
действовать максимально эффективно и требовать такой же деятельности от
окружающих. Члены группы должны действовать, совмещая собственные интересы и
интересы всего коллектива. Открытость – между
членами коллектива должны устанавливаться крепкие отношения, построенные на
взаимном доверии, уважении, готовности прийти на помощь. Также открытость
проявляется в благожелательном отношении к новым участникам коллектива,
готовности оказать им содействие при вхождении в группу.

Коллективизм – достижение
совместных успехов, установление внутригрупповых традиций, защита интересов
группы и ее отдельных участников, совместное принятие решений и обсуждение
вопросов. Каждый участник коллектива должен быть уверен в своей группе.

Контактность – внутри
группы должны быть установлены дружеские отношения, при которых каждый участник
ощущает моральный комфорт, поддержку. Отношения между участниками группы должны
основываться на взаимопомощи, заботе, дружелюбии. Организованность –
характеризует способность группы достигать высоких показателей результатов
своей деятельности. Организованность характеризуется способностью участников
коллектива к слаженному взаимодействию, решению конфликтов и проблем. При
обнаружении ошибок и недочетов – способность самостоятельно и оперативно
устранить их.

Информированность – один
из важных аспектов, обусловливающих эффективность групповой деятельности. Это
готовность делится информацией и обеспечение условий, при которой один участник
группы обладает информацией о том, как обстоят дела у других участников.

Эффективность –
способность коллектива быстро и успешно решать поставленные перед ним задачи.
При эффективной командной работе полученные результаты должны быть выше по
сравнению с результатами, которые были бы получены при отдельной работе каждого
члена команды[5].

В целом, можно сделать
следующий вывод: под малой группой будет пониматься объединение небольшого числа
людей, которые ведут совместную деятельность для достижения общих целей и
результатов. Группа будет характеризоваться установлением тесных личных
взаимоотношений между ее участниками и ведением общей деятельности, в этом
заключается ее отличие от простого объединения людей. Примерами малых групп
будут являться домохозяйства, трудовые коллективы, учебные группы и пр. [1] Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга
для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988. – С.71. [2] Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой
группы. — М., 1991. – С.15. [3]
Кичаева Е.В. Понятия малой группы и коллектива // В сборнике: Наука и инновации
в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XVI
Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 258-260. [4]
Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988. – С.105. [5]
Слободчиков А.В. Понятие группы и коллектива как педагогическая проблема // В
сборнике: Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних
дел: теория, методика, практика. Материалы всероссийской
научно-практической конференции. Составители А.С. Душкин, Е.М. Марченко. —
2018. — С. 318-321

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы