Платная доработка на тему Эмоциональные особенности детей в полных и неполных семьях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.. 6
1.1. Особенности психического и личностного развития
дошкольников. 6
1.2. Особенности эмоционального развития детей дошкольного
возраста. 11
1.3. Изучение влияния полной/неполной семьи на
эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. 15
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И
НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.. 23
2.1.
Организация и методы исследования. 23
2.2. Анализ результатов исследования
дошкольников из полных семей. 25
2.2.1. Анализ
результатов детей из полных семей по
методике «Несуществующее животное» М.З Друкаревич. 25
2.2.2.
Изучение особенностей дошкольников из полных семей по методике «Выбери нужное лицо» Р.Темми,
М.Дорки, В.Амен. 26
2.2.3. Результаты диагностики
дошкольников из полных семей по методике «Домики» О.А Ореховой 27
2.3. Анализ результатов исследования
дошкольников из неполных семей. 29
2.3.1. Анализ
результатов детей из неполных семей по
методике «Несуществующее животное» М.З Друкаревич. 29
2.3.2.
Изучение особенностей дошкольников из неполных семей по методике «Выбери нужное лицо» Р.Тэмми,
М.Дорки, В.Амэн. 30
2.3.3. Результаты диагностики
дошкольников из неполных семей по методике «Домики» О.А Ореховой ……………………………………………………………………….31
2.4 Рекомендации по положительному
эмоциональному развитию детей из полных и неполных семей……………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………….……………………………………………………43
Введение:
Актуальность
работы. На сегодняшний день можно увидеть большие изменения
в системе дошкольного образования, которые отражаются в Федеральных нормативных
документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования –
закон «Об образовании в РФ» [1] и Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО). Одной из актуальных проблем, обозначенных
в новых стандартах дошкольного образования, является совершенствование развития
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Так, согласно ФГОС ДОО
дошкольное образование должно обеспечивать «развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания,
формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения к своей семье и сообществу детей и взрослых» [2].
Следует заметить, что на
фоне прогрессивных изменений в дошкольном образовании, развитию именно
эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание по
сравнению с его интеллектуальным развитием. Однако, по мнению современных
психологов и педагогов, только согласованное функционирование этих двух систем
в их взаимодействии способно обеспечивать эффективное выполнение любых форм
деятельности.
При этом на развитие и становление личности
ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в
постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих
уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет
расти ребенок, какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в
которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор
ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
Степень разработанности темы исследования. Изучением особенностей эмоциональной сферы дошкольников
занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л.
Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец и др.
Особенности семьи,
семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали
Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г.
Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В.
Бондаренко и другие.
Цель исследования – теоретическое и практическое изучение
эмоциональных особенностей детей в полных и неполных семьях.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет
исследования — эмоциональные особенности детей,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза
исследования: предполагается, что эмоциональная сфера
старшего дошкольника из неполной семьи будет характеризоваться негативными
проявлениями, тогда как у детей старшего дошкольного возраста из полной семьи
развитие эмоциональной сферы будет протекать более успешно.
Поставленная цель и
выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования (особенности эмоциональной сферы старших
дошкольников, влияние полной и неполной семьи на эмоциональную сферу детей).
2. Провести и
проанализировать исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста.
3. Составить рекомендации
по преодолению негативных эмоциональных проявлений у старших дошкольников.
Методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретические: анализ литературы и
публикаций по теме исследования, систематизация полученных результатов.
2.
Эмпирические:
— методика «Несуществующее
животное» М.З. Друкаревич.
— методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
-. методика «Домики» О.А. Ореховой.
3. Вспомогательные
– наблюдение,
-беседа,
-тестирование,
-опрос.
— количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая
значимость определяется тем, что имеющиеся в работе
теоретические и научно-методические материалы по развитию эмоциональной сферы у
детей в полных и неполных семьях могут применяться в системе повышения
квалификации воспитателей дошкольного образовательного учреждения, а также
студентами ВУЗов при изучении особенностей работы с детьми, имеющими разное
семейное воспитание.
База исследования: МДОО
центр развития ребенка детский сад №5. В исследовании приняли
участие 40 воспитанников (20 детей из полных семей и 20 детей из неполных семей),
в возрасте 5-7 лет. Эмпирическое исследование проводилось
в период с апрель по май 2021 г.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Заключение:
Целью исследования, проведенного в выпускной
квалификационной работе, было определение особенностей
развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста из полных и
неполных семей.
В ходе работы был изучен
и проанализирован процесс развития эмоциональной сферы детей в старшем
дошкольном возрасте, а также ее особенности в зависимости от того, в какой
семей воспитываются дети – полной или неполной.
Таким образом,
теоретическое изучение особенностей развития эмоциональной сферы позволило
сделать следующие выводы:
1. Эмоция – это реакция всей личности на ситуации, к которым
она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное
значение. Так, эмоция вызывает нарушение памяти, навыков и вообще замену
трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня
адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по
сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе,
иногда радость, особенно чрезмерная радость. Существует оптимум мотивации, за
пределами которого возникает эмоциональное поведение. С усилением мотивации
повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком
велика, исполнение ухудшается. Эмоция возникает часто потому, что субъект не
может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются
главной причиной эмоций тогда, когда субъект не может легко найти решение.
Эмоции способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность
информации, недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
2. Развитие эмоциональной сферы детей в
психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из
ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежными и отечественными
учеными признается тот факт, что сенситивные периоды появления эмоциональных
новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Среди
исследователей, которые изучали эмоциональную сферу личности детей в дошкольном
возрасте, можно назвать следующих — Л.С. Выготский, Н.Д. Левитов, Р.С. Немов,
К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие. Теоретические разработки данного
вопроса отражены в трудах В.В. Лебединского, В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д.
Смирнова, В.И. Слободчикова и других.
3. Старший дошкольный возраст является последним периодом
дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике детей появляются
новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность таких психических
процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают влияние на появление
способности управлять своим поведением. В это же время протекают изменения в
представлениях ребенка о самом себе, появляется самосознание и самооценка, на
которые влияют более сложные и содержательные отношения с взрослыми и другими
детьми. Ситуация развития ребенка в неполной семье является менее благоприятной
как в социокультурном, так и в психологическом отношениях. Роль семьи в
обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами,
т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья
выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает
на протяжении всей своей жизни.
В практической части
работы были проанализированы результаты исследования респондентов по: методике «Несуществующее
животное» (М.З. Друкаревич), методике
«Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методике «Домики» (О.А.
Ореховой). В исследовании принимали участие 40 воспитанников МДОО центр развития ребенка детский сад № 5 (20
детей из полных семей и 20 детей из неполных семей) в возрасте 5-7 лет.
Анализ полученных нами результатов показал:
1. Результаты проективной
методики исследования личности «Несуществующее животное» показали, что в полных
семьях у детей в основном наблюдается средний и низкий уровень тревожности (50%
и 35% соответственно), а высокий был выявлен только у 15% детей. Тогда как у
дошкольников, которые воспитываются в неполных семьях, многие дети имеют
высокий уровень тревожности – 55%. Средний был определен у 25% детей, а низкий
только у 20%.
2. На
основе полученных данных по методике «Выбери нужное лицо» у детей дошкольного возраста из полных
семей также практически нет проблем в эмоциональной сфере, только у 15% дошкольников
выявлен высокий уровень тревожности, остальные дети имеют средний или низкие
показатели, находящиеся в пределах нормы для этой возрастной группы. Что
касается детей из неполных семей, то здесь просматривается наличие высокого
уровня тревожности у 50% детей.
3. Исходя из результатов по методике «Домики», в группе детей из полных
семей не выявлено очевидных проблем в эмоциональной сфере, нормальное
эмоциональное состояние, положительный настрой и самочувствие выявлено у 85%
детей и только 15% дошкольников показывают, что у них есть негативные эмоции, с
которыми они не могут справиться самостоятельно. Результаты этой методики у
детей, которые живут в неполных семьях, показали наличие страхов и негативных
эмоций у 45% детей, а нормальное и положительное состояние выявлено у 55%
дошкольников.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том,
что эмоциональная
сфера старшего дошкольника из неполной семьи будет характеризоваться
негативными проявлениями, тогда как у детей старшего дошкольного возраста из
полной семьи развитие эмоциональной сферы будет протекать более успешно, подтвердилась.
Проведенное исследование в этом направлении
позволило реализовать стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь
поставленной цели, выдвинутой перед проведением эмпирического исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 1.1.
Особенности психического и личностного развития дошкольников Старшими дошкольниками являются дети в возрасте от 5 до 7 лет,
которые посещают старшие и подготовительные группы детского сада. Данный период
играет важную роль в личностном развитии ребенка. Он характеризуется
формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения. Именно
в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, так как
происходит формирование устойчивой структуры мотивов. Появляются новые
социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны
взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме деятельности. Так же этот
период характеризуется возникновением нового опосредованного типа мотивации,
которая становится основой произвольного поведения ребенка, при этом,
усваивается определенная система социальных ценностей, моральных норм и правил
поведения в обществе [18].
В исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить
значительное внимание, направленное на понимание особенностей развития
умственной, мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов
дошкольников.
Отмечается, что в данный возрастной период происходит формирование
самосознания, появляются новые особенности общения и способы социального
взаимодействия детей. Исследователи говорят о том, что появляется другая
специфика игровой, изобразительной и других видов детской деятельности,
проявляются различные механизмы формирования элементарной учебной деятельности,
а также готовность к началу школьного обучения [4].
Опираясь на труды исследователей, которые рассматривают
разные точки зрения особенностей возраста, можно составить психологический
портрет старшего дошкольника.
Ребенок в этом возрасте отличается динамичным развитием. Так,
на протяжении всего дошкольного возраста отмечаются существенные изменения в
различных направлениях, происходит совершенствование основных видов его
деятельности и активное развитие психических процессов. Например, память
ребенка изменятся как количественно, так и качественно. Происходит увеличение
ее объема, когда дети старшей группы могут запомнить до 7-8 названий предметов,
а в подготовительной до 10-12. Что касается качественных изменений, то
появляется опосредованность и произвольность, выражающаяся в том, что ребенок
не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на
запоминание, применяя особые способы для удержания нужной информации [19].
Похожие показатели определяют и развитие внимания. Происходит
усиление таких качеств внимания как устойчивость, объем, распределение,
переключение, при этом идет рост его произвольности, и ребенок начинает
переходить к больше направленному сосредоточению. Тогда как младший дошкольник
может быть внимателен только к тому, что является наиболее для него ярким и
новым, то к старшему дошкольному возрасту, он может удерживать свое внимание на
решении разного рода задач. Начиная с 5-летнего возраста, ребенок получает
возможность сосредотачиваться на деятельности в течение 15-20 минут, уже к 7
годам это время увеличивается до 30 минут. При этом важно то, что, выполняя те
или иные действия, он может удерживать в памяти несложное условие [6].
Еще одним из новообразований в данный период дошкольного
возраста является воображение. Происходит формирование таких его особенностей,
как произвольность и оригинальность. Так, ребенок в возрасте 5-6 лет может
самостоятельно придумывать небольшие сказки с последовательно разворачивающимся
сюжетом на заданную тему. К семи годам дошкольники имеют возможность подчинять
свое воображение тому или иному замыслу, следовать намеченному плану, внося в
него небольшие коррективы. В первую очередь развитие воображения и его
культурной формы, определяется продуктивностью. Другими словами, это уже не
является отрывочным фантазированием, а становится решением определенной
творческой задачи. Такими задачами могут быть создание сюжета какой-либо игры,
замысел того или иного рисунка, различные придумки конструкции. При этом
отмечается, что образы воображения характеризуются символичностью и замещением.
Так, ребенок пользуется одними предметами для раскрытия важнейших для него
сторон других предметов и явлений (например, листики замещают денежные купюры и
т.п.).
Данный возрастной период так же характеризуется
совершенствованием восприятия цвета, формы, величины и строения предметов,
происходит систематизация представлений ребенка, которые были получены ранее. К
старшему дошкольному возрасту дети способны вычленять в сложных объектах
простые формы, а из простых форм создавать сложные объекты. Происходит
совершенствование ориентации в пространстве. Однако если нужно анализировать
пространственное положение тех или иных объектов, то у ребенка могут возникать
трудности, особенно это характерно для одновременного учета несколько различных
и при этом противоположных признаков [11].
Исследователями данного вопроса отмечается, что активное
развитие воображения и совершенствование восприятия являются основой детского
творчества, которые находит свое отражение в продуктивной деятельности. Так,
данный период времени является наиболее активным для рисования (известно, что в
течение года ребенок способен создавать до шести тысяч рисунков). К 5-6 годам в
рисунках детей появляются схематичные изображение тех или иных объектов, к 6-7
годам они приобретают более детализированный характер, обогащается и их
цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным.
Происходит совершенствование конструктивной деятельности
ребенка, когда осваиваются обобщенные способы обследования образца. Так,
конструктивная деятельность старшего дошкольника начинает осуществляться,
основываясь на схемы, замысел и условия. В данный возрастной период ребенок
имеет возможность усваивать сложные способы складывания бумаги или придумывать
собственные конструкции [15].
Еще одной особенностью данного периода является развитие
образного мышления. К 6 годам ребенок способен решить ту или иную задачу в
наглядном плане, при этом совершать преобразование объекта и указывать, в какой
последовательности объекты вступят во взаимодействие. Отмечается, что старший
дошкольник может пользоваться простыми схемами для решения несложных задач,
конструирования, а также может решать лабиринтные задачи. Происходит развитие
предвосхищения, основываясь на зрительном расположение объектов, возможны
предсказывания ребенком исхода их взаимодействия. Но важным является то, что
при этой деятельности ребенку трудно вставать на позицию другого наблюдателя и
во внутреннем плане совершать мысленное преобразование образа.
Исследователи отмечают, что продолжается совершенствование
обобщения, которое выступает как основа словесно-логического мышления. В
дошкольном возрасте у ребенка еще не существует представлений о классах
объектов, а дети группируют их по признакам, которые могут изменяться, однако
происходит формирование операций логического сложения и умножения классов.
Примером может выступить то, что старшие дошкольники при группировании объектов
могут учитывать два признака (цвет и форма). Исследования психологов говорят о
том, что ребенок старшего дошкольного возраста способен рассуждать и давать логичные
причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в пределы его
наглядного опыта [9].
Старший дошкольный возраст является периодом осознанных
открытий и подсознательной активности ребенка. В это время происходит
постепенное углубление и расширение знаний и представлений дошкольника,
отмечается их обобщение. Так, ребенок развивает представления о себе самом, а
также о разнообразных сферах окружающей действительности, начиная от природы,
заканчивая человеческими отношениями. Осваиваются новые способы получения
знаний, происходит формирование умения слушать взрослого, отвечать на те, или
иные вопросы и задавать их, развивается самостоятельное экспериментирование с
действительностью. Все это отражается содержательную сторону умственного
развития ребенка.
Данный возрастной период имеет так же особенность в активном
развитии игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры. Ребенок к 6
годам может самостоятельно распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, чтобы придерживаться выбранной роли. Игровое взаимодействие между
детьми сопровождается речью, которая соответствует по содержанию взятой роли
[13].
Так же отмечается, что игровые действия становятся более
сложными и обретают особый смысл. При этом усложняется игровое пространство,
когда в нем может насчитываться несколько центров, в каждом из которых будет
прослеживаться своя сюжетная линия. Отметим, что в таких действиях ребенок
может отслеживать поведение других по всему игровому пространству и изменять
свое поведение в зависимости от места в нем.
Если по логике игры требуется новая роль, то ребенок может
брать на себя в ходе игры новую, сохраняя при этом и ту роль, которая была
выбрана изначально. Важным моментом является то, что групповой характер
сюжетно-ролевой игры развивает способность координировать ребенком свои
действия с другими. Именно этот факт говорит о том, что к старшему дошкольному
возрасту у ребенка развивается общение, устанавливаются определенные отношения
с другими детьми и возникает возможность решать конфликты при помощи речи.
К старшему дошкольному возрасту происходит активное развитие
всех компонентов устной речи, совершенствование фонематического слуха,
интонационной выразительности и грамматического строя. Дети в своей речи
пользуются практически всеми ее частями, занимаются словотворчеством и
показывают богатый словарный запас. Так же происходит развитие связной речи.
В возрасте 6-7 лет меняется содержание общения ребенка с
взрослыми и со сверстниками. Общение с взрослыми выходит за пределы конкретной
ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим моментом в общении становится
познавательный мотив. Отметим, что информация, полученная ребенком при общении
с взрослым, может быть трудной для понимания, однако она вызывает в нем
интерес. При этом ребенок может делиться своими мыслями, планами и
впечатлениями. В таком общении проходит
социальное взросление дошкольника, происходит формирование социально-ценностной
ориентации, осознание смысла событий и развивается готовность к новой
социальной позиции школьника [2].
Еще одной особенностью данного периода времени является то,
что в организации процесса воспитания прослеживаются две тенденции. Первая
представляется нисходящей, когда, подражая взрослому, ребенок приходит к
собственному поведению. Другими словами, получая при контакте с взрослым те или
иные представления о необходимых результатах деятельности человека, разделяя
чувства, которые рождаются в общении и совместной деятельности с ними, ребенок
постепенно приобщается к ценностям взрослых людей. Другой тенденцией является
восходящая, рождая в собственной деятельности ребенка представлений, намерений
и эмоций к рождению мотивов более высокого уровня. Ориентируясь на свою
значимость для других, ребенок получает возможность полноценно участвовать в
совместных делах, содействовать приобщению к ценностям и средствам
жизнедеятельности человека.
Важной особенностью является то, что ребенок в этот период
чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что выступает как
благоприятное условие для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.
Дошкольник подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. Формируется
потребность в уважении со стороны взрослого, важным моментом становится его
похвала. Отечественные исследователи отмечают, что к 6 годам ребенок начинает
переживать себя в качестве социального индивида, у него возникает потребность в
новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, которая
обеспечивает эту позицию. Такое преобразование в свою очередь приводит к
кризису семилетнего возраста, когда у ребенка проявляется желание занимать
значимое для мира взрослых место в жизни и их деятельности. Ребенок уже
проявляет внутреннюю позицию, которая становится присущей человеку на
протяжении всего его жизненного пути и определяет его отношения к себе и к
занимаемому им положению в жизни [9].
Для этого возрастного периода характерна избирательность во взаимоотношениях
со сверстниками, выражающаяся как предпочтение одних детей другим. Становится
более заметным преобладание в группах детского учреждения общение с однополыми
сверстниками, притом, что принятие в такой среде становится важным для
самоутверждения и адекватной самооценки ребенка. Так же особенностью в общении
детей становится появление постоянных партнеров по играм, выделение лидеров в
группе, появление конкурентности и соревновательности. Самым важным является
то, что дети 6-7 лет достаточно общительны и имеют потребность в дружбе [15].
Следует отметить, что для старшего дошкольного возраста
общение со сверстниками характеризуется внеситуативно-деловой формой. При этом,
основное стремление у некоторых детей заключается в желании сотрудничества, появляющемся
в сюжетно-ролевых играх. Такая форма общения оказывает влияние на развитие
осознания своих обязанностей, поступков и их возможных последствий, развивает
произвольное и волевое поведение дошкольников.
Для этого периода так же характерным является формирование
более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных
качеств самого себя. А при сопоставлении результатов своей деятельности с
другими детьми, начинается развитие Я-образа ребенка. Это объясняется тем, что
на основе установления связей между собственным опытом и информацией, которую
ребенок получает в процессе общения, формируются более конкретные преставления
[19].
Вместе с пониманием себя, дети в старшем дошкольном возрасте
подходят к процессу самооценки, когда начинают оценивать свои поступки с
позиции нормативных эталонов. По причине ограниченности адекватных знаний о
своих возможностях ребенок изначально принимает на себя оценку других людей, а
отношение к себе оценивает через призму отношения других к нему. Важное место
так же здесь занимает то, какую позицию ребенок получил в группе детей.