Платная доработка на тему Агрессивное поведение подростков как явление социального взаимодействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Особенности подросткового возраста 6
2. Тревожное поведение подростков 16
3. Образовательная среда как область реализации тревожного поведения подростков 26
4. Профилактика тревожного поведения в подростковой среде 36
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что процессы адаптации являются одной из важных проблем в психологии. В настоящее время общество старается сохранить и поддерживать здоровье людей, не только физическое, но и психическое. Именно поэтому исследование механизмов и закономерностей процесса адаптации в различных социальных условиях обретает базовое значение. На протяжении всей жизни человек часто находится в процессе адаптации. Социальная-психологическая адаптация подразумевает вхождение личности в новую группу, построение положительного взаимодействия с членами этой группы и совместной деятельности. Подростки в этот сложный период сталкиваются с новыми ролями и социальными требованиями, которым нужно следовать.
Подростки – это трудный возраст, когда можно легко потерять с ними контакт. Подростковый возраст насыщен массой переживаний, трудностей и кризисами. В этом возрасте должны сложиться устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростки склонны «сражаться» за свободу своих действий и добиваются, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, а не детьми. Характерной чертой подростка считается личностная непостоянность. Для того, чтобы подросток эмоционально ощущал себя комфортно, нужны условия, которые способствовали бы его индивидуальным достижениям, физиологическому здоровью, определяли характер общения как со сверстниками, так и со взрослыми, его бытовым делам. Поэтому одной из основополагающих задач является гарантия таких условий, в которых адаптация детей будет успешной.
Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали А. М. Розенберг, Дж. Палмер и Л. Палмер в своей книге «Эволюционная психология», психическая и психофизиологическая адаптация человека по Ф. Б. Березину, психологическая адаптация: механизмы и стратегии (А. А. Налчаджян), психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика (В. В. Константинов, И. А. Красильников), адаптация личности в социуме (М. В. Ромм),Ю. В. Ган и И. А. Милославова рассматривали адаптацию, как элемент социализации, психология личности: социализация, поведение, общение (А. А. Реан), социальнопсихологические основы человеческого поведения по Ш. А. Надирашвили, установка и адаптации личности в творческом труде (Г. А. Горошидзе), психология подростка (Б. С. Волков) и др.
Объект исследования: тревожность и социально-психологическая адаптация подростков в школьной среде.
Предмет исследования: взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков.
Цель исследования: изучение связи тревожности с социальной адаптацией к школьной среде в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть понятие агрессии в психолого-педагогической литературе;
— описать особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
— изучить социально-психологические причины агрессии у подростков;
— провести педагогическое исследование по выявлению агрессии в подростковом возрасте.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы (анализ, сравнение литературы, методических разработок, документов по теме исследования), эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент).
Новизна исследования заключается в том, что полученные выводы расширяют научные представления о социально-психологической адаптации подростков в условиях коллектива.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы на практике педагогами и психологами, социальными педагогами в общеобразовательном учреждении (школа, гимназия).
Изначально проблема тревоги была поставлена в философской школе экзистенциализма (С. Кьеркегор, П. Тиллих, К. Ясперс и др.). Многие авторы, такие как Р. Б. Кэттелл, М. Шэйер, Р. Блейк, рассматривают тревожность как показатель неприспособленности человека к среде. Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды разрабатывались Б.Г. Ананьевым, В.В. Антиповым, Ж. Годфруа, В.В. Гриценко, Э.Ф. Зеером, В.В. Константиновым, В.В. Пархомчук и др. Вопросы социализации как социальной адаптации рассматриваются в трудах Р.Ф. Ихсанова, Н. Смелзера, О.С. Советовой, Н.С. Южаниной и др. Проблемы адаптации в педагогике нашли отражение в работах В.М. Дугинца, В.Л. Бозаджиева, В.В. Лагерева, Р.Х Махмутовой, Л.А. Носовой, М.Ф. Фатхуллина и др.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
У каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. Основные изменения в поведении и деятельности достигаются через научение, т.е. освоение знаний, приемов и операций, позволяющих устойчиво и успешно действовать.
В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма студентов в процессе адаптации к учебной деятельности. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов, обучающихся в вузе, необходим также индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности.
Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Так, студенты испытывают тревогу перед поступлением в вуз, при сдаче экзаменов и зачетов, при посещении первой лекции, тревожась за то, какое впечатление они произведут на однокурсников и преподавателей и за многое другое. Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности.
Развитие адаптационного процесса по стадиям обеспечивается последовательной сменой механизмов адаптации. На психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта. Эти состояния тесно связаны между собой и способны последовательно сменять друг друга. Изучение процессов адаптации тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе.
Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей; развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В подростковом возрасте личностная тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей. Внутренняя конфликтность, неустойчивая идентичность и низкая самооценка являются внутренними психологическими детерминантами личностной тревожности, которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками.
Социально-психологические характеристики подростка, осознаваясь и переживаясь подростком, обусловливают возможности для удовлетворения доминирующих в данном возрасте потребностей, определяя тем самым специфику личностной тревожности у подростков.
Феномен тревожности в подростковом возрасте описывается только характеристиками эмоциональной сферы: показателями тревожности (ситуативной, личностной, самооценочной, межличностной, школьной, общей), фрустрированности, агрессивности, ригидности.
Обобщая результаты исследования, следует отметить, что проблему высокой тревожности подростков стоит рассматривать с учетом особенностей социально-психологической адаптивности учащихся. Что подтверждается наличием достоверной отрицательной взаимосвязью между этими двумя проблемами.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.
Подростковый возраст (от латинского adolescere «зрелый») — это переходная стадия физического и психологического развития, которая обычно происходит в период от полового созревания до зрелости (обычно соответствует возрасту совершеннолетия). Подростковый возраст обычно ассоциируется с подростковыми годами, но его физические, психологические или культурные проявления могут начинаться раньше и заканчиваться позже. Половое созревание в настоящее время обычно начинается в подростковом возрасте, особенно у женщин.
Полное понимание подросткового возраста в обществе зависит от информации с различных точек зрения, включая психологию, биологию, историю, социологию, образование и антропологию. С учетом всех этих точек зрения подростковый возраст рассматривается как переходный период между детством и взрослостью, культурной целью которого является подготовка детей к взрослым ролям. Это период многочисленных переходов, связанных с образованием, профессиональной подготовкой, трудоустройством, безработицей и переходами от одних условий жизни к другим.
Окончание подросткового возраста и начало взрослой жизни различаются в зависимости от страны. Более того, даже в пределах одной нации, государства или культуры могут быть разные возрасты, в которых человек считается достаточно зрелым, чтобы общество могло наделить его определенными привилегиями и обязанностями. Такие привилегии и обязанности включают вождение транспортного средства, законные сексуальные отношения, службу в вооруженных силах или в суде присяжных, покупку и употребление алкоголя, покупку табачных изделий, голосование, заключение контрактов, получение определенного уровня образования, вступление в брак и ответственность за соблюдение закона. Подростковый возраст обычно сопровождается большей независимостью, допускаемой родителями или законными опекунами, включая меньший надзор по сравнению с подростковым возрастом .
При изучении подросткового развития подростковый возраст можно определить биологически, как физический переход, отмеченный наступлением половой зрелости и прекращением физического роста; когнитивно, как изменения в способности мыслить абстрактно и многомерно; или социально, как период подготовки к взрослым ролям. Основные пубертатные и биологические изменения включают изменения в половых органах, росте, весе и мышечной массе, а также серьезные изменения в структуре и организации мозга.
Когнитивные достижения включают в себя как приращение знаний, так и способность абстрактно мыслить и рассуждать более эффективно. Изучение развития подростков часто предполагает междисциплинарное сотрудничество. Исследователи в области неврологии или био-поведенческого здоровья могут сосредоточиться на пубертатных изменениях в структуре мозга и их влиянии на когнитивные способности или социальные отношения. Социологи, интересующиеся подростковым возрастом, могут сосредоточиться на приобретении социальных ролей (например, работника или романтического партнера) и на том, как это варьируется в зависимости от культуры или социальных условий.
Психологи развития могли бы сосредоточиться на изменениях в отношениях с родителями и сверстниками в зависимости от школьной структуры и пубертатного статуса. Некоторые ученые ставят под сомнение универсальность подросткового возраста как фазы развития, утверждая, что черты, которые часто считаются типичными для подростков, на самом деле не присущи подростковому возрасту.
Подростковый возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей .
В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения.
Выготский Л. С. рекомендует рассматривать подростковый возраст с точки зрения интереса к определению ответно-ориентированных конструктов. Например, специфика поведения подростков (снижение успеваемости в школе, ухудшение отношений с родителями и др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в эту эпоху.
Эльконин Д.Б. относит подростковый возраст к 11-17 годам по критериям перехода в основной вид деятельности. Но делит его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда доминирующей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда доминирующей деятельностью является учебная и профессиональная деятельность .
Следует отметить, что Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин считают половое созревание в целом устойчивым, хотя на самом деле оно может протекать очень быстро. Л. С. Выготский рассматривает кризисы 13 и 17 лет как время, отделяющее отрочество от начальной школы и юношества соответственно. Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова считают 11-12 лет переходным от начальной школы к подростковому возрасту. Д. Б. Эльконин рассматривает кризис 15 лет как кризис, отделяющий отрочество от отрочества, и кризис 17 лет, отделяющий юность от взрослости.