Психология личности Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Групповая
психокоррекционная программа была ориентирована на то, чтобы помочь испытуемым
совладать с кризисными проявлениями личности, возникшими вследствие
травмирующей ситуации. Копинг-стратегии позволили снизить тревожность,
беспокойство, волнение. Программа также помогла снять эмоциональную
напряженность, поспособствовала освоению и развитию навыков саморегуляции,
способов активного совладания.

Прошедшие
психокоррекционную программу испытуемые изменили свои копинг-стратегии и
сформировали конструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях
(планирование решения проблемы, положительная переоценка). Можно отметить, что
проактивный копинг, выявленный в процессе повторной диагностики у большинства
испытуемых, прошедших психолого-педагогическую коррекционную программу:


обеспечивает объединение планирования и превентивных стратегий с активным
целеполаганием;


направлен на активное привлечение социальных ресурсов;


включает в себя проактивные установки способные снизить негативное влияние
кризисных явлений.

Посредством
психокоррекционной работы у обратившихся за помощью к психологу испытуемых была
включена внутренняя установка на активное преодоление кризисных ситуаций и
повышение адаптационного потенциала.

В
подгруппе лиц, преодолевающих кризис самостоятельно, без участия в
психологическом коррекционном процессе, значимых изменений выявлено не было.

Таким
образом, автором были выявлены различия и вынесено подтверждение того, что
развитие нервно-психической устойчивости, саморегуляции, снижение показателей
тревоги, депрессии, улучшение когнитивных функций, расширение диапазона
коппинг-стратегий, могут выступать в качестве предикторов оптимизации
адаптационных возможностей человека, переживающего кризисную ситуацию в
результате участия в психологической коррекционной программе по оптимизации
адаптации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Адаптационные
возможности человека в кризисных ситуациях

А.И.
Кульков

Томский государственный университет, 634050,
Россия, Томск, пр.Ленина, 36 В данной статье
актуализируются положения о том, что психологическая помощь решает задачи
развития адаптационных возможностей человека – его личностных ресурсов и
организации мероприятий по психологической оптимизации данных возможностей в
кризисных ситуациях, установлении причин и преодоления последствий кризисных
явлений. Развитые адаптационные возможности позволяют человеку проживать боле
качественный уровень жизнедеятельности, повышая ее эффективность. Методологической основой оптимизации адаптационных
возможностей человека в кризисных ситуациях является комплекс методов для психологической
коррекции. Предложена групповая психокоррекционная программа, включающая
следующие подходы: гештальт
терапевтические техники, когнитивно-поведенческие техники, нарративная терапия,
проективные техники, элементы психодраматического подхода, релаксационная
терапия, НЛП, наглядные и практические методы, в том числе имитационные игры и
упражнения, групповое обсуждение, мини лекции, работа в подгруппах, парах,
эмоционально-образные упражнения, арт терапевтические техники. Ключевые
слова: адаптационные возможности; адаптивность; кризисные ситуации; кризисная
поддержка; личностные ресурсы; психокоррекционная работа; совладание; коппинг-стратегии,
психокоррекционная программа. Введение

Сегодня
возрастает количество сложных социальных проблем и потрясений. У человека любое
кризисное переживание всегда вызывает состояние нестабильности,
неопределенности и незащищенности, поэтому в психологической науке и практике
необходима постоянная актуализация данного феномена и обоснование актуальных
способов психологической помощи в кризисных ситуациях.

Исторически
исследования кризисов выделяются по типам адаптационных проблем человека;
мотивации достижения; подходов к циклам жизни, процессов совладания с
экстремальными ситуациями; психоанализа, через термины «психическое равновесие»
и «психологическая защита» З. Фрейда [1, с. 82]; эпигенетической теории
развития личности Э. Эриксона [2, с. 90]; клиент-центрированной терапиии К. Роджерса
[3], экзистенциональной психологии И. Ялома [4], психосинтеза Р. Ассаджиоли [5],
теории ролей Я. Морено [6].  По мнению Э.П.
Уитлика, кризисные ситуации – это переломные точки развития человека,
обострение его окружающего восприятия с последующей личностной трансформацией
[7, с. 47]. Аналогичной позиции придерживаются и Р. Ассаджиоли, К. Юнг, Дж.
Якобсон [8, 9, 10], К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова [11, 12] и
другие.

В
процессе развития науки и практики, кризисные состояния личности учеными
исследовались через понятия травма, стресс, посттравматическое стрессовое
расстройство. Отсюда, совладание с кризисной ситуацией – это психические
процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых
(кризисных) ситуаций. Отмечается, что, несмотря на признанную центральную роль
совладания, или копинга, в адаптации, до сих пор не было достигнуто общего
согласия в отношении его определения, и оно являлось объектом немногочисленных
систематических исследований. Совладание с трудными жизненными ситуациями
рассматривается через копинг-стратегии совладания со стрессом – такой подход раскрывает
специфику личностных характеристик и уровни психотравмирующих воздействий
трудной ситуации.

Проблема
психологической адаптации в современной психологии все больше обращает на себя
внимание у современных исследователей: понятие «адаптация» наполняется новым
содержанием, психологическая адаптация представляется не как процесс пассивного
приспособления к окружающей действительности, а как активный процесс
преобразования и саморазвития, адаптация изучается в традициях субъективного,
системного и комплексного подходов, экопсихологии развития. Адаптационная
способность человека – способность приспосабливаться к социальным и физическим
требованиям среды без конфликтных состояний. Положительное значение адаптации
заключается в предпосылке к активной деятельности.

Существует
и такое понятие как «адаптивность», которое рассматривается с точки зрения
динамики активности личности, течения ее адаптивных процессов (В.К. Калиненко,
Г.П. Левковская, А.В. Петровский, А.В. Фурман и др.), которые «несмотря на
непрерывный характер адаптации, ее процессуально-результативные параметры
течения определяются исключительно характеристиками психического мира личности
и характеристиками среды» [13]; способности личности адаптироваться к условиям
социальной среды (А.Г. Маклакова, В.И. Розова, Л. Филипса и др.) [14].  С позиции индивидуально-личностного подхода
адаптивность интерпретируется и как личностное свойство, определяющее способность
человека к адаптации, и как уровень его приспособленности к данной среде (в
результате этого, понятием адаптивности нередко заменяют понятие
адаптированности, которое отражает результативность процесса адаптации). Процесс
адаптации человека в кризисе раскрывается как процесс перестройки различных
психических функций человека, направленных на поддержание нормального
психического функционирования. Адаптационные возможности личности имеют
свойства индивидуально-типологической и личностной стойкости, что позволяет ей
проявлять способность успешной адаптации к кризисным ситуациям на
физиологическом и психологическом уровне, координируя ее деятельность.

Следует
акцентировать внимание на функциональном значении адаптационных возможностей
человека в том случае, когда их сформированность позволяет ему не допустить
серьезных изменений в его когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах
психической деятельности.

Одновременно
с этим, неожиданность кризисных ситуаций часто требует сопровождения психолога,
который имеет опыт работы с людьми, оказавшимися в подобных ситуациях.  Психологическая коррекция в настоящее время является
одним из ведущих направлений деятельности практического психолога, в том числе,
в кризисной психологической помощи, предусматривающей активное целенаправленное
влияние на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровни функционирования
человека. Она ориентирована на личность, клинически здоровую, на противоречивые
характеристики ее внутреннего мира, актуальное будущее и состояние.

Психологическая
коррекция может рассматриваться как процесс расширения диапазона реагирования
человека на различные раздражители, формирования навыков гибкого поведения,
повышения адаптационных его возможностей. Понятие «психокоррекция», по мнению
Г.С. Абрамовой, А.А. Осиповой, чаще всего отождествляется с «системой мер,
направленных на исправление недостатков психологии или поведения личности с
помощью специальных средств психологического воздействия или влияния» [15, с.
40; 16, с. 64].   Большинство ученых
психологическую коррекцию рассматривают как особую психолого-педагогическую
форму исправления тенденций психического развития, которые отклоняются от нормы
развития. Так Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко отмечают, что
«психологическая коррекция является тактичным вмешательством в процессы психического
и личностного развития человека с целью исправления отклонений в этих процессах
и часто совершает влияние не только на личность, но и на ее окружение,
организацию ее жизнедеятельности» [17, с. 60]. Психологическая
коррекция в сравнении с психологическим консультированием и психотерапией
рассматривается как поверхностное психологическое воздействие. По определению,
данному А.А. Осиповой, «она непосредственно не нацелена на изменение взглядов,
внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда
клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных
упражнений. Дискретность (в противовес глобальности) означает воздействие
психолога на относительно независимые конкретные составляющие внутреннего мира
человека» [16, с. 55]. Психологическая коррекция обогащает арсенал
поведенческих реакций, позволяет формировать адаптивные навыки личности путем
ее тренировки, упражнений.

Целью
психологической коррекции следует считать устранение недостатков в развитии
личности.  В то же время, задачи
психологической коррекции формулируются исходя из адресата содержания
коррекционной работы: 1. «кризисная
поддержка, включающая: установление терапевтического контакта; раскрытие
переживаний; мобилизацию психологических механизмов защиты; заключение
терапевтического договора»;

2. «кризисное
вмешательство, включающее: рассмотрение неопробованных способов решения
кризисной проблемы; выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные
способы разрешения кризиса; коррекцию неадаптивных установок; активизация
терапевтической установки»;

3. «расширение
адаптационных возможностей: тренинг неопробованных способов адаптации;
выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных
установок» [18].

На
этом основании ожидаемым результатом использования психокоррекционных
мероприятий следует считать формирование новых адаптационных моделей
функционирования личности, и, что примечательно, с выстраиванием конструктивных
поведенческих паттернов.

Основные
виды психологической коррекции представлены в работах О.В. Хухлаевой:

1. «симптоматическая»
(«предполагающая кратковременное воздействие с целью устранения острых
симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального
типа);

2. диоксид
(направленная на источники и причины отклонений; этот вид коррекции
продолжительнее по времени, требует значительных усилий, однако эффективнее по
сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы
отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую
структуру нарушений)» [18, c. 206].

3. «По
содержанию, различают коррекцию познавательной сферы; личности;
афффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений;
внутригрупповых взаимоотношений (родственных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений».

4. «По
наличию программ: программируемую и импровизированную».

5. «По
характеру управления корректирующими действиями: директивную и недирективную».

«По продолжительности:
сверхбыструю (от минуты до одного часа с направленностью на процесс разрешения
актуальных разрозненных проблем и конфликтов); короткую (длительностью
несколько часов или дней, направленную на решение актуальной проблемы);
длительную (в течение нескольких месяцев, с разрешением личностного содержания
проблемы с детальной проработкой и высокой устойчивой результативностью);
сверхдлительную (ориентированную на годы, охватывающую сознательные и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы