Платная доработка на тему 2. Эмоциональное выгорание педагогических работников как проблема управления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ 7
I.1 Синдром эмоционального выгорания, причины его возникновения 7
I.2 Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ 28
II.1 Анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения 28
II.2 Система профилактических мероприятий для педагогов, направленных на преодоление синдрома эмоционального выгорания 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Введение:
С 1974 года вышло более 2500 статей и книг, посвященных исследованию синдрома эмоционального выгорания. Большинство из них имеют описательный и эпизодический характер. Научной литературы, раскрывающей бы научно-практические исследования в этой сфере, еще недостаточно.
В зарубежной психологии нет единого мнения относительно сущности понятия «синдром эмоционального выгорания». Синдром выгорания входит в Международную классификацию болезней (МКБ-10). В классификационной рубрике «Проблемы, связанные с трудностями преодоления жизненных осложнений, трудностями управления своей жизнью» синдром выгорания находится под номером 2 73.0.
Эмоциональное выгорание является особой формой профессиональной дезадаптации человека, что приводит к снижению качества работы, потери интереса к ней и даже к смене профессии и рода деятельности. Оно является причиной нарушений физического и психического здоровья.
Анализ работ [2, 3, 11] доказывает, что среди исследователей нет единого взгляда на вопрос, что такое «синдром эмоционального выгорания», какие факторы обусловливают его возникновения, а также какова его структура. Не определено место выгорания среди других понятий, связанных с профессиональной дезадаптацией личности: профессиональная деформация, профессиональный аутизм, стресс, дистресс. Поскольку нет единых диагностических критериев, синдром сложно диагностировать.
В современном социуме происходит значительное количество социально-экономических изменений, влияющих на выполнение личностью своей профессиональной деятельности и на отношение к ней.
Известно, что именно эмоциональная составляющая жизнедеятельности личности в значительной мере определяет восприятие себя и окружающих как положительного или отрицательного, обеспечивает чувство безопасности и позволяет раскрыть все свои ресурсы, а, следовательно, повысить качество жизни в целом.
Любая профессия имеет свои сложные стороны, комплексы психотравмирующих факторов, влияющих на жизнь людей. Особенно сильные негативные поражения личности присущи числу профессий системы «человек-человек». Не исключением является и профессия педагога.
Профессиональная деформация личности — это объективное явление, негативные последствия которого могут быть элиминированы только с помощью других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т.д.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного вида профессиональной деятельности, на личностные свойства целостной индивидуальности работника.
Профессия педагога является одной из наиболее социально значимых. Этот постулат основывается на том факте, что данный вид деятельности связан с формированием общественного сознания, культурного наследия и потребностей людей. Издавна в руках педагога — судьба поколений, будущее человеческого общества.
В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью увеличивается риск развития синдрома «профессионального выгорания».
Анализ последних исследований и публикаций. К вопросу профессионального и эмоционального выгорания обращались такие ученые, как В. Бойко, Н. Водопьянова, Е. Грингласс, Л. Китаев- Смык, К. Маслач, В. Орел, А. Рукавишников, Н. Самоукина, X. Дж. Фрейденбергер, И. Фридман, В. Шауфели, Р. Шваб, Л. Юрьева и другие.
Целью исследования является изучение эмоционального выгорания педагогических работников как проблема управления.
Задачи исследования:
изучить синдром эмоционального выгорания, причины его возникновения;
рассмотреть особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика;
провести исследование;
рассмотреть систему профилактических мероприятий для педагогов, направленных на преодоление синдрома эмоционального выгорания.
Объектом исследования является эмоциональное выгорание.
Предметом исследования является эмоционального выгорание педагогических работников.
Основной метод, используемый в исследовании основных принципов и подходов в изучении синдрома эмоционального выгорания в зарубежной психологии, — это анализ литературных источников.
Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В процессе написания итоговой аттестационной работы были определены и проанализированы теоретические подходы к особенностям психологических факторов эмоционального выгорания педагогов; подобрано комплекс методик, направленных на изучение психологических факторов в данной категории работающих; подобрано профилактические меры по преодолению эмоционального выгорания у педагогов.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. ИП. Фрейденбергер в 1974 для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Интерес к исследованию этого явления повысилась после того, как американские ученые К. Маслач и С. Джексон систематизировали описательные характеристики данного состояния и разработали опросник для его количественной оценки, получивший название MaslschBurnoutInventory (MBI).
К симптомам «выгорания» относятся: снижение мотивации к труду, неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, нервозность, постоянное волнение, раздражительность, дистанцинирование от учеников, коллег. Выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что «выгорания» — это реакция индивидуальна.
Выгорания представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые отображаются на работоспособности, физическом и психическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника.
Обобщив много определений «выгорания», выделили три основных компонента: эмоциональное и / или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
В процессе исследований было обнаружено, что усиленный контроль педагогической деятельности специалистов, ориентированных на творческую деятельность, является для них бесспорным стрессовым фактором. К. Кондо отмечает, что «креативные личности» особенно чувствительны к внешнему давлению, которое может повлечь за них отказ от активной деятельности, пассивные формы протеста и психологическую подавленность.
Риск «выгорания» зависит от того, насколько функции, которые выполняют специалисты, соответствующие их поло ролевой ориентации. Установлено, что мужчины более чувствительны к ситуациям, которые требуют от них демонстрации маскулинных качеств, таких как физические данные, отвага, эмоциональная сдержанность, демонстрация собственных успехов в работе. Женщины более чувствительны к факторам «выгорания» при выполнении тех обязанностей, которые требуют от них сочувствия, воспитательных умений, подчинения. Женщины склонны занимать позицию «матери», что особенно заметно в области образовательной деятельности. Учитывая, что большую часть профессиональной работы женщина — учитель, женщина — преподаватель выполняет за пределами учебно-воспитательного учреждения (подготовка к занятиям, самообразование, подготовка дидактических материалов, научных трудов и т.д.), сочетая профессиональные обязанности с дополнительными по сравнению с мужчинами домашними и родственными функциями, то риск «психологического выгорания» женщин — педагогов значительно выше, чем мужчин — педагогов.
Результаты проведенного эмпирического исследования возможностей предупреждения и профилактики синдрома «профессионального выгорания» у учителей учебных заведений средствами социально-психологического тренинга позволили сделать выводы о том, что педагоги учебных заведений имеют различные проявления синдрома «профессионального выгорания» и требуют дальнейшей серьезной и планомерной социально-психологической работы по их предупреждению и профилактике, что необходимо для совершенствования их профессиональной деятельности.
При проведении методики эмоционального «выгорания» В. Бойко были получены следующие результаты: у педагогических работников наблюдается полная или частичная сформированность фаз профессионального выгорания. Наибольший процент (46%) приходится на фазу «резистенции», которая находится в стадии формирования, сформирована фаза «резистенции» в 27% исследуемых. Это говорит о том, что фактическое сопротивление стресса начинается с момента появления тревожного напряжения.
Согласно полученным данным, наиболее сформированными являются такие симптомы синдрома «профессионального выгорания», как неадекватное эмоциональное реагирование (27%), редукция профессиональных обязанностей (27%), переживание психотравмирующих обстоятельств (13%), тревоги и депрессии (13%).
На возникновение проявлений синдрома профессионального выгорания влияет тип темперамента и размер педагогического стажа. Так у работников младшего возраста (24-26 гг.) И которые имеют стаж до 6 лет, симптомы эмоционального «выгорания» не сформированы или недостаточно сформированы. Почти во всех работников имеет место сложившийся симптом «редукция профессиональных обязанностей» — попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных потерь.
Существование большинства проблем и трудностей педагогического труда, как профессии системы «человек-человек», подтвердились в результате индивидуальных бесед с учителями, в ходе которых учитывалось, что качество полученной информации зависит от степени установленного контакта.
Профилактика и коррекция психического выгорания должна включать в себя привитие личности навыков адекватного обстоятельствам эмоционального реагирования. Важными для профилактики возникновения синдрома «профессионального выгорания» есть навыки владения собой, умение работать с собственными негативными эмоциями, способность к свободному, природного проявления чувств и эмоций. Для тренинга были выбраны следующие методы: групповая дискуссия, ролевые игры, обсуждение конкретных ситуаций, деловые игры, упражнения для отработки умений и навыков, моделирование проблем.
Анализ причин возникновения синдрома «профессионального выгорания», определение методов предотвращение его появления и пути преодоления последствий, информирование о результатах исследования психологов, консультантов, руководителей учебным заведениями могут стать своевременной и уместной помощью в воплощении концепции общего среднего образования.
Перспективы дальнейших исследований должны быть связаны с разработкой методических рекомендаций по профилактической и коррекционной работе с людьми разных типов темперамента, разного опыта (стажа) работы; тренингов, направленных на осознание и преодоление проявлений эмоционального и «профессионального выгорания»; с развитием Отдельным индивидами навыков самопознания, принятия себя и саморазвития личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
I.1 Синдром эмоционального выгорания, причины его возникновения
Впервые термин «выгорание» ввел в научный оборот Г. Брэдли в своем исследовании служащих, охранявших условно осужденных [3]. Позже выгорания изучал Г. Фрейденбергер, анализируя психологическую переутомление, что ее испытывают работники сферы услуг [3]. Зарубежными исследователями особое внимание при изучении выгорания предоставлялось работникам медицинских учреждений и общественных организаций.
Авторы [3, 12] рассматривают феномен эмоционального выгорания как физическое, психическое или эмоциональное истощение, потерю мотивации и ответственности, а также результат несоответствия между личностью и родом занятий. По мнению ученых [1, 3, 11], синдром эмоционального выгорания является ослаблением, истощением. К. Маслач описала выгорания как синдром физического, эмоционального истощения, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением, и заключается в развитии негативной самооценки, отрицательного отношения к работе, потери понимание и сочувствие к клиентам [11]. Ф. Сторли говорила о том, что синдром эмоционального выгорания является результатом конфронтации с реальностью, когда человеческий дух истощился в борьбе с обстоятельствами, которые трудно изменить [1]. В результате развивается профессиональный аутизм, когда необходима работа выполняется, но эмоциональный вклад отсутствует. Г. Фрейденбергер определял эмоциональное выгорание как хроническую усталость, депрессию и фрустрацию, когда индивид вынужден заниматься делом, которое не удовлетворяет его амбиции и не приносит ожидаемого результата [3].
Некоторые американские исследователи рассматривают синдром эмоционального выгорания как отчужденность в работе, в общении с клиентами, коллегами. Так, К. Чернисс описывает синдром как процесс