Отчёт по практике на тему ТЕМА ВКР Добрачное поведение пользователей мобильных приложений для поиска партнера в современном российском обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ СОБСТВЕННОГО ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1.Организация исследования. 5
1.2.
Результаты исследования. 6
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ СОБСТВЕННОГО ПРИКЛАДНОГО
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 12
2.1. Проблемы, связанные с пользовательским
барьером и рекомендации по его разрешению.. 12
2.2.
Проблемы, связанные с техническими возможностями приложений и пути их решения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23
Введение:
Цель данной работы – выявить факты трансформации
паттернов романтических знакомств в цифровую эпоху по сравнению с цифровой в
современной России на примере пользователей мобильных приложений для поиска
партнера.
Данная цель объясняется актуальностью изучения влияния
компьютеризации на отношения, которое проявляется в форме макдональдизации, то
есть по сути упрощению и коммерциализации отношений. Дж. Ритцер и его
последователи неоднократно доказывали применимость термина макдональдизация к
отношениям в западной культуре, однако характеристика данного процесса остается
неполной без среза данных по всем культурам и странам. Это означает, что
требуется провести исследование на материале статистических данных, собранных в
России.
По гипотезе исследования в рамках 5 тем, которые указывает
Дж. Ритцер в рамках теории Макдональдизации намечаются предполагаемые
изменения. Так, эффективность приведет к увеличению стоимости знакомств за
единицу времени, вычислимость будет выражена либо количеством контактов с
потенциальными партнерами, в таком случае нужно сравнить их качество, путем
уточнения удовлетворенности путем анкетирования с закрытыми вопросами, либо
увеличением партнеров, предсказуемость будет выражаться в попытках типизировать
партнеров, применять стереотипы и общеизвестные факты, в данном случае
предполагается сравнить данные открытой части анкеты и выявить те данные,
которые потенциальные партнеры считают определяющими фактами. Усиление контроля
предполагается в попытках устанавливать сроки поиска партнера, потому в
открытой части анкеты предполагается поиск информации о любых, в первую очередь
временных, ограничениях и дедлайнах. Замена человека технологиями будет
измерена закрытой частью анкеты, чтобы количественно оценить, как сокращается
число личных контактов и какие цифровые способы взаимодействия в итоге
преобладают.
В теоретической работе будет составлена таблица по работам
исследователей (Л.А. Бархоткина, Гидденс Э., Голод С. И., Здравомыслова Е., Темкина А., Панкратова Л. С.,
Пивоваров А. М., Шпаковская Л. Л.), где будет собрана вся
аккумулированная и отсортированная по исходным 5 пунктам информация. Затем
результаты опроса будут сравнены с итогами работы предшественников в таблице.
Итогом станут аналитические выводы по различию таблицы по
работам исследователей и собственной таблицы.
Таким образом, объектом
данного исследования станут результаты анкеты, состоящей из частей с
вопросами закрытого и открытого типа, покрывающие гипотезы по всем 5 пунктам
Дж. Ритцера.
Предметом – изменения, произошедшие по всем 5
пунктам.
Исходя из гипотезы исследования наметим задачи:
1. Аккумулировать данные работ предшественников, которые
исследовали феномен Макдональдизации в добрачных отношениях, а также
современные особенности добрачных отношений.
2. Составить таблицу по 5 пунктам Дж. Ритцера с
результатами, накопленными предшественниками.
3. Составить анкету с частью с вопросами закрытого, а также
открытого типа, обеспечивающей валидность исследования и раскрывающей все 5
пунктов.
4.Сравнить данные анкеты и данные таблицы.
Актуальность исследования. Данное исследование актуально,
поскольку в период пандемии 2020 года усугубились асоциальные последствия
цифровизации. Кроме того, исследование будет обладать несомненной новизной, так
как современные русские ученые уделяют внимание феномену Макдональдизации лишь
в течение примерно десяти последних лет, а количество русскоязычных
фундаментальных работ по проблеме менее десяти.
ВКР состоит из Введения, двух глав, Заключения,
списка литературы (61 источник) и Приложения.
Заключение:
Цель данной работы – выявить факты трансформации паттернов
романтических знакомств в цифровую эпоху по сравнению с цифровой в современной
России на примере пользователей мобильных приложений для поиска партнера.
В начале научно-исследовательской работы нами было сказано,
что данная цель объясняется актуальностью изучения влияния компьютеризации на
отношения, которое проявляется в форме макдональдизации, то есть по сути
упрощению и коммерциализации отношений. Дж. Ритцер и его последователи
неоднократно доказывали применимость термина макдональдизация к отношениям в
западной культуре, однако характеристика данного процесса остается неполной без
среза данных по всем культурам и странам. Это означает, что требуется провести
исследование на материале статистических данных, собранных в России.
Предметом данной работы стали макдональдизированные элементы
добрачных отношений в России, а объектом данные социального опроса.
Базой исследования послужили социальные платформы мобильных
приложений.
Выборку составили 161 человек
пользователей социальных платформ мобильных приложений: 80 мужчин и 81
женщина.
Из них:
Окончили аспирантуру 11 человек
Имеют высшее образование 67 человека
Неоконченное высшее образование 45 человек
Средне-профессиональное образование 25 человек.
Среднее — 13 человека
Возраст от 18 до 22 лет 62 человек.
Возраст от 23 до 29 лет 38 человек.
Возраст от 30 лет 61 человек.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
1. Организация
и проведение диагностики доверия пользователей мобильных приложений к
приложениям о знакомствах и к потенциальным партнерам;
2. Анализ
результатов диагностирования;
3. На
основании результатов диагностики выявить проблемы и разработать предложения по
использованию мобильных приложений.
По гипотезе исследования в рамках 5 тем, которые указывает
Дж. Ритцер в рамках теории Макдональдизации намечаются предполагаемые
изменения.
Рассмотрим эти пять тем:
— эффективность – оптимальный способ решения
задачи;
— возможность количественного подсчёта – цель
должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно
определяемой (например, вкус);
— предсказуемость – единые методы прогноза;
— контроль – единые и подконтрольные сотрудники;
— иррационализация
рационального, характеризующаяся дегуманизацией и гомогенизацией.
Исследование влияние возраста на знакомства в
интернет пространстве выявило, что более взрослые люди предпочитают знакомиться
в открытых интернет-пространствах и на работе. Более молодые респонденты
предпочитают знакомиться через общих знакомых; на улице, в общественном
транспорте; посредством
специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba, pure); во время
обучения в различных образовательных организациях.
В зависимости от пола знакомсва происходят
следующим образом: мужчины предпочитают знакомиться в открытых на улице,
интернет-пространствах и на работе. Женщины предпочитают знакомиться через
общих знакомых; посредством
специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba, pure); во время
обучения в различных образовательных организациях.
Данный анализ также показал, что и мужчины, и
женщины предпочитают вступление в брак в возрасте от 26 до 30 лет.
Данный анализ показал, что в неделю пользователи получают от 10 до 100
смэтчей. Наибольшей популярностью пользуются селфи (45,45%).
Наибольшее количество свиданий от 10 до 100 происходит 1-2 раза в неделю
(45,5%) и 2-3 раза в неделю (42,4%).
Мы выяснили, что «да» доверяют мобильным приложениям 20 респондентов
(20%), затрудняются ответить 17 респондентов (13,7%) и нет не доверяют 41
респондент (26,3%), не ответил 81 респондент (40%).
Таким образом, мы выяснили, что цифровые технологии не преобладают во
взаимоотношениях добрачного поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ СОБСТВЕННОГО ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования послужили социальные платформы мобильных
приложений.
Выборку составили 161 человек
пользователей социальных платформ мобильных приложений: 80 мужчин и 81
женщина.
Из них:
Окончили аспирантуру 11 человек
Имеют высшее образование 67 человека
Неоконченное высшее образование 45 человек
Средне-профессиональное образование 25 человек.
Среднее — 13 человека
Возраст от 18 до 22 лет 62 человек.
Возраст от 23 до 29 лет 38 человек.
Возраст от 30 лет 61 человек.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
1. Организация
и проведение диагностики доверия пользователей мобильных приложений к
приложениям о знакомствах и к потенциальным партнерам;
2. Анализ
результатов диагностирования;
3. На
основании результатов диагностики выявить проблемы и разработать предложения по
использованию мобильных приложений.
По гипотезе исследования в рамках 5 тем, которые указывает
Дж. Ритцер в рамках теории Макдональдизации намечаются предполагаемые
изменения.
Рассмотрим эти пять тем:
— эффективность – оптимальный способ решения
задачи;
— возможность количественного подсчёта – цель
должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно
определяемой (например, вкус);
— предсказуемость – единые методы прогноза;
— контроль – единые и подконтрольные сотрудники;
— иррационализация
рационального, характеризующаяся дегуманизацией и гомогенизацией.
Таким образом, цель эмпирического исследования – выявить факты трансформации феномена доверия в контексте
«онлайн-социальности» в период добрачных отношений именно в направлении большей
его институционализации и деперсонализации.
Задачи:
1. Аккумулировать данные
работ предшественников, которые исследовали феномен доверия в отношениях.
2. Составить анкету с
вопросами с частью закрытого, а также открытого типа, обеспечивающей валидность
исследования доверия в отношениях и к мобильным приложениям.
3 Проанализировать
результаты.
Исследование проходило с сентября 2020 года по апрель 2021
года на базе социальных платформ мобильных
приложений. В данную выборку вошли
60пользователей социальных платформ мобильных приложений. Наиболее
многочисленной была возрастная группа 25-35 лет (72%). В качестве метода
исследования нами было выбрано анкетирование, которое мы запустили в социальные
сети (см. Приложение).
2.2 Результаты исследования
Первым шагом мы
проанализировали влияние возраста на выбор место знакомства
Совершенно не удобного способа знакомства ни
один из респондентов не назвал; относительно удобным способом во всех
возрастных группах считают: через общих друзей в диапазоне от 1 до 5, где 5 –
максимальное значение (18-22 года – 3,69, 23-29 лет – 3,38, 30 и более лет –
3,47), через открытое интернет-пространство (любые сайты и форумы) считают
знакомиться 18-22 года – 3,28%, 23-29 лет – 3,07 %, 30 и более лет – 3,21 %), посредством специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba,
pure) 18-22 года – 3,69, 23-29 лет –
3,38, 30 и более лет – 3,47), на работе (18-22 года – 2,54, 23-29 лет – 2,48, 30 и более лет – 2,55), во
время обучения в различных образовательных организациях (18-22 года – 3,69, 23-29 лет – 3,35 , 30 и
более лет – 3,51 ); максимально
простого и удобного способа знакомства ни один респондент во всех возрастных
группах не назвал и относительно неудобным способом знакомств во всех
возрастных группах назвали на улице, в общественном транспорте(18-22 года –
3,69, 23-29 лет – 3,38 , 30 и более лет – 3,47).
Более взрослые люди предпочитают знакомиться в
открытых интернет-пространствах и на работе. Более молодые респонденты
предпочитают знакомиться через общих знакомых; на улице, в общественном
транспорте; посредством
специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba, pure); во время
обучения в различных образовательных организациях.
Следующим шагом мы
проанализировали влияние пола на выбор места для знакомства.
Совершенно не удобного способа знакомства ни
один из респондентов в зависимости от пола не назвал; относительно удобным
способом во всех возрастных группах считают: через общих друзей в диапазоне от
1 до 5, где 5 – максимальное значение (у женщин 3,58, у мужчин 3,43), через
открытое интернет-пространство (любые сайты и форумы) считают знакомиться у
женщин 3,20, у мужчин 3,24), посредством
специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba, pure) (у женщин 3,26, у мужчин 3,17), на
работе (у женщин 3,17, у мужчин 3,40),
во время обучения в различных образовательных организациях (у женщин 3,51, у мужчин 3,51),; максимально простого и удобного способа
знакомства ни один респондент в зависимости от пола не назвал и относительно
неудобным способом знакомств во всех возрастных группах назвали на улице, в
общественном транспорте(у женщин 2,40, у мужчин 2,69).
Мужчины предпочитают знакомиться в открытых на
улице, интернет-пространствах и на работе. Женщины предпочитают знакомиться
через общих знакомых; посредством
специализированных интернет площадок (tinder, badoo, mamba, pure); во время
обучения в различных образовательных организациях.
Далее мы проанализировали
распределения мнения респондентов в зависимости от пола о наиболее оптимальном
возрасте вступления в брак.
Женщины в возрасте от 18-22 лет считают
наиболее оптимальным возраст для вступления в брак 26-30 лет (41,67%) и 22-25
лет (38,89%), наименее оптимальным после 35 лет (2,78%) и 18-21 год (5,56%);
относительно нейтральным возрастом считают 31-35 лет (11,11%). Мужчины в
возрасте от 18-22 лет считают наиболее оптимальным возраст для вступления в
брак 22-25 лет (44,44%) и 26-30 лет (33,33%), наименее оптимальным после 35 лет
(5,56%) и 18-21 год (5,56%); относительно нейтральным возрастом считают 31-35 лет
(11,11%).
Женщины в возрасте от 23-29 лет считают
наиболее оптимальным возраст для вступления в брак 26-30 лет (43,75%) и 22-25
лет (34,38%), наименее оптимальным после 35 лет (9,38%) и 31-35 лет (12,50%);
возраст 18-21 год они не рассматривают для вступления в брак. Мужчины в
возрасте от 23-29 лет считают наиболее оптимальным возраст для вступления в
брак 26-30 лет (52,17%) и 26-30 лет (33,33%), относительно нейтральным
возрастом считают 22-25 лет (13,04%), 31-35 (17,39%) и после 35 лет (17,39%).
Женщины в возрасте от 30 лет и более считают
наиболее оптимальным возраст для вступления в брак 26-30 лет (54,55%), наименее
оптимальным после 18-21 (4,55%) и после 35 лет (9,09%); относительно
нейтральным возрастом считают 22-25 лет (18,18%) и 31-35 (13,64). Мужчины в
возрасте от 30 лет и более считают наиболее оптимальным возраст для вступления
в брак 26-30 лет (44,83%), наименее оптимальным после 35-35 лет (13,79%);
относительно нейтральным возрастом считают 20-25 лет (20,69%) и после 35 лет
(20,69%).
Таким образом, данный анализ показал, что и
мужчины, и женщины предпочитают вступление в брак в возрасте от 26 до 30 лет.
Далее мы проанализировали,
какое количество получаемых мэтчей(совпадений) в неделю получают респонденты,
пользующиеся интернет-сайтами для знакомств.
Количество получаемых мэтчей(совпадений) в неделю респондентами,
пользующимися интернет-сайтами для знакомств следующие: менее 10 – 32
респондента(12,50%), от 10 до 100 – 33 респондента (21,21%), более 100 – 13
респондентов (38,46%); эротического или просто обнаженного характера (фото из
спортзала, фото пляжного отдыха, фото в бел.): менее 10 – 4 респондента
(15,63%), от 10 до 100 – 7 респондента (30,30%), более 100 – 5 респондентов
(15,38%); демонстрация увлечений и хобби: менее 10 – 5 респондента (34,36%), от
10 до 100 – 10 респондента(36,36%), более 100 – 2 респондентов (15,38%);
фотографии из путешествий и поездок: менее 10 – 11 респондента (34,38%), от 10
до 100 – 12 респондента (36,36%), более 100 – 2 респондентов (15,38%);
портретные фотографии, селфи: менее 10 – 11 респондента (34,38%), от 10 до 100
– 15 респондента (45,45%), более 100 – 4 респондентов (30,77%); фотографии в
кругу друзей, семьи: менее 10 – 7 респондента (21,88), от 10 до 100 – 7
респондента (21,21), более 100 – 0 респондентов.
Таким образом, данный анализ показал, что в неделю пользователи получают
от 10 до 100 смэтчей. Наибольшей популярностью пользуются селфи (45,45)
Далее мы проанализировали какое количество "живых" свиданий
респонденты посещают в неделю
Из табл. 5 видно, что количество «живых» свиданий в неделю респондентами,
пользующимися интернет-приложениями для знакомств следующие: 1-2 свидание:
менее 10 – 34,38%, от 10 до 100 – 45,45%, более 100 – 46,15%; 3-6 свиданий:
менее 10 – 18,75%, от 10 до 100 – 42,42%, более 100 – 38,46%; 7 и более: менее
от 10 до 100 – 3,03%, более 100 – 7,69%; не посещают свиданий: 46,88%.
Количество посещаемых «живых» свиданий в неделю респондентами, не
пользующимися интернет-приложениями для знакомств следующие: 1-2: менее 10 –
24,4%, от 10 до 100 – 45,5%, более 100 –46,2%; 3-6 свиданий: менее 10 – 4,9%,
от 10 до 100 – 18,8%, более 100 – 38,5%; 7 и более: менее 10 – 0%, от 10 до 100
– 3,0%), более 100 – 7,7%; не посещают свиданий 68,3%.
Таким образом, наибольшее количество свиданий от 10 до 100 происходит 1-2
раза в неделю (45,5%) и 2-3 раза в неделю (42,4%).
Следующим шагом мы
проанализировали причины, по которым пользователи мобильных приложений
предпочитают знакомства в приложениях
Причины посещения мобильных приложений респондентами, пользующимися
интернет-сайтами для знакомств следующие: сразу ясно, что человек настроен на
знакомство, нет риска угодить под обвинения харассменте: 18-22 года — 14
респондента(25,93%), от 23 до 29 лет – 8 респондентов (23,64%), более 30 лет —
35 респондентов (15,69%); нет стеснения в общении, ты не видишь человека перед
собой, можешь собраться с мыслями и обдумать ответ, нет волнений: 18-22 года —
21 респондент(38,89%), от 23 до 29 лет – 22 респондента (40,00%), более 30 лет
— 19 респондентов (37,25%); можно быстро и легко найти потенциального партнера,
легко удалить: 18-22 года — 6 респондентов (48,15%), от 23 до 29 лет – 3
респондента (41,82%), более 30 лет — 1 респондент (21,57%); не нужно тратить
много времени и денег, пригласить на свидание именно того/ту, кто действительно
тебе подходит: 18-22 года -13 респондентов (24,07%), от 23 до 29 лет – 14
респондентов (25,45%), более 30 лет — 7 респондентов (13,73%); можно немного
приукрасить информацию о себе (возраст, фотографии, описание) и об этом никто
не догадается, а шанс на знакомство станет выше: 18-22 года -6
респондентов(12,96%), от 23 до 29 лет – 9 респондентов (14,55%), более 30 лет —
15 респондентов (13,73%); это легкий способ найти сексуальные приключения:
18-22 года -14 респондента(11,11%), от 23 до 29 лет – 8 респондентов (16,36%),
более 30 лет — 35 респондентов (29,41%); в интернете легче найти партнера моей
сексуальной ориентации 18-22 года — 9 респондентов (16,67%), от 23 до 29 лет –
8 респондентов (14,55%), более 30 лет — 4 респондента (7,84%);Можно не зависеть
от своего географического положения, знакомиться с людьми из других
городов/стран: 18-22 года -12 респондентов(22,22%), от 23 до 29 лет – 17
респондентов (30,91%), более 30 лет — 13 респондентов (25,49%); не вижу для
себя преимуществ в этом способе 18-22 года -15 респондентов (22,22%), от 23 до
29 лет – 5 респондентов (30,91%), более 30 лет — 10 респондентов (25,49%).
Таким образом, наиболее предпочтительной причиной знакомств в мобильных
приложениях являются: нет стеснения в общении, ты не видишь человека перед
собой, можешь собраться с мыслями и обдумать ответ, нет волнений: 18-22 года —
21 респондент(38,89%), от 23 до 29 лет – 22 респондента (40,00%), более 30 лет
— 19 респондентов (37,25%); можно быстро и легко найти потенциального партнера,
легко удалить: 18-22 года — 6 респондентов (48,15%), от 23 до 29 лет – 3
респондента (41,82%), более 30 лет — 1 респондент (21,57%).
И заключительным шагом мы проанализировали доверие пользователей к
мобильным приложениям. «да» доверяют мобильным приложениям 20 респондентов (20%), затрудняются
ответить 17 респондентов (13,7%) и нет не доверяют 41 респондент (26,3%), не
ответил 81 респондент (40%).
Таким образом, на основании проведенного анализа мы сделали вывод, что
большинство респондентов (использующие и не использующие мобильные приложения)
не доверяют мобильным приложениям о знакомствах (40%).
Проведенный нами анализ подтверждает наше предположение, что в рамках 5 тем, которые указывает
Дж. Ритцер в рамках теории Макдональдизации происходят предполагаемые
изменения: [9, c.222-226]
— эффективность – оптимальный способ решения
задачи;
— возможность количественного подсчёта – цель
должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно
определяемой (например, вкус);
— предсказуемость – единые методы прогноза;
— контроль – единые и подконтрольные сотрудники;
— иррационализация
рационального, характеризующаяся дегуманизацией и гомогенизацией.
Так, эффективность привела к увеличению стоимости знакомств
за единицу времени, вычислимость выражена количеством контактов с
потенциальными партнерами, предсказуемость в нашем исследовании выражена в
попытках типизировать партнеров, применять стереотипы и общеизвестные факты, мы
выявили те данные, которые потенциальные партнеры считают определяющими
фактами. Усиление контроля выражено в попытках устанавливать сроки поиска партнера.
Замена человека измерена закрытой частью анкеты, и количественно оценина, как
сокращается число личных контактов и какие цифровые способы взаимодействия в
итоге преобладают.
Таким образом, мы выяснили, что цифровые технологии не
преобладают во взаимоотношениях.
Выводы по первой главе:
Таким образом, на основании проведенного анализа мы сделали вывод, что
большинство респондентов (использующие и не использующие мобильные приложения)
не доверяют мобильным приложениям о знакомствах (40%).
Проведенный нами анализ подтверждает наше предположение, что в рамках 5 тем, которые указывает
Дж. Ритцер в рамках теории Макдональдизации происходят предполагаемые
изменения:
— эффективность – оптимальный способ решения
задачи;
— возможность количественного подсчёта – цель
должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно
определяемой (например, вкус);
— предсказуемость – единые методы прогноза;
— контроль – единые и подконтрольные сотрудники;
— иррационализация
рационального, характеризующаяся дегуманизацией и гомогенизацией.
Так, эффективность привела к увеличению стоимости знакомств
за единицу времени, вычислимость выражена количеством контактов с
потенциальными партнерами, предсказуемость в нашем исследовании выражена в
попытках типизировать партнеров, применять стереотипы и общеизвестные факты, мы
выявили те данные, которые потенциальные партнеры считают определяющими
фактами. Усиление контроля выражено в попытках устанавливать сроки поиска партнера.
Замена человека измерена закрытой частью анкеты, и количественно оценина, как
сокращается число личных контактов и какие цифровые способы взаимодействия в
итоге преобладают.
Таким образом, мы выяснили, что цифровые технологии не
преобладают во взаимоотношениях. ГЛАВА 2.
РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ СОБСТВЕННОГО
ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Проблемы, связанные с пользовательским барьером и рекомендации по его разрешению
В данном параграфе мы рассмотрим
пользовательские барьеры — сложности, которые возникают у пользователя при
взаимодействии с приложением для онлайн-дейтинга, и то, как на восприятие
технологии влияют индивидуальные особенности личности (система ценностей, пользовательский
опыт). Также рассмотрим технологические барьеры, которые различаются в
зависимости от уровня развития технологии и её внедрения, и институциональные
барьеры, связанные с социальными структурами общества на примере программы Tinder.
Первое, с
чем сталкивается пользователь, — скачивание приложения для онлайн-знакомства.
Это зависит от ряда факторов, но в целом определяется уровнем включенности
человека в цифровую среду и уровнем его навыков работы в ней. Последнее
объясняется с помощью концепта цифровой грамотности, созданного в 1980–1990-х
годах Полом Гилстером, который акцентирует внимание на социокоммуникативных
аспектах деятельности человека. Критериями для определения цифровой грамотности
являются навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умения
быстро освоить их. Кроме того, это навыки взаимодействия с другими
пользователями, а также умение создавать контент в различных форматах.
Как показали
данные российского исследования, важным фактором различения уровня
медиапотребления и навыков цифровой грамотности является регион. Географический
ландшафт России с точки зрения доступности и использования технологий крайне
разнообразен, что также влияет на пользовательские практики при взаимодействии
с приложениями для онлайн-знакомств. Региональный аспект в мировом контексте
изучается фрагментарно. Исследования практики использования Tinder в разных
странах демонстрируют специфику использования в зависимости от региона (есть
исследования пользователей Голландии, Японии, Америки).
Существуют
различные этапы пользовательского опыта. Первый этап — создание профиля и
представления себя для аудитории потенциальных партнеров. Здесь необходимо
совместить визуальный и текстовый формат самопрезентации. В контексте
опосредованной среды знакомств пользователи высоко мотивированы контролировать
впечатление, которое они создают. Они оптимизируют свою самопрезентацию,
сочетая «точность, саморекламу и желательность». Эта мотивация обусловлена
высоким потенциалом встречи лицом к лицу, поэтому лучше выглядеть реалистично
на профиле в приложении, чтобы оправдать ожидания и иметь больше шансов к
продолжению коммуникации.
После
создания профиля и определения, в каком географическом диапазоне необходимо
осуществить поиск, приложение показывает потенциальных партнеров. В Tinder это выглядит как карточка-анкета, где присутствует текстовое описание и
есть фотографии. Есть два варианта развития событий: в случае, если партнер
нравится, и вы хотите создать с ним виртуальную пару, нужно свайпнуть вправо.
Если партнер вам не симпатичен, то свайпать нужно влево. Если понравившийся вам
партнер тоже свайпнул вправо ваш профиль, происходит создание пары, называемое
«мэтчем» (от англ. match — совпадение).
В нашем
исследовании мы выяснили, что мотивации пользования приложениями могут быть различны.
В основном она включает четыре фактора: общение, признание, развитие близости и
развлечение. За счёт геймифицированной механики принятия решений большое
количество совпадений создает ощущение собственной привлекательности, что и
повышает самооценку. Конечно, Tinder, как и другие приложения для
онлайн-дейтинга, становится инструментом для развлечения или прокрастинации.
В неакадемической
прессе ведутся дискуссии о том, используется ли Tinder главным образом в
качестве приложения для секса на одну ночь или же его пользователи стремятся к
долгосрочным отношениям. Гендерные различия мотивации изучаются во многих
работах. Они показывают, что мужчины значительно чаще используют Tinder для
поиска сексуальных партнёров на одну ночь. Кроме того, их больше мотивируют
чувство азарта и возможность коммуникации.
Киберпространство
изначально сильно стигматизировано из-за отсутствия эмоций, доверия, что
естественно сказывается и на процессе построения образа и поддержания личных
отношений. Такое же клеймо было применено к онлайн-знакомствам, а также
компьютерным романтическим отношениям вообще.
Ранее, в
начале 1980-х годов, практика демонстрация своего желания найти себе пару через
рекламу в печатных СМИ была связана со смущением и отчаянием. С
распространением интернета и интернет-сайтов знакомств появление нового
посредника для вступления в компьютерно-опосредованные отношения открыло
возможность найти партнёра, не будучи увиденным или униженным обществом.
Приложения для знакомств стали следующим шагом на пути анонимизации, но
практики его использования продолжают стигматизироваться.
Стигматизируется,
как правило, сам факт обращения к такому способу знакомства онлайн, тогда как
уже давно принято заказывать такси через приложения и продукты домой.
В настоящее
время отношение к онлайн-знакомствам меняется по мере появления в различных СМИ
позитивного образа такой практики. Фильмы об онлайн-отношениях, счастливые
истории людей, находящих друг друга через онлайн-сервисы знакомств, меняют
подход к стигматизации — отбор партнёра через приложения для онлайн-дейтинга
становится повседневной практикой.
Знакомство с
приложением начинается с создания профиля, который во многом совпадает с
профилем в социальной сети — необходимо заполнить информацию о себе, и здесь
есть две опции — визуальная и текстовая. Рассмотрим последовательно, как
пользователь заполняет профиль и с какими барьерами взаимодействия с
приложением сталкивается на этом этапе.
Как правило,
мужчины больше рассказывают о себе и о том, что ожидают от потенциального
партнера. Интересно, что длительность просмотра профиля у женщин дольше, чем у
мужчин. Таким образом, предоставление большей информации в мужских профилях
оправдано, так как она требуется женщинам для принятия решения.
Таким образом,
следующий барьер, которые мы фиксируем, — барьер приватности. Он
актуализируется через необходимость раскрыть личную информацию, написать о
себе. Дополнительно нужно ещё решить, как написать, что написать, насколько
длинное сообщение, как сделать так, чтобы текст отражал мотивы присутствия в
приложении и был направлен на интересующую аудиторию. В ходе интервью
пользователи говорили, что писать нужно небанальное и лучше смешное. Это
довольно сложно — чаще всего первоначальное сообщение видоизменяется и
дорабатывается в зависимости от реакции потенциальных партнеров и меняющихся
целей использования приложения.
Иностранные языки
выступают в качестве дополнительного барьера — не все ими владеют и готовы
использовать при коммуникации. Кроме того, сами пользователи используют иностранный
язык для отсеивания кандидатов. Например, такой текст профиля не все переведут
точно без словаря.
В приложении также
встречается доля иностранных мужчин, ищущих российскую девушку-партнера. Между тем
использование иностранного языка расширяет круг поиска, открывая новые
возможности, поскольку демонстрирует уровень образования, который позволяет
отсеивать аудиторию и определенным образом позиционирует профиль.
Еще один
важный элемент профиля — ссылка на социальные сети. Наиболее популярное социальное
медиа, на которое пользователи дают ссылку, — это Instagram. Упоминания других
социальных сетей единичны. Социальная сеть, с одной стороны, предоставляет
дополнительную информацию, с другой — является своеобразным гарантом
подлинности пользователя. Мы не только видим его профиль в Tinder, но еще и
дополняем образ фотографиями из Instagram, тем самым помогая преодолевать
барьер виртуальности.
Этот барьер
в целом присущ погружению в цифровую среду, в том числе в социальные медиа. Он
же возникает и при онлайн-дейтинге. По данным нашего исследования, степень
открытости и заполненности профиля — это поиск равновесия между желательным
образом и реальным.
Таким
образом, мы видим необходимость в максимально полном заполнении профиля, что
увеличивает шансы «быть выбранным» и снижает риски, связанные с анонимностью и
последующим несовпадением потенциальной пары. Информанты подтверждают, что
заполнение профиля исключительно положительно влияет на выбор профиля, но здесь
сразу возникает вопрос о сложности формирования этого текста, связанной с
незнанием того, как это сделать интересно и максимально безопасно для себя.
Кроме того, в условиях опосредованного взаимодействия пользователи мотивированы
создавать определенный образ и управлять им, модифицируя и изменяя его исходя
из обстоятельств.
С барьером
виртуальности пользователи сталкиваются и при визуальном наполнении профиля.
Данные о большей открытости мужчин подтверждают данные по количеству
представленных в профиле фотографий: мужчины готовы выложить больший объем
информации и даже дополнительно предоставляют по запросу необходимую визуальную
информацию.
Кроме того, важны тип и качество фотографий.
Среди женщин очень популярны селфи: наличие селфи во многом объясняет
популярность крупного плана в женских профилях, так как фото себя, как правило,
делается крупно, тогда как мужчины предпочитают средний план — каждый второй
выбирает именно такой формат.
Также интересно, что, несмотря на открытость
мужских профилей и представление более полной информации, мужчины используют
приёмы, которые затрудняют их распознавание. В частности, в мужских профилях
значительно чаще встречаются фото, где изображено двое и более людей (каждый
десятый профиль). В такой ситуации сложно определить, кто же является главным
героем.
Таким образом, количество и качество
фотографий, которые во многом определяют первое впечатление и желание
продолжить знакомство, связаны с ещё одним важным барьером — барьером
информированности: если она достаточная, то общение продолжается, если подобных
положительных случаев совпадений по имеющимся данным становится больше, дольше
и срок использования приложения. Это подтверждают исследования, согласно
которым фактор внешности является одним из самых значимых при выборе партнера.
Голландские пользователи при подборе фотографий для конструирования своего
профиля учитывают фактор желаемости со стороны партнера, но стараются показать
идеальный образ себя, близкий к истинному, чтобы найти партнера, близкого по
духу
Еще несколько важных позиций, указываемых в
профиле. Во-первых, место работы или должность, место учебы. Это дополнительная
лакмусовая бумажка, позволяющая увеличить шансы на совпадение при более близком
знакомстве.
Отметим динамичность профиля: найти
подходящую формулировку — это требует времени. Также необходимо проверить, как
реагируют потенциальные партнеры, если надо убрать или добавить информацию,
шутку, описание себя. Динамика текстовой самопрезентации акцентирует наше
внимание на необходимости развития профиля и его изменений в зависимости от
задач пользователя, его статуса и настроения. Оба пола часто обращают внимание
на хобби, таким образом, создавая возможность для соотнесения интересов друг
друга.
Таким образом, отсутствие описания ещё раз
акцентирует внимание на ограничении, обусловленном отсутствием необходимой для
выбора информации. Это связано и с особенностями функционирования приложения —
информанты предполагали наличие своеобразной анкеты в качестве альтернативы
самостоятельного заполнения профиля, как на сайтах знакомств. Это, с их точки зрения,
приводило бы к более четкому, унифицированному описанию и более осознанному
выбору. Это барьер структурированности данных, когда приложение не предполагает
использование единообразного профиля, как в большинстве социальных сетей, когда
есть графы для заполнения — возраст, хобби, политические и религиозные взгляды
и т.д.
Таким образом, приложение, где пользователь
сам выбирает что и как о себе рассказать, не всегда дает возможность аудитории
получить нужную информацию. И это становится ограничением его использования.
Каждый профиль — это набор индикаторов, которые помогают с выбором или,
наоборот, мешают определиться. Подобных фильтров много, и уже сейчас ряд
исследователей продемонстрировали важность наличия в профиле таких критериев,
как «внешний вид, личность, сексуальные вкусы и предпочтения и управление
рисками» . Важными становятся рост и вес, а также уровень образования. Свайп
означает не только соответствие ожиданиям; пользователи ищут профили, чтобы
выяснить, как представить себя, чтобы привлечь похожих людей, и используют эти
подсказки, чтобы выстроить собственную самопрезентацию.
После создания и корректировки информации
профиля наступает ключевой момент — собственно осуществление выбора. Алгоритм
приложения после ввода параметров — возрастного промежутка и километража поиска
— предлагает профили партнера на выбор. Технически это выглядит следующим
образом: вы перелистываете страницы партнеров, их профилей, которые можете
изучить подробнее при помощи нажатия на страницу интересующего вас партнера, и
оцениваете, хочется вам начать общение или нет.
Здесь сложность взаимодействия с
потенциальным партнером связана с возможностью получить ответную обратную
связь: получим ли мы взаимный лайк в ответ на нашу симпатию или окажемся
незамеченными — в любой ситуации знакомства — это важно. Этот страх быть
отвергнутым можно назвать барьером взаимности. Поэтому момент ожидания, будет
ли пара, — самый волнующий. Приложение как алгоритм предлагает своим
пользователям дополнительные опции в формате суперлайков и других возможностей
платного профиля, чтобы снижать данный барьер.
В случае взаимного лайка пользователь
получает возможность начать общение с партнером, а именно написать сообщение.
Согласно одному исследованию, из 10 мэтчей в среднем диалог начинается с 2,8
партнерами. Данные другого исследования более оптимистичны: коммуникация
начинается примерно в половине случаев, то есть каждый второй мэтч
заканчивается диалогом. Как правило, первыми пишут мужчины. Существует
стереотип, что именно мужчина должен проявить инициативу и сделать первый шаг в
отношениях.
После обоюдного выбора и мэтчинга начинается
общение, налаживается коммуникация, пользователи узнают друг друга, возможно,
назначается личная встреча. Коммуникация содержательно чаще всего развивается в
двух направлениях. Первое — это описание себя, более детальное обсуждение
увлечений, роста, веса; второе — это уже поиск совпадений в системе ценностей,
обсуждение и оценки происходящих информационных поводов.
Успех
коммуникации зависит в том числе и от технических возможностей приложения. Это
связано с ог
Содержание:
Введение. 5
Выбор темы исследования. 5
Постановка цели и задач ВКР. Определение объекта и
предмета исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.. 6
Оценка и структурирование мнения ученых и специалистов по
теме выпускной квалификационной работе. 7
Определение направления исследуемой проблемы.. 10
Изучение методологических подходов и методов решения
проблемы.. 14
Выявление возможностей использования имеющейся
статистической экспериментальной базы и определение необходимости ее пополнения
или достаточности для обоснования проектного решения проблемы.. 18
Список использованных источников: 21
Введение:
Введение
Научно-исследовательская
практика проходила с 2020 г. по 2020 г. в Научно-исследовательском институте
развития образования в РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Цель практики: закрепление, расширение, углубление
и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и
специальных дисциплин в производственных условиях и получение практических
навыков по оценке системы
социальных льгот учреждения.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Список
литературы
Постановка цели и задач
ВКР. Определение объекта и предмета исследования. Обоснование актуальности
выбранной темы
Цель данной работы – выявить факты
трансформации паттернов романтических знакомств в цифровую эпоху по сравнению с
цифровой в современной России на примере пользователей мобильных приложений для
поиска партнера.
1. Аккумулировать данные работ
предшественников, которые исследовали феномен Макдональдизации в добрачных
отношениях, а также современные особенности добрачных отношений.
2. Составить таблицу по 5 пунктам Дж. Ритцера
с результатами, накопленными предшественниками.
3. Составить анкету с частью с вопросами
закрытого, а также открытого типа, обеспечивающей валидность исследования и
раскрывающей все 5 пунктов.
4. Сравнить данные анкеты и данные
таблицы.
Семья — это социальная система, состоящая из группы людей,
живущих друг с другом посредством брака, размножения и воспитания детей, и
играет жизненно важную роль для роста, прогресса и социализации людей. В этом
отношении можно констатировать, что брак — одно из самых сложных человеческих
отношений, на которых зиждется семейный фундамент, и анализировался как
абсолютно общее явление социальной жизни всех сообществ [3 c. 53].
Брак означает вступление в новый этап жизни,
охватывающий очень важную часть индивидуальной и социальной жизни каждого
человека. Кроме того, брак является фактором возникновения семьи,
воспроизводства и выживания человеческого