Отчёт по практике на тему «Психолого-педагогическая диагностика в образовании»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП ПРАКТИКИ.. 5
2.ЭТАП АПРОБАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6
2.1. Диагностика
метапредметных и личностных универсальных учебных действий в структуре
мониторинга образовательных результатов обучающихся. 6
3.
РЕФЛЕКСИВНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП.. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
ЛИТЕРАТУРА.. 31
Приложение 1. 34
Приложение 2. 36
Приложение 3. 47
Приложение 4. 49
Приложение 5. 51
Введение:
Многие образовательные
организации проводят целенаправленное изучение путей увеличения эффективности
обучения подростков. Учебные программы в школах изменяются с той целью, чтобы
усовершенствовать преподаваемый материал и способствовать развитию
обучающихся. Это должно основываться на определении психологического и
умственного состояния обучающихся учителями. Методические поиски направляются
на внедрение таких форм стимуляции процесса учебы, которые могли б оказать
положительное влияние на подростков. Формирование учебной мотивации является
самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной,
чем приобретение детьми системы знаний, умений, навыков. Её становление
происходит наиболее интенсивно в первые годы школьной жизни, а в дальнейшем во
многом определяет жизненный путь.
Учебная мотивация
подростков может рассматриваться как составляющая эффективного
образовательного процесса. Мотив — это стимул, который может направлять и
стимулировать к совершению определенных поступков. Он чаще всего основывается
на потребности. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у
него появятся. Одной из основных проблем современного образования является
недостаточный уровень учебной мотивации. Результатом низкого уровня учебной
мотивации служит нежелание подростков получать образование.
Для каждого ученика обучение в школе имеет
разное значение. Характер мотивации и смысл обучения школьника влияет на его
успеваемость. Для того чтобы сформировать мотивацию, не следует предлагать
готовые мотивы обучения, а наоборот, необходимо создать такие условия, при
которых каждый ученик сможет самостоятельно понять, для чего ему нужно
учиться. Проблема мотивации остается на первом месте с начала вхождения
подростка в образовательную сферу. В настоящее время существует острая
необходимость в развитии у обучающихся положительной мотивации обучения как
фактора его академической успешности. В то же время обнаруживается
недостаточная методическая разработанность проблемы формирования учебной мотивации в образовательном процессе школы.
Цель исследования — выявить
специфику взаимосвязи
учебной мотивации с успеваемостью в подростковом возрасте.
Методы исследования:
— теоретические:
анализ, систематизация, обобщение научных идей;
— эмпирические:
анкетирование, тестирование;
— методы
обработки данных: количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Методики исследования:
— методика
изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса ( М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина);
— методика
диагностики типа школьной мотивации у подростков
(Е. Лепешева);
— анализ
журнала успеваемости обучающихся;
— методы
математико-статистического анализа: выборочное среднее значение расчета
успеваемости.
База исследования:
МОУ «Гимназия № 16 Тракторозаводского
района Волгограда».
Заключение:
Анализ современной
практики показывает, что примерно 60% подростков при переходе из начальной
школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший
интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу. Не имея опыта
по преодолению снижения учебной мотивации и работы над собой, учащиеся
отказываются предпринимать какие-либо попытки повышения уровня своей
успеваемости. Важная задача педагогов и психологов – совершенствование учения
школьников как значимого вида деятельности, выявление условий, повышающих
качество образования, среди которых важное значение имеет развитие мотивации
учения.
Своевременное выявление,
оказание психологической помощи, формирование у подростков желания и умения
учиться позволяет не только минимизировать последствия низкой успеваемости и её
последствий, но и является одним из направлений профилактики девиантного поведения.
Таким образом,
исследование мотивации учения подростков показывает, что в зависимости от того,
как будет проходить развитие учебной мотивации в школе определяет дальнейший
путь обучения.
Результатом является то,
что у таких школьников не вырабатывается правильный взгляд на мир, отсутствуют
убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего
достаточного уровня понятийного мышления. И потому так актуально на сегодняшний
день способствовать развитию у подростков учебной мотивации. Однако следует
отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к
действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности.
Таким образом, работа с
подростками по развитию учебной мотивации эффективна настолько, насколько она
способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в учении и
насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития
подростка.
Содержательная сторона
предлагаеых методик изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса (М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина) и изучение типов мотивации подростков
проводилось с помощью методики диагностики типа школьной мотивации (автор Е. Лепешева) отражает сущность пяти
обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними: наличие
личностного смысла учения, выраженность тех или иных видов мотивов: (познавательные
и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к
недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в
поведении, эмоциональный компонент.
По результатам
исследования можно отметить, что для обучающихся с высоким уровнем мотивации
успеха характерен высокий уровень успеваемости.
Таким образом, мы
обнаружили взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью подростков:
— для обучающихся с
высоким уровнем мотивации успеха характерен высокий уровень успеваемости;
— при
недостаточном развитии познавательного мотива обнаруживается низкий уровень
успеваемости;
— преобладают внешние мотивы учения у подростков с низким уровнем
успеваемости
Фрагмент текста работы:
1.
ОРИЕНТИРОВОЧНО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
Разработка индивидуальных
планов работы студентов на практике.
Выявление актуальных
проблем и практических задач в области психологической диагностики обучающихся
на этапе организации (время, систематичность и др.), проведения (форма,
инструментарий и др.), обработки и
представления результатов разным субъектам образовательных отношений.
Проведение разных видов
диагностических обследований, включающих основные этапы диагностического
процесса. Подбор диагностического инструментария, адекватного целям
исследования; планирование и проведение диагностического обследования
обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая
обработку результатов.
Рефлексия итогов
реализации основных этапов диагностического обследования с точки зрения решения
задач этапа практики и меры сформированности компетенций.
Проведение скрининговых
обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития
обучающихся (уровня сформированности метапредметных и личностных компетенций).
Описать возможные формы
представления информации по итогам скринингового обследования субъектам
образовательных отношений (учителям, родителям, обучающимся).
Методики исследования:
—
методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса ( М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).
—
методика диагностики типа школьной мотивации у подростков
(Е. Лепешева);
—
анализ журнала успеваемости обучающихся.
Исследование с помощью
методики изучения мотивации обучения обучающихся (М.И. Лукьянова, Н.В.
Калинина) дало следующие результаты.