Отчёт по практике на тему Производственная практика учителя -дефектолога (олигофренопедагогика)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
В период с 20.06 по 03.07 я проходила практику в Реабилитационном отделении Йыхвинская больницы
Целью производственной практики является освоить и закрепить совокупность методов, приемов и технологий в образовательной деятельности.
Задачи практики (из программы практики):
1) Закрепить и углубить весь комплекс теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения курса. Продолжить формирование практических психолого-педагогических, исследовательских, организаторских, аналитико-синтетических умений, навыков и компетенций.
2) Совершенствовать навыки изучения коллектива, организации индивидуальной психолого-педагогической помощи. Способствовать развитию психологической защищенности каждой личности в образовательной среде.
3) Устанавливать грамотные взаимоотношения со всеми участниками образовательной работы; способствовать достижению высоких уровней общения.
4) Изучать условия физической и психологической безопасности образовательной среды. Обеспечивать безопасность жизни и жизнедеятельности в образовательной работе.
5) Проводить психолого — коррекционную работу индивидуально, с группой, с коллективом. Организовывать мероприятия с учетом интересов, склонностей и потребностей образовательной работы.
6) Проводить профориентационную работу, организуя знакомство с профессиональными образовательными учреждениями города, области, России, способствуя становлению профессионального самосознания, самопознания и саморазвития личности.
7) Организовывать работу учащихся, осуществляя просветительскую деятельность.
8) Совершенствовать умения работы с документацией психологической и социальной службы учреждений.
9) Овладевать умениями творческого исследовательского подхода к психолого- социальной деятельности, демонстрируя инициативу, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность в период прохождения практики.
10) Развивать способности к проективной и предметно-личностной рефлексии, осмысляя собственную профессиональную деятельность, свое поведение как специалиста в образовательной сфере.
Заключение:
В процессе прохождения производственной практики сформированы следующие компетенции:
1. Профессиональные компетенции специалиста по педагогической работе в образовательной сфере, отражающие специфику работы в учреждениях.
2. Личностные компетенции, способность средствами педагогики, психологии, социологии и методики профессионального образования формировать базовые гуманистические ценностные ориентации у обучающихся с учетом их индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
Предоставлены на кафедру следующие отчетные материалы
1. Мультимедиа презентации по теме «Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии»
2. Анализ занятия с детьми с ОВЗ.
3. Дневник практиканта.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Олигофренопедагогика. Цели и задачи
Олигофренопедагог — это преподаватель-дефектолог, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.
Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.
Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:
— Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
— Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
— Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.
Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.
Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:
Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.
Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи — позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.
Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.
Несомненно, это также отражается и на формировании речи:
Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.
Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.
2. Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:
— Работу по развитию произвольного внимания.
— Артикуляционные упражнения.
— Стимулирование фонематического слуха.
— Формирование правильного грамматического построения высказываний.
— Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
— Упражнения для мелкой моторики.
— Применение мозжечковой стимуляции.
— Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
— Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
— Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
— Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
— Повышение уровня познавательной активности.
— Обучение коммуникативной речи и деятельности.
Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.