Отчёт по практике на тему Отчёт по выпускной квалификационной работе по 1ой главе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПОТЕРИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Теория психоанализа горя, потери, утраты…………………….. 6
1.2. Трактовка потери с позиции психологии и культурологии …………… 11
1.3. Характеристика потери как события………………………………………….. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..
Введение:
Проблема потери у человека является актуальной на протяжении всего существования человечества. Мысли, чувства и переживания людей, перенесших утрату, индивидуальны, уникальны и неповторимы. Психогенез развития состояния зависит как от силы стрессора (субъективная близость потери), так и от адаптационных механизмов и копинг-стратегий субъекта, перенесшего утрату. При его дезадаптации возникают патологические, порой трудно возвратимые состояния, которые требуют квалифицированной терапевтической помощи.
Проблема потери нашла свое воплощение в трудах З. Фрейда, Ф. В. Басина, Дж. Боулби, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и других. Вместе с тем она требует глубокого исследования, поскольку затрагивает не только общий социальный контекст (социально-психологический), но и имеет выраженную личностную характеристику и ее развитие в системе жизнедеятельности. Поэтому потеря в каждой конкретной ситуации возникает с новым видением, оценкой, переосмыслением.
Реакция потери у человека может проявляться эмоциональным шоком с оцепенением и «окаменелостью» или беспокойством, плачем, нарушением сна, аппетита, сужением сознания на психотравмирующих переживаниях, постоянными воспоминания о ситуации, душевной тоской и т.п.
Реакция на утрату значимого объекта является специфическим психическим процессом, развивающимся по своим законам. Период жизни личности, которая пережила потерю, сопровождается различными психическими состояниями: горем, трауром, особыми действиями или ритуалами, носит очень важную задачу – адаптацию субъекта, перенесшего потерю, к «новой» жизни.
На сегодняшний день нет теорий потери (утраты, горя и пр.), которые адекватно объясняют, как люди справляются с утратами, почему они по разному переживают меняющиеся степени и типы дистресса, как и через какое время они приспосабливаются, возвращаются к полноценной жизни после потери (утраты).
Существует несколько классификаций реакций на потерю (утрату). Исследователи выделяют от 3 до 12 стадий или этапов прохождения личностью переживания потери. В этих классификациях предполагалось, что человек, переживающий утрату, двигается от стадии к стадии (Дж. Боулби, Дж. Варден, Ю. В. Сидорова и др.). Тем не менее, некоторые специалисты критикуют данный подход (Э. Б. Дубницкая, К. Шер и др.). Они считают, что основная сложность использования этих классификаций заключается в отсутствии четких границ между стадиями, как периодически возникающие рецидивы болезненного состояния, когда человек, переживающий потерю (утрату), возвращается на вроде бы успешно прожитую, уже прошедшую стадию.
Еще одной особенностью проявления психического состояния личности, переживающей потерю, которая затрудняет использование стадийных классификаций и диагностику актуального состояния, является индивидуальный и неустойчивый характер реакции человека на утрату. Кроме того, в определенных случаях некоторые стадии отсутствуют или бывают плохо выражены. В таких случаях их не удается отследить и/или взять в проработку. Поэтому некоторые авторы предпочитают ориентироваться не на стадии и этапы, а на задачи, которые должны быть выполнены человеком, переживающим утрату при нормальном течении горя (С. Зисук, В. В. Корнилов, М. Май и др.).
Таким образом, большинство современных специалистов выделяют многообразные варианты течения и переменчивость переживаний горя, которые значительно отличаются по интенсивности и продолжительности среди культуральных групп и у разных людей.
Исходя из сказанного выше, актуальным для нашего исследования является анализ современных подходов к понятию «потеря» и связанных с ним дефиниций. Не менее проблематичным в современной науке является психофизиологические последствия перенесения потери человеком, что обуславливает эмпирическое исследование обозначенной проблемы и структуризация ее компонентов.
Таким образом, актуальность и проблематичность исследования определила тему нашего исследования «Потери в психоанализе и современном кино».
Цель исследования: провести научно-теоретический и эмпирический анализ понятия «потери».
Задачи исследования:
проанализировать и обобщить основные понятия исследования: горе, потеря, утрата;
обосновать отражение чувств потери в современном кинематографе;
раскрыть условия использования кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери;
разработать методические рекомендации по использованию кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери.
Объект исследования: потери в психоанализе и современном кино.
Предмет исследования: использование кинолент в процессе психоанализа в ситуации потери
Структура работы: исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы ??? стр.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ПОТЕРИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Теория психоанализа горя, потери, утраты
Психоанализ определяется как совокупность психологических теорий и терапевтических приемов, которые берут свое начало в работах и теориях Зигмунда Фрейда. Основной идеей в центре психоанализа является вера в то, что все люди обладают бессознательными мыслями, чувствами, желаниями и воспоминаниями. Приводя содержание бессознательного в сознательное осознание, люди затем способны пережить катарсис и обрести понимание своего текущего состояния ума. Благодаря этому процессу люди затем могут найти облегчение от психологических расстройств и страданий.
Появление горя, как темы, достойной психологического изучения, относится к началу XX века. В 1917 году впервые опубликованное З. Фрейдом влиятельное эссе «Траур и меланхолия» способствовало развитию теории психоанализа горя . Раскрывая сущность меланхолии путем сравнения ее с нормальным аффектом печали, З. Фрейд утверждал, что траур приходит к решительному концу, когда субъект разрывает свою эмоциональную привязанность к утраченному и реинвестирует свободное либидо в новый объект . Однако З. Фрейд пересмотрел свою теорию траура в работах, посвященных Великой войне, а также в книге «Эго и Ид» (1923), где он переопределил процесс идентификации, ранее связанный с меланхолией, как неотъемлемый компонент траура.
Рассматривая характер эго как элегическое образование, то есть как «осадок брошенных объектов-катексов», З. Фрейд в своих поздних работах фиксирует бесконечность нормального горя; однако он также привносит в скорбь насильственные характеристики меланхолии, внутренние акты моральной агрессии, совершаемые в попытке растворить внутренний след другого и установить автономную идентичность . Поскольку, как указывает Е. А. Бурина, не сразу ясно каким образом текст З. Фрейда предлагает теорию скорби за пределами меланхолического насилия, в книге «Я и Оно» показано, что его описание об элегическом эго в конечном счете подрывает стремление к идентичности, не обремененной требованиями утраченного другого и прошлого, и предлагает позитивные и этические аспекты скорби.
С тех пор как З. Фрейд предложил концепцию «работы с горем», современные психологи исследовали его теорию эмпирически и утверждали, что горе – это патология, которая должна быть включена в область психологической науки.
Рассматривая традиционную концепцию работы горя (mourning work) и ее различные составляющие процессы, В. Тэхкэ определяет контекстуальность траура, как и скорби, горя сильным желанием и острой тоской, которые являются элементами потерянного положительного отношения, переживаемого субъектом до трагедии. Негативные аспекты объекта напротив, при исчезновении ощущаются как облегчение и не являются предметом чувственного желания или страдания. Негативные моменты легко теряются за чувством вины и/или «за защитной идеализацией потерянного лица» . Кроме того, В. Тэхкэ отмечает существование дополнительных элементов в этом процессе, которые не включают «в себя психическую активность в традиционном понимании работы траура», а являются процессом «проработки потери» или «отношения с потерей», который зависит от характера отношений между субъектом и объектом, от уровня развития личности субъекта. Ученый акцентирует внимание на том, что в процессе динамики психических изменений в ходе исцеления психики личности от внутреннего переживания горя, психические объекты, которые были катектированы трауром, должны быть впоследствии катектированы смыслом. Следовательно, фактором, который облегчает страдание и снижает напряжение, выступает смысл. Восстановление знаково-смысловой структуры личности, которая перенесла кризис разрушения прежних концептов реальности и себя вследствие траура, возможно путем психотерапевтических процедур на обеспечение положительного семиозиса, изменение базовой системы ценностей . Х. Шарфеттер, анализируя работы Л. Конрада, обозначает положительный семиозис (семиотическая реконструкция субъекта) как процесс трансформации личности и осознания своего Я, характеризующийся понятием «семиотический апокалипсис» .
Фактор горя и потери, как психологической травмы, А. В. Старовойтов характеризует отношением объекта к неожиданности и восприятием потери как бессмысленного события, которое не указывает на причины и не соответствует понятной для человека логике развития данного эпизода в жизни. Потеря близкого человека для объекта представляется своего рода непредвиденной и шокирующей данностью, а сам источник и причинно-следственные связи потери остаются за гранью понимания. В результате человек начинает искать причины случившегося, начинает винить себя за произошедшее, однако понимание вины для него невозможно, что приводит к дистрессу, состоянию экзистенциального вакуума, «препятствующего реализации человеком целей и мотивов жизни» . Крушение базовых представлений о смысле жизни вследствие переживания потери исследователем определяются как экзистенциальная травма и могут быть представлены в виде процессуальной схемы травматизации и ее последствий (рис. 1).