Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

§ 1. Теоретические основы проблемы
изучения творческих способностей: анализ понятия «творческие способности» в
трудах ученых. 5

§ 2. Роль театрализованной
деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста. 11

§ 3. Методические рекомендации по
применению театрализованной деятельности как средства развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста  17

Заключение. 24

Список использованных источников. 26

  

Введение:

 

Актуальность. Актуальной
проблемой современной психологии и педагогики является развитие творческих
способностей детей. К проблеме развития творческих способностей детей наука
обращалась во все времена, и каждой отдельной эпохе были присущи особые
традиционные подходы, приемы и методы. Дошкольный возраст общепризнанно
является самым сензитивным периодом для развития детского творчества, потому
что у ребенка еще не сформировано критическое отношение к происходящему,
следовательно, тем эффективнее педагогическое воздействие. Слабая критичность
мышления способствует активизации воображения ребенка, проявляющемся во всех
видах деятельности ребенка, и особенно в игровой.

С
самого раннего детства творческие процессы наиболее представлены в играх детей,
являющихся ведущей деятельностью ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин). С позиций личностно ориентированного подхода игра
представлена как реальное творческое приобретение социального опыта, поскольку
у ребенка не существует другого пути личностного становления, помимо
творческого, связанного с развитием воображения (Л.С. Выготский, Д.В.
Менджерицкая, Д.Б. Эльконин).

Анализ
теоретических исследований выявляет ряд противоречий между имеющимся
потенциалом театрального искусства и недостаточным его применением в творческом
развитии дошкольников. На основании выделенного противоречия выявляется
проблема исследования: каковы возможности использования театрализованной
деятельности в развитии творческих способностей детей?

Проблема
творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых,
как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др., а также зарубежных исследователей, – Д.
Векслер, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс. Педагогические аспекты проявления и
развития творческих способностей в игре рассматривали Р.И. Жуковская, Т.А.
Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А. Флерина и др. Изучением детского творчества в
театрализованной деятельности занимались И.Г. Андреева, М.П. Зацепина, Е.А.
Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.  Т.А. Бондаренко в рамках развития творческих
способностей детей для полноты восприятия театральной деятельности предлагается
ознакомление с различными видами театра. А.В. Щеткиным, А.Е. Антипиной, М.Д.
Маханевой, Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович и др. разработаны специальные
методики для ознакомления дошкольников с театральной деятельностью в детском
саду.

Цель исследования: изучить
возможности применения театрализованной деятельности как средства развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:
творческие способности.

Предмет исследования: развитие
творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать понятие «творческие способности» в трудах ученых.

2. Показать роль и
возможности театрализованной деятельности в развитии творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста.

3. Описать методические
рекомендации по применению театрализованной деятельности как средства развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Курсовая
работа включает введение, три параграфа, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных концепциях
отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности» – «создание
ребенком субъективно нового продукта» (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина);
«врожденные потенциальные способности» (Э. Фромм); «креативность как
универсальная творческая способность» (Дж. Гилфорд); «как способность к
обостренному восприятию недостатков» (Е.П. Торренс); «естественное свойство
самоактуализирующейся личности, потребность в самоактуализации и
самореализации»(А. Маслоу); «новые способы решения проблем и новые способы их
выражения» (К. Роджерс); «высшая интеграция субъектных свойств индивида» (Б.Г.
Ананьев); «результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками,
требующимися в определенном виде творчества» (А.Н. Леонтьев); «активность
личности, интегративное качество психики, обеспечивающее продуктивные
преобразования в деятельности» (В.Н. Дружинин); «неадаптивную активность» (Д.Б.
Богоявленская) и др.

Театрализованная деятельность
обладает огромными возможностями для развития творческих способностей
дошкольников. В театрализованных играх творческие способности развиваются путем
перехода от подражания взрослым к попытке самостоятельного переноса
приобретенного опыта в деятельность; дети приходят к созданию нового,
воображаемого творческого замысла через несовпадение игрового и реального
действия. В процессе участия в театрализованных играх творческие способности
развиваются посредством создания ситуации импровизационного действия,
предоставляющего возможности для самовыражения ребенка; обеспечения глубины
воздействия театрализованных игр, включающих музыкальные, ритмические,
вербальные воздействия

Методическая работа  по организации театрализованной деятельности
с детьми включает следующие этапы: погружение в сказку с помощью атрибутов,
чтение и совместный анализ сказок, беседа по прочитанному, проигрывание сказочных
отрывков, организация режиссерской игры, отражение полученных детьми
впечатлений в рисовании.

В качестве методических
рекомендаций по применению театрализованной деятельности как
средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
можно выделить следующие:  наличие
предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей возможности
развития творчества детей; изменение
стереотипного сюжета (усложнение сюжетообразования) театрализованных игр;
развитие у детей способности к переконструированию, преобразованию игровой
обстановки, игрового сюжета, вариативному использованию одних и тех же игровых
ролей; актуализация имеющегося у детей игрового опыта и перенесение его в новые
условия игры; применение театрализованных игр с усложнениями; подбор творческих
заданий для развития творческой инициативы детей; импровизация диалогов
сказочных персонажей, сочинение продолжения сказок; отработка условных
превращений с помощью воображения и фантазии в театрализованных играх;
сотворчество детей и взрослых в придумывании новых способов действий.

Театрализованная деятельность
развивается в соответствии с изменением субкультуры современных детей и требует
поиска новых методических решений при развитии творчества детей. Однако в
научной литературе изучение возможностей театрализованной деятельности как
средства развития творческих способностей дошкольников носит фрагментарный
характер и требует дальнейших разработок.

 

Фрагмент текста работы:

 

§ 1. Теоретические основы проблемы изучения
творческих способностей: анализ понятия «творческие способности» в трудах
ученых

Одной
из актуальных проблем педагогики и психологии является проблема способностей.
Наибольший вклад в изучение способностей внесен
В.Н. Дружининым [11], Н.С. Лейтес [17], С.Л. Рубинштейном [24],
Б.М. Тепловым [28], и др. А.В. Брушлинским [10] и К.А. Абульхановой-Славской [1]
способности рассматривались на основании развития способов деятельности. Б.М.
Тепловым при анализе проблемы способностей была разработана концепция,
раскрывающая сущность задатков как предпосылок для развития способностей [28]. Ученый
считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, не сводимые к имеющемуся запасу знаний и
навыков, обусловливающих быстроту их обретения. С точки зрения С.Л. Рубинштейна
и Б.М. Теплова способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.
Взаимоотношение данных понятий заключается в наличии предпосылок в овладении
знаниями и умениями, а данный процесс и служит основой для формирования
способностей. Согласно С.Л. Рубинштейну, в качестве основы для развития
способностей выступает деятельность. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями
«…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных,
без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и
свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной
деятельности вырабатываются» [24].

Б.Г.
Ананьевым [2] способности рассматривались в качестве проявления творческого
развития ума, творческого применения накопленных знаний, авторской позиции
индивида в усвоении социального опыта.

Н.С.
Лейтес [17] способности определяет как психологические свойства личности,
служащие условием успешного выполнения конкретных видов деятельности. А.А.
Венгер дифференцирует способности на ориентированные и исполнительные, и в
качестве способностей рассматривает различные виды ориентированных действий. По
мнению Л.А. Венгера, «способности имеют свои содержание и структуру» [6, с.
132].

Зарубежная
психолого-педагогическая наука представлена отсутствием единства в определении
структуры способностей. Э. Торндайком и
Х. Олдхеном признается существование специальных способностей и отрицается
наличие общих и групповых [66]. Ч. Спирменом и А. Роджерсом доказывается
наличие общих и специальных и признается отсутствие групповых. Л. Гергтен
склоняется к наличию лишь групповых способностей. Ф. Мейчел и Д. Ригли в
сложной структуре способностей признают существование общих и групповых
способностей, без установления их природы и взаимосвязей [33]. З.
Фрейд, А. Адлер и Э. Кречмер как представители биологизаторского направления
признавали врожденность способностей, развивающихся в процессе онтогенеза, и не
обусловленных социальными условиями [31].

Обобщая
все вышеизложенное, в раскрытии сущности способностей необходимо опираться на
системно-функциональную концепцию, определяющую способности как свойство
функциональных систем, реализующих психические функции, характеризующиеся
индивидуальной мерой выраженности, проявляющихся в своеобразии выполнения
определенной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы