Отчёт по практике Педагогика/Психология Психология управления

Отчёт по практике на тему Отчет по практике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ 2
Ведение 6
Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 12
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложения 46
Лист соответствия форм отчетности требованиям рабочей программы практики 70

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. В современном российском обществе происходят интенсивные изменения в экономической, правовой, социально-политической и других сферах, обусловливающих потребность в формировании нового типа личности сотрудников организаций. Социально-экономические преобразования, которые постоянно происходят в обществе, ставят новые требования к личности современного специалиста. При этом, одной из первоочередных задач является формирование успешного высококвалифицированного специалиста, профессионала своего дела с высоким уровнем культуры, который кроме профессиональных знаний, умений и навыков, имеет еще и специальные способности, умения и личностные свойства, обеспечивающие гибкость и динамизм профессионального поведения, креативность в профессиональной деятельности, самостоятельность в поиске и усвоении новой информации и нового профессионального опыта.
В условиях стремительного развития ресторанного бизнеса в РФ возникает противоречие между требованиями профессии к личности, запросами общества и уровнем сформированности профессионально важных качеств сотрудников организаций сферы обслуживания, что требует научного и практического его решения. Специфика развития ресторанного бизнеса в значительной степени зависит от специалистов, которые непосредственно работают в сфере ресторанных услуг. Человеческий фактор в ресторанном бизнесе играет ключевую роль, ведь удовлетворение потребностей потребителя на высоком уровне наряду с профессиональными навыками и умениями нуждается в коммуникативных способностях, эмоционально-волевой устойчивости, уравновешенности, наблюдательности, выраженной мотивационной и профессиональной направленности.
Стержневыми составляющими профессиональной деятельности работников сферы обслуживания являются качества их личности, развитие и интеграция которых в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.
Следует отметить, что успешность сотрудников организации в области построения карьеры основывается не только на индивидуально осознанной позиции и поведении индивида, связанных с видением своего трудового будущего, творческого развития, путей профессионального роста и продвижения по службе, а также на уровне развития профессионально значимых качеств личности свойственных определенным профессиям.
В последнее время происходит рост интереса к проблеме развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников организаций сферы обслуживания, поскольку они являются одним из условий успешности в карьере и профессиональном развитии личности, что обуславливает самопознание, самосовершенствование в профессиональной деятельности, а также способствует творческой самореализации человека в профессии, а также повышении эффективности деятельности организации в целом.
Анализ научной литературы показал, что современные исследователи уделяют большое внимание проблемам профессиональной подготовки и развитию профессионально значимых качеств сотрудников организации.
Изучению психологических факторов достижения успеха в профессиональной сфере посвящено немало публикаций отечественных и зарубежных авторов, таких как: М. Вудкок, Д. Фрэнсис, О. Рогач, О. Гребельник и др.
Проблеме развития профессионально значимых качеств личности сотрудников организаций в сфере «человек-человек» посвящены труды: Э. Зеера, В. Шадрикова, А. Карпова, А. Марковой, Н. Бойко, А. Мазараки, С. Максименко и др.
Учитывая значительный интерес ученых к вопросу обеспечения успешности личности в профессиональной сфере, проблема психологических условий формирования и развития профессионально важных качеств у сотрудников организаций в сфере ресторанного бизнеса как в теоретическом, так и практическом аспекте является актуальной, а среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых заинтересованы как представители теоретических наук, так и практики, важное место занимает проблема развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности.
Проблема исследования: каковы особенности развития профессионально значимых качеств личности сотрудников организации с разным уровнем успешности?
Цель: выявить особенности развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности.
Объект: профессионально значимые качества личности сотрудников ресторана.
Предмет: особенности развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности.
Гипотеза: существуют различия в уровне развития профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности, а именно: у сотрудников, имеющих высокий уровень успешности наблюдается высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности, а у сотрудников ресторана с низким уровнем успешности отмечается недостаточное развитие профессионально значимых качеств, что существенно влияет на результат их профессиональной деятельности.
Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:
1. Проанализировать в современной научной литературе подходы к решению проблемы исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности.
3. Обработать и проинтерпретировать полученные данные исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана.
Теоретической основой данного исследования выступили труды следующих учёных: Э. Зеера, В. Шадрикова, которые рассматривали профессиональные качества в качестве одного из важнейших факторов профессиональной пригодности и успешности в овладении и осуществлении специалистом определенных видов профессиональной деятельности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
– организационные методы: сравнительный метод;
– эмпирические методы: опрос, тестирование;
– методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (для выявления статистических различий по показателям развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности между группами сотрудников разной категории применён непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса. С целью выявления корреляционных связей между показателями развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана и уровнем успешности в профессиональной сфере применен коэффициент корреляции р-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS 22.0»).
В данном исследовании использовались следующие методики:
— методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной»,
— методика «Опросник ИТО Л.Н. Собчик»,
— методика «16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела»,
— методика «Экспертная оценка профессиональных качеств А.И.Турчинова»
Выборка и база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ресторанного комплекса «Триумф», в нём приняли участие сотрудники ресторана разной профессиональной категории (высшая, средняя, низшая) в возрасте от 18 до 50 лет. Общее количество респондентов составило 45 чел. — сотрудники ресторана, по 15 человек в каждой категории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в его результате:
— глубоко изучен феномен «успешности сотрудника» в психологии;
— выделены, систематизированы и обобщены профессионально значимые качества личности сотрудников ресторанов;
— конкретизированы подходы к изучению профессиональной успешности персонала ресторанных заведений, обозначена роль влияния профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторанов на успешность в организации.
Научная новизна исследования.
Изучена развитость профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана и вклад комплекса индивидуальных характеристик в достижение определенного уровня успешности. Разработана психологическая программа развития профессиональной успешности сотрудников ресторанов. Установлено, что на развитие профессионально значимых качеств сотрудников ресторана стимулирующее влияние оказывают тренинги по формированию необходимых сотрудникам сферы обслуживания качеств личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В основе профессиональной успешности сотрудников ресторана лежат сложные психологические образования, определяемые рядом субъективных и объективных детерминант.

2 Основными факторами, детерминирующими уровень успешности профессиональной деятельности сотрудников ресторана, выступают коммуникативные (общительность и направленность на общение) и эмоционально-волевые (эмоциональная устойчивость, самоконтроль и уверенность в себе) свойства личности.
3 Психологическая программа развития профессиональной успешности методом тренинга роста сотрудников ресторана включает совершенствование их коммуникативной, рефлексивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и может выступать основой для профессионального развития.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также предложенные рекомендации по развитию профессионально значимых качеств сотрудников ресторана могут быть использованы в психологической практике практическими психологами и специалистами по управлению персоналом при работе с сотрудниками предприятий сферы обслуживания. Эмпирические результаты исследования могут выступить основой для формирования программ профессионального развития персонала ресторанных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ). Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы ресторанного комплекса «Триумф» в форме рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом, а именно по развитию профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложений. Работа изложена на страницах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности нами была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в уровне развития профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности, а именно: у сотрудников, имеющих высокий уровень успешности наблюдается высокий уровень развития профессионально значимых качеств личности, а у сотрудников ресторана с низким уровнем успешности отмечается недостаточное развитие профессионально значимых качеств, что существенно влияет на результат их профессиональной деятельности.
Выявлены значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по факторам: ориентация на результат, ориентация на альтруизм, ориентация на деньги; ориентация на процесс.
Сотрудники ресторана с высоким уровнем успешности более всего ориентируются на результат и являются одними из самых надежных работников ресторанного комплекса. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. Имея при этом высокий уровень формирования альтруистических ценностей, они заслуживают всяческого уважения. В группе низкомотивированных сотрудников ресторана, у которых большинство ориентаций выражены слабо – сотрудники с низким уровнем успешности. Наиболее выраженными в данной группе испытуемых являются: ориентация на деньги (7,4667 ±,83381); ориентация на эгоизм (5,6667±1,63299). Наименее выраженными ориентациями в данной подгруппе являются: ориентация на результат (3,8000±,86189); ориентация на альтруизм (3,0667±1,09978).
Было установлено, что большинство сотрудников ресторана имеют экстровертированную направленность. Было выявлено, что большинство успешных сотрудников ресторана имеют наиболее гармонично выраженные черты личности. При этом, у сотрудников с низким уровнем успешности наблюдаются более выраженные деструктивные черты: агрессивность, ригидность, тревожность, спонтанность. У сотрудников ресторана с низким уровнем более выражены такие деструктивные черты, как: сенситивность, проявляющаяся в пессимистичности при оценке перспектив; лабильность, проявляющаяся в повышенной импульсивности при работе с клиентами ресторана, агрессивность, ригидность, спонтанность и тревожность. В результате проведенного корреляционного анализа (см. Приложение 3) была установлена прямая тесная связь между спонтанностью и агрессивностью (,626**); прямая связь между агрессивностью и тревожностью (,316*), сенситивностью (,276). При этом, наиболее сильные связи обнаружены по факторам: экстраверсия, тревожность, агрессивность, спонтанность и сензитивность, несколько ниже показатели корреляции по факторам ригидность и лабильность.
В результате проведенного анализа выявлено, что социально-психологические особенности личности сотрудников ресторана разного уровня успешности имеют достоверно выраженные различия.
Так, работники ресторана с высоким уровнем успешности имеют более выраженную эмоциональную яркость, естественность и непринуждённость поведения, готовность к сотрудничеству, общительность. Они имеют достаточно высокий уровень интеллектуального развития, эмоциональную зрелость и уверенность в себе, дисциплинированы и добросовестны в работе, терпимы и уживчивы, покладисты, дипломатичны, имеют высокий уровень самодисциплины.
При этом отмечено, что сотрудники ресторана, имеющие низкий уровень успешности имеют значимо более низкие показатели развития таких коммуникативных свойств, как: общительность, дипломатичность, самостоятельность, а также уровня эмоциональной устойчивости и смелости в социальных контактах. У данной группы сотрудников ресторана более выражены показатели агрессивности, тревожности, подозрительности, беспечности, неудовлетворенности. Данные сотрудники также обладают слабой волей, плохим самоконтролем, неумением организовать свою деятельность.
Установлено, что сотрудники с низким уровнем успешности имеют дефицит развития профессиональных качеств. На фоне низкой эмоциональной устойчивости и самоконтроля обладают низкой стрессоустойчивостью и уверенностью в себе, им свойственна неуверенность, низкий уровень коммуникабельности и доброжелательности по отношению к клиентам, как следствие — неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, выраженная враждебность и негативизм, повышенный уровень агрессии.
Для оказания психологического содействия официантам со средним и низким уровнем профессиональной успешности разработана программа развития
Таким образом, применение к эмпирическим данным непараметрической статистики Краскалла-Уоллиса позволило установить наличие статистически значимых различий между всеми 3 группами испытуемых, различающимися по уровню профессиональной успешности Наиболее значимые различия (р<0,01) обозначились между высоко и низко успешными группами испытуемых сотрудников ресторана.

  

2 Основными факторами, детерминирующими уровень успешности профессиональной деятельности сотрудников ресторана, выступают коммуникативные (общительность и направленность на общение) и эмоционально-волевые (эмоциональная устойчивость, самоконтроль и уверенность в себе) свойства личности.
3 Психологическая программа развития профессиональной успешности методом тренинга роста сотрудников ресторана включает совершенствование их коммуникативной, рефлексивной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и может выступать основой для профессионального развития.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также предложенные рекомендации по развитию профессионально значимых качеств сотрудников ресторана могут быть использованы в психологической практике практическими психологами и специалистами по управлению персоналом при работе с сотрудниками предприятий сферы обслуживания. Эмпирические результаты исследования могут выступить основой для формирования программ профессионального развития персонала ресторанных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета (БелГУ). Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы ресторанного комплекса «Триумф» в форме рекомендаций по повышению эффективности управления персоналом, а именно по развитию профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложений. Работа изложена на страницах.

 

Фрагмент текста работы:

 

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

Тенденции современного развития российской ресторанной сферы осуществляются в русле формирования общемировых тенденций в сфере обслуживания. При этом особое внимание уделяется совершенствованию системы управления персоналом ресторанных заведений, а именно повышению профессионализма обслуживания клиентов и развитию профессионально значимых качеств их сотрудников.
Психологическое пространство ресторана характеризуется своей уникальной феноменологией, порождаемой, с одной стороны, стандартностью процессов межличностного взаимодействия разного уровня (сотрудников и клиентов, сотрудников между собой, клиентов между собой, рядовых сотрудников и администрации, в ряде случаев — клиентов и администрации ресторана), с другой стороны, специфичностью удовлетворяемых в них потребностей — пищевых пристрастий клиентов, в сочетании с ориентацией на отдых и развлечение. Таким образом, на сотрудников ресторана возложен достаточно обширный ряд обязанностей, заставляющий обратиться к более пристальному рассмотрению психологических детерминант успешности их деятельности.
Учитывая, что центральным компонентом деятельности ресторанных заведений является работа с клиентами, значительная роль в совершенствовании деятельности данных организаций отводится пониманию психологических процессов, разворачивающихся в процессе межличностных контактов между сотрудниками ресторанов и клиентами. В связи с этим диагностика развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности имеет особую практическую ценность.
Представим полученные нами данные, которые позволяют проверить выдвинутую гипотезу о том, что существуют различия в уровне развития профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности. На основе экспертных оценок все испытуемые сотрудники ресторанного комплекса «Триумф» в возрасте от 18 до 50 лет были распределены в три группы:
— высоко успешные (15 человек),
— средне успешные (15 человек),
— низко успешные (15 человек).
При опросе группы экспертов (менеджеров и специалистов в области управления персоналом ресторанного комплекса) было установлено, что распределение испытуемых по трем группам производилось на основании следующих характеристик: к группе высоко успешных сотрудников ресторана были отнесены высоко востребованные среди постоянных клиентов сотрудники, обладающие более высоким по сравнению с остальными заработком за счет получаемых чаевых, пользующиеся авторитетом у коллектива и администрации ресторанного комплекса, к группе средне успешных относились сотрудники не имеющие отрицательных отзывов со стороны клиентов и находящиеся на хорошем счету у администрации, к группе низко успешных относились сотрудники ресторанного комплекса, которые имеют регулярные конфликты с клиентами и периодически получают замечания со стороны администрации (см. табл.1).
Таблица 1.
Распределение испытуемых по выбранному параметру (%)
Подгруппа Количество, чел. Удельный вес, %
1 группа 15 33,33
2 группа 15 33,33
2 группа 15 33,33
Совокупность 45 100,00

Таким образом, в исследовании приняло участие 45 сотрудников ресторанного комплекса, в том числе — высоко успешные 33,33% (15 человек), средне успешные 33,33% (15 человек), низко успешные 33,33% (15 человек).
В начале эмпирического исследования развитости профессионально значимых качеств личности сотрудников ресторана с разным уровнем успешности использовалась методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной», результаты диагностики представлены в табл.2.
Таблица 2
Результаты исследования социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере (п=45)

1 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Ориентация на процесс 15 4,00 6,00 5,0667 ,70373
Ориентация на результат 15 7,00 9,00 7,8667 ,83381
Ориентация на альтруизм 15 6,00 9,00 7,5333 ,83381
Ориентация на эгоизм 15 3,00 8,00 5,1333 1,30201
Ориентация на труд 15 4,00 9,00 6,4000 1,35225
Ориентация на деньги 15 6,00 9,00 6,7333 ,88372
Ориентация на свободу 15 4,00 8,00 5,8000 1,14642
Ориентация на власть 15 3,00 8,00 5,8000 1,26491
2 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Ориентация на процесс 15 7,00 9,00 7,6000 ,63246
Ориентация на результат 15 3,00 6,00 4,5333 1,06010
Ориентация на альтруизм 15 2,00 5,00 3,8000 ,94112
Ориентация на эгоизм 15 5,00 8,00 6,6000 ,82808
Ориентация на труд 15 5,00 8,00 6,0000 ,84515
Ориентация на деньги 15 7,00 9,00 7,8667 ,74322
Ориентация на свободу 15 4,00 8,00 5,8000 ,94112
Ориентация на власть 15 3,00 7,00 4,8000 ,94112
3 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Ориентация на процесс 15 3,00 6,00 4,5333 ,91548
Ориентация на результат 15 2,00 5,00 3,8000 ,86189
Ориентация на альтруизм 15 1,00 5,00 3,0667 1,09978
Ориентация на эгоизм 15 3,00 8,00 5,6667 1,63299
Ориентация на труд 15 3,00 5,00 4,2000 ,77460
Ориентация на деньги 15 6,00 9,00 7,4667 ,83381
Ориентация на свободу 15 3,00 6,00 4,4667 ,74322
Ориентация на власть 15 1,00 4,00 3,1333 ,91548
Совокупность
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Ориентация на процесс 45 3,00 9,00 5,7333 1,54331
Ориентация на результат 45 2,00 9,00 5,4000 2,00454
Ориентация на альтруизм 45 1,00 9,00 4,8000 2,19089
Ориентация на эгоизм 45 3,00 8,00 5,8000 1,40777
Ориентация на труд 45 3,00 9,00 5,5333 1,39153
Ориентация на деньги 45 6,00 9,00 7,3556 ,93312
Ориентация на свободу 45 3,00 8,00 5,3556 1,13128
Ориентация на власть 45 1,00 8,00 4,5778 1,51491

Результаты исследования социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере сотрудников ресторана с разным уровнем успешности свидетельствует о следующем:
Нами было выявлено несколько групп испытуемых:
1 группа высокомотивированные сотрудники ресторана с гармоничными ориентациями, которые выражены достаточно сильно и практически в равной степени – в данную группу входит большинство успешных сотрудников ресторана.
Наиболее выраженными в данной группе испытуемых являются: ориентация на результат (7,8667±,83381); ориентация на альтруизм (7,5333±,83381).
Сотрудники ресторана с высоким уровнем успешности более всего ориентируются на результат и являются одними из самых надежных работников ресторанного комплекса. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. Имея при этом высокий уровень формирования альтруистических ценностей, они заслуживают всяческого уважения.
Наименее выраженными ориентациями в данной подгруппе являются: ориентация на эгоизм (5,1333±1,30201); ориентация на процесс (5,0667±,70373).
2 группа сотрудников ресторана, имеющих дисгармоничные ориентации, некоторые из которых выражены сильно, а другие слабо – это сотрудники ресторана с средним уровнем успешности.
Наиболее выраженными в данной группе испытуемых являются: ориентация на процесс (7,6000±,63246); ориентация на деньги (7,8667±,74322).
Сотрудники ресторана более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ведущей ценностью для сотрудников ресторанного комплекса с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.
Наименее выраженными ориентациями в данной подгруппе являются: ориентация на альтруизм (3,8000±,94112); ориентация на власть (4,8000±,94112).
3 группа низкомотивированных сотрудников ресторана, у которых большинство ориентаций выражены слабо – сотрудники с низким уровнем успешности.
Наиболее выраженными в данной группе испытуемых являются: ориентация на деньги (7,4667 ±,83381); ориентация на эгоизм (5,6667±1,63299).
Ведущей ценностью для сотрудников с низким уровнем успешности является стремление к увеличению своего благосостояния.
Наименее выраженными ориентациями в данной подгруппе являются: ориентация на результат (3,8000±,86189); ориентация на альтруизм (3,0667±1,09978) (см. рис.1).

 

Рис.1. — Особенности социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности

Далее, для подтверждения выдвинутой ранее гипотезы о существующих различиях в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности нами было проведено исследование статистически значимых различий. Данный анализ был выполнен с помощью критерия Краскалла-Уоллиса для независимых выборок.
Так, нами были выявлены значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по всем факторам. В результате проведенных расчетов, нами были выявлены наиболее значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по факторам: ориентация на результат (см. рис.2), ориентация на альтруизм (см. рис.3), ориентация на деньги (см. рис.4); ориентация на процесс.

Рис.2. — Статистически значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по фактору «ориентация на результат»
Мы видим, что критерий Краскалла-Уиллиса высоко значим (p = ,05), показатель Uкр. =31,784. Ориентация на результат наиболее развита в группе успешных сотрудников, которые всегда достигают высоких результатов в работе. В подгруппе сотрудников ресторана с низким уровнем успешности он развит слабо, что свидетельствует о их низкой мотивации и необходимости коррекции социально-психологических установок.

Рис.3. — Статистически значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по фактору «ориентация на альтруизм»

По фактору «ориентация на альтруизм» показатель Uкр. =32,74, наивысший ранг имеют сотрудники с высоким уровнем успешности. Это сотрудники всегда готовые прийти на помощь, выслушать, понять другого человека, признать и принять чужое мнение. Они решительно берутся за сложные задания, помогая не справившемуся с ними коллеге. Как правило, высоко успешные сотрудники оптимисты и энтузиасты своего дела, а потому способны «зажечь» и вдохновить коллег на трудовые подвиги. Большинство из них обладают хорошими организаторскими способностями и являются высокопрофессиональными сотрудниками ресторана.
В подгруппах сотрудников ресторана со средним и низким уровнем успешности альтруизм развит слабо, что свидетельствует о их низкой мотивации и необходимости коррекции социально-психологических установок. Сотрудники с низко развитыми показателями «ориентация на альтруизм» отдают предпочтение удовлетворению собственных потребностей и достижению личных целей за счет других людей, склонны к манипулированию другими людьми в собственных интересах.

Рис.4. — Статистически значимые различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности по фактору «ориентация на деньги»

По фактору «ориентация на деньги» показатель Uкр. =11,036, наивысший ранг имеют сотрудники с низким и средним уровнем успешности. Таким людям зачастую не важно, чем заниматься, и они сознательно ищут сам заработок. Если есть возможность получить больше в другом месте, они не думая перейдут к конкурентам.
Таким образом нами были выявлены различия в формировании социально-психологических установок сотрудников ресторана с разным уровнем успешности.
Далее, при помощи методики «Опросник ИТО Л.Н. Собчик», нами была проведена диагностика индивидуально-типологических качеств сотрудников ресторана с разным уровнем успешности (см. табл.3).
Таблица 3
Результаты диагностики индивидуально-типологических черт характера сотрудников ресторана с разным уровнем успешности (п=45)
1 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Экстраверсия 15 4,00 9,00 6,5333 1,35576
Спонтанность 15 3,00 7,00 4,6000 1,29835
Агрессивность 15 3,00 6,00 3,8000 ,94112
Ригидность 15 3,00 8,00 5,0000 1,36277
Интроверсия 15 3,00 7,00 3,6667 1,39728
Сензитивность 15 3,00 7,00 4,1333 1,30201
Тревожность 15 3,00 6,00 3,8667 ,99043
Лабильность 15 3,00 7,00 4,6667 1,11270
2 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Экстраверсия 15 4,00 9,00 6,3333 1,58865
Спонтанность 15 3,00 9,00 4,9333 1,94447
Агрессивность 15 3,00 7,00 4,0667 1,22280
Ригидность 15 3,00 7,00 5,0667 1,22280
Интроверсия 15 3,00 9,00 4,6000 2,32379
Сензитивность 15 3,00 9,00 4,8667 1,84649
Тревожность 15 3,00 7,00 4,2667 1,16292
Лабильность 15 3,00 8,00 5,9333 1,43759
3 подгруппа
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Экстраверсия 15 3,00 8,00 6,2667 1,38701
Спонтанность 15 4,00 8,00 6,2667 1,57963
Агрессивность 15 4,00 9,00 5,7333 1,66762
Ригидность 15 4,00 8,00 5,9333 1,03280
Интроверсия 15 3,00 8,00 4,1333 1,72654
Сензитивность 15 5,00 8,00 6,4667 ,74322
Тревожность 15 4,00 7,00 5,1333 ,99043
Лабильность 15 4,00 8,00 5,6667 1,23443
Совокупность
N Minimum Maximum Mean Std. Deviation
Экстраверсия 45 3,00 9,00 6,3778 1,41885
Спонтанность 45 3,00 9,00 5,2667 1,75032
Агрессивность 45 3,00 9,00 4,5333 1,54626
Ригидность 45 3,00 8,00 5,3333 1,26131
Интроверсия 45 3,00 9,00 4,1333 1,85374
Сензитивность 45 3,00 9,00 5,1556 1,66454
Тревожность 45 3,00 7,00 4,4222 1,15776
Лабильность 45 3,00 8,00 5,4222 1,35661

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о следующем:
Большинство сотрудников ресторанного комплекса разного уровня успешности, принявшие участие в диагностики отвечали на вопросы с высоким уровнем достоверности.
В подгруппе сотрудников с высоким уровнем успешности большинство испытуемых имеют экстровертированную направленность. Средние показатели в подгруппе по данному критерию составляют (6,5333±1,35576) — акцентуированные черты и свидетельствуют о обращенности большинства успешных сотрудников в мир реально существующих объектов и ценностей, открытости, стремлении к расширению круга контактов, общительности, что в принципе является свойственным для работников ресторанного бизнеса как представителей профессий типа «человек-человек».
Среди акцентуированных черт личности успешных сотрудников был выявлен показатель «ригидность» (5,0000±1,36277) выражающаяся в некотором субъективизме успешных сотрудников, повышенном стремлении к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичности в отношении иных мнений.
В подгруппе сотрудников со средним уровнем успешности наиболее акцентуированные черты были выявлены по критериям: экстраверсия (6,3333±1,58865), ригидность (5,0667±1,22280), лабильность (5,9333±1,43759).
Так, данной подгруппе сотрудников ресторана более свойственна, чем успешным сотрудникам выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость.
В подгруппе сотрудников с низким уровнем успешности наиболее акцентуированные черты были выявлены по критериям: экстраверсия (6,2667±1,38701), спонтанность (6,2667±1,57963), агрессивность (5,7333±1,66762), ригидность (5,9333±1,03280), тревожность (5,1333±,99043). Повышенные показатели спонтанности говорят о имеющейся тенденции в данной подгруппе испытуемых проявлять непродуманность в высказываниях и поступках, а показатели агрессивности свидетельствуют об упрямстве и своеволии в отстаивании своих интересов некоторыми сотрудниками с низким уровнем успешности. В результате анализа полученных результатов выявлено более высокие чем в других подгруппах испытуемых показатели тревожности, которые свидетельствуют об чрезмерных переживаниях без повода или по незначительной причине, восприятии обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных; подавленном настроении; ослаблении внимания, отвлечения на тревожные мысли; сложностях в работе из-за постоянной напряженности у сотрудников с низким уровнем успешности. При этом, следует отметить, что у ряда сотрудников выявлена избыточная выраженность черт личности по данному критерию.
Графически результаты тестирования представлены на рис. 5.

Рис.5. – Результаты диагностики индивидуально-типологических черт характера сотрудников ресторана с разным уровнем успешности (п=45)
На круговой диаграмме (см.рис.5) шкалы объединены в полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность, ригидность-лабильность, тревожность-агрессивность.
Было выявлено, что большинство успешных сотрудников ресторана имеют наиболее гармонично выраженные черты личности. При этом, у сотрудников с низким уровнем успешности наблюдаются более выраженные деструктивные черты: агрессивность, ригидность, тревожность, спонтанность.
Агрессивные и ригидные сотрудники ресторана в процессе межличностного взаимодействия с клиентом склоны к необдуманным, спонтанным и импульсивным действиям, которые могут сопровождаться агрессией. При этом, выявленные в числе сотрудников ресторана интроверты стараются избегать контактов с клиентами. В сочетании с повышенной эмотивностью данная стратегия поведения может быть объяснена их неуверенностью в собственных способностях и ожиданием негативного отношения со стороны клиента, что значимо снижает уровень обслуживания данными сотрудниками гостей ресторанного комплекса.
На профессиональную некомпетентность сотрудников с низким уровнем успешности указывают в равной степени такие способы поведения, как осторожные действия и избегание клиента, присущие интровертам и людям с повышенным уровнем тревожности, а также агрессивные и импульсивные действия сотрудников ресторана с агрессивным и ригидным свойствами личности.
Далее, для подтверждения выдвинутой ранее гипотезы о существующих различиях в формировании индивидуально-типологических черт сотрудников ресторана с разным уровнем успешности нами было проведено исследование статистически значимых различий. Данный анализ был выполнен с помощью критерия Краскалла-Уоллиса для независимых выборок.
Так, нами были выявлены значимые различия по критериям: спонтанность, агрессивность, сензитивность, тревожность, лабильность (см. рис.6).

спонтанность агрессивность

сенситивность тревожность

лабильность
Рис.6. — Статистически значимые различия в формировании индивидуально-типологических черт сотрудников ресторана с разным уровнем успешности
Мы видим, что у сотрудников ресторана с низким уровнем более выражены такие деструктивные черты, как: сенситивность, проявляющаяся в пессимистичности при оценке перспектив; лабильность, проявляющаяся в повышенной импульсивности при работе с клиентами ресторана, агрессивность, ригидность, спонтанность и тревожность. В результате проведенного корреляционного анализа (см. Приложение 3) была установлена прямая тесная связь между спонтанностью и агрессивностью (,626**); прямая связь между агрессивностью и тревожностью (,316*), сенситивностью (,276). При этом, наиболее сильные связи обнаружены по факторам: экстраверсия, тревожность, агрессивность, спонтанность и сензитивность, несколько ниже показатели корреляции по факторам ригидность и лабильность.
Далее была проведена диагностика сотрудников ресторана по методике «16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела», результаты которой представлены в табл. 4 (см. рис. 7).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы