Отчёт по практике на тему Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основная часть 4
1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных 4
группах 4
2. Теория и методика развития речи у детей 10
3. Теория и методика экологического образования дошкольников 12
4. Теория и методика математического развития 19
ВЫВОДЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Введение:
Цель практики:
— закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплинам, применение полученных знаний при решении конкретных психологических, научных и производственных задач, а также приобретения практических профессиональных навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачами практики при обучении магистров по направлению подготовки ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» являются:
— формирование профессиональных компетенций через применение теоретических знаний к практической работе;
— обеспечение непрерывности и последовательности овладения формами и методами профессиональной деятельности;
— приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы;
— воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать задачи деятельности конкретной организации;
— развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения задач и реализации проектов.
В результате прохождения практики формируется комплекс компетенций:
— способность к саморазвитию и самообразованию;
— владением навыками количественного и качественного анализа информации, построения моделей путем их адаптации к конкретным задачам;
— владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
Заключение:
В результате прохождения практики и развития компетенций, сформированных в ходе практики, были сформированы компетенции:
— способность к саморазвитию и самообразованию;
— владением навыками количественного и качественного анализа информации, построения моделей путем их адаптации к конкретным задачам;
— владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов.
Выполнена цель практики: закреплены и углублены теоретические и практические знания по дисциплинам. Применены полученные знания при решении конкретных психологических, научных и производственных задач, а также приобретены практические профессиональные навыки и компетенции, опыт самостоятельной профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1.Основная часть
1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных
группах
1. Наблюдение и анализ педагогического процесса в МДОУ Детский сад «Березка» Забайкальского края ст . Таптугары.
Во время наблюдения и анализа педагогического процесса в разновозрастной группе детского сада в первую и во вторую половину дня:
а) Разновозрастная группа представляет собой особую социально-психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник», «ребенок — младший ребенок», «ребенок-старший ребенок»;
Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей.
Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения.
В одногрупповом ДОУ, вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возрастатри подгруппы:
2 подгруппы — дети смежного возраста.
1 подгруппа — старшие дети одного возраста.
б) Опыт привлечения воспитанников старших групп для более успешной адаптации и социализации детей младшего возраста оказался успешным, и из него последовало развитие технологии межвозрастного общения и взаимодействия.
Общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Межвозрастное общение способствует индивидуализации личности ребёнка. Отношения между детьми разного возраста даёт им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе. Для старших объяснение другому ребёнку помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. В межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и пр. Детьми отрабатываются ролевые позиции, активно идёт процесс социализации, развития самостоятельности и творческих проявлений детей.
Межвозрастное общение и взаимодействие — это процесс установления контактов между детьми разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, адекватностью её педагогического регулирования.
Условия введения технологии межвозрастного общения и взаимодействия в детском саду: повышение компетентности педагогов; проектирование содержания межвозрастного общения в соответствии с актуальными интересами старших дошкольников и малышей; создание позиции «старших» у шестилеток, заботящихся о маленьких в детском саду; разработка этапной педагогической технологии, направленной на обогащение опыта общения старших дошкольников с малышами на основе взаимного интереса, доверия и совместной деятельности.
Педагогу владеет программами обеих возрастных групп, находит эффективные формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями каждого ребёнка, правильно распределяет внимание, видит каждого ребёнка и всех детей в целом, учитывает разный режим дня, стремится к установлению партнёрских взаимоотношений между взрослыми и младшими участниками образовательного процесса.
в) Режим в детском саду — основа организации жизни детей, гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) остаются неизменными.
К режимным моментам относятся:
— прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика;
— подготовка к завтраку, завтрак, игры и детские виды деятельности;
— непосредственная образовательная деятельность;
— подготовка к прогулке, прогулка;
— возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед;
— подготовка к сну, дневной сон;
— подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия;
— игры, самостоятельная деятельность детей;
— подготовка к ужину, ужин;
-игры, прогулка, уход детей домой.
Организация жизни детей в ДОУ опирается на определённый суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями:
-оптимальное время для сна – время спада биоритмической активности: с 12 часов (у детей 2-3 лет), с 13 часов (у детей старшего дошкольного возраста) до 15 часов, в летний период 15.15. часов.
-оптимальное время для умственной деятельности – время подъёма умственной работоспособности: с 9 до 11 часов, с 16 до 18 часов.
-оптимальное время для физической деятельности – время подъёма физической работоспособности: с 7.30 до 10 часов, с 11 до 13 часов, с 17 до 18.30 часов.
-оптимальное частота приёмов пищи – 4 раза, интервалы между ними не менее 2 часов, но не более 4 часов.
-оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально выражены неблагоприятные природные факторы (влажность, температура воздуха, солнечная радиация и др.).
В режиме дня постоянные величины: длительность бодрствования и сна, время приёма пищи. Переменные величины – время начала и окончания прогулок, организация совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. Время начала и окончания прогулок может корректироваться в соответствии с временами года, климатическими изменениями и пр.
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.
В разных садах и даже в разных группах одного сада режим может отличаться, но основа его такова:
7.00 — 8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 – Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Ужин
17.30 — Прогулка
17.30-19.00 – Домой.
В режиме дня не указано время для игр.
В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.
В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки. В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду. Выделяем время для чтения детям. Это является обязательным элементом режима дня.
Длительность чтения с обсуждением прочитанного, для детей 2-3 лет рекомендуется 5-10 минут, 3-4 лет – 10-15 минут, при этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор – слушать либо заниматься своим делом. Для детей 4-5 лет — 10-15 минут, 5-6 лет – 15-20 минут, 6-7 лет – 20-25 минут
г) Наличие в детском саду интерактивной доски позволяет широко использовать современные информационные технологии. Интеграция инновационных разработок позволяет сделать занятия насыщенными, творческими, игровыми и увлекательными.
Непринужденное вовлечение в образовательную систему содействует наиболее эффективному формированию интеллекта и творческого потенциала у детей. Мультимедийные устройства помогают с легкостью привлечь внимание ребенка.
Сенсорная поверхность помогает малышу с легкостью взаимодействовать при помощи пальцев рук. Интерактивная ручка дает возможность создавать на электронном устройстве различные образы, решать задачи. Уникальное информационное поле позволяет выстраивать задачи в игровой форме, что делает дошкольное обучение более эффективным. Большую помощь в развитии речи детей оказывают интерактивные игры.
Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.
Презентации, видеоролики, графические проекты, картинки, ребусы, интерактивные игры – это лишь часть того, что используют воспитатели в своей работе.
В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.
2. Проведена педагогическая диагностика и оценка индивидуального развития ребенка. В результате представлена психологопедагогическая характеристика ребенка по схеме (Приложение 1) с соответствующими выводами.
3.Составление маршрута индивидуального развития ребенка.
Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (Приложение 2).
4. Сравнительный анализ подходов к обучению дошкольников, характерный для различных образовательных программ («Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство»). (Приложение 3).
Содержание:
Работа с основной образовательной программой ДОУ 3
Анализ форм организации обучения в повседневной жизни 5
Модель организации образовательного процесса в ДОУ 6
Анализ предметно-развивающей среды в группах разного возраста 7
Учет педагогических и гигиенических требований к проведению НОД 12
Планирование работы по развитию речи (артикуляционная гимнастика, изготовление дидактических игр) 13
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе 15
Наблюдение и анализ занятия по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик» 19
Разработка диагностических методик по речевому развитию детей дошкольного возраста 22
Конспект целевой прогулки «Осенний денек» в средней группе 23
Разработка диагностических методик по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 25
Наблюдение и анализ занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 28
Наблюдение и анализ занятий по математическому воспитанию детей дошкольного возраста 30
Отчет студента о педагогической практике и анализ проведенной деятельности 32
Список используемой литературы 35
Фрагмент текста работы:
Работа с основной образовательной программой ДОУ
Мы изучили так же основную образовательную программу ДОО.
Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учётом стандарта дошкольного уровня образования.
Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целого ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы.
Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
Изучив данную программу, можно сделать вывод о том, что целевые установки и концептуальные основы программы просматриваются ярко. Ее авторы ставят в основу развивающую функцию образования, которая обеспечивает развитие личности дошкольника, при этом ориентируя воспитателя на индивидуальные особенности ребенка. Именно такой подход соответствует современной и актуальной «Концепции дошкольного воспитания», созданной В. В. Давыдовым, В. А. Петровским и др. Авторы выдвигают на первый план признание самоценности дошкольного периода детства, утверждая при этом, что именно этот период важен при обучении и воспитании.
Основными целями программы являются:
— организация благоприятных условий для полноценного развития дошкольников;
— развитие личности и культуры ребенка;
— развитие психических и физических качеств ребенка дошкольного возраста;
— полноценная подготовка ребенка к школе;
— обеспечение безопасности дошкольников.
Программа «От рождения до школы» несет в своей основе принцип культуросообразности. Данный принцип предполагает учет национальных ценностей и традиций в образовании и воспитании детей, а так же духовно-нравственное и эмоциональное развитие дошкольников.
Структура программы:
— программа начинается с пояснительной записки;
— описание организации жизни и воспитания дошкольников;
— возрастные особенности детей разного возраста, содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками по возрастам;
— результаты освоения Программы;
— особенности мониторинга достижений дошкольников;
— особенности работы с родителями;
— коррекционная работа;
— рекомендуемые для педагогической работы пособия.
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
• Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);
• Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
• Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
• Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
• Средняя группа (от 4 до 5 лет);
• Старшая группа (от 5 до 6 лет);
• Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Следует отметить, что в Программе «От рождения до школы» дан обширный перечень пособий, которые могут быть использованы при работе по этой Программе.
Итак, изученная нами программа разработана в соответствии с действующим ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Данная программа построена в соответствии с гуманно-личностным отношением к воспитанникам, направлена на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование у них духовных и общественных ценностей.
Так же важным является то, что в программе отсутствует жесткая регламентация знаний и умений детей, а так же предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Заключение:
За время прохождения практики студентка познакомилась с организацией воспитательной работы, осуществляемой в соответствии с предъявляемыми современными требованиями, под руководством заведующей ДОУ.
Проанализировала цели, задачи, основные и приоритетные направления, реализуемые в ДОУ, активно взаимодействовала с участниками образовательного процесса, особенно с воспитателями и специалистами детского сада.
В ходе практики обнаружил(а) следующие умения и навыки:
Показала себя грамотным, владеющим основными дидактическими принципами педагогом. Изучила нормативно-правовую документацию ДОУ.
Студентка организовывала детей в различных видах деятельности: познавательно исследовательской, коммуникативной, игровой, двигательной.
Проявила педагогические навыки и умения организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО. Умеет планировать воспитательно-образовательную работу в первой и второй половине дня, активизировать умственную деятельность детей.
Студентка учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей. Использовала в работе метод словесного поощрения. Владеет технологией организации и проведения детского досуга, умеет создавать и поддерживать доброжелательные межличностные отношения в общении детей в коллективе сверстников. При работе с коллегами установлены профессионально-этические отношения.
Замечания: отсутствуют
Общая характеристика уровня сформированности компетенций по итогам прохождения практики: В целом теоретический и практический опыт соответствует качеству выполняемой студентом работы.
Фрагмент текста работы:
Анализ проведения дидактических игр с природным материалом
Игры проводились с детьми средней группы, присутствовало 15 детей. У детей сформировано умение слушать воспитателя, легко идут на контакт со взрослыми.
В начале и процессе проведения игр мною были использованы сюрпризные моменты, и игровые ситуации.
Игры строила как увлекательную проблемно – игровую деятельность. Играя, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса развлечения, повысила речевую активность детей и сохранила интерес на протяжении всего развлечения.
В ходе проведения игр использовались наглядные, словесные методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных умений и навыков и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие памяти, внимания, речи и др. На протяжении всех игр дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Все этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели. Смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей и пересыщаемость одним видом деятельности.
Для получения более высокого результата проводимых игр были использованы различные материалы.
Все это соответствовало теме и целям. Так же, во всех играх активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Были использованы следующие методы: словесные наглядные, методы контроля и стимулирования.
Используемые методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Я побуждала к высказываниям детей нерешительных, стеснительных.
Я считаю, что задачи были успешно выполнены, цель достигнута. Дети меня порадовали тем, что их любознательность, заинтересованность чувствовались на протяжении всей деятельности.
Изучение и анализ предметно-пространственной среды в разных возрастных группах
В определении цели воспитания и развития ребенка коллектив ДОО ориентируется на ведущие цели основной образовательной программы ДОО, которая построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных общечеловеческих ценностей, способностей и интеллектуальных качеств.
Здание детского сада расположено внутри жилого квартала, окружено посажеными деревьями и кустарниками. На территории имеется большое количество разнообразных клумб и газонов. Территория детского сада обнесена металлическим забором. На территории детского сада оборудованы две физкультурные площадки.
Группа состоит из спальни, раздевалки, групповой комнаты, в групповой комнате стоят столы для приема пищи и занятий.
Комната просторная и свободная, каждый ребенок может найти место для самостоятельной индивидуальной деятельности, но в то же время без каких-либо проблем может обратиться как к воспитателю, так и к другим детям.
В комнате созданы функциональные зоны для различных видов деятельности детей (центр для творчества; физкультурные и музыкальные центры, книжный уголок, настольно — печатные игры; центр сюжетно – ролевой игры). В группе есть предметы (ширмы, геометрические модули, скамейки), которые дают возможность детям и взрослым, для изменения пространства, в зависимости от возможностей и потребностей, творчески трансформировать его. Вся мебель в группе выбирается с учетом возраста и индивидуальных потребностей ребенка. Есть мебель, коврики, шкафы, для создания более комфортной атмосферы в группе, эмоционального благополучия детей и взрослых. Практически все игрушки и материалы доступны для детей.
В группе имеется достаточное количество игрушек, дидактических материалов и оборудование для различных видов деятельности ребенка — игр, самостоятельной, двигательной, творческой, исследовательской деятельности детей.
Материал для сюжетно-ролевых игр – куклы, кубики, пирамиды, автомобили, коробки различных размеров. Есть игрушки для игр во время прогулок. Кроме того, в группе представлены в большом количестве материалы для продуктивной и творческой деятельности детей.
Различные типы бумаги, карандаши, маркеры, кисти и краски, пластилин, разнообразие оборудования для работы с материалом (столы, банки, доски, стоят) (см. таб.1)