Отчёт по практике на тему НИР Социолингвистический аспект обучения английскому языку на материале анализа УМК «Spotlight» для развития навыков письменной речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Развитию навыков письменной речи в аспекте социолингвистики в течение долгого времени в нашей стране вниманию не уделяли вообще – в задачи обучения иностранным языкам до 1960-х годов входили только чтение и перевод текстов. Только с 1960-х годов стали меняться принципы обучения, стали обучать устной речи. Но письмо по-прежнему рассматривалось как вспомогательное средство обучения другим видам речевой деятельности. В 1980-е годы появилась коммуникативная методика обучения, в которой ведущей стала речевая деятельность, основными единицами содержания которой стали говорение, письмо, аудирование, чтение. Данная методическая концепция представлена в работах А.И. Зимней и других методистов [Зимняя, 1991; Пассов, 1977]. Однако к началу нового XXI века существенно изменился контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросли образовательные и самообразовательные функции иностранного языка, их профессиональная значимость, что повлияло на усиление мотивации в изучении культуры стран изучаемого иностранного языка.
В наше время в преподавании иностранного языка на первое место, наряду с устной и письменной речью, выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка. Язык не существует вне культуры. Не зная мир изучаемого языка, невозможно освоить письменную речь как средство общения. Она может быть освоена лишь как способ сохранения и передачи информации, лишенная культуры носителя.
Сегодня социолингвистический аспект играет большую роль в обучении иностранному языку. Развитая способность воспринимать и понимать чужой культурный и социальный опыт помогает более точному пониманию границ своей культуры, вызывает у учащихся уважение и к культуре Великобритании, США, и к своей культуре. Таким образом, подобное понимание целей обучения с использованием социокультурного материала превращает его в хорошее и современное средство решения воспитательных задач, стоящих перед современной российской школой. Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Язык всегда отражает мир человека и его культуру. Именно поэтому обучение иностранному языку с учетом социокультурного аспекта способствует воспитанию уважительного отношения к чужой культуре, к другому народу и его обычаям, а также повышает мотивацию изучения языка.
Таким образом, актуальность изучения социокультурного аспекта в обучении иностранному языку для развития навыков письменной речи продиктована нашим временем. И так как важность изучения вопроса определена потребностями современной школы, с одной стороны, а недостаточность методической разработанности проблемы развития навыков письменной речи на страницах специальных методических изданий имеет место сегодня, с другой стороны, это и создает противоречие в нынешней методике обучения школьников иностранному языку. Именно с этих позиций и определена тема настоящей работы: «Социолингвистический аспект обучения английскому языку на материале анализа УМК «Spotlight» для развития навыков письменной речи».
Предмет исследования – процесс обучения современных школьников иностранному языку.
Объект исследования – социокультурный аспект в развитии навыков письменной речи на ступени общего образования (5-9 классы).
Цель работы – выявить особенности социокультурного аспекта в развитии навыков письменной речи и выявить наиболее эффективные методы развития навыков письменной речи.
Задачи работы:
— определить роль и место социокультурного аспекта в системе обучения иностранному языку,
— рассмотреть методы и приемы использования социокультурного аспекта в системе обучения иностранному языку в условиях современной школы,
— изучить особенности социокультурного аспекта в развитии навыков письменной речи,
— проанализировать письменные задания УМК «Spotlight» для 5-9 классов.
Методологической основой исследования выступают: ФГОС основного общего образования, работы отечественных методистов.
Методы исследования: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), анализ программ, учебной литературы, системный подход (педагогическое проектирование и моделирование), разработка учебных материалов.
Научная новизна и теоретическая значимость: в работе рассмотрен социолингвистический аспект обучения английскому языку на материале анализа УМК «Spotlight» для развития навыков письменной речи. Письменная речь, несмотря на ее значимость, нечасто рассматривается в научных работах, которые посвящены социолингвистическому аспекту обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования: результаты будут полезны преподавателям английского языка и методистам.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Социолингвистика – это направление, которое возникло на границе социологии и лингвистики. Современная социолингвистика развивается в разных направлениях. Ее развитие связано с другими дисциплинами, прежде всего с психолингвистикой, социологией, демографией и другими. Социолингвистика рассматривает речь в связи с социальными параметрами – социальными особенностями участников общения и условиями общения. Социальная характеристика – это возраст говорящего, его этническая принадлежность, социальный статус. В целом, все отличия в речи людей связаны с тремя параметрами: личность отправителя сообщения, личность получателя и обстановка общения. Вследствие различий в этих трех параметрах возникают и все остальные отличия – например, отличия между официальным и неофициальным стилями речи.
Эти отличия часто плохо осознаются учащимися. Поэтому важен социокультурный аспект при обучении – это развитие умения реализовать свое речевое поведение и письменную речь в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и не речевого поведения в типичных ситуациях. Компоненты социально-культурной компетентности, которые формируются в процессе обучения иностранному языку и соответствующей культуре, – это социально-культурные знания, позволяющие использовать письменную речь так, чтобы она соответствовала принятым в странах изучаемого языка странах культурным и социальным стандартам
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-9 классов
Учащиеся 5-9 классов относятся к возрасту, который в психолого-педагогической литературе получил название «подростковый». В подростковом возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая [Зимняя, 1999, с. 188].
Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека, «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Для подростка в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех».
Г.Г. Митрофанова также отмечает, что в подростковом возрасте усиливается стремление к самоутверждению себя в роли взрослого, в том числе, через демонстративное участие в субкультурных юношеских группах [Митрофанова, 2016, с. 54]. Кроме этого, меняется позиция подростка: как отмечает А.Ф. Филатова, именно в подростковом возрасте идет переход от позиции ученика к стремлению быть субъектом образования [Филатова, 2006, с. 149].
В подростковой группе обязательно появляется лидер, и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.
Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.
К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом, они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
Ожидания от учителя, воспитателя в основном связаны с организацией деятельности. Предпочтительной оказывается позиция «советчика», промежуточная между младшей подростковой – «организатора» и юношеской – «консультанта». Нарастает потребность в признании со стороны воспитателя (если он значим) достижений и подтверждении своей взрослости, а также в оценке себя с точки зрения эталонов привлекательности, женственности, мужественности.
Усиливаются побуждения к открытию себя как личности индивидуальности. Опыт социально значимой групповой деятельности соотносится с возможностями группового и личного самоутверждения. Идет освоение взрослых форм личного и группового общения.
Нежелание участвовать в общей деятельности носит массовый характер. Наблюдается проявление немотивированной жестокости в отношениях. Нередко в классной жизни превалируют «уличная мораль», пренебрежение ученическими обязанностями, интерес к общению за пределами школы. Прослеживается расслоение группы по материальному признаку [Митрофанова, 2016, с. 27].
Из положительных характеристик можно отметить тягу к самостоятельной творческой деятельности, стремление к независимости и самоорганизации.