Отчёт по практике Педагогика/Психология Психология и педагогика

Отчёт по практике на тему Исследование агрессивности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Понятие, сущность и типологизация агрессии 4
2. Организация и методы исследования показателей и форм агрессии 11
3. Анализ результатов исследования склонности к агрессивному поведению 13
4. Пути преодоления агрессии 16
Заключение 18
Литература 19

 

  

Введение:

 

Агрессивность детей и подростков является одной из острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается постоянно нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение количества детей, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а так же определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения детей и подростков.
При этом необходимо учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения, которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценной социализации и деформации личностного развития.
Особое место в изучении агрессивности в психологии отводится подростковому возрасту. В первую очередь это связано с происходящими перестройками психологических структур личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное поведение человека.
Таким образом, исследование проявления агрессии у детей и подростков, а так же поиск методов борьбы с ней является актуальной темой для изучения.
Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др.
Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика. Проблему проявления агрессивных форм у подростков, вызванную неблагоприятным положением ребенка в семье широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Практика проходила в МБОУ «Средняя школа №21» г. Нижневартовск.
Директор школы: Левицкая Елена Анатольевна.
Юридический адрес школы: 628602 Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Дружбы Народов, дом 13 «б».
Электронная почта школы: mbousosh21-nv@yandex.ru
Сроки прохождения практики с 13.11.18- 22.12.18

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных детей и подростков.
Непременным условием развития отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие, сущность и типологизация агрессии
Агрессия представляет собой любую форму поведения индивида, которая несет за собой разрушительные действия и нацелена на причинение ущерба другом или вызывает у них психологический дискомфорт.
Многие исследователи в понятие агрессии вкладывает только действия, которые направлена на принесение ущерба по отношению к живым существам. Например, разбивание посуды, удары ногами по предметам не выступают как проявления агрессии, а являются экспрессивным и эмоциональным поведением. Однако, на наш взгляд, яркое выражение эмоционального повеления может перетекать в агрессию по отношению к человеку.
Сегодня имеется значительное число теорий агрессивного поведения, среди которых наиболее известной можно назвать теорию агрессии З. Фрейда. Каждая из существующих теорий имеет свой взгляд на проблему агрессии и отношение к ней, тем самым позволяя выделять в них общие черты и разделять на несколько категорий определения понятия агрессии.
1. Агрессия воспринимается как врожденный посыл или задаток. Такая теория говорит о том, что агрессия выступает врожденной формой поведения, которая рождается на инстинктивном уровне. Тем самым агрессия выступает своего рода запрограммированным свойством человека на генетическом уровне, когда агрессия уже есть в человеке и может проявляться в течение всей его жизни. При этом, такую агрессию невозможно искоренить, а только ослабить ее влияние.
2. Эмоциональные и познавательные процессы. Данная теория основана на убеждении, что человек способен управлять своей агрессией на основании навыков, накопленных с жизненным опытом. Для того, чтобы научиться управлять уровнем своей агрессии, человек должен научиться реальному представлению потенциальных опасностей и адекватно оценивать угрожающие факторы.
3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность, которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов.
Основу данной категории составляет “фрустрационная теория агрессии”, предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и антропологом. Фрустрационная теория гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессии в любой ее форме, а агрессия, в свою очередь, всегда является естественным результатом фрустрации. Доллард утверждал, что чем сильнее человек предвкушает удовольствие и чем сильнее препятствие, тем сильнее может быть агрессивная реакция [17].
Сторонники данной теории утверждают, что человек в состоянии не просто блокировать негативное влияние агрессии, но и вовсе искоренить его в себе, так как агрессия не является врожденным качеством и возникает под действием внешних факторов.
4. Актуальное выражение социального. Агрессия является приобретенной в стадии развития моделью социального поведения. Агрессивные реакции находят проявление после участия человека в схожей ситуации в обществе либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и дальнейшего применения накопленного опыта.
Лучший пример данной категории – маленький ребенок, который, словно губка, впитывает от своих родителей как хорошее (чувства сострадания, добро), так и плохое (злость, агрессия). Став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения [8].
Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:
1. Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами. У человека, увлекающегося потреблением алкоголя сверх нормы, постепенно начинает расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у “человека” начинается “ломка”, вызывающая сильнейшее проявление агрессии по отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.
2. Проблемы в личной жизни. К данной причине относится как отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким. Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими людьми. От проблем в сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы, так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна завести его, что она поправилась и т.д. [18].
3. Детские психические травмы. Нередко ребенок заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание также является существенной причиной агрессивности, так как, повзрослев, у бывшего ребенка появляются свои дети, которых он воспитывает так же, как его воспитывали родители.
4. Увлечение просмотром триллеров и квест-играми. Если человек большую часть времени проводит за просмотром триллеров и фильмов ужасов, это негативно сказывается на его психике. Особенно справедливо это по отношению к подрастающему поколению.
5. Отказ от отдыха, недосыпание. Человек, отдыхающий всего лишь 2-3 часа в сутки, не успевает возобновить свои силы, которых не хватает для обеспечения сопротивляемости стрессовым ситуациям. В результате при наступлении данных стрессовых ситуаций человек теряется, начинает злиться на других людей, не в состоянии спокойно оценить ситуацию [1].
Что касается периода взросления, то он характерен стремлением ребенка к самостоятельности и самоутверждению. Подросток старается играть определенную значимую социальную роль, не только среди своих ровесников, но и в среде взрослых. В это время приходит потребность поступать так или иначе, в зависимости от собственных желания и мотивируя свои поступки лишь собственными устремлениями.
Зачастую для взрослых такая позиция ребенка смотрится противоестественной, а иногда и вовсе недопустимой. Тогда они стремятся любым путем ограничить самостоятельность своего ребенка, делая попытку заставить его продолжать жить по привычной схеме, которая до этого момента считалась нормальной и естественной. Взрослые продолжают навязывать свои решения, с которыми, по их мнению, должен считаться ребенок. Результатом подобной воспитательной тактики становится возникший между подрастающим ребенок и родителями психологический барьер, преодоление которого с течением времени становится практически невозможным. И самым вероятным орудием в такой нравственной борьбе и становится агрессивность.
Одной из самых распространенных причин возникновения агрессии является жесткое подавлений стремлений подростка к самостоятельности со стороны взрослых [3].
Отметим, что проявления агрессивности среди подрастающего поколения могут быть разными, однако исследователи данной области определяют их в две основные группы:
1. Вербальная (словесная) агрессия.
2. Физическая агрессия.
Рассмотрим подробнее данную классификацию. Так, словесная агрессия является наиболее распространенным способом проявления среди подростков, и естественно, менее опасна, чем агрессия физическая.
Однако словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных для нее обстоятельств, может с течением времени привести к физической, последствия которой могут быть самыми разнообразными [21].
Словесная агрессия в поведении подростка находит свое выражение в следующих моментах:
• Постоянные отпоры и противоречия точке зрения окружающих, которые выражаются в грубой словесной форме;
• Отрицательные отзывы о ком-либо, зачастую необъективные критические замечания, которые облачены в экспансивную и грубую форму (высказывания мыслей активно-агрессивного содержания), либо же проклятий в адрес того или иного человека;
• Выражение недовольства действиями других, принимающее вид ругани и брани, использование обидных слов и выражений с целью причинения обиды другому человеку. Зачастую это акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища и высмеивание особенностей внешности или поведения человека, выказывание чувства ненависти или злости по отношению к кому-либо;
• Беспричинные оскорбления знакомых или незнакомых людей;
• Попытка подчинить своей воле посредством словесных угроз или словесного принуждения;
• Частые упреки, зачастую безосновательные, в адрес родителей или других взрослых членов семьи, педагогов и окружения;
• Повышенный общий тон разговора [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы