Отчёт по практике Экономические науки Экономика

Отчёт по практике на тему Инновационный климат региона на примере Республики Татарстан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Анализ методологической базы по теме исследования:
«Инновационный климат региона». 6

2. Инновационная инфраструктура в сфере инновационного
климата региона Республики Татарстан. 13

3. Основные проблемы формирования инновационного климата в
Республике Татарстан. 29

Заключение. 38

Список
литературы и электронных источников  40
  

Введение:

 

В современной экономике на
сегодняшний день существует тенденция, которая постепенно переворачивает
традиционное понимание составляющих элементов предприятия. Новое поколение
предприятий создает инновационный продукт с новыми технологиями и организацией
деятельности. Постоянное ускорение научно-технического прогресса, изменяющееся
окружение в условиях неопределенности, ужесточение рыночной конкуренции требуют
от предприятий постоянного развития и совершенствования. Все больше компаний
готовы инвестировать в повышение своей конкурентоспособности для поддержания
роста уровня доходов в будущем.

Для каждого предприятия, как
правило, не существует одной единственной стратегии, ведь все субъекты
хозяйствования имеют свои отличительные характеристики. В современном мире
существует множество подходов к разработке и реализации инновационных стратегий
развития предприятия.

Под инновациями понимаются в
узком смысле слова нововведения, а в широком – такие результаты научных
исследований, разработок, изобретений и предпринимательской деятельности,
которые способны улучшить технические, экономические, потребительские
характеристики существующих продукций, процессов, услуг или стать основой
создания новых. Такие достижения науки и предпринимательства становятся
источником новой (дополнительной) прибыли, а значит, могут стать
самостоятельным рыночно востребованным товаром и иметь свою рыночную стоимость.

Инновации, или нововведения,
играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении
экономического роста, но и, в достижении целей различных компании на
микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как
внедрение новшеств в производственную, маркетинговую, сбытовую, инвестиционную
и финансовую деятельность компании.

Сегодня инновации выступают как
средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя и его продукции.
Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс.
Инновационная деятельность – это деятельность по созданию, доведению
научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно
практически использовать и распространять. Целями инновационной деятельности
является: инициатива, новые идеи, создание условий для разработки и вывода
инновационной продукции на рынок.

Наше государство продвигается по
выбранной траектории устойчивого развития и перехода к инновационной экономике.
С этой целью, Правительством РФ разработана Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, которая опирается на результаты
всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного
научно-технологического прогноза.

В результате перехода экономики
РФ на инновационный путь развития доля страны на глобальных рынках
высокотехнологичных товаров и услуг, в сферах атомной энергетики, авиатехники,
космической техники, услуг, судостроения и т. д., должна достичь 10 %, а доля
предприятий, осуществляющих технологические инновации — возрасти до 50 %.

В настоящее время, продолжается
поиск новых путей повышения эффективности производства. С этой позиции роль
НИОКР приобретает не только особенную важность, но и конкретизирует стратегии
потребления ресурсов и повышения эффективности их использования.

Сегодня актуальным является
формирование инновационной политики на отечественных предприятиях, такого же
мнения придерживаются Н.А. Гончарова, Е.А. Сладкова и Д.С. Шамсутдинова.
Непосредственно вопросами осуществления инновационной деятельности в
строительстве занимаются А.Н. Асаул, Л.А. Каверзина, Е.В. Родионова, Н.А.
Гончарова, Е.А. Сладкова, О.К. Бельский, П.Д. Кошевой и др. Многие авторы
отмечают наличие проблем в осуществлении инновационной деятельности
современными хозяйствующими субъектами микроуровня. Это подтверждают публикации
С.Ф. Сайфуллиной, В.Д. Грибова, Г.В. Камчатникова, А.А. Кораблина, В.П.
Кузнецова, Н.С. Андряшиной, А.В. Ильдякова.

Целью исследования является
изучение инновационного климата в Республике Татарстан.

Задачи исследования:

      
изучить
методологическую базу по теме исследования;

      
рассмотреть
инновационную инфраструктуру в сфере инновационного климата региона Республики
Татарстан;

      
выделить
основные проблемы формирования инновационного климата в Республике Татарстан.

Объектом исследования является
региональная инновационная политика в Республике Татарстан.

Предметом исследования является
стимулирование инноваций в Республике Татарстан.

При написании работы
использовались методы обобщения и систематизации.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инновационная
состоятельность предприятия, внедряющего инновационные проекты, находится в
сильной зависимости от инновационного развития региона и существующего там
инвестиционного климата.

Факторами
инвестиционного климата являются инвестиционный риск, инвестиционный потенциал
и законодательные условия. В свою очередь, инвестиционный потенциал,
помимо ресурсно-сырьевой обеспеченности региона, характеризуется покупательной
способностью населения, наличием трудовых ресурсов, состоянием инновационной сферы,
инфраструктурной обеспеченностью, а также степенью участия государства
в экономике.

Республика
Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской
Федерации, ключевым нефтедобывающим субъектом Поволжского федерального округа.

В задачи
государства входит создание условий, благоприятствующих развитию инновационной
деятельности в промышленном секторе Республики Татарстан. Важную роль в
финансовом обеспечении республиканской науки играет обеспечение роста
внутренних расходов на НИОКР, а также способствование планомерному увеличению
объемов финансирования фундаментальной и прикладной науки.

В основном
инновационные процессы в Татарстане характерны для предприятий промышленности,
которые составляют ежегодно от 87 до 96% от всех инновационно-активных
предприятий.

В последние
годы наиболее активными с этой точки зрения являются предприятия пищевых
производств, топливной промышленности, химии, нефтехимии и машиностроения. Это
обусловлено высокими темпами прироста производства продукции и прибыли,
позволяющими концентрировать крупные суммы на модернизации производственных
фондов, приобретении высокотехнологичного оборудования и запуск новых видов
продукции в производство.

При формировании региональной инновационной политики
Татарстана особое внимание необходимо уделить:

·       
решению финансовых и
законодательных проблем, совершенствованию методов и способов внедрения
инноваций;

·       
дальнейшему развитию
системы бизнес-инкубаторов и технопарков;

·       
развитию венчурного
финансирования;

·       
обеспечению государственной
финансовой поддержки со стороны республики;

·       
поддержке
взаимодействия крупного и малого бизнеса в сфере инноваций.

Для формирования регионального инновационного потенциала
необходимо в том числе создавать подходящие условия для коммерциализации инноваций,
из чего следует эффективное управление инновационными проектами, которое
предполагает, в свою очередь, совершенствование существующих методов оценки
эффективности инновационных проектов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Анализ методологической базы по теме исследования:
«Инновационный климат региона»

По определению, данному в
постановлении Правительства РФ о «Концепции инновационной политики Российской
Федерации на 1998-2000 годы», «инновация (нововведение) — конечный результат
инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного
продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности» [1].

Здесь инновация
представлена статическим результатом инновационного процесса в виде нового
товара, метода и т. д. Однако в этом определении не отражен уровень новизны,
научно-технический компонент и экономическая целесообразность. Такое
определение не отражает экономическую сущность инновации. Между тем, не имея
четкого представления о сущности явления, невозможно им эффек­тивно управлять.

Инновационное
предпринимательство представляет собой поэтапные дей­ствия по внедрению
интеллектуального продукта в производственно-хозяй­ственную систему и на рынок
с целью достижения исключительного конкурент­ного преимущества и
финансово-экономической выгоды. Оно предполагает сле­дующие этапы, которые в
определенном сочетании могут осуществляться после­довательно или параллельно:

      
создание инновационных идей;

      
выбор и оценка преимущественно потенциальных идей;

      
разработка и анализ организационно-экономического
механизма реали­зации и функционирования инновационных проектов;

      
регистрация инновационного предприятия;

      
поиск требуемых ресурсов;

      
патентная защита разработанного интеллектуального
продукта;

      
внедрение интеллектуального продукта в производство;

      
масштабное производство нового оригинального товара
или использо­вание технологии;

      
продвижение на рынок результатов инновационной деятельности;

      
поступление дохода от инновационной деятельности [4,
с. 282-287].

В
настоящее время в современной экономической литературе выделяются три основных
вида предпринимательства в инновационной сфере:

      
Инновационные технологии — это новаторство в сфере
совершенство­вания производственного потенциала предприятия, сосредоточенное на
увеличе­нии производительности труда и высокой экономичности в части энергетиче­ских,
технических, сырьевых и прочих ресурсов. Это способствует конкуренто­способности
предприятия в условиях ценовой конкуренции.

      
Инновационная продукция — это продукция,
удовлетворяющая ранее не удовлетворяемые (скрытые) потребности или традиционные
потребности на зна­чительно более высоком уровне. Работа в этом направлении
обеспечивает конку­рентоспособность предприятия за счет не ценовых факторов,
плодотворное сотруд­ничество с уже имеющейся клиентурой, развитие рыночного
сегмента, увеличение объемов прибыли, продвижения независимости и престижа
предприятия.

      
Социальные инновации — это новые стратегии, идеи,
технологии, кото­рые позволяет по заранее обдуманному плану повысить социум
фирмы. Развитие этой сферы дает возможность оперативно вести поиск квалифицированных
кад­ров, укреплять доверительные внутрифирменные отношения (между сотрудни­ками
и руководством предприятия), направлять коллектив фирмы на эффектив­ное решение
поставленных социально значимых и экономических задач
[11,
с. 3-12].

Третий
тип инноваций, на наш взгляд, скорее, является условием для успешной реализации
первых двух типов инноваций.

 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретический материал по теме программы исследования:
«Инновационный климат региона на примере Республики Татарстан». 5

1.1. Терминологическая база исследования. 5

1.2. Краткая характеристика применяемых расчетных методик
и алгоритмов расчетов. 11

2. Практическая часть. 16

2.1. Постановка задачи согласно индивидуальному заданию.
Краткая характеристика эмпирической базы расчета по теме программы
исследования: «Инновационный климат региона на примере Республики Татарстан». 16

2.2. Описание расчетной части выполнения индивидуального
задания. Формулирование результатов расчетов и выводов. 20

Заключение. 38

Список
литературы   40
  

Введение:

 

Под инновациями понимаются в
узком смысле слова нововведения, а в широком – такие результаты научных
исследований, разработок, изобретений и предпринимательской деятельности,
которые способны улучшить технические, экономические, потребительские
характеристики существующих продукций, процессов, услуг или стать основой
создания новых. Такие достижения науки и предпринимательства становятся
источником новой (дополнительной) прибыли, а значит, могут стать
самостоятельным рыночно востребованным товаром и иметь свою рыночную стоимость.

Наше государство продвигается по
выбранной траектории устойчивого развития и перехода к инновационной экономике.
С этой целью, Правительством РФ разработана Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, которая опирается на результаты
всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного
научно-технологического прогноза.

В настоящее время, продолжается
поиск новых путей повышения эффективности производства. С этой позиции роль
НИОКР приобретает не только особенную важность, но и конкретизирует стратегии
потребления ресурсов и повышения эффективности их использования.

Несмотря на значительное число
научных трудов, посвященных исследованию инновационного аспекта деятельности в
регионах, недостаточно проработаны вопросы, касающиеся влияния внешних и
внутренних факторов региональной инновационной среды на инновационное развитие,
а также требуют совершенствования методические подходы к оценке уровня
инновационного развития территорий.

Отдельные аспекты анализа региональных
инновационных систем отражены в исследованиях Альгиной М.В., Боднар В.А.,
Данилина П., Косячкова Р.Н., Крышталь Н., Новикова С.А., Тихоновой С.Е.,
Шабалтиной Л.В. и др.

Целью исследования является
изучение инновационного климата в Республике Татарстан.

Задачи исследования:

      
сформировать
терминологическую базу исследования;

      
представить
краткую характеристику применяемых расчетных методик и алгоритмов расчетов;

      
определить
задачи согласно индивидуальному заданию. Дать краткую характеристику эмпирической
базы расчета по теме программы исследования: «Инновационный климат региона на
примере Республики Татарстан»;

      
выделить
основные проблемы формирования инновационного климата в Республике Татарстан.

Объектом исследования является
региональная инновационная политика и инновационный климат в Республике
Татарстан.

Предметом исследования является
стимулирование инноваций в Республике Татарстан.

При написании работы
использовались методы обобщения и систематизации.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инновационная
состоятельность предприятия, внедряющего инновационные проекты, находится в
сильной зависимости от инновационного развития региона и существующего там
инвестиционного климата.

Факторами
инвестиционного климата являются инвестиционный риск, инвестиционный потенциал
и законодательные условия. В свою очередь, инвестиционный потенциал,
помимо ресурсно-сырьевой обеспеченности региона, характеризуется покупательной
способностью населения, наличием трудовых ресурсов, состоянием инновационной сферы,
инфраструктурной обеспеченностью, а также степенью участия государства
в экономике.

Республика
Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской
Федерации, ключевым нефтедобывающим субъектом Поволжского федерального округа.

В задачи
государства входит создание условий, благоприятствующих развитию инновационной
деятельности в промышленном секторе Республики Татарстан. Важную роль в
финансовом обеспечении республиканской науки играет обеспечение роста
внутренних расходов на НИОКР, а также способствование планомерному увеличению
объемов финансирования фундаментальной и прикладной науки.

В основном
инновационные процессы в Татарстане характерны для предприятий промышленности,
которые составляют ежегодно от 87 до 96% от всех инновационно-активных
предприятий.

В последние
годы наиболее активными с этой точки зрения являются предприятия пищевых
производств, топливной промышленности, химии, нефтехимии и машиностроения. Это
обусловлено высокими темпами прироста производства продукции и прибыли,
позволяющими концентрировать крупные суммы на модернизации производственных
фондов, приобретении высокотехнологичного оборудования и запуск новых видов
продукции в производство.

При формировании региональной инновационной политики
Татарстана особое внимание необходимо уделить:

·       
решению финансовых и
законодательных проблем, совершенствованию методов и способов внедрения
инноваций;

·       
дальнейшему развитию
системы бизнес-инкубаторов и технопарков;

·       
развитию венчурного
финансирования;

·       
обеспечению государственной
финансовой поддержки со стороны республики;

·       
поддержке
взаимодействия крупного и малого бизнеса в сфере инноваций.

Для формирования регионального инновационного потенциала
необходимо в том числе создавать подходящие условия для коммерциализации инноваций,
из чего следует эффективное управление инновационными проектами, которое
предполагает, в свою очередь, совершенствование существующих методов оценки
эффективности инновационных проектов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический материал по теме программы исследования:
«Инновационный климат региона на примере Республики Татарстан»

1.1. Терминологическая база исследования

По определению, данному в
постановлении Правительства РФ о «Концепции инновационной политики Российской
Федерации на 1998-2000 годы», «инновация (нововведение) — конечный результат
инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или
усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности» [1].

Здесь
инновация представлена статическим результатом инновационного процесса в виде
нового товара, метода и т. д. Однако в этом определении не отражен уровень
новизны, научно-технический компонент и экономическая целесообразность. Такое
определение не отражает экономическую сущность инновации. Между тем, не имея
четкого представления о сущности явления, невозможно им эффек­тивно управлять.

Инновационное
предпринимательство представляет собой поэтапные дей­ствия по внедрению
интеллектуального продукта в производственно-хозяй­ственную систему и на рынок
с целью достижения исключительного конкурент­ного преимущества и
финансово-экономической выгоды. Оно предполагает сле­дующие этапы, которые в определенном
сочетании могут осуществляться после­довательно или параллельно:

      
создание инновационных идей;

      
выбор и оценка преимущественно потенциальных идей;

      
разработка и анализ организационно-экономического
механизма реали­зации и функционирования инновационных проектов;

      
регистрация инновационного предприятия;

      
поиск требуемых ресурсов;

      
патентная защита разработанного интеллектуального
продукта;

      
внедрение интеллектуального продукта в производство;

      
масштабное производство нового оригинального товара
или использо­вание технологии;

      
продвижение на рынок результатов инновационной
деятельности;

      
поступление дохода от инновационной деятельности [4,
с. 282-287].

В
настоящее время в современной экономической литературе выделяются три основных
вида предпринимательства в инновационной сфере:

      
Инновационные технологии — это новаторство в сфере
совершенство­вания производственного потенциала предприятия, сосредоточенное на
увеличе­нии производительности труда и высокой экономичности в части энергетиче­ских,
технических, сырьевых и прочих ресурсов. Это способствует конкуренто­способности
предприятия в условиях ценовой конкуренции.

      
Инновационная продукция — это продукция,
удовлетворяющая ранее не удовлетворяемые (скрытые) потребности или традиционные
потребности на зна­чительно более высоком уровне. Работа в этом направлении
обеспечивает конку­рентоспособность предприятия за счет не ценовых факторов,
плодотворное сотруд­ничество с уже имеющейся клиентурой, развитие рыночного
сегмента, увеличение объемов прибыли, продвижения независимости и престижа
предприятия.

      
Социальные инновации — это новые стратегии, идеи,
технологии, кото­рые позволяет по заранее обдуманному плану повысить социум
фирмы. Развитие этой сферы дает возможность оперативно вести поиск
квалифицированных кад­ров, укреплять доверительные внутрифирменные отношения
(между сотрудни­ками и руководством предприятия), направлять коллектив фирмы на
эффектив­ное решение поставленных социально значимых и экономических задач
[8,
с. 3-12].

Третий
тип инноваций, на наш взгляд, скорее, является условием для успешной реализации
первых двух типов инноваций.

Благодаря инновациям повышается
конкурентоспособность всего государства, причем на рынке мирового характера. Не
требует доказательств тот факт, что инновации стали значительной составляющей
современной общественной жизни. Именно поэтому инновации занимают ведущее место
в развитых странах [5,
с. 67-71].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы