Отчёт по практике на тему Формирования чувства ритма у дошкольников с заиканием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Характеристика базы исследования 4
2. Организация и методы исследования 7
3. Анализ результатов исследования 9
4. Реализация программы по формированию чувства ритма у детей с 12
5. Анализ результатов исследования 17
Заключение 19
Литература 21
Введение:
Сущность заикания как нарушение речи до сих пор вызывает множество мнений исследователей, которые определяются его этиопатогенетические основы, выдвигают различные методы и приемы лечения заикающихся детей и взрослых. При этом, некоторые спорные вопросы, которые не решены на сегодняшний день, выступают наследием разных школ и направлений. Зачастую теоретические и терапевтические воззрения исследователей строятся на разных методологических и научных основах.
Исследователи говорят о том, что заикание является сложным структурным нарушением речи. Так, отечественные ученые, которые разрабатывают проблему заикания, предлагают относить его к неврозам, опираясь на павловское учение о высшей нервной деятельности человека. Т.А. Флоренская говорит о том, что заикание является симптомом невроза, В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев и др. отмечают заикание как форму общего невроза, а такие исследователи как И.А. Сикроский и Г.Д. Неткачев предлагают рассматривать заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. Большинство исследователей (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева и др.) предлагают считать заикание полиморфным болезненным состоянием, когда судорожное нарушение речи является одним из симптомов.
Изучению формирования чувства ритма у дошкольников с заиканием посвящены работы ученых Л. Беляковой, Г. Волковой, Е. Дьяковой, О. Конотопенко, А. Лавровой, И. Поваровой, Н. Серебряковой, Ю. Филатовой. В них отражены природа и причины заикания, особенности формирования и нарушения чувства ритма у детей с заиканием.
Несмотря на большое количество теоретических источников, направленных на разработку логопедических методов работы с детьми с заиканием, современных исследований, посвященных формированию восприятия и воспроизведения чувства ритма у детей с заиканием относительно немного, что и обуславливает актуальность обращения к данной теме.
Преддипломная практика проходила в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Детский сад «Огонек» г. Надым, 629730, Ямало-Ненецкий АО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева, д. 22
Сроки прохождения практики с 14 апреля 2019 года по 6 мая 2019 года (3 недели).
Прохождение практики было организовано в старшей группе с дошкольниками в количестве 20 человек (из них – 10 нормально развивающихся и 10 дошкольников с заиканием).
Заключение:
Таким образом, было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надым. В нем приняли участие 20 детей, из них 10 – нормально развивающихся и 10 – с заиканием.
В качестве параметров исследования нами были выбраны качественные характеристики, а именно спонтанность, ситуативность и константивность чувства ритма.
Проведенное нами исследование показало, что у детей с заиканием достаточно низкие результаты. В исследуемой группе дошкольников с заиканием с констативным уровнем сформированности выявлено 3 % детей; с ситуативным уровнем – 15 %; с низким – 31 %.
Результаты качественного анализа показали, что у 60 % детей с заиканием наблюдается спонтанный уровень сформированности чувства ритма. Такие дети практически не чувствуют ритм, выполнять упражнения правильно получается чаще всего случайно. Ситуативный уровень сформированности чувства ритма был выявлен у 30 % детей с заиканием. Такие дети чувствуют неуверенность. При выполнении задания часто переспрашивают: «Я правильно делаю?». Задания выполняют эмоционально, ритмичность проявляется лишь при выполнении простых заданий. И лишь у 10 % детей с заиканием наблюдается констативный уровень сформированности чувства ритма. Ребенок воспроизводит услышанные или увиденные ритмы самостоятельно, без помощи взрослого.
Кроме этого, мы проанализировали уровень сформированности просодики дошкольников. Результаты данного исследования показали, что у половины детей плавность речи сформирована недостаточно и у половины – на низком уровне.
Таким образом, большинство дошкольников с заиканием обладают спонтанным уровнем сформированности чувства ритма, малая часть – ситуативным, и единицы – констативным.
В рамках формирующего этапа исследования мы разработали методику использования музыкально-ритмических движений, направленные на коррекцию чувства ритма детей с заиканием. Методику мы строили на основании предположения о том, что наличие трудностей формирования чувства ритма у дошкольников с заиканием, которые могут быть скоррегированны в процессе логопедической работы при выполнении следующих условий:
— подбор музыкально-ритмических игр и упражнений происходит вв соответствии с особенностями чувства ритма у дошкольников с заиканием;
— работа будет совершаться с учетом принципа возрастания сложности в выполнении задания и принципа развития системы саморегуляции деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для корректировки недостатков чувства ритма у детей с заиканием в результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования могут быть применены следующие методы работы: игры и упражнения с использованием музыкально-ритмических движений для формирования чувства ритма при помощи формирования умений слушать и понимать ритм музыки, а затем в точности выполнять движения согласно ритму музыкального произведения, речевые игры для коррекции заикания детей, музыкальные игры для формирования понимания чувства ритма.
В ходе контрольного этапа исследования после апробации формирующего этапа исследования нам удалось выяснить, что у большинства дошкольников с заиканием после проведения логопедической работы стал наблюдаться более высокий уровень сформированности чувства ритма, большинство детей показали ситуативный и констативный уровни чувства ритма, и только единицы по прежнему обладали спонтанным уровнем сформированности чувства ритма.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика базы исследования
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Учредитель – Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район.
Единоличным исполнительным органом образовательного учреждения является руководитель образовательного учреждения (заведующий), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения. В образовательном учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся работники образовательного учреждения, обучающиеся образовательного учреждения, педагогический совет, предусмотренный уставом соответствующего образовательного учреждения.
МБДОУ «Детский сад «Огонек» не имеет филиалов и структурных подразделений.
В Учреждении сформированы коллегиальные органы, к которым относятся общее собрание работников Учреждения, педагогический совет.
Целями деятельности учреждения являются: разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет, с учетом индивидуально-возрастных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Предметом деятельности учреждения является деятельность по воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.
Уровень образования: дошкольное образование.
Форма получения образования: очная.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад «Огонек» разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Данная программа адресована работникам системы дошкольного образования: заведующим, заместителям заведующих по УВР, воспитателям, родителям.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» (далее – МДОУ), в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ на основе Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» разрабатываются Адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (с уточнением категории нарушений здоровья).