Отчёт по практике на тему Дидактическая игра как средство развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ 24
Самоанализ 37
Заключение 44
Список литературы 46
Введение:
Дошкольный возраст — это период интенсивного развития простран-ственных представлений. Пространственная репрезентация, хотя и очень рано, представляет собой более сложный процесс, чем способность разли-чать качество предмета. В формировании пространственных представле-ний и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализа-торы (кинестетические, тактильные, визуальные, слуховые).
Для дошкольников основным путем развития является эмпирическое обобщение, то есть обобщение его сенсорного опыта. Накопление этого сенсорного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребенка, «утилизируя» его для обеспечения интеллектуальных способностей. И для этого необходимо обеспечить условия для наблюдений и экспериментов. Другими словами, для малыша содержание должно быть осмысленным и должно предусматривать активные эксперименты, результатом которых является эмпирическое обобщение, которое фактически является воплоще-нием времени развития (развития) ребенка на пути познания окружающего мира.
Важность своевременного развития у детей пространственных кон-цепций и умения ориентироваться в пространственной среде рассматрива-ются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
· Общий аспект развития связан с особой ролью пространственных восприятий, репрезентаций и умения ориентироваться в пространстве, в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных понятий повышает эффективность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, воспитательной, трудовой).
· Математический аспект связан с развитием у детей таланта по-разному в пространственной ориентации («схема тела», «схема вещей», согласно направлениям пространства и изменению отправной точки), что является основой для успешного обучения соответствующих математиче-ских тем в школе.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентацию в трехмерном (основные пространственные направ-ления) и двухмерном (на бумаге) пространстве. Основной проблемой здесь является проведение тщательно отобранных, постепенно усложняю-щихся линейно-концентрических основных упражнений, заданий-заданий, рабочих игр с объектами и без них.
Вопросами формирования у детей представлений о космосе зани-мался ряд отечественных и зарубежных ученых и практиков. (Л. А. Вен-гер, Р. К. Говорова, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, В. Карцано, Т. В. Лаврентьев, А. М. Леушина, Т. Мусабаева, В. П. Новиков, А. А. Карпентер, М. А. Фидлер и др.)
В качестве основных методических приемов им рекомендовано наблюдение и объяснение расположения объектов относительно друг дру-га, словесная и графическая маркировка направлений и ориентации в про-странстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Как показывает анализ публикаций и практики по работе с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх, мероприятиях, дидактических играх и упражнениях.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в учебный процесс является одним из способов личного взаимодействия со взрослым ребенком. Для формирования пространственной ориентации у дошколь-ников педагог должен строить свою методическую работу с учетом воз-растных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме того, учебный процесс должен способствовать самоиденти-фикации детей по основным свойствам и отношениям, а также когнитивно-му развитию детей. Самый эффективный способ сделать это — использо-вать игры и игровые упражнения.
Воспитатели уделяют особое внимание дидактическим играм. В теории и практике использования дидактических игр работали как ино-странные (Ф. Фробель, Дж. Дьюи, О. Декроли и др.), Так и отечественные воспитатели (Блонский П. П., Венгер Л. А., Михайлов З. А., Сикорский И. А., Михеева Е. И. и др. многие другие). Авторы обнаружили, что разви-вающие игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний в классе и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и разви-тия полного понимания окружающего мира.
В соответствии с гипотетическими условиями обучения с детьми в моей группе во время прохождения практики проводятся обучающие иг-ры, которые были специально отобраны, модифицированы и разработа-ны.
Сложность в играх подчиняется дидактическому принципу «от про-стого — к сложному». Например, в играх в слова этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характе-ристикам (от «в, под, под, над» до «между, рядом, вдоль, напротив» и т. Д.). При определении местоположения объекта, от ориентации до ориен-тации от «предмета» необходимо ускорить темп игры. В настольных иг-рах, по ориентации в пространстве, более точное определение простран-ственного расположения
В результате можно выделить следующие этапы работы, соответ-ствующие сложности пространственной ориентации в содержании дидак-тических игр и упражнений:
I Этап. Формирование пространственных представлений с точки от-счета: слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади.
Этап II. Формирование пространственных представлений от отправ-ной точки «от субъекта», «от другого человека»
III этап. Формирование у детей умений определять одним словом положение объекта по отношению к другому.
IV этап. Формирование навыков навигации в трехмерном про-странстве в движении.
V этап. Формирование навыков навигации по плоскости (ориента-ция на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
При решении задач каждого этапа необходимо обратить внимание на усиление умения различать левую и правую руки. Упражнения по раз-личению противоположных направлений постепенно усложняют задачи: увеличивают количество объектов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребенком и объектами. Детей нуж-но обучать не только определять, в каком направлении находятся предме-ты от них, но и самостоятельно создавать такие ситуации. Улучшая спо-собность двигаться в указанном направлении, мы можем предложить из-менить направление движения не только при ходьбе, но и при беге. В процессе обучения обратите внимание на развитие детьми значения пред-логов и наречий, отражающих пространственные отношения.
Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентацией не только на игровом материале, но и в реальной среде.
Заключение:
Таким образом, анализ работы ДОУ показал, что выбранные фор-мы, методы, объединенные усилия администрации и педагогического кол-лектива положительно влияют на результативность работы по формиро-ванию пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Развитие учебного заведения возможно только при усвоении новшеств и видение собственной перспективы развития.
Главным является то, что дошкольное учреждение стремится быть тем местом, где дети всегда могут физически развиваться, укреплять здо-ровье, реализовывать свои способности, дружить, весело и счастливо жить.
Мною была разработана методика организации деятельности детей, на основе изучения существующей методики. Методика ориентирована на педагогов, которые работают в детском саду, т.к. они воздействуют на де-тей при развитии воображения. Разработанная методика состоит из мето-дических рекомендаций для работы с педагогическими кадрами.
Отдельно был рассмотрен и приведен процесс организации работ с родителями. С этой целью работа педагогов во всех возрастных группах направлена на активное привлечение семьи к учебно-воспитательного про-цесса.
Педагогическую работу с родителями воспитатели все возрастных групп проводят с помощью таких форм взаимодействия семьи и дошколь-ного учреждения:
беседы
консультации
анкетирования
игры и др.
По окончании практики мы пришли к выводу: продуманная, целена-правленная педагогическая деятельность, включающая специально подо-бранные дидактические игры, упражнения на ориентировку в простран-стве позволили сформировать у детей старшей группы МБДОУ№34 «Гульчечек» прочные осознанные знания о различных системах отсчета и практические умения по ориентировке в пространстве. Дети показали зна-чительно более высокие результаты в конце года. Игровая деятельность позволила сделать процесс обучения интересным, занимательным и увле-кательным. Педагоги, участники эксперимента умело использовали раз-личные по содержанию игры и придумывали все новые варианты игр и упражнений в зависимости от достигнутого детьми уровня овладения той или иной пространственной ориентировкой, вводили новое дидактическое оборудование, умело включали самостоятельные игры детей.
Таким образом, в ходе прохождения практики, мною были рассмот-рены все основные аспекты деятельности педагога, а также предложена ме-тодика организации и развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, что на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра, которая отвеча-ет за потребности ребенка в познании окружающей действительности и да-ет ему возможность переноситься в волшебный мир фантазий. Как отмечал А.Макаренко, «… игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Ребе-нок в игре, такой, во многих отношениях, он будет в работе, когда вырас-тет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в иг-ре »[10]
Среди детских игр, использующих в учебно-воспитательном процес-се дошкольного воспитательного заведения важное место занимают дидак-тические игры. Содержание понятия дидактическая игра определяется как система влияний, направленных на формирование у ребенка познаватель-ной активности. Она способствует решению задач нравственного, эстетиче-ского, умственного, физического и трудового воспитания. К. Ушинский по поводу игры писал: «В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предвещают буду-щую судьбу ребенка, то это верно в двойном смысле: не только в игре проявляются способности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а одновременно и на ее будущую судьбу ».[16]
Ценность дидактических игр заключается в том, что у них перед детьми ставятся дидактические задачи, для решения которых требуется со-средоточенность, произвольное внимание, умственное усилие, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятия, формиро-ванию представлений, усвоению знаний, позволяют научить детей исполь-зовать рациональные способы решения определенных умственных и прак-тических задач. Как отмечала Е. Тихеева, игра является основным содер-жанием жизни ребенка, его трудом и развлечением одновременно; она да-ет ее души широкую возможность оказаться во всей многогранности своих черт и особенностей. [15]
Содержание:
1) Ознакомиться с учреждением (местом базы практики);
2) Изучить локальные акты учреждения и Основную Образователь-ную программу МБОУД Детского сада № 34 «Гульчечек»»;
3) Изучить функциональные обязанности сотрудников (старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, нейропсихолога, музы-кального руководителя, инструктора по физической культуре и ЛФК);
4) Принять участие в образовательном процессе возрастной группы;
5) Собрать, проанализировать и обобщить фактический материал для последующего оформления отчёта по практике.
Введение:
Актуальность прохождения практики в МБДОУ «Детский сад №34 «Гульчечек» обусловлена тем, что изучение основных методик для разви-тия пространственных представлений детей, является ведущей проблемой в сфере образования. Это обусловлено тем, что в основном действующие методические рекомендации действуют на основе информации, которая использовалась еще во времена СССР.
Поэтому в данной практической работе будет проведен анализ ос-новных методик, а так же будут разработаны методические рекомендации, с учетом современных тенденций развития детей дошкольного возраста.
Целью прохождения практики является изучение основных аспектов организации работы МБДОУ «Детский сад №34 «Гульчечек».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
Целью практики является формирование общих и профессиональных компетенций, необходимых для освоения вида профессиональной деятель-ности:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и каче-ство.
3. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обнов-ления ее целей, содержания, смены технологий
5. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регули-рующих ее правовых норм.
6. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
7. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
8. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в об-разовательной организации.
9. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
10. Координировать деятельность сотрудников образовательной ор-ганизации, работающих с группой.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения теории образования в сфере дошкольного образования, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В отчете использованы как общенаучные, так и специальные методы ис-следований.
Исследованием данной темы занимались следующие отечественные ученые Л.С. Выгодский, И.Г. Альтов, А. Анастази, И.Я Гуткович, О.Н. Самойлова, Т.А. Сидорчук, А.Н. Лук, И.Н. Мурашковская, А.И. Никашин, А.Б. Кузнецова, Н.И. Ардашева, Н.Н. Хоменко, Я.Е. Симановский, Е.Е. Туник и другие. Так же над исследованием данной проблемы занимались следующие зарубежные ученые С.Л. Рубинштейн, А.М. Страунинг, Г.С. Альштуллер, П.Р. Амнуэль, Д. Гилфорд, С. Торренс и другие.
Структура и объем практической работы. Практическая работа со-стоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, анализ работы ДОУ показал, что выбранные формы, методы, объединенные усилия администрации и педагогического коллек-тива положительно влияют на результативность работы с кадрами и до-стижения детей. Развитие учебного заведения возможно только при усвое-нии новшеств и видение собственной перспективы развития.
Главным является то, что дошкольное учреждение стремится быть тем местом, где дети всегда могут физически развиваться, укреплять здоровье, реализовывать свои способности, дружить, весело и счастливо жить.
Мною была разработана методика организации деятельности детей, на основе изучения существующей методики. Методика ориентирована на педагогов, которые работают в детском саду, т.к. они воздействуют на де-тей при развитии воображения. Разработанная методика состоит из мето-дических рекомендаций для работы с педагогическими кадрами.
Отдельно был рассмотрен и приведен процесс организации работ с родителями. С этой целью работа педагогов во всех возрастных группах направлена на активное привлечение семьи к учебно-воспитательного про-цесса.
Педагогическую работу с родителями воспитатели все возрастных групп проводят с помощью таких форм взаимодействия семьи и дошколь-ного учреждения:
беседы
консультации
анкетирования
телефонная связь и др.
Таким образом, в ходе прохождения практики, мною были рассмот-рены все основные аспекты деятельности педагога, а также предложена ме-тодика организации и развития пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика
В период с 11.02.-10.03.2019г. я проходила учебную практику на ба-зе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учре-ждения «Детский сад комбинированного вида №34 » Гульчечек» Зелено-дольского муниципального района Республики Татарстан Функционирует по адресу г. Зеленодольск ул. Комарова 10а , отвечает санитарно- проти-воэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а так-же психолого-педагогическим требованиям к благоустройству , опреде-лённым Министерством образования Российской Федерации.
Заведущий : Агллиулина Гузяль Фаридовна.
Старший воспитатель: Фахрутдинова Марина Александровна
Режим работы : пятидневная рабочая неделя.
Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. Территория центра благоустроена. Большое внимание уделе-но безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Физкультурный зал совмещается с музыкальным залом, инвентаря достаточно для занятий со всеми детьми группы одновременно, имеются мячи разного размера, кегли, гимнастиче-ские палки, мешочки, кубики, воспитателем изготовлены массажные ков-рики, дорожки. В группе раннего развития созданы все условия для их скорейшей адаптации в новом коллективе. В группе находится большое количество наглядных пособий для детей. В ходе наблюдения отмечено наличие детского магазина, в котором имеется кассовый аппарат, весы, овощи и фрукты, и другие продовольственные товары. Большое внимание привлекают настольные игры развивающего характера: пазлы, картинки с различными животными, растениями, конструктор, кубики и др. нагляд-ный материал является очень красочным, интересным и привлекательным для данной возрастной группы.
МБДОУ работает по направлениям:
— создание комфортных условий в воспитании каждого ребенка;
— формирование системы диагностики интересов творческих возмож-ностей и развитие личности ребенка ;
— коррекция и сохранение здоровья;