Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации 13
1.1 Стресс и профессиональный стресс как проблемы психологической науки 13
1.2 Деструктивные способы преодоления профессионального стресса 29
1.3 Психическое здоровье человека один из важнейших компонентов жизни 41
1.4 Характеристика профессиональной деятельности и личностных качеств работников здравоохранения 44
Выводы по главе 1 52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации на примере сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников г. Ростов-на-Дону 54
2.1 Диагностика уровня профессионального стресса и психического здоровья сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников 54
2.2 Программа преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации 64
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 65
2.4 Рекомендации по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья 80
Выводы по главе 2 83
Заключение 84
Библиографический список 86
Приложения 95

  

Введение:

 

Актуальность исследования:
Среди многообразных видов социальной деятельности особое место занимает профессиональная деятельность – обширное поле приложения активности личности, задающее пространство для жизненного самоосуществления, актуализации творческого потенциала и самореализации.
Стрессогенность профессии медицинских работников определена, как характером их труда, так и высокими требованиями к представителям профессии. Так, стрессогенность характера труда медицинских работников обусловлена интенсивностью рабочего дня, высокой ответственностью за любые принятые профессиональные решения, постоянными, зачастую негативными, коммуникативными взаимодействиями с пациентами и их родственниками. Требования к профессиональной компетентности, корректности и этичности поведения, в сочетании с невысокой заработной платой и снижающимся социальным престижем профессии, обуславливает, в свою очередь, стрессогенность профессиональных требований к медицинским работникам.
Вышеперечисленные стрессовые факторы оказывают длительное и интенсивное влияние на личность медицинского работника. В том случае, если медицинский работник оказывается неспособен к предвидению, конструктивному решению и приспособлению к проблемным ситуациям, его адаптационные возможности снижаются, что приводит к формированию деструктивных вариантов личностно-средового взаимодействия.
Итак, необходимо отметить, что высокая стрессогенность неизбежно сопровождает труд медицинских работников. Длительное и интенсивное влияние стресс-факторов способно привести к формированию различного рода профессиональных деструкций и деформаций, одной из которых является формирование механизма профессионального выгорания.
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные.
Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса.
Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности.
Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы.
Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса.
К этой категории можно отнести:
— рост безработицы,
— преступность,
— экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.
Стресс выступает одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и психического здоровья современного человека. Стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизнедеятельности.
Профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
Врачи – типичный пример профессии коммуникативного, помогающего типа. Представители коммуникативных профессий типа «человек – человек» в силу своих должностных инструкций все время находятся в процессе взаимодействия с клиентами организации (в случае с врачами – с больными). Контингент клиентуры любого предприятия разнообразен, и включает в себя не вполне уравновешенных индивидов, склонных к конфликтной форме общения, выражению своих эмоций в недопустимых формах и пр. Общение с такими сложными клиентами требует от специалиста развитого самообладания. При этом даже взаимодействие с корректными клиентами требует от специалистов быстрой реакции, высокой компетентности и корректности. Все описанные выше условия работы приводят к тому, что специалисты подобных профессий часто испытывают профессиональный стресс от того, что не способны оперативно выбирать грамотные стратегии преодоления профессионального стресса.

Устойчивое поведение человека в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в экстремальных условиях.
На современном этапе вопрос психологической устойчивости к стрессу – это один из самых исследуемых вопросов. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что в настоящее время все более усложняются условия существования человека в окружающем его современном мире (происходит рост напряженности в социуме, в нем беспрерывно возникают политические и военные конфликты, сопровождающиеся экономическими потрясениями, информационными перегрузками и многим другим).
Проблеме стрессоустойчивости отведено особое место в сфере труда, в рамках которой устойчивость к стрессу – это одно из обязательных требований к личности трудящегося, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Стресс, обусловленный областью профессиональной деятельности, предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием чрезмерного стресса.
В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях.
Объект исследования: профессиональный стресс в деятельности персонала организации.
Предмет исследования: влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекционная программа, учитывающая специфику профессиональной деятельности сотрудников, позволит снизить уровень стрессовости их профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит снижение эмоционального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом и уровень психического здоровья.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть стресс и профессиональный стресс как проблемы психологической науки.
2. Изучить деструктивные способы преодоления профессионального стресса.
3. Проанализировать психическое здоровье человека один из важнейших компонентов жизни.
4. Дать характеристику профессиональной деятельности и личностным качествам работников здравоохранения.
5. Выполнить диагностику уровня профессионального стресса и психического здоровья сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников.
6. Составить и внедрить программу преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
7. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
8. Предложить рекомендации по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья.

Теоретико-методологической основой исследования выступили труды таких специалистов как Н.Е. Водопьянова, А. Журавлев, Е. Сергиенко, Н.Н. Иванникова, А.Н. Кошелев, И.Г. Малкина-Пых, Ю.А. Петрова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова и пр.
В рамках диссертационной работы использованы следующие методы:
— анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— формирующий эксперимент;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных.
В ходе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
— методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;
— методика определения уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;
— методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом.
Методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.
Данная методика включает три шкалы:
— шкала психоэмоционального истощения;
— шкала личностного отдаления;
— шкала профессиональной мотивации.
Методика определения уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко ориентирована на выявление степени сформированности стадий эмоционального выгорания. Согласно В.В. Бойко, эмоциональное выгорание проходит через следующие стаи в своем развитии:
-сначала формируется напряжение;
— затем развивается резистенция;
— а потом наступает истощение.
Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой предназначен для измерения степени «выгорания».
Опросник содержит три шкалы:
— шкала эмоционального истощения;
— шкала деперсонализации;
— шкала редукции личных достижений.
Методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова ориентирована на определение уровня эмпатийности респондента.
По И.М. Юсупову, эмпатийность может быть выражена:
— очень высоким уровнем;
— высоким уровнем;
— нормальным уровнем;
— низким уровнем;
— очень низким уровнем.
Методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.
Методика содержит девять шкал:
— шкала интереса к работе;
— шкала удовлетворенности достижениями в работе;
— шкала удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками;
— шкала удовлетворенности взаимоотношениями с руководством;
— шкала уровня притязаний в профессиональной деятельности;
— шкала предпочтения выполняемой работы высокому заработку;
— шкала удовлетворенности условиями труда;
— шкала профессиональной ответственности;
— шкала общей удовлетворенности трудом.
База практики – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону (сокращенное наименование – ГБОУДПОРО «ЦПК»). Учреждение начинает свою историю с 1988 года, когда в Ростовской области было создано Ростовское областное училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В соответствии с постоянно растущими требованиями практического здравоохранения к уровню и качеству подготовки специалистов динамично развивалась материально-техническая база и учебно-методическое обеспечение училища.
В 2004 году произошло переименование РОУПК в государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» Ростовской области, а в 2011 году – в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
В настоящее время центр является крупным образовательным учреждением на Юге России, располагающим учебным корпусом площадью 1571 кв.м. и сильной материально-технической базой.
Руководителем центра повышения квалификации является заслуженный врач РФ Л.В. Димитрова.
Цель деятельности центра – предоставление образовательных услуг по повышению квалификации на современном и качественном уровне. Ежегодно в центре обучаются свыше 8000 специалистов по 32 специальностям.

Созданы условия для предоставления образовательных услуг: передовая материально-техническая база, коллектив с высоким творческим потенциалом, современные педагогические и здоровьесберегающие технологии в обучении.
Активно ведется модернизация образовательного процесса: сформирована единая информационная среда центра, совершен переход на мультимедийные технологии.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении понятий «стресс» и «профессиональный стресс» в современной психологической науке; в обобщении деструктивных способов преодоления профессионального стресса; в рассмотрении психического здоровья человека как одного из важнейших компонентов жизни; в формулировке характеристики профессиональной деятельности и личностных качеств работников здравоохранения; в составлении рекомендаций по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья.
Практическая значимость исследования работы выражается в возможности использования материалов исследования в процессе организации психологической профилактики профессионального стресса и эмоционального выгорания специалистов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Во введении приведены актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, методы и методики, обоснование теоретической и практической значимости. Первая глава – Теоретические аспекты изучения влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации – носит теоретический характер и посвящена обзору источников по теме исследования. Вторая глава – Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации на примере сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников г. Ростов-на-Дону – практического характера. В заключении подведены итоги проведенного исследования. Библиографический список представляет собой описание 95 источников. Также работа снабжена приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был рассмотрен стресс и профессиональный стресс как проблемы психологической науки;
— были изучены деструктивные способы преодоления профессионального стресса;
— было проанализировано психическое здоровье человека один из важнейших компонентов жизни;
— была дана характеристика профессиональной деятельности и личностным качествам работников здравоохранения;
— была выполнена диагностика уровня профессионального стресса и психического здоровья сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников;
— была составлена и внедрена программа преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации;
— было проведено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы;
— были составлены рекомендации по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что коррекционная программа, учитывающая специфику профессиональной деятельности сотрудников, позволит снизить уровень стрессовости их профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит снижение эмоционального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом и уровень психического здоровья.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

  

Устойчивое поведение человека в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в экстремальных условиях.
На современном этапе вопрос психологической устойчивости к стрессу – это один из самых исследуемых вопросов. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что в настоящее время все более усложняются условия существования человека в окружающем его современном мире (происходит рост напряженности в социуме, в нем беспрерывно возникают политические и военные конфликты, сопровождающиеся экономическими потрясениями, информационными перегрузками и многим другим).
Проблеме стрессоустойчивости отведено особое место в сфере труда, в рамках которой устойчивость к стрессу – это одно из обязательных требований к личности трудящегося, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Стресс, обусловленный областью профессиональной деятельности, предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием чрезмерного стресса.
В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях.
Объект исследования: профессиональный стресс в деятельности персонала организации.
Предмет исследования: влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекционная программа, учитывающая специфику профессиональной деятельности сотрудников, позволит снизить уровень стрессовости их профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит снижение эмоционального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом и уровень психического здоровья.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть стресс и профессиональный стресс как проблемы психологической науки.
2. Изучить деструктивные способы преодоления профессионального стресса.
3. Проанализировать психическое здоровье человека один из важнейших компонентов жизни.
4. Дать характеристику профессиональной деятельности и личностным качествам работников здравоохранения.
5. Выполнить диагностику уровня профессионального стресса и психического здоровья сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников.
6. Составить и внедрить программу преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
7. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
8. Предложить рекомендации по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья.

Теоретико-методологической основой исследования выступили труды таких специалистов как Н.Е. Водопьянова, А. Журавлев, Е. Сергиенко, Н.Н. Иванникова, А.Н. Кошелев, И.Г. Малкина-Пых, Ю.А. Петрова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова и пр.
В рамках диссертационной работы использованы следующие методы:
— анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— формирующий эксперимент;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных.
В ходе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
— методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова;
— методика определения уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой;
— методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова;
— методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом.
Методика определения психического выгорания А.А. Рукавишникова нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.
Данная методика включает три шкалы:
— шкала психоэмоционального истощения;
— шкала личностного отдаления;
— шкала профессиональной мотивации.
Методика определения уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко ориентирована на выявление степени сформированности стадий эмоционального выгорания. Согласно В.В. Бойко, эмоциональное выгорание проходит через следующие стаи в своем развитии:
-сначала формируется напряжение;
— затем развивается резистенция;
— а потом наступает истощение.
Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой предназначен для измерения степени «выгорания».
Опросник содержит три шкалы:
— шкала эмоционального истощения;
— шкала деперсонализации;
— шкала редукции личных достижений.
Методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова ориентирована на определение уровня эмпатийности респондента.
По И.М. Юсупову, эмпатийность может быть выражена:
— очень высоким уровнем;
— высоким уровнем;
— нормальным уровнем;
— низким уровнем;
— очень низким уровнем.
Методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.
Методика содержит девять шкал:
— шкала интереса к работе;
— шкала удовлетворенности достижениями в работе;
— шкала удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками;
— шкала удовлетворенности взаимоотношениями с руководством;
— шкала уровня притязаний в профессиональной деятельности;
— шкала предпочтения выполняемой работы высокому заработку;
— шкала удовлетворенности условиями труда;
— шкала профессиональной ответственности;
— шкала общей удовлетворенности трудом.
База практики – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону (сокращенное наименование – ГБОУДПОРО «ЦПК»). Учреждение начинает свою историю с 1988 года, когда в Ростовской области было создано Ростовское областное училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В соответствии с постоянно растущими требованиями практического здравоохранения к уровню и качеству подготовки специалистов динамично развивалась материально-техническая база и учебно-методическое обеспечение училища.
В 2004 году произошло переименование РОУПК в государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» Ростовской области, а в 2011 году – в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
В настоящее время центр является крупным образовательным учреждением на Юге России, располагающим учебным корпусом площадью 1571 кв.м. и сильной материально-технической базой.
Руководителем центра повышения квалификации является заслуженный врач РФ Л.В. Димитрова.
Цель деятельности центра – предоставление образовательных услуг по повышению квалификации на современном и качественном уровне. Ежегодно в центре обучаются свыше 8000 специалистов по 32 специальностям.

Созданы условия для предоставления образовательных услуг: передовая материально-техническая база, коллектив с высоким творческим потенциалом, современные педагогические и здоровьесберегающие технологии в обучении.
Активно ведется модернизация образовательного процесса: сформирована единая информационная среда центра, совершен переход на мультимедийные технологии.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации программы преодоления профессионального стресса и восстановления психического здоровья персонала организации.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении понятий «стресс» и «профессиональный стресс» в современной психологической науке; в обобщении деструктивных способов преодоления профессионального стресса; в рассмотрении психического здоровья человека как одного из важнейших компонентов жизни; в формулировке характеристики профессиональной деятельности и личностных качеств работников здравоохранения; в составлении рекомендаций по преодолению профессионального стресса и восстановлению психического здоровья.
Практическая значимость исследования работы выражается в возможности использования материалов исследования в процессе организации психологической профилактики профессионального стресса и эмоционального выгорания специалистов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Во введении приведены актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, методы и методики, обоснование теоретической и практической значимости. Первая глава – Теоретические аспекты изучения влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации – носит теоретический характер и посвящена обзору источников по теме исследования. Вторая глава – Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации на примере сотрудников Центра повышения квалификации для медицинских работников г. Ростов-на-Дону – практического характера. В заключении подведены итоги проведенного исследования. Библиографический список представляет собой описание 95 источников. Также работа снабжена приложениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

1.1 Стресс и профессиональный стресс как проблемы психологической науки

Основоположник учения о стрессе – лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье [77] (1907-1982 гг.). В 1936 г. он опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех этих больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье [77] обозначил эти симптомы «синдромом просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: начиная от изменений в коре надпочечников, истощения лимфоидной ткани, заканчивая изъязвлением желудка. Для описания совокупности всех неспецифических несвойственных организму в норме изменений внутри организма было введено понятие «стресс».
Г. Селье в своей работе «Стресс без дистресса» [77] отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы. Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье [77] назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией».
Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения (схема 1) [77].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы