Филология Магистерский диплом Иностранные языки

Магистерский диплом на тему Специфика функционирования прилагательных со значением цвета в творчестве А.П. Чехова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Текстовые единицы с семантикой цвета в художественных произведениях 8
1.1 Роль прилагательных в художественном тексте 8
1.2 Прилагательные со значением цвета, их классификация 15
Глава II. Цвет в творчестве А.П. Чехова 30
2.1 Структура прилагательных со значением цвета 30
2.1.1 Простые прилагательные 30
2.1.2 Сложные прилагательные 36
2.1.3 Экспрессивно-оценочные прилагательные с суффиксами 37
2.2 Функциональные разновидности прилагательных со значением цвета 39
2.2.1 Использование прилагательных со значением цвета при описании человека 39
2.2.2 Цветовая характеристика жилья человека 47
2.2.3 Окружающий мир и его цветовое выражение 54
2.2.4 Характеристика природных объектов по цветовому признаку 61
Заключение 69
Список литературы 73

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современном русском языке имя прилагательное – самый многочисленный класс слов после имен существительных. Но работы ученых редко посвящены прилагательным, так как имена существительные и глаголы считаются более интересными объектами для исследования. Это не совсем оправданный взгляд, ведь именно имена прилагательные детализируют представление о мире. В художественном произведении имена прилагательные помогают писателю создать видимую картину ситуации.
Художественный текст – это не просто перечисление событий. Писателю необходимо создать описание, которое читатель может буквально увидеть. Добиться этого эффекта без прилагательных нельзя, и поэтому любое произведение художественной литературы содержит немало имен прилагательных. Их функции так разнообразны, что их не перечислить. Имена прилагательные углубляют характеристику персонажей, позволяют описать эмоциональное состояние героев. Объекты неживого мира получают индивидуальные характеристики с помощью имен прилагательных, описывающих их размер, цвет, материал и т.д.
Без имен прилагательных невозможно представить себе описание природы. В художественной литературе именно в пейзажных описаниях можно встретить необычные сложные имена прилагательные, хотя здесь многое зависит от стиля конкретного автора. Некоторые писатели стараются лишить природу поэтичности, придать ее описанию простоту и реалистичность.
Сложность при анализе имен прилагательных заключается в том, что эта часть речи выполняет сразу две функции одновременно. Имя прилагательное и характеризует объект, и изображает его в сознании человека. Сложно различить простую логическую характеристику и изобразительный, выразительный образ. Отсюда в художественной литературе появляется такое стилистическое средство, как эпитет, то есть прием выразительного описания.
Цвет – это одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Цвет обладает и большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой художественного произведения.
Язык художественной литературы всегда привлекает внимание исследователей. Изучение прилагательных актуально тем, что в произведении любое слово вступает в сложные отношения с темой, системой персонажей, авторским замыслом. При анализе прилагательных писателя, по факту производится анализ авторского видения мира. Использование цвета в художественном произведении зависит от многих факторов (техники, стиля, вида искусства, авторского замысла и индивидуальности писателя); он служит важнейшим компонентом художественного образа. Применение цветовых прилагательных в произведении литературы может строиться на стремлении дать красочный эквивалент действительности, ее объективных качеств, пространства, света, но может и оперировать ограниченной гаммой, нередко символически истолкованной.
Русский писатель Антон Павлович Чехов признан мастером современного короткого рассказа и ведущим драматургом конца XIX-начала XX веков. По этой причине, изучение его творчества всегда актуально, так как в произведениях писателей такого уровня всегда можно найти нечто неизученное.
А.П. Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, на юге России. Его отец занимался торговлей, в 1876 году вся семья, за исключением А. Чехова, переехала в Москву. В 1879 году А.П. Чехов окончательно присоединился к своей семье в Москве и поступил в медицинское училище. Поскольку его отец испытывал финансовые трудности, А. Чехов решил поддержать семью литературой, первые рассказы он писал под псевдонимами. В середине 1880-х годов А.П. Чехов уже практиковал как врач и начал публиковать серьезные художественные произведения под своим собственным именем.
А.П. Чехов также писал произведения для театра. Его ранние пьесы были короткими одноактными водевилями; однако вскоре он развил свой стиль написания театральных пьес, который представлял собой уникальное сочетание комедии и трагедии. Такие ранние пьесы, как «Иванов» (1887) и «Леший» (1889), рассказывали о том, как образованные люди справлялись с разочарованиями в жизни. В поздних пьесах Чехов продолжил развивать эту тему.
На сегодняшний день, А.П. Чехов остается одним из крупнейших литературных деятелей своего времени. Его пьесы до сих пор ставятся по всему миру, и его стиль повлиял на писателей самых разных жанров во всем мире. Стиль А.П. Чехова сложно определить кратко, но обычно говорят о психологической глубине его характеров и непривычном взгляде на человека.
Лучшие пьесы и рассказы Чехова лишены сложных сюжетов и запутанных интриг. Концентрируясь на кажущихся мелочах, А.П. Чехов описывал русскую жизнь своего времени с помощью простой на первый взгляд техники, лишенной шаблонных литературных приемов, и его считают выдающимся представителем русской реалистической школы конца XIX века. В своих рассказах А.П. Чехов концентрировался, прежде всего, на настроении и характерах героев, показывая, что они могут быть важнее сюжетов. Внешне, с его персонажами часто почти ничего не происходит; но огромное значение приобретают их внутренние конфликты.
У А.П. Чехова нет главного произведения: для понимания творчества писателя необходимо исследовать его рассказы. Антон Павлович Чехов утверждал, что «язык должен быть прост и изящен», и в связи с этим он даже предлагал «вычеркивать прилагательные, где можно». Одновременно произведения А.П. Чехова наполнены прилагательными. Данное противоречие говорит о необходимости внимательно изучить прилагательные писателя, в том числе и прилагательные со значением цвета.
Объектом исследования являются прилагательные в творчестве А.П. Чехова.
Предмет исследования – прилагательные со значением цвета в творчестве А.П. Чехова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Прилагательные со значением цвета занимают огромное место в российской культуре и художественной литературе. Цветообозначения всегда активно использовалось в различных видах и жанрах словесного художественного творчества, от фольклора до современной прозы и поэзии. В художественной литературе прилагательные со значением цвета могут применяться при описании предметов действительности. Но возможно и символическое использование цвета в литературном произведении, когда прилагательное цвета описывает не предмет, а идею. Каждый писатель выбирает свой подход к использованию прилагательных цвета.
В настоящем исследовании ставилась цель выявить специфику функционирования прилагательных со значением цвета в творчестве А.П. Чехова. В 10 рассказах А.П. Чехова 1898-1903 гг. было найдено 139 прилагательных со значением цвета. Систематизация материала проводилась по двум направлениям: структура прилагательных и их функциональные разновидности.
Своеобразие чеховского стиля проявляется в том, что большинство прилагательных (132 штуки) имеет простую структуру и не имеет никаких суффиксов, которые могли бы как-то выразить оценку писателя. Только незначительная часть прилагательных являются сложными наименованиями цвета (5 штук). Только два имеют суффиксы. В предложении все прилагательные являются определением. Чаще всего прилагательное со значением цвета является единственным определением, и только в редких случаях писатель использует второе прилагательное («красивые серые глаза» и т.п.).
Писатель предпочитает упоминать прилагательные со значением цвета, смысл которых известен всем носителям русского языка, и полностью отказался от каких-либо сложных и малопонятных наименований цвета. В рассказах писатель использует только русские прилагательные. Писатель не использует заимствованные прилагательные со значением цвета, неологизмы, не создает окказионализмы. Ничего в его рассказах не отвлекает от сюжета и описания взаимоотношений персонажей. Внимание читателя сфокусировано на сути сюжета.
Чаще всего встречаются три цвета: белый, черный и красный. Самой большой репрезентативностью обладает лексема «белый». Данное прилагательное употребляется при семантизации цвета любых объектов.
При описании человека и при обозначении цвета жилья человека, окружающего мира и природных объектов прилагательное «белый» выступает как стилистически нейтральное средство. Обычно оно служит для описания цвета объектов, которые имеют выраженный белый цвет (православная церковь, скатерть, снег и т.д.).
Прилагательное «белый» почти не участвует в организации сравнений и метафор. Но выявленные случаи его использования позволяют считать прилагательное «белый» положительным цветовым маркером: в рассказах писателя почти все, отмеченное белым цветом, привлекает внимание и является важным для персонажа. А.П. Чехов как бы фокусирует внимание читателя на белом цвете объекта, подчеркивая его значение.
Лексема «черный» также отличается высокой частотностью. Она присутствует во всех зонах, но доминирует при описании окружающего мира. Она выступает как средство цветовой характеристики объектов, при использовании для описания человека часто показывает читателю возраст («черная борода», «черные волосы» и т.д.).
Третьей по распространенности является лексема «красный». Лексема «красный» нужна для описания цвета кожи героя рассказа. Почти всегда это прилагательное наделяется негативной оценкой, так как красный цвет кожи характеризует героя как пьяного или рассерженного. Таким образом, это прилагательное маркирует деструктивное состояние героя рассказа.
Встречаются такие оттенки красного, как «кумачовый», «багровый», «розовый», «телесный». Однако они применяются писателем редко. Чехов предпочитает использовать чистые цвета, без указания оттенков.
Довольно часто в рассказах А.П. Чехова встречается прилагательное «серый». Она используется писателем при описании одежды человека, его жилья, окружающего мира и природных объектов. Это прилагательное часто наделяется негативным статусом при описании окружающего мира, становясь символом скуки и ограниченности жизни персонажей. Это один из немногих цветов, которые могут использоваться А.П. Чеховым с символической целью.
Лексемы «зеленый», «желтый» встречаются реже. Прилагательное «зеленый» закономерно используется при описании цвета природных объектов (трава, листва). При этом оно служит нейтральным лексическим средством. Но в случаях описания человека и окружающего мира лексема «зеленый» превращается в средство создания комического портрета персонажа (зеленая борода, зеленый цвет лица и т.п.).
Лексемы «сиреневый», «голубой», «золотой» и «коричневый» встречаются очень редко. Писатель использует их эпизодически, часто для того, чтобы подчеркнуть непривычный оттенок объекта («море было сиреневым» и т.п.).
При описании животных писатель закономерно использует прилагательные для точного описания цвета их шерсти: «темно-гнедой», «черная». Это добавляет в рассказы реализм.
Писатель не использует смешанные цветовые оттенки. В его рассказах есть только чистые цвета. Исключением можно назвать только эпизодические употребления оттенков красного: у писателя встречаются прилагательные «кумачовый», «розовый» и «багровый».
А.П. Чехов почти не использует в своих рассказах экспрессивные прилагательные типа «рубиновый» или «огненный». Такие художественные приемы ему несвойственны. В художественной литературе подобные прилагательные решают задачи по созданию красочного образа действительности, по определенной поэтизации реального мира. Однако для А.П. Чехова никогда не была актуальной задача по созданию красочного образа действительности. Наоборот, это один из наиболее реалистически и даже пессимистически настроенных русских писателей, и никакие вымышленные цвета ему не нужны.
Прилагательные со значением цвета в творчестве А.П. Чехова воспроизводят непосредственное впечатление от предмета, соотносятся с реалиями, и крайне редко привлекаются для описания вымышленных объектов. Одновременно писатель широко использует прилагательные со значением цвета для создания конкретных образов. Отталкиваясь от точно подмеченных цветовых деталей, писатель создает реалистичные образы своих современников и их образа жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Текстовые единицы с семантикой цвета в художественных произведениях
1.1 Роль прилагательных в художественном тексте
В современных описательных грамматиках принято комплексное определение, учитывающее морфологические, синтаксические и семантические критерии выделения частей речи. Согласно типичному определению, имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени и сравнения и имеет полные и краткие формы [Русская грамматика, 1980, с. 194].
Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство. Их семантика весьма разнообразна и охватывает различные тематические ряды. Имя прилагательное – это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности [Валгина, 2002, с. 228].
Морфологическим признаком имен прилагательных служит их изменяемость по родам, числам и падежам. В отличие от существительных формы рода, числа и падежа прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от рода, числа и падежа тех существительных, с которыми данные прилагательные согласованы.
Окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными, т.е. выполняют функции грамматических форм согласования с именами существительными.
В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или именной частью сказуемого, например: Отец работает в небольшой комнате за письменным столом у окна.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы