Магистерский диплом на тему Развитие системы социальной защиты населения в регионе и разработка механизмов ее совершенствования (на материалах департамента социальной защиты Правительства Московской области).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования системы социальной защиты населения Российской Федерации 16
1.1 Характеристика системы социальной защиты населения в Российской Федерации 16
1.2 Организационно-правовое регулирование социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях 24
Глава 2 Анализ системы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации (на материалах Министерства социального развития Московской области) 35
2.1 Система органов государственного управления в сфере социальной защиты населения Московской области: полномочия, функции, структура, современные технологии работы с населением 35
2.2 Характеристика государственной политики в сфере социальной защиты населения Московской области 41
2.3 Формирование и реализация целевых программ в сфере социального обслуживания населения Московской области 48
Глава 3 Формирование современных механизмов государственной региональной политики социальной защиты населения (на примере Московской области) 57
3.1 Деятельность органов государственного управления Московской области в сфере социальной поддержки населения в период распространения пандемии COVID -19 57
3.2 Разработка современных механизмов государственной политики в сфере обеспечения государственной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан (на примере Московской области) 63
3.3 Оценка эффективности современной системы предоставления социальных государственных услуг населению региона, разработка рекомендаций по формированию современной модели социальной защиты населения региона 70
Заключение 77
Библиографический список 84
Приложения 94
Введение:
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях развития Российской Федерации приоритетным направлением государственной политики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, модернизация государственной системы социального обеспечения населения, формирование современных механизмов социальной поддержки граждан. Особое внимание государство обращает на развитие системы социальной защиты населения, т.е. на создание достойных и безопасных условий жизни для тех социальных групп населения, которые нуждаются в социальной поддержке государства.
Система социального обеспечения и социальной защиты в Российской Федерации формировалась в сложных условиях трансформационных процессов перехода к рыночным отношениям, сопровождаемых социально-экономическими потрясениями, снижением уровня жизни населения и ростом уровня бедности. Последовательная государственная социальная политика последних 15 лет, направленная на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни, на защиту прав граждан, на формирование достойных условий жизни населения позволила создать достаточно эффективную государственную систему социальной защиты, доказавшую свои преимущества в условиях современного социально-экономического кризиса и пандемии COVID-19.
Однако негативные тенденции социально-экономического развития, такие как структурные дисбалансы в экономике, падение доходов и стагфляция экономического положения значительной части населения, рост уровня бедности, рост безработицы сохраняются и оказывают негативное влияние на процессы адаптации людей к новым экономическим условиям. Это ставит перед государством важную задачу дальнейшей модернизации системы социальной защиты населения и актуализирует необходимость разработки теоретических основ и практических мер по предупреждению и смягчению возникающих негативных явлений для социально-экономического положения граждан и, особенно на уровне субъектов РФ.
В июле 2020 года в рамках Всенародного голосования были приняты поправки в Конституцию Российской Федерации , которые содержат важные конституционные гарантии в сфере социального обеспечения, социальной защиты, социальной помощи населению. Государство конституционно гарантирует, что никакие экономические кризисы и другие социально-экономические потрясения не отразятся на объемах и регулярности всех видов социальной помощи. Это касается индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.
Гарантируется адресная социальная поддержка граждан, обеспечивается создание доступной среды и улучшение условий жизни людей с инвалидностью, защита человека труда. Поправки в Конституцию РФ конституционно закрепляют минимальный размер оплаты труда на уровне не менее величины прожиточного уровня, гарантируется обязательное социальное страхование. Государство обеспечивает защиту достоинства граждан и уважение человека труда, берет на себя ответственность за обеспечение уровня и безопасности их жизни на протяжении всей жизни .
Таким образом, повышение выплат будет происходить регулярно вне зависимости от экономической ситуации в стране. Предусматривается и обязательная индексация социальных пособий. Поправки к конституции касаются и защиты детей. Например, государство берёт на себя обязанности родителей для детей, оставшихся без попечения.
Система социальной защиты, представляет собой «совокупность принципов, правил, методов, на законодательном уровне установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, позволяющих обеспечивать предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп, существует достаточно большое количество проблем, увеличивающихся в период экономической нестабильности» .
Основной проблемой реализации механизмов социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях выступает недостаточность финансирования социальной сферы, присутствует региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, которые предоставляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации из общего числа предоставляемых мер социальной поддержки.
Пока еще достаточно сложно реализуются механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере, очень малое количество предпринимателей вовлекается в реализацию социальных проектов. Нельзя не упомянуть и об иждивенческом настрое населения, отсутствии у некоторых граждан заинтересованности в повышении качества собственной жизни за счет собственных усилий, ожидание подачек.
Также до сих пор не сформированы достаточно четкие подходы к реформированию сложившейся системы социальной защиты, не до конца проработана нормативно-правовая база, например, отсутствует единый федеральный закон, регулирующий государственную поддержку российских семей. До сих пор не выстроен механизм пенсионного обеспечения граждан, скорость проведения реформ в этом направлении привели к повышению недоверия граждан к накопительной системе, снизив, тем самым, активность добровольного финансирования собственного периода дожития .
В последних (2018 , 2019, 2020 гг.) Посланиях Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации . особое внимание уделено проблемам сбережения населения, развития семейных ценностей и поддержке семьи, и особенно семей с детьми, в связи с тем, что Россия вошла в сложный демографический период, когда рождаемость продолжает снижаться по объективным причинам. Особое внимание было уделено совершенствованию системы социальной защиты.
В частности, Президент указал на необходимость увеличения выплат на первого и второго ребенка. С 1 января 2020 года была поднята до двух прожиточных минимумов на члена семьи, что позволило в полтора раза увеличить количество семей, которые могут рассчитывать на помощь от государства. С 1 июля 2019 года было повышено пособие для семей с детьми-инвалидами до 10 тысяч рублей. По поправкам в Конституцию РФ Федеральное Собрание Российской Федерации в настоящее время разрабатывает и принимает Федеральные Законы в сфере социального обеспечения, Правительство Российской Федерации разработало и утвердило «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Эти документы включают конкретные предложения по совершенствованию системы социальной защиты, в том числе введение программы социальных контрактов, которая включает государственную помощь гражданам в трудоустройстве, повышении квалификации, а также предоставление семьям необходимых финансовых средств на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Размер выплат малообеспеченным семьям с детьми будут повышаться, а период их получения расширен на 4 года. Выплаты затронут семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Для получения новой выплаты будет достаточно подать заявление и указать свой официальный доход. Программа материнского капитала продлена до 2026 года, а на поддержку смогут рассчитывать семьи, где родился первенец. В 2021 году механизм социального контракта будет внедрен во всех субъектах Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими аспектами.
Во-первых, необходимостью формирования новой модели системы социальной защиты население, которая должна стать эффективной и адаптированной к изменяющимся социальным, экономическим и политическим процессам современной России.
Во-вторых, необходимостью исследования системы социальной защиты населения на региональном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации социальные проблемы населения проявляются более остро, но и возможностей для осуществления адресной социальной защиты, реализации комплексных социальных программ, организации социальной работы с разными категориями граждан также больше в регионах. Кроме того, при организации социальной защиты населения необходимо учитывать природно-географические, социально-экономические и социально-культурные и иные особенности развития конкретной территории субъекта РФ.
В-третьих, во многих регионах страны накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм оказания социальной защиты населения, сформирована законодательная база, которая регламентирует механизм предоставления социальной защиты населения, создана сеть учреждений для оказания населению разнообразных услуг социального характера, что также повышает роль органов государственного управления в развитии системы социальной защиты населения в регионах.
В-четвертых, огромную роль для достижения и сохранения высокого уровня социальной защищенности населения играет созданная и эффективно управляемая система социальной защиты, а также обеспечение ее долгосрочного устойчивого функционирования, что диктует необходимость обобщения и изучения накопленного опыта деятельности органов государственного управления в сфере социальной защиты населения.
В-пятых, наличие в России и ее регионах социальных проблем (низкая у большинства населения оплата труда, увеличение бедности, низкий уровень жизни у большей части населения и др.) и структурные деформации системы социальной защиты требуют ее реформирования. Исследование данных проблем позволит разработать предложения по повышению эффективности работы системы социальной защиты, качества услуг и уровня благосостояния граждан страны и ее регионов.
Следует отметить, что концептуальные аспекты социальной защиты отражены в программных документах федеральных органов государственной власти. Комплексные программы по фундаментальным вопросам социальной защиты также принимаются на региональном уровне.
Все эти обстоятельства обусловили актуальность исследования системы социальной защиты населения в Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Научная проблема диссертационного исследования.
Проблемное поле исследования обусловлено необходимостью разработки предложений по повышению эффективности и результативности системы социальной защиты, совершенствования механизмов предоставления государственных услуг для малоимущих и незащищенных слоёв населения.
Проблема бедности является одной из наиболее значимых социальных проблем не только в Российской Федерации, но и в мире. Ее уровень в нашей стране довольно высок и медленно снижается. В последние годы в стране наблюдается устойчивый рост бедности. За последние 5 лет бедность подскочила почти на 26 процентов. На сегодняшний день около 20,8 млн человек находятся за чертой бедности. Доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума в 2019 году выросла до 14,3% населения страны (20,9 миллиона человек) против 13,9% (20,4 миллиона человек) годом ранее .
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты развития социального управления как целостной системы методов и способов воздействия на социальную сферу рассматривались в трудах таких ученых и специалистов, как Л.И. Абалкин, A.M. Бабич, Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров, В.Н. Лексин, Р.Г. Маннапов, А.Н. Швецов, Л. Эрхард и др. Вопросам организации социальной защиты населения посвящены труды авторов С.А. Анисимовой, Н.Ф. Басовой, Е.И. Василенко, Е.Н. Жильцова, З.П. Замараевой, А.Б. Золотаревой, С.В. Кадомцевой, И.П. Лаврентьевой, Н.Р. Хамидуллина, Е.И. Холостовой и других.
Значительный вклад в исследование проблем управления социальными процессами на региональном уровне внесли ученые РАНХиГС: А.Е. Илларионов
Заключение:
Диссертационное исследование по теме «Развитие системы социальной защиты населения в регионе и разработка механизмов ее совершенствования (на материалах Министерства социального развития Московской области)» направлено на проведение анализа государственной политики в сфере социальной защиты населения в регионе изучение ее сущности, принципов, современных механизмов и технологий повышения ее эффективности.
При проведении научно-исследовательской работы были постановлены цель и задачи, определен объект и предмет исследования, которые последовательно были реализованы в ходе подготовки магистерской диссертации.
В основу анализа легли научные труды, раскрывающие сущность и механизмы государственной политики в сфере социальной защиты населения, материалы специальной литературы, научных статей, нормативно-правовые акты в сфере реализации государственной социальной политики, материалы статистики и социологических исследований.
На основании данных материалов были исследованы теоретические аспекты формирования и развития системы государственной политики в сфере социальной защиты населения. Определены проблемы ее современного состояния, исследованы принципы, сущность, показатели и приоритетные направления, повышения эффективности государственной политики в сфере социальной защиты.
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ государственной политики в сфере социальной защиты населения в регионе позволил систематизировать теоретический и прикладной материал по данной проблеме, обобщить опыт работы социальной защиты населения в регионе.
В магистерской диссертации для достижения поставленной цели и задач, систематизации полученной информации были использованы практические и теоретические методы научного исследования, такие как методы научного познания: системного анализа, статистических сравнений, моделирования, структурно — функциональный и др.
Актуальность темы, цель и задачи диссертационного исследования позволили сформулировать научную проблему, которая имеет определенную степень научной новизны. В магистерской диссертации было выдвинуто положение о необходимости формирования модели ценностей, миссии Министерства социального развития Московской области, которыми следует руководствоваться государственным служащим при осуществлении профессиональной деятельности, в которой раскрываются миссия и ценности органа исполнительной власти.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
Изучение специфики профессиональной культуры Министерства социального развития Московской области, позволило выделить проблемы и предложить меры по их преодолению.
Во-первых, в Министерстве не сформирована единая модель ценностей и миссии, профессиональных и личностных качеств государственного служащего.
В Министерстве отсутствует разработанная миссия, отражающая качественную характеристику деятельности органа исполнительной власти в социальной сфере. На наш взгляд, отличительной особенностью миссии Министерства является то, что государственные служащие в процессе оказания услуг стремятся усовершенствовать профессиональные знания и умения, повысить качество оказания услуг.
В целях преодоления названной проблемы, целесообразно:
– разработать модель ценностей, миссии Министерства социального развития Московской области, которыми следует руководствоваться государственным служащим при осуществлении профессиональной деятельности, в которой раскрываются миссия и ценности органа исполнительной власти. В работе предложена формулировка предполагаемых ценностей и миссии для Министерства социального развития Московской области (Приложение №3).
– разработать инструкцию по профессиональному взаимодействию государственных гражданских служащих Министерства социального развития Московской области (Приложение № 4), определяющую правила взаимодействия государственного служащего с получателями услуг, государственными служащими. Документ направлен на поддержание благоприятной социально-психологической среды в коллективе, что будет способствовать снижению издержек на реализацию задач и функций государственного органа;
Во-вторых, отсутствие проведения ежегодного мониторинга и оценки эффективности формирования и развития организационной культуры государственных служащих Министерства.
В Министерстве отсутствует специализированная методика по проведению оценки профессиональной культуры государственных служащих. Отсутствие обозначенной выше методики не позволяет своевременно выявить проблемы, возникающие в процессе формирования и развития профессиональной культуры, предпринять меры по ее усилению. В качестве методики по оценке профессиональной культуры целесообразно использовать методику, разработанную Минтрудом России, которая применялась автором выпускной квалификационной работы. Дополнить мониторинг следует проведением анкетирования на основе адаптированной методики К. Камерона и Р. Куинна. Необходимо установить сроки проведения оценочной деятельности. Целесообразно проводить один раз в год.
Во-третьих, отсутствуют комплексные мероприятия, обеспечивающие приверженность ценностям, миссии государственного органа для всего коллектива, что не позволяет в полной мере сформировать благоприятную организационную культуру, ориентированную на уважение личности человека вне зависимости от внешних факторов (возраста, пола, профессии, социального и материального положения), повышение престижа государственной службы. Исходя из вышесказанного, следует, что государственные служащие должны знать принципы профессиональной служебной этики, основные правила служебного поведения, которыми должны руководствоваться гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности, уметь правильно вести диалог для этого необходимо проводить соответствующие мероприятия.
Не выявлено мероприятий, проводимых в отношении граждан, впервые поступивших на государственную службу в Министерство. Необходимо уделять указанному вопросу большее внимание, что позволит увеличить вовлеченность гражданина в процесс профессиональной деятельности, стремление развить свои знания и умения. Кроме того, использование специальных мероприятий позволит улучшить процесс вхождения в коллектив и снизить стрессовый фактор.
Проблема отсутствия проведения мероприятий в отношении граждан, впервые поступивших на государственную службу в орган исполнительной власти может быть решена путем реализации направления по работе с молодыми специалистами. Данное направление позволит ознакомить молодого специалиста с основами организационной и профессиональной культуры, раскрыть особенности деятельности Министерства, повысить эффективность вовлечения служащего в трудовой коллектив, не нарушив при этом единства и целостности культуры.
Резюмируя вышесказанное, следует, что к проблемам, возникающим в процессе формирования и развития профессиональной культуры в сфере оказания государственных услуг по социальной поддержке, следует отнести: несформированность модели ценностей и миссии, профессиональных и личностных качеств государственного служащего, отсутствие специализированной методики по проведению оценки эффективности формирования и развития профессиональной культуры государственных служащих Министерства социального развития Московской области; отсутствие проведения мероприятий в отношении граждан, впервые поступивших на государственную службу в орган исполнительной власти.
Разрешение названных проблем позволит определить модель ценностей, миссии Министерства, которыми будут руководствоваться государственные служащие при осуществлении профессиональной деятельности, раскрыть правила взаимодействия государственного служащего с получателями услуг, и с другими государственными служащими.
Основным преимуществом предлагаемой работы является повышение престижа и авторитета Министерства как органа исполнительной власти.
Для совершенствования методического аппарата по разработке и реализации государственной программы «Социальная защита населения Московской области на 2019-2023 годы» были сформулированы следующие предложения:
Во-первых, Министерство социального развития Московской области должно вынести распоряжение об утверждении методического инструментария по проведению комплексной оценки реализации государственной программы «Социальная защита населения Московской области на 2019-2023 годы». Именно на основе этих рекомендаций должны быть выработаны системы текущего и итогового контроля. Это бы способствовало как систематизации и организации процесса, так и оценки эффективности по итогам реализации перечня мероприятий государственной программы.
Во-вторых, необходимо совершенствование перечня мероприятий государственной программы Правительством Московской области, конкретное и наполненное содержание: отсутствие подмены задач целями, подмены целей показателями целей. Перечень мероприятий должен содержать этапы достижения конкретной задачи, которая приведет к дальнейшему результату. Для достижения данной цели необходимо разграничить сферы деятельности между различными должностными группами, произвести соответствие выполняемых работ тому или иному уровню управления, разграничить полномочия по подготовке, оформлению, принятию решений и оценке их исполнения.
В-третьих, чтобы повысить уровень эффективности реализации государственной программы и управления в социальной сфере, предлагается применить следующие методы: создать ситуацию конкуренции между государственными учреждениями, а также оказать государственную поддержку негосударственным учреждениям государственной сферы.
В-четвертых, на этапе разработки государственной программы необходимо привлекать узкопрофильных специалистов, имеющих точное понимание в сфере экономики, права и иных, необходимых для разработки государственной программы, знаний, включая лица, работающие на местах, действующих преподавателей, врачей, социальных педагогов и т.п.
В-пятых, на государственном уровне необходимо привлечь коммерческий сектор к социальной поддержке граждан путем понижения налоговой ставки взамен материальной помощи малым социальным группам, включая пенсионеров, сирот, детей из неблагополучных семей, участников военных действий, лиц, с ограниченными возможностями и иным незащищенным слоям населения.
В-шестых, ввести санкционные методы с регионами, которые не осваивают выделенный бюджет, или же, нерационально его используют. Выделенные бюджетные деньги должны оказывать эффективную помощь региону и его населению. Введение санкций в отношении ответственных лиц станет хорошим контролирующим механизмом по повышению эффективности реализации государственных программ, а также рационализации распределения бюджета. Органы власти должны выступать гарантом выполнения мероприятий государственной программы и ответственного освоения средств государственного бюджета.
В-седьмых, при распределении бюджетных средств необходимо делать уклон на профицитные регионы, районы округов, восстанавливать школы, обеспечивать больницы оборудованием, улучшать инфраструктуру. Тем самым поставить цель – минимизировать расслоение населения по финансовому признаку и уменьшить социально-экономическую дистанцию между регионами.
К проблемам, возникающим в процессе формирования и развития профессиональной культуры в сфере оказания государственных услуг по социальной поддержке, следует отнести: несформированность модели ценностей и миссии, профессиональных и личностных качеств государственного служащего, отсутствие специализированной методики по проведению оценки эффективности формирования и развития профессиональной культуры государственных служащих Министерства социального развития Московской области; отсутствие проведения мероприятий в отношении граждан, впервые поступивших на государственную службу в орган исполнительной власти.
Разрешение названных проблем позволит определить модель ценностей, миссии Министерства, которыми будут руководствоваться государственные служащие при осуществлении профессиональной деятельности, раскрыть правила взаимодействия государственного служащего с получателями услуг, и с другими государственными служащими.
Основным преимуществом предлагаемой работы является повышение престижа и авторитета Министерства как органа исполнительной власти.
Таким образом, цель и задачи научного исследования реализованы в ходе подготовки выпускной квалификационной работы по теме «Развитие системы социальной защиты населения в регионе и разработка механизмов ее совершенствования (на материалах Министерства социального развития Московской области)».
Результаты проведенного исследования имеют определенное практическое значение. Содержащиеся в работе теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в разработке и чтении курсов лекций по государственной социальной политике. Сформулированные в работе практические положения могут быть использованы в деятельности органов государственной власти при разработке и принятии программ социально-экономического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования системы социальной защиты населения Российской Федерации
1.1 Характеристика системы социальной защиты населения в Российской Федерации
Система – это совокупность элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы. Наличие связей (взаимосвязей) между элементами, которые закономерно определяют интегративные свойства системы, отличающие систему от простого конгломерата и выделяющие ее как целостное образование из окружающей среды.
Одним из ключевых компонентов социальной политики является социальная защита, которая выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе .
Социальная защита населения представляет собой историческое общественное явление, которое по мере развития общественных отношений подвергается постоянным изменениям в зависимости от той или иной формации государственного строя и управления.
Впервые понятие категории «социальная защита» было использовано в законодательстве США (1935 г.) для установления пенсий по старости и пособий по безработице, а позднее для поддержки жизненного уровня бедных, сирот, инвалидов. В последствие термин стал широко использоваться в других странах и Международной организацией труда (в дальнейшем – МОТ) для обозначения системы мер по поддержке жизнеобеспечения личности, защиты граждан от рисков социальной и экономической несправедливости, потери или резкого снижения доходов, в случаях потери кормильца, безработицы и т.п.
В советское время достаточно продолжительный период действовала система социального обеспечения населения, и первое появление термина «социальная защита населения» относится к началу рыночных преобразований первой половины 90-х годов прошлого века для разрешения социальных проблем отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неспособных к самостоятельному их преодолению.
В дальнейшем, с провозглашением Российской Федерации социальным государством, основные направления социальной политики определяются по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирование защиты его конституционных прав и свобод, как высших ценностей гражданина РФ.