Государственное и муниципальное управление Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе (на уровне региона, муниципального образования) (Например: в городе Москвы)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Предпринимательство в экономической структуре государства 7
1.2 Современное состояние и проблемы предпринимательства в Российской Федерации 16
1.3 Роль государства в эффективном развитии предпринимательства в мировой практике 23
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВЕ 30
2.1 Характеристика и оценка параметров развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации 30
2.2 Функционирование и развитие государственной инфраструктуры регулирования и поддержки предпринимательства в Российской Федерации 36
2.3 Оценка эффективности мер государственного регулирования предпринимательства в г. Москве 52
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В Г. МОСКВЕ 58
3.1 Меры по обеспечению большей доступности финансовых ресурсов для развития малых и средних предприятий 58
3.2 Меры по развитию предпринимательства в социальной сфере и сфере внедрения инноваций 63
3.3 Интеграция функций государственного регулирования и поддержки предпринимательства 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 87

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
В процессе исторического преобразования вследствие стремительного роста количества и трансформации форм хозяйствования в предпринимательской деятельности постепенно стали возникать различные формы предпринимательства. В современном обществе во многом изменяется и сам предприниматель. Повышается социальная ответственность за свои действия. В большей степени к этому его побуждают общественное мнение, социальная среда, законодательство.
Предпринимательство в целом, в частности малый и средний бизнес, в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом.
В экономике страны роль предпринимательства можно определять следующими показателями и факторами:
 вклад предпринимательства в создание ВВП (в выполнение работ, товаров, услуг);
 численность субъектов предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;
 насыщением рынка потребительскими товарами, услугами, работами, лучшим удовлетворением потребностей населения;
 накоплением опыта управления предприятиями, навыками создания собственного дела у дееспособных граждан;
 степень обеспечения процесса импортозамещения.
В настоящее время экономическая ситуация в России характеризуется медленным ростом основных макроэкономических показателей. Замедление обусловлено рядом факторов, которые усугубляются еще и продолжающимися санкциями. В свою очередь макроэкономические факторы непосредственно влияют на развитие предпринимательства.
На наш взгляд, в современных условиях назрела острая необходимость проведения всестороннего анализа основных вопросов государственного регулирования бизнеса, включая законодательство, механизмы и практику государственной поддержки, результаты регулирующего воздействия и реакцию бизнеса, а также зарубежный опыт. В качестве доказательных иллюстраций ключевых результатов следует использовать данные статистики и ряда актуальных опросов предпринимателей, представителей экспертного сообщества, органов власти.
Одним из важнейших факторов развития предпринимательства в нашей стране является система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Также специальному рассмотрению и исследованию подлежат и сохраняющиеся угрозы в сфере экономического регулирования предпринимательства, такие как административные барьеры и административная рента.
Все указанные обстоятельства вызывают интерес к исследованию возможностей развития экономики страны за счет повышения активности бизнеса, что может быть достигнуто взвешенным, грамотным подходом к государственному регулированию предпринимательской деятельности и актуализируют тему выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в рамках выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, которые определяют закономерности и тенденции экономико-правового регулирования и поддержки бизнеса в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают административно-правовые факторы и методы государственной поддержки деятельности субъектов предпринимательства, а также государственные программы и практика их применения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в обосновании повышения эффективности мер государственного регулирования предпринимательства как базового условия его развития. Достижение поставленной цели потребует выполнения следующих основных задач:
 выявление условий и тенденций возникновения и развития предпринимательства в России;
 исследование понятия субъектов предпринимательской деятельности;
 анализ состояния сектора предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях;
 определение целей и принципов государственной поддержки развития предпринимательства в России;
 изучение и анализ системы методов и мер государственной поддержки деятельности субъектов предпринимательства в России;
 определение направлений повышения эффективности предпринимательской деятельности в масштабах всей страны и отдельно взятых регионах (на примере г. Москва).
Основу исследования в рамках выпускной квалификационной работы составляют диалектико-материалистический метод, методы индукции и дедукции, которые позволят объективно уяснить суть и содержание исследуемой темы.
Сложность и многоаспектность темы исследования обусловили применение системного подхода, который дал возможность выявить содержание различных способов экономико-правового регулирования предпринимательства, его сущностные признаки.
Функциональный анализ позволит определить роль, тенденции и степень государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Нормативная основа исследования представлена комплексом национальных нормативно-правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, содержащих положения, связанные с основаниями, формами и. порядком регулирования предпринимательства, а также достаточным количеством ведомственных нормативных правовых актов.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют положения теории государственного управления, административного права, финансового, налогового права, экономической теории.
Эмпирическую основу исследования составляют официальные данные Федеральной службы статистики. В выпускной квалификационной работе использованы также результаты опросов представителей малого и среднего предпринимательства, проведенные различными фондами и организациями, в том числе неправительственными.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

На развитие предпринимательства влияет множество факторов – экономическая среда, институты инфраструктуры, человеческий капитал, политическая среда, нормы международного законодательства и пр.
В последние годы исследованию процесса развития различных мер и программ поддержки предпринимательства посвящено большое количество научных трудов, рассматривающих различные стороны этого процесса, исследованию которых отчасти была и посвящена данная выпускная квалификационная работа. Монографии и публикации в научных журналах можно условно объединить в две группы, рассматривающих экономические и юридические условия функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Часть научных трудов и публикаций посвящены рассмотрению и формулированию основных принципов, механизмов формирования и реализации государственной политики в отношении поддержки предпринимательства как научных знаниях и как области практической деятельности, призванной стимулировать предпринимательскую активность населения, способствовать реализации потенциала действующих предпринимателей и, тем самым, активизировать социально-экономическое развитие, как отдельных муниципальных образований, регионов, так и страны в целом.
Тематика ряда монографий и публикаций предполагает исследование и определение основных вариантов политики государства в отношении предпринимательства, возможностей распределения полномочий между различными уровнями власти и включения в разработку и реализацию государственной политики предпринимательского сообщества. Некоторые исследователи отдельно подчеркивают, что информационное и инфраструктурное обеспечение реализации государственной политики являются неотъемлемыми условиями ее эффективности.
Достаточно большое количество научно-исследовательских работ направлено на анализ и оценку основных механизмов регулирования и поддержки предпринимательства – налоговое и антимонопольное регулирование, инструменты финансовой поддержки, администрирование предпринимательской деятельности, участие в государственных закупках Эти вопросы являются предметом углубленного изучения, включающего анализ законодательства и практики его применения по результатам опросов предпринимателей.
Изучение доступных публикаций позволило ознакомиться с задачами, стоящими перед органами власти всех уровней в области регулирования предпринимательской деятельности, с механизмами, инфраструктурным и информационным обеспечением, необходимыми для их реализации.
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время тематика исследовательских работ по избранному направлению включает следующие основные вопросы:
— особенности предпринимательства как сферы государственного регулирования и основные рычаги, механизмы регулирования предпринимательской деятельности, находящиеся в руках государства;
— меры государственной поддержки в области различных субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом их актуальности, комплексности, согласованности, эффективности;
— место малого и среднего предпринимательства в социально-экономической политике государства с учетом особенностей переходной и зрелой рыночной экономики;
— задачи и механизмы государственного регулирования предпринимательства применительно к каждому уровню власти;
— применение методов анализа и оценивания государственных программ и государственных политик, социологического и статистического анализа различных аспектов развития предпринимательства.
Анализ состояния различных секторов бизнеса и мер государственной поддержки, проведенный автором выпускной квалификационной работы, показал, что малый и средний бизнес в России развивается недостаточно быстрыми темпами, что свидетельствует о наличии сдерживающих факторов реализации его потенциала. Одним из таких факторов многие считают особенности налогообложения малого бизнеса. В данном направлении требуется совершенствование и существенная доработка действующих законов, регулирующих вопросы налогообложения, уплаты страховых взносов, контрольно-надзорных мероприятий.
На наш взгляд, более детальный анализ последствий экономического кризиса позволяет выработать меры более эффективной поддержки бизнеса на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, появится возможность обеспечить устойчивое развитие предпринимательства за счет государственных программ поддержки.
Также требуется существенное снижение административных барьеров и, прежде всего, на региональном уровне. Кроме того, профильным министерствам необходимо отыскать пути оптимизации механизмов кредитования банками малого бизнеса, упрощения процедур финансовой поддержки.
В существующих условиях, когда внешнеэкономические факторы и геополитические вызовы оказывают огромное влияние на экономику России, качественная государственная поддержка малого бизнеса необходима и обязательна. Без грамотной государственной политики малое предпринимательство не сможет стать «локомотивом» российской экономики и в полной мере реализовать присущие ему функции.
В целом, при выполнении выпускной квалификационной работы был рассмотрен и оценен широкий спектр вопросов государственной поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
По оценкам специалистов, в настоящее время преодолен кризис доверия между предпринимателями и властью, предпринимателями и банками и сделан переход к реальным шагам финансовой поддержки малого предпринимательства. Главное, удержать заданный вектор развития малого предпринимательства и усилить программы, направленные на кредитование реального сектора экономики в сегменте малого и среднего бизнеса.
Соответственно, всем региональным институтам развития (АО «Корпорация МСП», «ВЭБ.РФ», общественным организациям «ОПОРА РОССИИ» др.), в т.ч. проектов малого бизнеса следует более масштабно развернуть свою деятельность в субъектах РФ и решить задачу поддержки на более поздних этапах стартапов. Для того чтобы дать им возможность из идеи превратиться в реальный бизнес, чтобы провести их акселерацию, чтобы, если проект или идея имеют хороший экспортный потенциал, помочь этому бизнесу выйти на рынки.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства может быть обеспечено за счет интеграционных процессов. Актуальное и важное направление – это более активная интеграция представителей малого и среднего бизнеса России в международное сообщество. Следует плавно интегрировать представителей малого и среднего бизнеса в международное сообщество, потому что если этого не делать сегодня, то лет через 10-15 лет можно будет увидеть четкие негативные последствия в экономической повестке.
Помимо ряда конкретных инструментов государственного регулирования малого бизнеса в регионах, необходимо предпринять следующие шаги:
 пересмотреть перечень организаций, имеющих право на льготные условия по аренде объектов нежилого фонда;
 внести изменения в систему государственного заказа. Так, в настоящее время, размещение государственного заказа осуществляется несколькими способами: «запрос котировок», «у единственного источника», открытый конкурс, закупки товаров на публичном рынке и др. Рекомендуется, чтобы 25% суммы, затрачиваемой в течение года на госзаказ запросом котировок и закупкой без подписания государственного контракта, приходились обязательно на субъектов малого предпринимательства (в некоторой степени это будет выполнение специальной квоты, предусмотренной для малого бизнеса федеральным законодательством); возложить мониторинг данного процесса на Общественный Совет. Также необходимо предусмотреть меры, позволяющие обеспечить прозрачность и объективность работы государственных конкурсных комиссий при проведении открытых конкурсов.
Безусловно, это лишь некоторые инструменты государственной поддержки малого бизнеса в регионах России. Но, по мнению автора работы, именно они требует их скорейшего применения в условиях медленного выхода страны из экономического кризиса. Помимо этого, анализ последствий экономического кризиса позволит выработать и другие меры эффективной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
Таким образом, появится возможность обеспечить устойчивое развитие предпринимательства за счет интеграции государственных программ поддержки.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ
В процессе исторического преобразования вследствие стремительного роста количества и трансформации форм хозяйствования в предпринимательской деятельности постепенно стали возникать различные формы предпринимательства. В современном обществе во многом изменяется и сам предприниматель. Повышается социальная ответственность за свои действия. В большей степени к этому его побуждают общественное мнение, социальная среда, законодательство.
Предпринимательство в целом, в частности малый и средний бизнес, в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом.
В экономике страны роль предпринимательства можно определять следующими показателями и факторами:
 вклад предпринимательства в создание ВВП (в выполнение работ, товаров, услуг);
 численность субъектов предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;
 насыщением рынка потребительскими товарами, услугами, работами, лучшим удовлетворением потребностей населения;
 накоплением опыта управления предприятиями, навыками создания собственного дела у дееспособных граждан;
 степень обеспечения процесса импортозамещения.
В настоящее время экономическая ситуация в России характеризуется медленным ростом основных макроэкономических показателей. Замедление обусловлено рядом факторов, которые усугубляются еще и продолжающимися санкциями. В свою очередь макроэкономические факторы непосредственно влияют на развитие предпринимательства.
На наш взгляд, в современных условиях назрела острая необходимость проведения всестороннего анализа основных вопросов государственного регулирования бизнеса, включая законодательство, механизмы и практику государственной поддержки, результаты регулирующего воздействия и реакцию бизнеса, а также зарубежный опыт. В качестве доказательных иллюстраций ключевых результатов следует использовать данные статистики и ряда актуальных опросов предпринимателей, представителей экспертного сообщества, органов власти.
Одним из важнейших факторов развития предпринимательства в нашей стране является система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Также специальному рассмотрению и исследованию подлежат и сохраняющиеся угрозы в сфере экономического регулирования предпринимательства, такие как административные барьеры и административная рента.
Все указанные обстоятельства вызывают интерес к исследованию возможностей развития экономики страны за счет повышения активности бизнеса, что может быть достигнуто взвешенным, грамотным подходом к государственному регулированию предпринимательской деятельности и актуализируют тему выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в рамках выпускной квалификационной работы является совокупность общественных отношений, которые определяют закономерности и тенденции экономико-правового регулирования и поддержки бизнеса в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают административно-правовые факторы и методы государственной поддержки деятельности субъектов предпринимательства, а также государственные программы и практика их применения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в обосновании повышения эффективности мер государственного регулирования предпринимательства как базового условия его развития. Достижение поставленной цели потребует выполнения следующих основных задач:
 выявление условий и тенденций возникновения и развития предпринимательства в России;
 исследование понятия субъектов предпринимательской деятельности;
 анализ состояния сектора предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях;
 определение целей и принципов государственной поддержки развития предпринимательства в России;
 изучение и анализ системы методов и мер государственной поддержки деятельности субъектов предпринимательства в России;
 определение направлений повышения эффективности предпринимательской деятельности в масштабах всей страны и отдельно взятых регионах (на примере г. Москва).
Основу исследования в рамках выпускной квалификационной работы составляют диалектико-материалистический метод, методы индукции и дедукции, которые позволят объективно уяснить суть и содержание исследуемой темы.
Сложность и многоаспектность темы исследования обусловили применение системного подхода, который дал возможность выявить содержание различных способов экономико-правового регулирования предпринимательства, его сущностные признаки.
Функциональный анализ позволит определить роль, тенденции и степень государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Нормативная основа исследования представлена комплексом национальных нормативно-правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, содержащих положения, связанные с основаниями, формами и. порядком регулирования предпринимательства, а также достаточным количеством ведомственных нормативных правовых актов.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют положения теории государственного управления, административного права, финансового, налогового права, экономической теории.
Эмпирическую основу исследования составляют официальные данные Федеральной службы статистики. В выпускной квалификационной работе использованы также результаты опросов представителей малого и среднего предпринимательства, проведенные различными фондами и организациями, в том числе неправительственными.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

 

Список литературы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Предпринимательство в экономической структуре государства
В последние годы исследованию процесса развития различных форм предпринимательства посвящено большое количество научных трудов, рассматривающих различные стороны этого процесса. Монографии и публикации в научных журналах можно условно объединить в две группы, рассматривающих экономические и юридические аспекты функционирования субъектов предпринимательства.
Часть научных трудов и публикаций посвящены рассмотрению и формулированию основных принципов, механизмов формирования и реализации государственной политики в отношении предпринимательства как научных знаниях и как области практической деятельности, призванной стимулировать предпринимательскую активность населения, способствовать реализации потенциала действующих предпринимателей и, тем самым, активизировать социально-экономическое развитие как отдельных муниципальных образований, регионов, так и страны в целом.
Тематика ряда монографий и публикаций предполагает исследование и определение основных вариантов политики государства в отношении предпринимательства, возможностей распределения полномочий между различными уровнями власти и включения в разработку и реализацию государственной политики предпринимательского сообщества. Некоторые исследователи отдельно подчеркивают, что информационное и инфраструктурное обеспечение реализации государственной политики являются неотъемлемыми условиями ее эффективности.
Достаточно большое количество научно-исследовательских работ направлено на анализ и оценку основных механизмов регулирования и поддержки предпринимательства – налоговое и антимонопольное регулирование, инструменты финансовой поддержки, администрирование предпринимательской деятельности, участие в государственных закупках Эти вопросы являются предметом углубленного изучения, включающего анализ законодательства и практики его применения по результатам опросов предпринимателей.
Изучение доступных публикаций позволило ознакомиться с задачами, стоящими перед органами власти всех уровней в области регулирования предпринимательской деятельности, с механизмами, инфраструктурным и информационным обеспечением, необходимыми для их реализации.
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время тематика исследовательских работ по избранному направлению включает следующие основные вопросы:
— особенности малого предпринимательства как сферы государственного регулирования и основные рычаги, механизмы регулирования предпринимательской деятельности, находящиеся в руках государства;
— меры государственной политики в области различных субъектов предпринимательства с учетом их актуальности, комплексности, согласованности, эффективности;
— место малого и среднего предпринимательства в социально-экономической политике государства с учетом особенностей переходной и зрелой рыночной экономики;
— задачи и механизмы государственного регулирования предпринимательства применительно к каждому уровню власти;
— применение методов анализа и оценивания государственных программ и государственных политик, социологического и статистического анализа различных аспектов развития предпринимательства.
Изучение и анализ публикаций и научных трудов по исследуемой тематике позволяют определить предпринимательство как свободное экономическое хозяйствование субъектов рыночных отношений в любых сферах народного хозяйства (за исключением запрещенных законодательством) с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения на этой основе прибыли (дохода), достаточной для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения обязательств перед другими хозяйствующими субъектами и бюджетами всех уровней.
Классификация типов и видов предпринимательства может проводиться по различным признакам.
Во-первых, по сфере деятельности: в промышленности, в сфере услуг, в строительстве, в сельском хозяйстве и т.п.
Во-вторых, по стратегии поведения на рынке выделяют :
 Коммутанты. Предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку.
 Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов.
 Эксплеренты. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
В-третьих, по характеру деятельности могут быть выделены :
 коммерческое предпринимательство;
 промышленное предпринимательство;
 посредническое предпринимательство;
 финансовое предпринимательство;
 страховое предпринимательство и др.
Безусловно, это лишь некоторые возможные варианты классификации типов и видов предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации предусмотрены действующим законодательством:
 Дееспособные физические лица;
 Иностранные граждане;
 Лица без гражданства;
 Юридические лица – коммерческие организации;
 Юридические лица – некоммерческие организация (при условии достижения уставных целей);
 Государство (в лице соответствующих органов государственного и муниципального управления).
Организационно-правовые формы предпринимательства установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации. На уровне малого бизнеса и, в частности, микропредприятий распространена регистрация граждан в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. На уровне среднего и крупного бизнеса чаще принимается решение об учреждении и государственной регистрации юридического лица.
Дополнительно отметим, что в отношении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации был разработан и принят отдельный законодательный акт – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону устанавливаются критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства : к субъектам малого и среднего бизнеса могут относиться индивидуальные предприниматели и организации, удовлетворяющие определённым условиям.
Во-первых, организации и физические лица (предприниматели без образования юридического лица), у которых доля участия в уставном капитале третьих лиц не превышает 25%. Под третьими лицами подразумеваются государственные органы, иностранные организации и граждане, а также общественные и религиозные организации и прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
 микропредприятия – до 15 человек;
 малые предприятия – до 100 человек включительно;
 средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.
В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства :
 микропредприятия – 120 млн рублей;
 малые предприятия – 800 млн рублей;
 средние предприятия – 2 000 млн рублей.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием –численностью работников либо размером выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в том случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
В экономике страны роль предпринимательства можно определять следующими показателями и факторами:
 вклад предпринимательства в создание ВВП (в выполнение работ, товаров, услуг);
 численность субъектов предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;
 насыщением рынка потребительскими товарами, услугами, работами, лучшим удовлетворением потребностей населения;
 накоплением опыта управления предприятиями, навыками создания собственного дела у дееспособных граждан;
 степень обеспечения процесса импортозамещения.
Наибольший вклад в прирост ВВП в 2018 году внесли добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, строительство, финансовая деятельность. В структуре ВВП по счету производства за 2014–2018 годы наблюдалось заметное увеличение доли добычи полезных ископаемых (+3,6 п.п. за 2014–2018 годы), менее существенно повысились доли обрабатывающих производств, а также транспортировки и хранения (+0,8 п.п. каждый вид экономической деятельности). При этом сократилась доля торговли в ВВП — на 1,3 п.п., преимущественно за счет снижения доли розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, на 0,9 п.п.
Сокращение доли деятельности по операциям с недвижимым имуществом по итогам 5 лет составило 1,0 п.п., строительства — 0,6 п.п. Падение оборота розничной торговли в 2015 году, а также негативная динамика цен на нефть повлияли на долю чистых налогов на продукты и импорт в структуре ВВП, которая, снизившись в 2015 году до 10,2% после 13,0% в 2014 году, сокращалась вплоть до 2017 года, достигнув 9,7%. В 2018 году доля чистых налогов восстановилась до 10,7% ВВП. По итогам кварталов 2018 г. и года в целом наибольший вклад в прирост ВВП внесли добыча полезных ископаемых, строительство, деятельность финансовая и страховая, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, а также чистые налоги на продукты и импорт (табл. 1).

Таблица 1 – Виды экономической деятельности, вносившие основной вклад в прирост ВВП в течение 2018 года, п.п.
Виды деятельности I кв. II кв. III кв. IV кв. Год
Добыча полезных ископаемых 0,11 0,18 0,39 0,62 0,34
Обрабатывающие производства 0,33 0,30 0,15 0,03 0,20
Строительство 0,10 0,16 0,35 0,40 0,26
Оптовая торговля, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 0,05 0,30 0,18 0,14 0,17
Транспортировка и хранение 0,17 0,20 0,21 0,19 0,19
Деятельность финансовая и страховая 0,15 0,24 0,26 0,28 0,24
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 0,26 0,25 0,23 0,22 0,24
Чистые налоги на продукты и импорт 0,25 0,23 0,22 0,26 0,24
Источник: данные Бюллетеня о текущих тенденциях российской экономики (апрель 2019 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21979.pdf (дата обращения: 24.10.2019)

В целом по итогам 2018 года, в отличие от предшествующих лет, положительный вклад в прирост ВВП внесли все отрасли (за исключением сельского хозяйства и деятельности домашних хозяйств).
Дополнительно отметим, что наиболее пристальное внимание в публикациях исследователей и формировании статистических данных государственными органами уделяется функционированию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство в Российской Федерации почти за тридцать лет своего развития заняло определенное место в национальной экономике. Тем не менее, в настоящее время, вклад этого сектора явно недостаточен: здесь производится только 12% ВВП (для сравнения – в Польше и США этот показатель составляет 50%, а в странах Европейского союза – в среднем около 65%). По оценкам ЦВЭИ РАН, «до 50 тыс. малых и средних предприятий в РФ являются участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе 10 тыс. в экспортной торговле, 40 тыс. – в импортной» .
Предприятий малого и среднего бизнеса в России больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%).
Достаточно велика доля малых и средних предприятий – юридических лиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%) (рис. 1).

Источник: составлено автором на основе данных Росстата [Электронный ресурс] // URL: www.gks.ru, раздел http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm (дата обращения: 22.10.2019).
Рисунок 1 – Отраслевая структура МСП-юридических лиц по итогам наблюдения Росстата в 2018 г.

Большинство компаний (92,7%) зарегистрированы в форме ООО, 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО (АО).
Индивидуальные предприниматели работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины индивидуальных предпринимателей – 53% занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% – транспортной деятельностью, столько же (11%) – операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском и лесном хозяйстве.

Источник: составлено автором на основе данных Росстата [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/inst-preob/tab-mal_pr_m.htm (дата обращения: 22.10.2019).
Рисунок 2 – Отраслевая структура индивидуальных предпринимателей по итогам наблюдения Росстата в 2018 г.

Такая картина характерна не только для страны в целом, но и для отдельных регионов страны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы