Логопедия Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Развитие профессиональных компетенций учителей-логопедов дошкольной образовательной организации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития профессиональной компетентности у учителей-логопедов 7
1.1. Характеристика компетентности учителей-логопедов ДОО 7
1.2. Методы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития профессиональной компетентности у учителей-логопедов ДОО 33
2.1. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО 33
2.2. Реализация программы развития профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО 43
2.3 Анализ эффективности проделанной работы 59
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список используемой литературы 68

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации дошкольного образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы.
Помимо этого, современная система дошкольного образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности детского сада, улучшения эффективного процесса социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога дошкольной организации требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, выдвигаемые Федеральным государственным образовательным стандартом, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы.
Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями. Особенно это касается учителей-логопедов, поскольку они работают с детьми, имеющими особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Степень изученности темы исследования. Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности учителя-логопеда.
Так, исследование роли педагога, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркачь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, исследования ученых по данному вопросу показывают необходимость развития профессиональной компетентности учителей-логопедов в дошкольных организациях, с другой стороны – на практике мы видим недостаточный уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности у них. Это обуславливает выбор темы работы и определяет ее цель.
Объектом исследования является профессиональная компетентность учителей-логопедов ДОО.
Предметом выступает процесс развития профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО, через самообразование, курсы профессиональной подготовки, тренинги.
Таким образом, целью данного исследования – теоретически обосновать и апробировать модель развития профессиональной компетентности учителей-логопедов.
Гипотеза исследования: процесс развития профессиональной компетентности учителя-логопеда возможен, если:
— выявить и определить развитие компетентности и компетенции в процессе развития себя и своих возможностях в профессии;
— организовать своевременную диагностику, направленную на развитие профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО.
— в процессе профессиональной подготовки учителя-логопеда учитывать психологические установки на формирование психолого-педагогической компетентности, а также следить за развитием профессионального самосознания и личностной целостности учителей-логопедов.

Задачи исследования:
1. Изучить сущностную характеристику компетентности учителей-логопедов ДОО.
2. Охарактеризовать методы развития профессиональной компетентности педагогов ДОО.
3. Провести диагностику уровня сформированности профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО.
4. Разработать и реализовать программу развития профессиональной компетентности учителей-логопедов ДОО.
5. Проанализировать эффективность проделанной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают теория личности и теория деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля; философские положения о сущности деятельности как отношения субъекта к действительности, методологические принципы целостности и системности (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); концепции непрерывного профессионального образования (С.П. Белозерцев, Э.Ф. Зеер, Т.И. Шамова и др.); теория развития личности на основе единства компонентов профессионального и социально-культурного образования (В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов, О.Ф. Федорова); концепции профессионального развития педагога (К.Я. Вазина, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Э.Э. Сыманюк и др.); психолого-педагогические и социальные основы развития профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова, B.C. Лазарев и др.); методологические основы развития профессиональной компетентности педагогических коллективов (А.Л. Андреев, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, В.Ю. Кричевский, Э.М. Никитин и др.); методологические аспекты компетентностного, личностно-ориентированного и рефлексивного подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.М. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Карманчиков, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.); методологические основы разработки классификаций компетенций (Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ордон Уршуля и др.); концепции развития системы дошкольного образования (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); теоретические основы повышения квалификации педагогических кадров (А.Н. Беляева, Д.Ф. Ильясов, A.M. Новиков и др.); теории обновления содержания дошкольного образования и видовой представленности ДОУ (В.Г. Алямовская, Т.И. Бабаева, Н.В. Васильева, Л.А. Венгер, Т.В. Волосовец, Л.Д. Глазырина, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, В.Н. Зимонина, Ю.Ф. Змановский, В.И. Логинова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Л.А. Парамонова, Е.В. Соловьева, О.А. Степанова, К.В. Тарасова и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что предложена программа развития профессиональной компетентности учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций, которая может быть использована в современных дошкольных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дополнены и конкретизированы представления о возможностях развития профессиональных компетенций учителей-логопедов, работающих в дошкольных учреждениях, обозначены современные квалификационные требования, предъявляемые к данной категории педагогических работников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты экспериментального исследования по особенностям развития профессиональной компетентности у учителей-логопедов ДОО могут быть использованы при работе с современными педагогами, а также при изучении темы исследования студентами педагогических вузов по направлению логопедия.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретического и аналитического характера), заключения и списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, обобщая мнения исследователей по вопросу специфике терминов компетентность и компетенция, подчеркнем обобщенный интегральный характер этих понятий по отношению к «знаниям», «умениям» и «навыкам» (не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание.)
В понятие компетенции в качестве структурных компонентов входят знания, умения, навыки, а также личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию, ответственность, толерантность и пр.), социальная адаптация (умение работать в команде и вне ее), критическое мышление, а также опыт профессиональной деятельности в избранной сфере. Лишь в совокупности эти компоненты формируют поведенческие модели, а соответственно компетентность человека в решении поставленных перед ним задач.
При этом педагогическая наука определяет понятие психолого-педагогической компетентности как максимально адекватную и пропорциональную совокупность профессиональных и личностных свойств педагога, которые позволяет ему достичь качественного результата в процессе обучения и воспитания детей.
При этом психолого-педагогическая компетенция является одной из основополагающих задач в структуре профессиональной деятельности педагога современного дошкольного учреждения.
Среди ключевых элементов психолого-педагогической компетентности учителей-логопедов ДОО выделяются следующие:
1. Знания в сфере возрастной психологии и их эффективное применение в работе с детьми.
2. Социально-психологическое знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности всей группы и конкретного дошкольника, об особенностях взаимоотношения педагога с воспитанниками, о закономерностях общения.
3. Психологические знания о сильных сторонах и ограничениях своей профессиональной деятельности, предполагающей наличие знаний о специфических особенностях собственной личности, и качеств ей свойственных.
Помимо этого, мы пришли к выводу, что в структуре психологической компетентности учителей-логопедов ДОО так же должна быть компетентность в общении, интеллектуальная и социально-психологическая компетентность. При этом, среди факторов, которые определяют психологическую компетентность педагога мы выделяем индивидуальные особенности воспитателя, его психическое состояния и эффективность социализации, особенности культурного уровня и специальная психологическая подготовка, которая была получения в процессе образования в вузе и самообразования.
Проведенная опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня сформированности психолого-педагогической компетенции, учебно-методическое обеспечение процесса развития психолого-педагогической компетентности, открыла перспективу реализации проверенных условий в системе формирования психолого-педагогической компетенции и подтвердила истинность теоретических позиций.
Предложена модель профессиональной психолого-педагогической компетентности учителей-логопедов ДОО, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, разработаны модели развития профессиональной компетенции педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия (организационные и педагогические) развития профессиональной компетенции учителей-логопедов ДОО в процессе повышения квалификации.
Избранный нами комплекс подходов и раскрывающих их принципов и категорий позволил многоаспектно и целостно рассмотреть объект нашего исследования, процесс стимулирования развития психолого-педагогическая компетентность, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития профессиональной компетентности у учителей-логопедов
1.1. Характеристика компетентности учителей-логопедов ДОО
В современной отечественной педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» активно начали употребляться в 90-е гг. ХХ века в работах П.П. Борисова, И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.Г. Каспржак, В. Ландшеер, А.А. Пинского, М.В. Рыжакова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е. Шишова, Б.Д. Эльконина др. В настоящее время, в силу формирования концепции компетентностного подхода, существует проблема единого определения содержания терминов «компетентность» и «компетенция». Осуществленный нами анализ научной литературы выявил терминологическую разобщенность мнений по данному вопросу.
Группа разработчиков новых образовательных стандартов во главе с академиком В.Д. Шадриковым исходит из определения, согласно которому, «компетентность – это новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [26].
Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи [17].
Соотношение двух категорий попытался описать А.В. Хуторской. По его мнению, компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [25]. Таким образом, если компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, то компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [24].
Интересное уточнение вносит в понимание термина «компетенция» как составляющей «компетентности» И.А. Зимняя. Под компетенцией она предлагает понимать некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [3]. Такое понимание основных категорий педагогики сквозь призму культуры человека, его воспитанности и ценностей, позволяет решать не только методологические проблемы, но и проблему качества образования в общем контексте его гуманизации.
На сегодняшний день понимание психолого-педагогической компетентности имеет несколько подходов. Так, Н.В. Кузьмина в основу концепции ставит причину, которая определяет педагогическую деятельность [13], тогда как А.К. Маркова предлагает концепцию профессиональной компетентности, основанную на родовом мнении. Исследователь включает субъективные характеристики, которые проявляются в деятельности воспитателя и обеспечивают ее эффективность. Такая позиция сегодня имеет большое распространение и принимается за основную [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы