Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Психологические факторы развития чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Особенности эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста 6
1.1 Понятие и типы привязанности 6
1.2 Общая характеристика юношества 13
1.3 Эмоциональная привязанность в юношеском возрасте 30
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Проблемы психологического развития чрезмерной эмоциональной привязанности в юношеском возрасте 34
2.1 Психолого-педагогический анализ понятия «Психологические факторы» 34
2.2 Влияние психологических факторов на развитие чрезмерной эмоциональной привязанности в юношеском возрасте 36
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических факторов развития чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста 48
3.1 Описание методов и выборки исследования 48
3.2 Результаты эмпирического исследования привязанности у лиц юношеского возраста 50
3.3 Программа снижения чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста 74
Выводы по третьей главе 83
Заключение 84
Список литературы 87
Приложение А 94
Приложение Б 97

 

 

  

Введение:

 

Юношеский возраст является периодом определения жизненных планов, формирования системы ценностей, мировоззрения, убеждений, идеалов, смысла жизни, и в целом – профессионального, личностного и жизненного самоопределения (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон) [1; 5; 18; 45]. 
Социальная ситуация развития в юности – ситуация выбора жизненного пути. Как правило, после окончания школы юноши и девушки поступают в вуз, колледж или идут работать. На длительное время они становятся членами новой референтной для них социальной группы. В процессе усвоения ценностей, норм и убеждений новой группы происходит развитие и преобразование представлений о себе, потребности в достижениях и всей мотивационно-потребностной сферы в целом [1]. 
Немаловажную роль в этом играет и перестройка сферы взаимоотношений человека с близкими людьми. Для юношей и девушек, поступивших в вуз, этот период жизни сопряжен с отрывом от привычного круга общения, поэтому одной из важных задач в этот период становится поиск близкого человека, способного стать надежной опорой (чаще друга или романтического партнера), и установление с ним близких эмоциональных отношений – отношений привязанности.
В последние годы все большее число авторов обращается к изучению феномена эмоциональной привязанности как важного неосознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека. Разработкой проблемы эмоциональной привязанности занимались как отечественные, так и зарубежные психологи (P.M. Грановская, Ф.В. Бассин, John. Bowlby, M. Maine, R. Plutchik, Н. Kellerman, H. Conte и др.). Психологическая привязанность играет важную роль в процессе формирования, усложнения самой личности и ее потребностей. Наиболее изученным, с точки зрения анализа привящанностей, является период взрослости. Что касается юношеского возраста, где идет активный процесс формирования личности, этой проблеме уделялось меньше внимания. Юношеский возраст особо важен для становления личности, решения задач самоопределения и выбора своего жизненного пути. Некоторые аспекты периода юности остались недостаточно изучены, хотя этому возрасту уделяли существенное внимание ряд психологов (Кон И.С., Головей Л.А., Десятникова Ю.М., Крутецкий В.А. и др.), которые показали его важность и неоднородность.
Проблема эмоциональной привязанности, важная для понимания этого возраста, практически не исследовалась. В связи с этим изучение механизмов неосознаваемой чрезмерной эмоциональной привязанности у современных юношей является своевременным и актуальным.
Актуальность темы исследования определяется тем, что как ни важны для юности коллективные отношения и чув¬ство своей «принадлежности», групповые контакты обычно вклю¬чают в себя соревновательность, борьбу за положение и авто¬ритет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием групповых товарищеских отношений юно¬шеский возраст характеризуется напряженным поиском друж¬бы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмо-циональной привязанности. 
Разработкой проблемы эмоциональной привязанности занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Учёные выявили, что особенностью юношеского становления является интерес к противоположному полу. Различия по гендерному признаку заставляют часто чувствовать себя неловко в обществе противоположного пола, что также сказывается на эмоциональном состоянии юношеск.
Под влиянием социально-личностных факторов у молодых людей перестраивается система отношений с окружающим миром, изменяется отношение к самому себе, что приводит к повышенной мнительности, к осознаю того, что у лиц юношеского возраста что-то не так.
Цель исследования: изучить психологические факторы развития чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста.
Объект исследования – эмоциональная привязанность у лиц юношеского возраста.
Предмет исследования – психологические факторы развития чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для лиц юношеского возраста характерна чрезмерная эмоциональная привязанность. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
Поставленная цель и выдвинутые гипотезы исследовательской работы создают следующие задачи: 
1. Провести теоретический анализ чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста;
2. Провести эмпирическое исследование психологических факторов развития эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста;
3. Провести статистическую обработку полученных результатов исследования;
4. Разработать программу снижения чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста.   
Методы исследования: 
1. С помощью анкет выяснялся возраст испытуемых, образование, семейное положение, место жительства и т.д., а также предлагались вопросы об объектах привязанности (их функциях), разработанные В. Фридлмайером.
2. Тест-опросник «Привязанность» (К. Бреннан, К. Кларк, Ф. Шавер,1998).
3. Тест-опросник «Самоотношения», разработанный В.В. Столиным.
База иссле6дования: студенты I, II, III, IV курсов ИНСТИТУТ в возрасте от 17 до 21 лет. Объем выборки 67 человек (65 девушек, 2 юношей).
Теоретическая значимость работы: работа способствует глубокому изучению феномена чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста.
Практическая значимость работы: в ходе исследования нами была разработана программа снижения чрезмерной эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста, которую можно использовать на практике.
Структура работа: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Привязанность к человеку — это многогранное понятие, которое включает в себя спектр различных состояний: чувство близости, любви, интереса, глубокой преданности и лояльности [55]. Привязанность часто может быть болезненной и разрушительной, что затрудняет раскрытие потенциала человека и препятствует построению здоровых отношений с другими значимыми людьми.
Любая привязанность связана с негативными или позитивными эмоциями или их смесью. Эмоциональная привязанность происходит от близости. Эмоциональная привязанность имеет положительный аспект: отношения с включением эмоций сложно разрушить.
Молодость — это период завершения физической зрелости человека, быстрого роста его или ее самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, умственного и социального созревания происходят неравномерно и в то же время, хронологические границы, которые отделяют молодежь от юношеского и взрослого возраста, очень подвижны. Впервые нужны чувственные и эротические желания для самопознания. Молодость — это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д. В молодом возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.
Одним из основных направлений психологии за рубежом является психологический анализ проблемы привязанности. Основные теории привязанности, основанные на концепции психоанализа, были первоначально сформулированы Дж. Боулби, согласно которому привязанность — это интравитально приобретенный феномен, который формирует ментальные представления о «себе и другом». Основываясь на изучении баланса между поведением привязанности и стрессом, М. Эйнсворт выделил три основных стиля привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный, которого следует избегать. Стиль привязанности задуман как модель отношений, которая формируется в детстве во взаимоотношениях с родителями. Д. Вольф и В. Изендорн определили шесть параметров, которые определяют развитие привязанности. П. Криттенден исследовал паттерны привязанности.
Зарубежные исследования являются основополагающими в изучении психологии привязанности. Домашние исследования основывают свои концепции на своем анализе. В контексте бытовых работ необходимо отметить работы Н. Н. Авдеева и Н. А. Хаимовской, которые позволяют выделить два стиля привязанности: надежный и ненадежный; исследования привязанности как фактора развития качеств ребенка, привязанности взрослого (работы М. А. Гагарина, Н. В. Сабельникова, М. В. Яремчука и др.).
Личные качества, определенные Л.И. Божович — это психологические характеристики человека, проявляющиеся через его отношения с окружающей средой и с самим собой в поведении и деятельности человека. Многочисленные исследования используют термин «черты личности» как 30 синонимов. В нашей работе мы приписываем личные качества характеристикам (свойствам) темперамента и качествам характера человека. На основании изученных работ мы пришли к выводу, что характер — это приобретенное качество человека, а характер — врожденное качество. Личные качества, согласно теории основных тенденций, Л.Н. Собчик определяется главным образом основным трендом, степенью ортогональности трендов, хотя в целом формируется под влиянием всех восьми трендов.
Анализируя эмпирические исследования психологических аспектов проблемы привязанности, в работах Ю.А. Можно отметить возможность определенной связи между стилем привязанности и определенными чертами личности. Задорова (связь между стилем привязанности и поведением детей), О.А. Ширяева (связь стиля и коммуникативных характеристик). Е. Б. Мамонова, О. В. Суворова, И. В. Черемисова считают, что привязанность является одним из факторов формирования личностных характеристик юношеск. Д. А. Рудакова с И. А. Федотовым отмечают разнообразные психологические защиты и совладание у людей с разными стилями привязанности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что психологические аспекты проблемы привязанности являются актуальной темой для исследований, в то время как из-за многогранности проблемы многие вопросы остаются открытыми.
Результаты исследования показали, что наибольшее количество респондентов в качестве объекта привязанности видят друга (подругу — 1 молодой человек) – 58,2%, четверть испытуемых – мужа (жену) – 26,87% и только небольшая часть респондентов – друзей, знакомых – 7,47%, обобщенный образ – 5,97% и маму – 1 человек (1,49%).
Большинство респондентов имеют зависимый тип привязанности (41 человек – 61,19%), примерно четверть респондентов от всей выборки (26,86% – 18 человек) обладают надежной привязанностью. Отстраненный тип привязанности имеют 6 человек (8,95%), двое человек обладают избегающим типом привязанности (2,98%).
Две группы испытуемых (из полных и неполных семей) различаются по параметру «избегание отношений привязанности». Так, среди студентов из неполных (М=894,00) семей этот показатель достоверно выше, чем у их сверстников из полных семей (М=752,03) (F=7,53 p=0,007).
Мы выяснили, что отличия прослеживаются в таких показателях, как уровень глобального самоотношения, уровень самоуважения, уровень аутосимпатии, уровень самопринятия, уровень саморуководства.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности эмоциональной привязанности у лиц юношеского возраста
1.1 Понятие и типы привязанности
Привязанность — это симпатия или преданность кому-то или чему-либо. Первоначально привязанность детей к своим матерям, а затем и к другим попечителям основывалась на их врожденной потребности в эмоциональной близости. Без чувства детства человек теряет возможность проявить привязанность (дружбу, дружбу, любовь) после совершеннолетия, что повлияет на процесс социализации и может привести к асоциальным расстройствам личности.
Привязанность — это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризующаяся взаимным участием и желанием поддерживать интимные отношения [29].
Привязанность-эмоциональная привязанность, эмоциональная связь между людьми.
Привязанность — это близость, основанная на преданности и симпатии к кому-либо или чему-либо [18].
По словам Бобби, привязанность — это инстинктивное поведение, основанное на поддержании единства с «объектом привязанности», то есть с человеком, который оказывает помощь [9].
Следовательно, привязанность — это своего рода связь, когда человек не связан с объектом из-за возможности личного интереса, его привлекают и удерживают рядом с кем-то или чем-то.
Типы привязанности были впервые определены психологом Мэри Эйнсворт [55]:
1) Безопасная привязанность — когда ребенку постоянно нужна мать, это проявляется в младенчестве. Если она уйдет, он будет непослушным или обеспокоенным, и как только она приедет, ребенок будет счастлив. Важным фактором является то, что мать всегда рядом, способна реагировать на сигналы ребенка и устанавливать с ним зрительный контакт. Личные качества матери очень важны — уверенные и правильные манеры, дружелюбие, спокойствие.
2) Амбивалентная привязанность — это сопротивление привязанности. Ребенок чувствует беспокойство даже в присутствии матери. Когда мать уходит, он будет сердиться, и после прибытия матери ребенок не будет счастлив, но он попытается развеять свое недовольство и разозлиться на нее. Эта привязанность возникает, когда поведение и речь родителей противоречивы, и ребенок не может полагаться на нее и доверяет ей.
3) Избегайте привязанности — покажите, когда ребенок чувствует себя очень независимым и редко связывается с матерью. Ребенок не реагировал на ситуацию без матери, но когда она приехала, она дала понять: «Мне никто не нужен». Когда такой ребенок вырастает, она часто эмоционально изолирует себя от мира своих родителей и не может поверить, что других достаточно, чтобы быть с ними. Постройте близкие доверительные отношения. На первый взгляд они кажутся независимыми и тщеславными, но они не уверены в себе глубоко внутри, часто становятся изолированными, жестокими и мрачными.
4) Грязная привязанность — эта привязанность возникает у детей. Они проявляют сильную физическую силу дома. Мать или отец жестоки, грубы, неспособны поддержать неудачу ребенка, и их постоянно ругают. Когда такие дети вырастут, они будут проявлять неадекватное поведение, трудные для понимания реакции, они будут скрытными, агрессивными и замкнутыми.
5) Симбиотическая — дети в этой форме эмоций постоянно просят позаботиться о себе, не дать матери сделать шаг, и часто крепко обнимают ее, как будто они ищут подтверждения своей любви, они болезненно осознают то, что матери на них не смотрят. Такое поведение может произойти, если мать в семье очень обеспокоена, обеспокоена, старается избегать родительских ошибок, боится осуждать других, следовать социальным заповедям и быть неправильно понятой. Ребенок такой матери будет взволнован, когда вырастет, и его нельзя стянуть с маминой юбки.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы