Предпринимательское право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Особенности корпоративного управления в аспекте защиты прав акционеров

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы корпоративного управления 10
1.1. Понятие и сущность корпоративного управления 10
1.2. Сравнительная характеристика российской и иных моделей корпоративного управления 20
Глава 2. Особенности организации корпоративного управления в акционерном обществе 25
2.1. Основные особенности организации корпоративного управления в акционерном обществе 25
2.2. Права акционеров и способы их защиты 28
2.3. Вопросы корпоративного контроля в аспекте защиты прав акционеров 38
Глава 3. Органы управления в акционерном обществе 47
3.1. Общее собрание акционеров как высший орган управления в акционерном обществе 47
3.2. Совет директоров и исполнительный орган в акционерном обществе 53
3.3. Институт независимых директоров, как способ регулирования противоречий в процессе корпоративного управления и защиты прав акционеров 61
Заключение 73
Библиографический список 80

  

Введение:

 

Актуальность темы. Право на управление в настоящее время рассматривается как охраняемое законом благо. Лучшие практики корпоративного управления рассматриваются как дополнительный инвестиционный ресурс для корпораций. Можно предположить влияние развивающейся концепции корпоративного управления на состояние и динамику корпоративного права. Спрос на правила поведения, обеспечивающие поддержание сбалансированной системы интересов, связанных с деятельностью корпораций и различных групп субъектов, стимулирует развитие корпоративного законодательства.
Деятельность акционера (собственника) в компании связана с его юридической природой. Приобретая доли (акции) в уставном капитале компании и используя ее имущество для получения дохода как части прибыли от деятельности организации, участник хозяйственного общества наделяется определенными правами, которые позволяют ему, в частности, участвовать в управлении делами компании, получать информацию о ее деятельности, а также участие в распределении прибыли. Право на управление компанией и право на управление ее активами вытекают из права собственности на часть капитала (акции, доли в уставном капитале).
Процесс реформирования корпоративного законодательства показывает, что применение единого подхода к регулированию для всех хозяйствующих субъектов более не является эффективным и адекватным способом регулирования в этой области. Разделение коммерческих компаний на публичные и непубличные, установление более гибкого регулирования для непубличных корпораций и отдельных правил, которые согласуются, в том числе с «хорошей практикой» корпоративного управления для публичных корпораций, полностью соответствуют государству и движение корпоративного права во всех развитых странах мира.
Правовое понимание сущности корпоративного управления в российской юридической литературе в современный период не в полной мере учитывает весь спектр интересов, требующих защиты в сфере корпоративного управления.
Правовое обеспечение корпоративного управления — это не только правовое закрепление корпоративных процедур, системы органов управления, их компетенций и их распределение, но и правила, которые определяют систему прав и обязанностей и порядок их реализации не только корпорацией. участники, но также и большой круг заинтересованных сторон.
Современное российское корпоративное право развивается по пути разграничения правовых режимов деятельности государственных и негосударственных коммерческих корпораций. Этот подход создает правовые условия для сбалансированного подхода к применению императивного и диспозитивного регулирования. Структура управления российскими бизнес-компаниями постепенно трансформируется, и есть основания полностью руководствоваться принципами наилучшего корпоративного управления по отношению к публичным компаниям.
Система корпоративного управления, изложенная в Гражданском кодексе Российской Федерации и соответствующих специальных положениях, в целом достаточно четкая и точная. Нормы разработаны системно, позволяют правильно учесть возможные варианты ситуаций, попадающих в правовое поле. В то же время законодатель действует последовательно в вопросах правового регулирования, уравновешивая императивные и диспозитивные принципы, обеспечивая тем самым соблюдение принципов гражданского права. Вместе с тем, неоднозначность ряда положений в связи с продолжающейся модернизацией гражданского законодательства Российской Федерации привела к появлению противоположных подходов к их пониманию и, как следствие, к возникновению правовых разногласий. Неоднозначность, неоднозначность и непоследовательность правового регулирования препятствуют адекватному пониманию его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым ослабляют гарантии защиты прав и свобод участников гражданского оборота. Преодолеть эти противоречия можно, обратившись к общим юридическим и отраслевым принципам, что, однако, не исключает необходимости уточнения содержания определенных правил поведения, которые обеспечат эффективное осуществление гражданских прав участниками гражданских отношений. и прогрессивное развитие гражданского оборота.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на огромную, на первый взгляд, востребованность темы корпоративного управления в отечественной юридической и экономической литературе, влияние законодательных норм государства на эффективность управления в корпоративной организации в российской науке, тем не менее, рассматривалось недостаточно. В России правового регулирования отношений корпоративного управления в сравнительном аспекте касались в своих монографиях Н.В. Козлова, О.А. Макарова, С.Д. Могилевский и некоторые другие. Среди работ молодых ученых можно отметить диссертационное исследование А.А. Александровой, рассмотревшей кодексы корпоративного управления как источник правового регулирования деятельности юридического лица. Запросы электронной библиотеки http://elibrary.rsl.ru/ показали, что на уровне диссертационного исследования проблемы правового регулирования корпоративного управления поднимались последний раз в 2004 году (Шеленин В.Ю. Правовое регулирование корпоративного управления в акционерных обществах: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.03. Москва, 2004), что указывает не недостаточную научную разработанность темы в монографических и диссертационных исследованиях.
Вместе с тем, вопросам корпоративного управления, развития акционерного законодательства уделяется большое внимание в материалах юридической печати. Так, И.С. Шиткина рассматривает корпоративное

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, приходим к выводу о том, что правовое понимание сути корпоративного управления в российской правовой литературе в современный период не учитывает в полной мере весь круг интересов, требующих защиты в сфере корпоративного управления.
Правовое обеспечение корпоративного управления — это не только правовое закрепление корпоративных процедур, системы органов управления, их компетенции и ее распределение, но и правила, закрепляющие систему прав и обязанностей и порядок их реализации не только участников корпорации, но и большого круга заинтересованных лиц (держателей депозитарных записок, держателей облигаций и т.д.).
В общем виде под корпоративным управлением принято понимать выбранный способ взаимодействия между корпорацией, ее акционерами, советом директоров и менеджментом.
С юридической точки зрения под корпоративным управлением понимается общее название юридических процедур и концепций, формирующих основу создания и управления корпорацией и касающихся прав акционеров.
Основополагающими целями корпоративного управления максимизация прибыльности деятельности корпоративных структур, а также рост эффективности их деятельности, косвенно способствующий росту стоимости акционерного капитала.
Задача корпоративного управления неизменно сводится к необходимости налаживания механизмов, обеспечивающих подотчетность менеджмента и баланс интересов всех участников корпоративных отношений (в первую очередь – акционеров).
Национальные стандарты корпоративного управления затрагивают широкий круг вопросов, касающихся прав собственников, роли советов директоров, политике вознаграждений, раскрытии информации, управлении рисками и пр. С одной стороны, они в значительной степени они повторяют структуру международных принципов корпоративного управления, а с другой, учитывают накопленный в России арбитражный и корпоративный опыт.
Национальные принципы и стандарты корпоративного управления также носят рекомендательной характер и не являются законодательными актами, обязательными к исполнению. Они направлены на содействие развитию и постановку ориентиров деловой практики для корпораций, стремящихся к развитию и совершенствованию систем корпоративного управления.
Степень соблюдения данных принципов свидетельствует о готовности бизнеса к развитию деловой практики, повышает степень их социальной ответственности и благотворно сказывается на рыночной репутации, вызывая большую степень доверия со стороны инвесторов и иных стейкхолдеров.
Корпоративный контроль представляет собой возможность лица определять решения и направление развития деятельности корпорации. Сущность такого явления как корпоративный контроль сводится к следующему: в силу принципа большинства для принятия управленческого решения достаточно волеизъявления не всех участников корпорации, а лишь того их количества, которое требуется достаточно для принятия решения. Таким образом, сосредоточение необходимого количества голосов в одних руках приводит к возможности определять решения, игнорируя при этом волю остальных участников. Именно возможность лица единолично принимать решения, определяя тем самым политику жизнедеятельности корпорации и является сущностью корпоративного контроля.
Таким образом, суть корпоративного контроля состоит, в том, что концентрация в одних руках определенного большинства голосов открывает возможность «совершать волевые акты, которые будут точно так же действительными и дозволенными законом сделками, как если бы в иной ситуации (в случае «включения» принципа единогласия) на совершение сделки была выражена воля всех лиц, от имени которых сделка совершается». Именно контроль участников над корпорацией (корпоративный контроль в узком смысле), подразумевается, когда речь идет о корпоративном контроле. Зарубежные ученый называют эту форму корпоративного контроля контролем «ex post».
Эффективная система корпоративного управления может стать существенным конкурентным преимуществом. Ее эффективность обеспечивается с помощью соблюдения следующих принципов:
1. Большую часть совета директоров должны составлять независимые члены, которые не являются исполнительными директорами данной компании.
2. Члены совета директоров и менеджеры должны быть смотивированы на соблюдение интересов акционеров. Данный эффект можно достичь с помощью компенсационных пакетов, которые основаны на опционах на акции компании.
3. Достижение высокой степени прозрачности в финансовой и управленческой сфере.
4. Также необходимо соблюдать принцип равноправия и справедливости, т.е. отношение ко всем акционерам должно быть одинаковое. Также необходимо уделять должное внимание защите интересов миноритариев.
Даже в развитых странах со стабильной экономикой воплотить данные принципы – это довольно сложная задача.
Это обусловлено возникновением многочисленных противоречий и столкновений интересов при их реализации. Необходим поиск постоянного компромисса.
Использование акционерной формы хозяйствования приобретает наибольшую эффективность при создании больших предприятий, деятельность которых требует привлечения значительных инвестиций в основной капитал. Довольно часто преимущества акционерного общества,

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы корпоративного управления

1.1. Понятие и сущность корпоративного управления

В настоящее время вопросам развития практики корпоративного управления, как в России, так и за рубежом, уделяется все больше внимания. Тем не менее, в научной литературе до сих пор отсутствует единство подходов к определению его сущности.
В общем виде под корпоративным управлением принято понимать выбранный способ взаимодействия между корпорацией, её акционерами, советом директоров и менеджментом.
С юридической точки зрения под корпоративным управлением понимается общее название юридических процедур и концепций, формирующих основу создания и управления корпорацией и касающихся прав акционеров.
Основополагающими целями корпоративного управления максимизация прибыльности деятельности корпоративных структур, а также рост эффективности их деятельности, косвенно способствующий росту стоимости акционерного капитала.
Задача корпоративного управления неизменно сводится к необходимости налаживания механизмов, обеспечивающих подотчетность менеджмента и баланс интересов всех участников корпоративных отношений (в первую очередь – акционеров).
В роли участников корпоративных отношений выступают физические и юридические лица, которые намерены получить выгоду от взаимодействия с корпорацией. Подобное взаимодействия может носить как прямой, так и косвенный характер. Иначе участников корпоративных отношений принято называть стейкхолдерами.
По отношению к компании все стейкхолдеры делятся на две большие группы – внешние и внутренние. Первые представлены собственниками акционерного капитала, советом директоров, наёмным менеджментом и сотрудниками корпорации. Вторые состоят из поставщиков, потребителей, кредиторов, государства и общества в целом .
Зачастую интересы участников корпоративных отношений оказываются прямо противоположными. Система же корпоративного управления призвана их сбалансировать.
В ст. 65.1 ГК РФ закрепляется понятие корпорации, под которой понимается юридическое лицо, учредители (участники) которой обладают правом участия (членства) в ней и формируют ее высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. В этой связи стало формироваться буквальное понимание корпоративного управления как управления корпорацией. При этом сохраняется рассмотрение вопросов корпоративного управления только применительно к таким видам корпораций, как хозяйственные общества. В литературе отмечается, что в коммерческих корпорациях общей целью механизма корпоративного управления выступает эффективное управление, а механизм корпоративного управления — это процесс воздействия на поведение участников корпоративных отношений, направленный на организацию деятельности корпорации и достижение иных поставленных задач .
В широком смысле под корпоративным управлением принято понимать систему управленческих отношений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, обеспечивающую синергетический эффект в достижении поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.
В более узком смысле оно представляет собой установление баланса интересов различных групп заинтересованных лиц. Особый акцент при этом уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.
Важнейшую роль в корпоративном управлении в настоящее время играет корпоративный договор.
В корпоративном договоре можно более подробно, чем в уставе, определить особенности формирования органов управления. Например, можно предусмотреть сколько будет в компании «независимых» директоров и директоров, которые представляют интересы определенных участников (акционеров) или их группы.
Можно закрепить требования, предъявляемые к лицу, претендующему на пост генерального директора.
В законе дан примерный перечень вопросов, которые можно решить в корпоративном договоре. Условия о порядке голосования или о сделках с акциями давно не вызывают вопросов. Во многом благодаря тому, что на возможность включения этих условий прямо указано в законе (п. 1 ст. 67.2 ГК РФ). Сложнее с теми условиями, которые в законе не названы. Юристам и судам приходится определять, не нарушают ли такие положения права участников, третьих лиц и не противоречат ли они сути корпоративного договора.
Полагаем, что содержание пункта 2 статьи 67.2 ГК РФ, предусматривающего, что корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов, исключает возможность общества быть стороной корпоративного договора. Как известно, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (пункт 1 статьи 53 ГК РФ). Таким образом, общество не может быть стороной корпоративного договора

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы