Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошк.возраста из полных и неполных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Эмоциональная сфера дошкольников из разных типов семей
1.1. Общая характеристика эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………..
1.2. Роль семьи в формировании личности ребенка……………………
1.3. Особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях………………
Выводы по теоретическому исследованию………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников из полных и неполных семей………………..
2.1. Организация и методы исследования………….
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования…………
2.3. Рекомендации по преодолению негативных эмоциональных проявлений у старших дошкольников…………………………………………
Выводы по эмпирическому исследованию………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….7

  

Введение:

 

Введение
Актуальность работы. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья.
Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности. Семейные взаимоотношения выступают как первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья является первым и основным институтом социализации. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Очевидно, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
Детско-родительские отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей, стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации, семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества, полоролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным является использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути.
Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Ю. Мещерякова, М.А. Лисина, В.К. Вилюнас, Н.Н. Ланге, Д.Б. Линдсли и Д.О. Хебб, Р. Клиннерт и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю.Б. Гиппенрейтер, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко, Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, Б.Ц. Урланио, Р. Бернс, Д. Добсон, В. Сатир, А. Фромм, Дж. Боулби, Е. Голдфарб и др.
Тем самым актуальность изучения заключается в изучении особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, которые воспитываются в полных и неполных семьях для определения наиболее эффективных путей преодоления существующих проблем эмоциональной сферы дошкольников.
Цель исследования: выявить особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать роль семьи в формировании личности ребенка.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях
4. Организовать исследование и подобрать методики по изучению особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
5. Описать и интерпретировать результаты исследования особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
6. Составить рекомендации по консультированию родителей, направленные на преодоление негативных эмоциональных проявлений у старших дошкольников.
Объектом исследования: эмоциональная сфера личности.
Предметом исследования: особенности эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: эмоциональная сфера старшего дошкольника из неполной семьи будет характеризоваться негативными проявлениями (тревожность, агрессивность, одиночество), тогда как у детей старшего дошкольного возраста из полной семьи такие проявления будут менее выраженными или отсутствовать.
База исследования: Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6, Россия.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участи 20 детей старшего школьного возраста, в возрасте от 6 до 7 лет, а также их родители в количестве 20 человек (5 мужчин и 15 женщин). Из них 6 детей воспитываются в неполной семье, 14 детей – в полной семье.
Методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретические – теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, классификация и обобщение теоретического материала.
2. Эмпирические методы – опрос, тестирование.
3. Метод математической статистики — количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
2. Методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич).
3. Методика «Выбери нужное лицо» Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
4. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (методика О.А. Ореховой).
Практическая значимость определяется тем, что имеющиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию эмоциональной сферы у детей в полных и неполных семьях могут применяться в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, а также студентами ВУЗов, обучающихся на факультете психологии в рамках дисциплины психология семьи с основами психотерапии, при разработке методических рекомендаций по консультированию семей с тревожными детьми и негативным эмоциональным состоянием.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Введение
Актуальность работы. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья.
Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности. Семейные взаимоотношения выступают как первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья является первым и основным институтом социализации. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Очевидно, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
Детско-родительские отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей, стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации, семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества, полоролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным является использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути.
Изучением особенностей эмоциональной сферы младших школьников занимались многие психологи и педагоги, среди которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Ю. Мещерякова, М.А. Лисина, В.К. Вилюнас, Н.Н. Ланге, Д.Б. Линдсли и Д.О. Хебб, Р. Клиннерт и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю.Б. Гиппенрейтер, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко, Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, Б.Ц. Урланио, Р. Бернс, Д. Добсон, В. Сатир, А. Фромм, Дж. Боулби, Е. Голдфарб и др.
Тем самым актуальность изучения заключается в изучении особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, которые воспитываются в полных и неполных семьях для определения наиболее эффективных путей преодоления существующих проблем эмоциональной сферы дошкольников.
Цель исследования: выявить особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать роль семьи в формировании личности ребенка.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях
4. Организовать исследование и подобрать методики по изучению особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
5. Описать и интерпретировать результаты исследования особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
6. Составить рекомендации по консультированию родителей, направленные на преодоление негативных эмоциональных проявлений у старших дошкольников.
Объектом исследования: эмоциональная сфера личности.
Предметом исследования: особенности эмоциональной сферы у детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования: эмоциональная сфера старшего дошкольника из неполной семьи будет характеризоваться негативными проявлениями (тревожность, агрессивность, одиночество), тогда как у детей старшего дошкольного возраста из полной семьи такие проявления будут менее выраженными или отсутствовать.
База исследования: Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6, Россия.
Характеристика выборки: В исследовании приняли участи 20 детей старшего школьного возраста, в возрасте от 6 до 7 лет, а также их родители в количестве 20 человек (5 мужчин и 15 женщин). Из них 6 детей воспитываются в неполной семье, 14 детей – в полной семье.
Методы исследования, использованные в работе:
1. Теоретические – теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, классификация и обобщение теоретического материала.
2. Эмпирические методы – опрос, тестирование.
3. Метод математической статистики — количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
2. Методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич).
3. Методика «Выбери нужное лицо» Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
4. Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (методика О.А. Ореховой).
Практическая значимость определяется тем, что имеющиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по развитию эмоциональной сферы у детей в полных и неполных семьях могут применяться в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, а также студентами ВУЗов, обучающихся на факультете психологии в рамках дисциплины психология семьи с основами психотерапии, при разработке методических рекомендаций по консультированию семей с тревожными детьми и негативным эмоциональным состоянием.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
1.1. Общая характеристика эмоциональной сферы в старшем дошкольном возрасте
Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей [53].
Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения [36].
Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что, став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями деятельности, которая направлена на достижение целей [41].
Старшими дошкольниками являются дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Данный период играет важную роль в личностном развитии ребенка. Он характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, так как происходит формирование устойчивой структуры мотивов, появляются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме деятельности. Так же этот период характеризуется возникновением нового опосредованного типа мотивации, которая становится основой произвольного поведения ребенка, при этом, усваивается определенная система социальных ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе [47].
В исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить значительное внимание, направленное на понимание особенностей развития умственной, мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов дошкольников [20].
Отмечается, что в данный возрастной период происходит формирование самосознания, появляются новые особенности общения и способы социального взаимодействия детей. Исследователи говорят о том, что появляется другая специфика игровой, изобразительной и других видов детского деятельности, проявляются различные механизмы формирования элементарной учебной деятельности, а также готовность к началу школьного обучения [4].
Опираясь на труды исследователей, которые рассматривают разные точки зрения особенностей возраста, можно составить психологический портрет старшего дошкольника.
Ребенок в этом возрасте отличается динамичным развитием. Так, на протяжении всего дошкольного возраста отмечаются существенные изменения в различных направлениях, происходит совершенствование основных видов его деятельности и активное развитие психических процессов. Например, память ребенка изменятся как количественно, так и качественно. Происходит увеличение ее объема, когда дети старшей группы могут запомнить до 7-8 названий предметов, а в подготовительно до 10-12. Что касается качественных изменений, то появляется опосредованность и произвольность, выражающаяся в том, что ребенок не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяя особые способы для удержания нужной информации [38].
Эмоции играют очень важную роль в жизни ребенка, они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции проявляются в поведении ребенка и дают информацию взрослому о том, что нравится или наоборот, огорчает ребенка в данный момент. По мере взросления ребенка, его эмоциональный мир меняется и становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций, таких как страх, радость, ребенок переходит к более сложной гамме чувств, среди которых, восторг и удивление, ревность и грусть, радость и неудовлетворение. При этом меняет и внешнее проявление эмоций [22].
Следует отметить, что возникновение эмоций у детей старшего дошкольного возраста связывается с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения того или иного события, а также яркие жизненные представления и переживания вызывают у ребенка в этом возрасте эмоции [37].
Важно для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста то, что они еще не способны сдерживать проявления своих чувств, и зачастую лицо и поза ребенка ярко отражают его эмоциональное переживание. Такое непосредственное обнаружение своих чувств может объясняться недостаточным развитием в этом возрасте тормозных процессов в коре головного мозга. Так, кора больших полушарий мозга недостаточно регулирует деятельность подкорки, которая отвечает за простейшие чувства и их внешнее проявление. Такое положение так же объясняет возникновение у детей в этом возрасте аффективных состояний, т.е. склонность к кратковременной бурной вспышке радости или печали. Однако такие эмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста не имеют стойкости и часто переходят в противоположные. Другими словами, ребенок так же легко успокаивается, как и возбуждается [33].
Одной из основных особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является бурная реакция на отдельные и задевающие ребенка явления. Ребенок в этом возрасте проявляет бурунную реакцию на многое, что его окружает. Каждое явление, которое в определенной мере затрагивает ребенка, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик [31].
Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что ребенок уже хорошо владеет своим поведением – подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Тогда как он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками [19].
Умение владеть своими чувствами приобретается со временем и становится лучше год от года. Отмечается, что свой гнев или раздражение ребенок проявляет не так в моторной форме, как в словесной, при этом наблюдаются оттенки в выражении лица и интонации речи. Заметим, что на протяжении старшего дошкольного возраста происходит нарастание организованности в эмоциональном поведении детей [25].
Еще одной важной особенностью эмоциональной сферы является развитие выразительности эмоций детей старшего дошкольного возраста, которое проявляется в развитии мимики и богатстве оттенков интонаций в речи [14].
Следующая особенность связана с ростом понимания детей старшего дошкольного возраста чувств другого человека и возникновением способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников или взрослых. Чем старше ребенок, тем выше будет уровень сопереживания и понимания чувств другого [32].
Важной особенностью эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные занятия быстро снижают познавательный интерес ребенка, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к такому занятию [26].
И еще одна особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда ребенок старшего дошкольного возраста узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе [27].
Таким образом, поведение ребенка и развитие его эмоциональной сферы выступает как важный показатель понимания мира в старшем дошкольном возрасте, свидетельствует о его психологическом состоянии, благополучии, отношение к окружающей действительности и возможных перспективах развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы