Лингвистика (английский язык) Магистерский диплом Иностранные языки

Магистерский диплом на тему Лингвистические характеристики компьютерного дискурса в английском и русском языках (на материале компьютерных конференций)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования компьютерного дискурса в английском и русском языках 6
1.1. Роль компьютерной коммуникации в общении на современном этапе 6
1.2. Определение и характеристики дискурса. Общие положения теории дискурса 13
1.3. Специфика компьютерного дискурса 24
1.4. Сущностные характеристики компьютерного дискурса 28
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Анализ лингвистических особенностей компьютерного дискурса в английском и русском языках (на материале компьютерных конференций) 33
2.1. Языковая специфика компьютерной конференции 33
2.2. Сопоставительный анализ лексических особенностей компьютерного дискурса 41
2.3. Сопоставительный анализ грамматических особенностей компьютерного дискурса 53
2.4. Сопоставительный анализ стилистических особенностей компьютерного дискурса 56
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 66

  

Введение:

 

Современное коммуникативное пространство, под которым мы понимаем совокупность связей между отдельными людьми, социумами, странами, государствами, континентами, характеризуется глобализацией, начинающийся с мировой экономики и завершается сферой культуры. Насыщенность, интенсификация процесса обмена информацией позволяет говорить о том, что плотность содержательной насыщенности коммуникативного пространства определяется объемом информации, которая передается за единицу времени. Глобализация средств массовой коммуникации, их высокая технологичность обусловливает необходимость отображения семантических и прагматических аспектов информационных процессов в средствах и методах репрезентации, которые на современном этапе могут быть реализованы только путем привлечения высокотехнологических коммуникаций, в частности компьютерной коммуникации. Сеть Интернет позволяет осуществлять обмен информацией не только государственным, политическим, торговым учреждениям, но и на уровне личного общения, совершенствовать процессы интерактивного образования, в которых человек является участником прямой коммуникации. Новейшие технологии разрушают коммуникативные границы и превращают довольно шаткое понятие национального информационного пространства на условность.
Проблемы определения специфики современного коммуникативного пространства и тенденций его развития предстают в исследованиях Д. Белла, З. Бжезинского, Дж. Гэлбрайта, У. Дайзарда, М. Кастельса. Изучая вопросы использования новых информационно-коммуникативных технологий, различные российские ученые сделали большой вклад в разработку данной проблематики: Е.Л. Вартанова, Ю.Б. Зубарева, В.Л. Иноземцев, И.Н. Курносов, Н.Н. Богомолова, Л.Н. Федотова, Ю.А. Ермакова и др. Многие российские ученые посвятили свои труды исследованию особенностей информационно-коммуникативной культуры молодых людей: Д.Г. Коваленко, А.Л. Радкевич, Б. Кузнецов. Социо-психологическим особенностям Интернет-коммуникации посвящены работы И.И. Соловьевой, В.М. Фатуровой и др. Исследуют коммуникации в сети Интернет также и социологи: С.М. Коноплицкий, В.В. Посохова, Л.Ф. Компанцева, К. Курган, Н.М. Лупак и др.
За последние несколько десятков лет наука накопила большой объем литературы и различных исследований, посвященных анализу Интернет как нового социокультурного феномена. Однако, по нашему мнению, изучение коммуникативных практик внутри данного феномена требует новых эмпирических и теоретических изысканий.
Актуальность исследования. Структура коммуникации оказывает непосредственное влияние на человека, влияет на формирование его взглядов, стиля жизни и общения с окружающими, способствует его социализации. Поэтому закономерным становится изменение поведения индивидов, в котором отражаются изменение коммуникативные практик. В большой степени поведение в зависимости от коммуникативных практик изменяется именно у молодежи, представляющей собой довольно динамичное сообщество, обладающего значительными инновационными возможностями, позволяющими молодым людям быстро осваивать новые способы коммуникации. Итак, актуальная проблема современности − изучение компьютерного дискурса в английском и русском языках.
Значительная интенсификация исследований языка на предмет его коммуникативной технологичности обусловлена ростом числа социальных заказчиков этой продукции, среди которых имиджмейкеры, спичрайтеры, менеджеры паблик рилейшнз, пресс-секретари, переводчики, психотерапевты и психоаналитики, рекламисты, профессиональные политики. Необходимость исследования лингвистических характеристик компьютерного дискурса в английском и русском языках (на материале

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе написания данной работы была достигнута ее цель — исследованы лингвистические характеристики компьютерного дискурса в английском и русском языках (на материале компьютерных конференций).
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Выявлена роль компьютерной коммуникации в общении на современном этапе. Установлено, что компьютерной коммуникации сегодня отведено особое место в жизни каждого человека. Благодаря изобретению письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации на протяжении существования человечества способность общаться во времени и пространстве значительно расширилась.
Компьтерная коммуникация позволяет сократить расстояния между людьми, преодолеть географические и временные границы, благодаря возможности посылать сообщение на длинные расстояния с большой скоростью.
2. Рассмотрены определение и характеристики дискурса, описаны общие положения теории дискурса. «Дискурс» – это коммуникативное событие, процесс текстообразования, возникший благодаря тексту и вокруг него и обусловлен, кроме лингвистических, экстралингвистическими факторами. Дискурс – это, образно говоря, жизнь текста в сознании человека, наложение информации, которую мы получаем из этого текста, и нашего знания о обстоятельства, побуждения его порождение на ментально-чувственное информационное поле нашего индивидуального «Я».
3. Дана характеристика специфике компьютерного дискурса. В рамках данной работы компьютерным дискурсом мы считаем такой, который представляет речевое взаимодействие пользователей или специалистов-компьютерщиков в компьютерных сетях, и как понятие видовое является реализацией инвариантной модели дискурса, созданного представителями компьютерного сообщества с целью получения нового знания, которое представлено в вербальной форме и обусловлено коммуникативными канонам компьютерной среды.
Язык, который используется в компьютерном дискурсе, функционирует в письменной форме. Письменной речи в сфере Интернет-коммуникации характерна адаптация средств разговорной речи (интонация, тон) к письменной форме с помощью паралингвистических средств (рисунок, фотография, шрифт, цвет, графические символы и др.), которая, при этом является сжатой, что экономит усилия и время адресанта. Виртуальный жанр не способствует детализации описания, которая свойственна традиционной письменной речи – что могло хотя бы частично компенсировать отсутствие паравербальных средств.
4. Рассмотрены сущностные характеристики компьютерного дискурса. Сущностными характеристиками компьютерного дискурса являются следующие: 1) глобальность; 2) оперативность; 3) теоретическая неограниченность объема информации; 4) доступность; 5) анонимность; 6) потенциальность, которая предполагает направленность коммуникации на потенциального адресата от имени предполагаемого ним адресанта; 7) проницаемость; 8) статусное равновесие; 9) интерактивность; 10) опосредованность; 11) частичная визуальная деконтекстуализированность; 12) креолизованность; 13) архивабельность; 14) премедитованость; 15) лабильность речи; 16) ситуационная регламентированность; 17) гипертекстовисть.
5. Проведен сопоставительный анализ лингвистических особенностей компьютерного дискурса в английском и русском языках (на материале компьютерных конференций), который позволил сделать вывод, что с появлением Интернета появились новые возможности для общения. Анализ лексического материала показал, что основная особенность общения участников англоязычных и русскоязычных компьютерных конференций − использование абревиатур, что объясняется стремлением максимально быстро отвечать на сообщения, тратить меньше времени на написание, и сленга. В английском языке было обнаружено большее количество таких аббревиатур, чем в русском. Русскоязычные участники конференций зачастую пользуются именно английскими аббревиатурами.
Что качается грамматических особенностей, то характерная черта синтаксиса английского и русского языка компьютерных конференций – это тенденция к аграмматизмам − отклонению от синтаксических и пунктуационных норм литературного языка со стороны продуцента текста.
Анализ стилистических особенностей компьютерного дискурса в английском и русском языках к основным стилистическим признакам компьютерного дискурса в английском и русском языках отнести следующие: дистантность участников компьютерной коммуникации; виртуальность общения со своим собеседником; равноправие коммуникантов; опосредованность связи между собеседниками; использование электронных сигналов для общения; комбинирование, смешивание, креолизация текстов; применение графических средств для подчеркивания важности определенной информации, добавление аудио и видеоинформации; использование особых символов и эмотиконов для выражения экспрессивности высказывания; владение нормами поведения при общении в сети.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования компьютерного дискурса в английском и русском языках
1.1. Роль компьютерной коммуникации в общении на современном этапе

Сегодня во многих странах уже сформировавшимися являются предпосылки для осуществления широкомасштабного перехода к информационному обществу (Финагина, 2008, с. 111). Одним из факторов, которые способствовали данному переходу, послужила сеть Интернет, обладающая функциями и свойствами социального института, который «населен» пользователями, огромная доля которых – это представители молодого поколения.
Современному коммуникационному обществу характерно постоянное приумножение, ускорение, уплотнение и глобализация коммуникаций. При этом количество данных коммуникаций постоянно увеличивается, они постоянно меняются и вовлекает в коммуникационный процесс все большее количество людей, в следствии чего взаимосвязи между отдельными коммуникациями становятся более широкими. Современный социум становится от них зависимым.
Такая новая ситуация способствует тому, что на сегодняшний день коммуникация является объектом исследования многих ученый в различных сферах, и вместе с этим – компьютерный дискурс, как частная форма общения – обсуждение действия, конкретного объекта или их взаимоотношений, оценочные суждения, сетевой троллинг. Современное общество ставит перед собой новую задачу, которая состоит в том, чтоб определить способ объединения в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, каким образом организовать социальное пространство (Кондратенко, 2002, с. 167).
Отмечается сегодня тенденция к постоянному росту количества пользователей в силу информационно-коммуникативной активности общества. Сеть способствует массовому и быстрому распространению информации, превращению в социализирующий фактор влияния на массы. Совершенно очевидным является изменение к информации отношения и расширение возможностей для получения и использования данной информации с целью усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях (Негодаев, эл. ресурс).
В. Михайлов и С. Михайлов констатируют осуществление многими социальными институтами перехода в виртуальную сеть Интернет. Также ученые отмечают, что характер виртуальности изменяется в зависимости от развития новых информационно-коммуникационных технологий, следствием чего становится появление специфического пространства, которое специализируется на переходе всего и вся в виртуальное состояние (Рожков, 2008, с. 68-76).
На сегодняшний день сеть является средой, которой характерная насыщенность социальными процессами различной направленности. Некоторые из этих процессов непосредственно отражаются в реальности: многие социально значимые вопросы могу обсуждаться в режиме он-лайн; формируется мнение общества относительно определенных проблем (Невесенко, 2011, с. 88-92).
Создатели и зрители телевизионных программ обладают возможностью трансляции и хранении их в Интернете с целью дальнейшего просмотра. При этом зачастую посетители подобных сайтов в сети могу оставлять свои комментарии. Различные телевизионные программы создают собственные сайты либо собственные страницы в разных социальных сетях. Создание подобных сайтов и страниц способствует налаживанию взаимоотношений посредством сбора комментариев, оставляемых посетителями сайтов, через манипуляционное воздействие, рекламу и пр.
Происходит конгломерация ресурсов в Сети, создаются возможности для доступа на порталы и сайты широких кругов пользователей (их концентрация в одном месте и времени). Подобные действия позволяют упростить изложение необходимой информации, а также ее восприятие пользователями.
Внимание многих ученых привлечено к коммуникационным технологиям и коммуникативным взаимоотношениям в Интернете. Среди таких исследователей выделяем Г.А. Фасхутдинову, занимающуюся изучением информационно-коммуникационных взаимодействий (Фасхутдинова, 2009, с. 16), Л. Городенко, изучающую специфику сетевой коммуникации, ее характерные черты и связанные с ней проблемы восприятия (Городенко, 2011, с. 134), Е.А. Кириченко, А.Г. Ярута, которые посвятили свои труды исследованию интернет-коммуникации как новой формы социализации в обществе (Кириченко, Ярута, эл. ресурс), А.А. Чичановского, который уделяет особое внимание информационным процессам в структуре мировых коммуникационных систем (Чичановский, Стариш, 2010, с. 568), П.Б. Кондратенко, исследовавшего специфику коммуникационной деятельности в организации социального пространства гражданского общества (Кондратенко, 2002, с. 167), М.А. Щенникова, изучавшего коммуникативную деятельность, осуществляемую субъектами государственного управления в современном Рунете (Щенников, 2010, с. 138-143) и многих других. Исследователи дают разную характеристику социально-коммуникационному пространству виртуального общества с учетом разных его аспектов, пытаясь отследить информационные потоки в Интернете, определить проблематику социальных и коммуникационных процессов. Так, В. Рожков считает, что социальное пространство нового общества (так называемого «постиндустриального» или «информационного» общества) постепенно превращается в виртуальное социальное пространство и имеет свою особую матрицу (сеть). Основное феноменологическое проявление сети Интернет состоит в наличии различных потоков (финансовых, образовательных и пр.), а, в свою очередь, в эту современную эпоху их главными среди являются информационные потоки. Такое пространство исследователь называет «текущим» и отмечает что посредством него социальная практика приобретает фрагментированный характер. Такая ситуация находит свое отражение в содержании и структуре мировоззренческих взглядов (Рожков, 2008, с. 68-76).
И.Д. Фомичева отмечает, что при таком условии имеет место изменение модели коммуникации. Исследовательница пишет, что суть общей направленности в процессе развития средств распространения информации состоит в замене иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения) на гетерархичный (горизонтальный, равноправный) порядок. Таким образом, осуществляется замена односторонней модели коммуникации на двустороннюю (Фомичова, 2005, с. 79).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы