Магистерский диплом на тему Коррупция в России, ее противодействие и влияние на преступность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 13
1.1. Коррупция как правовая категория 12
1.2. Теоретические и правовые основы противодействия коррупции 20
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 32
2.1. Объективные признаки преступлений коррупционной направленности 32
2.2. Субъективные признаки преступлений коррупционной направленности 47
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ 58
3.1. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией 58
3.2. Направления совершенствования отечественной модели противодействия коррупции 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Введение:
Актуальность темы. Российская Федерация в последнее десятилетие постоянно и непрерывно сталкивается с множеством вызовов в политической, социальной и экономической сферах, сопровождающихся риском государственной стабильности. Противостоять этому необходимо не только через единение народа, внутриполитических сил и укрепление национального самосознания, но и за счет повышения эффективности органов государственного управления. Одним из важнейших направлений деятельности органов публичной власти в этой области является обеспечение законности и правопорядка.
В настоящее время коррупция является одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации. Она препятствует проведению многих государственных преобразований, нарушает права, свободы и законные интересы человека, приводит к росту социального неравенства, потере налогов, замедлению экономического роста, усилению организованной преступности. Все это, несомненно, оказывает влияние на дальнейшее развитие и процветание Российского государства.
Разрушительное воздействие коррупции отметил 9 декабря 2018 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш в своем послании: «Коррупция существует во всех странах — богатых и бедных, на севере и на юге. Она лишает общество школ, больниц и других жизненно важных услуг… Она подрывает верховенство права и способствует совершению преступлений…» .
В соответствии с данными, которые представлены Всемирным банком за 2019 год, объем взяток в мировом масштабе составляет один триллион долларов в год. Ежегодно из-за коррупции мировая экономика теряет 2,6 трлн долларов, что составляет более 5 % глобального валового внутреннего продукта.
В Российской Федерации коррупция с каждым годом приобретает все более широкомасштабный характер в различных сферах деятельности.
Анализ индекса восприятия коррупции (ИВК), который ежегодно проводит неправительственная международная организация «Transparency International», показывает, что Российская Федерация занимает весьма неблагополучное место. Так, за 2019 год Россия набрала 28 баллов и заняла 137-е место из 180 возможных. Столько же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда .
Согласно статистическим и аналитическим материалам, представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, по итогам 2019 года увеличилось на 2,9 % (30 495) количество преступлений коррупционной направленности. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчетный период составил 1,5 %. В целом по стране возросло на 9,8 % (с 3 188 до 3 499) число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). Количество преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 15 % (с 2 272 до 2 612) .
Ежегодно совершаются сотни тысяч коррупционных правонарушений, которые не входят в официальную статистику и составляют скрытую долю коррупционных правонарушений и преступлений.
В российской правовой науке, в обществе и в практической сфере вопрос о понятии «коррупция» является дискуссионным и однозначного понимания этому явлению до сих пор не сложилось.
На наш взгляд, это связано с тем, что, во-первых, коррупция имеет различные формы проявления и пронизывает все сферы жизни общества, а, во-вторых, коррупция является предметом изучения многих наук: социологии, политологии, юриспруденции и других. Каждая из названных наук занимается исследованием разных аспектов данного института, что обусловливает отсутствие удовлетворяющего всех единого определения данного феномена.
Заключение:
Итак, по результатам проведенного исследования целесообразно выделить характерные составные элементы явления коррупции — ее признаки, к которым следует отнести:
1) негативное противоправное социально-правовое явление;
2) действие или бездействие должностного лица в рамках осуществляемых им полномочий либо сферы деятельности, в которой он исполняет свои обязанности;
3) незаконное получение имущественных и неимущественных благ, связанное с использованием возможностей, обеспечиваемых служебным положением должностного лица (полномочия, доступ к информации и ресурсам, связи, авторитет, влияние и иные возможности);
4) широкий круг лиц, имеющих возможность получения имущественных и неимущественных благ, в результате коррупционного действия должностного лица — должностное лицо лично, должностное лицо через посредников, третьи лица (при этом следует отметить, что посредниками и третьими лицами могут фактически выступать одни и те же лица).
Таким образом, учитывая приведенные выше признаки под коррупцией следует понимать негативное, противоправное, социально-правовое явление, выражающееся в умышленном действии или бездействии должностного лица в личных целях или в целях заинтересованных лиц, с использованием возможностей, обеспечиваемых служебным положением, направленное на незаконное получение имущественных и неимущественных благ должностным лицом лично или через посредников либо третьими лицами.
Следует отметить, что Федеральный закон «О противодействии коррупции», как основополагающий нормативный документ, регламентирующий деятельность по противодействию коррупции, в том числе и по ее предупреждению, непременно должен содержать и отражать всю глубину такого явления, как коррупция, что необходимо для понимания первооснов коррупции, в результате чего она зарождается, как развивается и к чему приводит. В этой связи целесообразно закрепить на законодательном уровне, что из себя представляет явление коррупции — ее понятие, а возможные действия, которые следует относить к коррупции, должны быть перечислены отдельным пунктом статьи, и их перечень не должен быть исчерпывающим.
При организации уголовно-правового предупреждения коррупции следует исходить из того, что коррупционное преступление — это общественно опасное деяние участника коррупционных отношений, складывающихся между должностными и иными лицами в целях извлечения незаконной имущественной и иной выгоды в результате использования должностными лицами своих полномочий или положения вопреки интересам личности, общества и государства. К признакам коррупционного преступления наряду с обязательным участием в нем специального субъекта — должностного лица, использующего свои должностные полномочия или положение, и корыстной направленностью следует отнести необходимое соучастие. Коррупционные преступления всегда выступают в качестве элементов коррупционных отношений, которые вытесняют нормальное социальное взаимодействие в сфере государственного управления. Уголовный закон должен учитывать актуальные формы, методы и субъектов осуществления функций современным государством. В УК РФ к коррупционным преступлениям без дополнительных условий относятся незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и взяточничество (статьи 290, 291, 291.1). Для повышения эффективности предупреждения и пресечения коррупционных отношений предлагаем дополнить уголовный закон главой 30.1 «Коррупционные преступления» и предусмотреть в данной главе ответственность за получение, дачу взятки и посредничество во взяточничестве; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; незаконное участие в предпринимательской деятельности; коррупционную сделку; коррупционное обогащение; организацию, руководство и участие в коррупционной организации.
Коррупционные преступления всегда выступают в качестве элементов коррупционных отношений, которые вытесняют нормальное социальное взаимодействие в сфере государственного управления. В УК РФ к коррупционным преступлениям без дополнительных условий относятся незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и взяточничество (статьи 290, 291, 291.1 УК РФ). Для повышения эффективности предупреждения и пресечения коррупционных отношений предлагаем дополнить УК РФ нормой, предусматривающей ответственность за коррупционную сделку. УК РФ должен учитывать актуальные формы, методы и субъектов осуществления экономической функции современным государством. При организации уголовно-правового предупреждения коррупции следует исходить из того, что коррупционное преступление — это общественно опасное деяние участника коррупционных отношений, складывающихся между должностными и иными лицами в целях извлечения незаконной имущественной и иной выгоды путем использования должностным лицом своих полномочий или положения вопреки интересам личности, общества и государства.
Подводя итог рассмотрению вопроса о возможности использования положительного зарубежного опыта противодействия коррупции, можно отметить, что зарубежные антикоррупционные программы и практики характеризуются использованием разнообразных способов и приемов противодействия коррупции, при этом акцент делается на меры предупредительного характера. Довольно распространенное мнение, что коррупцию можно победить с помощью диктатуры и репрессий (китайский вариант борьбы с коррупцией), на практике не подтверждается, т.к. эта деятельность сводится не к борьбе с коррупцией, а к борьбе с коррупционерами, что не подрывает основ самой коррупции как явления.
Анализ зарубежного опыта показывает, что только мерами уголовно-правового пресечения проблему не решить. Президент России неоднократно отмечал, что реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться и государством, и обществом как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, направленные на разрушение коррупционной системы и факторов, ее обусловливающих.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1. Коррупция как правовая категория
Одним из важнейших направлений совершенствования действующей в современной России национальной системы государственного и муниципального управления является кардинальное снижение существующего уровня коррупции. В этой связи следует согласиться с Н.А. Кузьминым , что из всего широчайшего комплекса проблем, имеющихся в современном мире, наверное, ни одна не приносит столько же вреда, сколько коррупция. Ведь если она пускает свои корни в органах власти, то резко сокращается возможность эффективно работать со всеми другими проблемами.
При этом, несмотря на неоднократные официальные определения коррупции не только на национальном, но и международном уровне, до настоящего времени не сложилось единого четкого понятия коррупционного преступления . А ведь, как справедливо отмечает А.М. Цирин, эффективность законодательства о противодействии коррупции в значительной мере зависит от «точности определения данного негативного социального явления» .
Являясь негативным социальным явлением, коррупция, по справедливому мнению исследователей права, поразив публичный аппарат управления, проявляется в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах .
Несмотря на прогрессирующие виды коррупционных преступлений, борьба с ними ведется примитивными методами и на практике сводится к двум мероприятиям: поимке с поличным при передаче денег (которая выявляет только одну форму коррупции — взятку); сбору с государственных служащих сведений об их доходах и расходах, доходах и расходах членов их семей и наказанию за выявленные ошибки в декларациях вне связи с конкретными деяниями.