Магистерский диплом на тему Использование дидактических игр на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Дидактическая игра: определение, цель и структура 7
1.2. Лингвистические игры как разновидность дидактических игр на уроках русского языка 12
1.3. Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе для развития познавательной активности 19
1.4. Игра как условие успешного усвоения знаний учащимися 25
1.5. Дидактическая игра на уроках русского языка 30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 52
2.1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментального обучения с использованием дидактических игр как средства развития познавательной активности школьников 52
2.2. Организация формирующего этапа опытно-экспериментального обучения с использованием дидактических игр как средства развития познавательной активности школьников 57
2.3. Организация контрольного этапа опытно-экспериментального обучения с использованием дидактических игр как средства развития познавательной активности школьников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Введение:
В настоящее время методика обучения русскому языку претерпевает значительные изменения. Необходимость формирования «активной познавательной позиции» школьника, при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебную деятельность дидактических игр, которые не только отвечают возрастным потребностям ребенка, но и способствуют повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся.
Используя дидактические игры в урочной деятельности, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, делает учащихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений. В связи с этим актуальным представляется обращение к методике использования дидактических игр именно как средства развития познавательной активности на уроках русского языка.
Проблема настоящего исследования определяется тем, что для создания высокого уровня развития общества необходимо непрерывно повышать научный, общекультурный и творческий уровень общества за счет непрерывного процесса обучения на всех этапах жизни человека. В настоящее время успешность работы образовательных учреждений в преподавании русского языка оценивается в том числе и по уровню сформированности у учеников орфографических навыков, способствующих самостоятельной творческой деятельности. Темп современной жизни диктует необходимость решать возникающие вопросы быстро и эффективно, зачастую новыми, нестандартными способами. Поэтому опыт творческой деятельности человека определяет более выгодное его положение по отношению к тем, кто пользуется стандартными и устоявшимися методами. Именно эти особенности объясняют возросший интерес к углублённому рассмотрению проблемы использования дидактических игр в формировании орфографических навыков в рамках современного образовательного процесса.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию роли дидактических игр на уроках русского языка у школьников. Выбор 4 класса обусловлен необходимостью подготовки данной возрастной группы к переходу в среднее школьное звено и соответственно к законченному формированию орфографических навыков.
Актуальность данной темы определяется сохраняющимся высоким интересом к такой важной и не до конца изученной сфере профессиональной деятельности современного учителя, как методика обучения орфографии. Современные специалисты продолжают научный поиск в области качественного и практико-ориентированного преподавания русского языка.
Учитель должен сделать так, чтобы ученик был заинтересован в получении устойчивых навыков правописания на уроках. Однотипность и шаблонность снижают интерес школьников к учебному процессу и делают его скучным. Необходимо развивать у учащихся интерес к данному предмету, делая учебный процесс как можно более радостным и увлекательным. В этом может помочь периодическое использование на уроках дидактических игр.
Заключение:
В последнее время к общеобразовательной школе общество предъявляет новые задачи, ориентирующие систему образования не только на качественное усвоение школьником знаний, но и на формирование его личности, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация этих задач требует нового подхода к обучению. В связи с этим особое внимание и интерес приобретают игровые формы обучения. Одной из таких форм является дидактическая игра.
Дидактические игры дают безграничные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, воспитывают в школьниках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность.
Также благодаря таким играм у школьников возрастает эффективность самостоятельной работы, интерес к предмету, создается бодрое рабочее настроение, стимулируется познавательный интерес, возрастает скорость реакции. Чаще всего, учителя используют дидактические игры на уроках русского языка, так как этот предмет является ведущим, и от его усвоения зависит успешность обучения в области фонетики, графики, орфографии.
Дидактические игры по русскому языку могут способствовать развитию орфографической зоркости, связной речи, логического мышления, смекалки, и активизации словарного запаса.
Дидактическая игра позволяет стать прозрачной грань между игрой и учебой, сделает смену ведущих видов деятельности менее ощутимой и безболезненной для ребенка, а также сохраняет преемственность между детским садом и школой, и служит для снижения психических и физических перегрузок для первоклассников.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому именно игровые технологии так актуальны для учителей и являются главным и очень важным звеном в формировании универсальных учебных действий.
В отличие от игр вообще дидактическая игра имеет существенные признаки – чётко поставленную цель обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также характеризуются учебной познавательной направленностью.
Игровая форма на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые представляют собой средство стимулирования и побуждения учащихся к учебной деятельности. Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал и все же он остается неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но всё-таки делают ошибки. Вот здесь и поможет дидактическая игра в отработке орфограмм и правил.
Психологами уже давно доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными и не усваиваются.
С одной стороны, дидактические игры способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т. е. решают определенные дидактические задачи.
С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В ходе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Ученик в ходе игры оказывается в условия поиска, проявляет интерес к победе, стремится проявить лидерские качества, быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх у детей формируются нравственные качества личности: учатся слушать других, оказывать помощь и считаться с интересами товарищей, сдерживать свои эмоции и желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер
Орфография играет значительную роль в функционировании русского языка. В рамках данного раздела науки устанавливаются правила употребления слов и букв в письменной речи. Соответствие орфографическим нормам языка является показателем грамотности личности и высокого общекультурного уровня.
Формулировки заданий и небольшое количество представленных в учебниках упражнений на закрепление одной орфограммы зачастую не позволяют связать орфографически правильное письмо с определенным фонетико-морфемным или грамматико-синтаксическим материалом. Теоретический материал достаточно сложен, для его успешного практического освоения учащимися современному учителю необходимо обращение к иным формам организации учебного процесса. Например, к различным видам дидактических игр.
При всей широте научных подходов в определении функциональной специфичности дидактических игр, следует отметить, что игра является важной составляющей урока, направленной на развитие как личностных черт учащихся, так и психических процессов, а также на развитие их творческих способностей. Полученные результаты свидетельствуют о положительных сторонах использования различных игр и позволяет отнести их к высоко эффективным и действенным.
Использование дидактических игр повышает интерес и качество усвоения умений, мотивацию учения, интерес к предмету. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают данные для формирования позитивной мотивации учебной деятельности, что оказывать содействие росту качества умений учащихся. Формирование орфографических навыков школьников зависит от степени становления их орфографической зоркости, от умения находить орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Дидактическая игра – эффективное средство закрепления орфографических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Учитель должен помнить, что формирование орфографических навыков школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения находить орфограммы, определять их тип и определять самопроверку написанного.
Одной из основных разновидностей дидактических игр является лингвистическая игра. Лингвистическая игра представляет собой вид дидактической игры, которые позволяет поддерживать интереса к учению в сочетании с добыванием знаний при помощи усилий непосредственно учащегося с помощью раскрытия особенностей устройства и функционирования языка, которые в обычной речи не являются явными.
При помощи лингвистической игры педагог может направлять внимание учащихся в необходимую сторону, решать как учебные, так и воспитательные задачи с сохранением высокого мотивационного и познавательного потенциала учащихся. Современная педагогика все чаще представляет лингвистические игры в качестве основного инструмента обучения русскому языку.
Являясь особым видом дидактического материала, лингвистическая игра подчиняется определенным требованиям.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Дидактическая игра: определение, цель и структура
Для обучения и воспитания детей педагоги используют различные формы, одной из которых является дидактическая игра. Существует большое количество форм такой работы, однако основная особенность для всех едина — передача необходимой информации в легкой, ненавязчивой, интересной для малышей форме [12]. Дошкольник получает важные знания, даже не понимая этого, ведь в его представлении он забавляется.
Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания [17].
В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения [24]:
Наличие игровой ситуации.
Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.
Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом.
Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно.
В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы [36]:
Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.
Таким образом, основным предназначением этих обучающих игр является воспитание малышей и передача им необходимых сведений, развитие умственных и творческих способностей.
Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.
В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап).
Таким образом, игра представляет собой сложное явление. Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп.