Административное право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Государственное управление в области социальной защиты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты административно-правовой организации
государственного управления в области социальной защиты
.. 8

§1. Характеристика социальной защиты как объекта государственного
управления
  8

§2. Развитие правовой основы организации государственного управления в
области социальной защиты
.. 15

§3. Система государственного управления в области социальной защиты.. 23

ГЛАВА 2. Полномочия федеральных органов государственного управления в
области социальной защиты
.. 34

§1. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  34

§2. Полномочия Федеральной службы по труду и занятости. 42

§3. Полномочия иных федеральных органов государственного управления в
области социальной защиты
.. 62

ГЛАВА 3. Административно-правовой статус органов государственного
управления субъектов РФ в области социальной защиты (на примере Кемеровской
области-Кузбасса)
82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 92

Список использованных источников.. 98

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в росте социальных
проблем в современных российских условиях, особенно в отдельных регионах.
Система социальной защиты, представляет собой «совокупность принципов, правил,
методов, на законодательном уровне установленных государством социальных
гарантий; мероприятий и учреждений, позволяющих обеспечивать предоставление оптимальных
условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и
деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп»[1]. Существует
достаточно большое количество проблем, увеличивающихся в период экономической
нестабильности.

Основной проблемой реализации механизмов социальной
защиты населения на федеральном и региональном уровнях выступает
недостаточность финансирования социальной сферы, присутствует региональная
дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, которые предоставляются
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации из общего числа предоставляемых
мер социальной поддержки.

Пока еще достаточно сложно реализуются механизмы
государственно-частного партнерства в социальной сфере, очень малое количество
предпринимателей вовлекается в реализацию социальных проектов. Нельзя не
упомянуть и об иждивенческом настрое населения, отсутствии у некоторых граждан
заинтересованности в повышении качества собственной жизни за счет собственных
усилий, ожидание подачек.

Также до сих пор не сформированы достаточно четкие
подходы к реформированию сложившейся системы социальной защиты, не до конца
проработана нормативно-правовая база, например, отсутствует единый федеральный
закон, полностью регулирующий государственную поддержку российских семей. До
сих пор не выстроен механизм пенсионного обеспечения граждан, скорость проведения
реформ в этом направлении привели к повышению недоверия граждан к накопительной
системе, снизив, тем самым, активность добровольного финансирования
собственного периода дожития[2].

20 февраля 2019 года Президент РФ В.В. Путин обратился
с очередным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации. Большую
часть послания Президент говорил о социально-экономическом положении граждан. О
внешней политике было сказано немного, да и то в основном из-за выхода США из
договора о ракетах средней и меньшей дальности. Упор был сделан на социальные
вопросы.

В 2020 году большая часть ежегодного обращения
Президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию также оказалась
посвящена решению социальных проблем. Главные из них – демография и рост
доходов обычных граждан.

Таким
образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими
аспектами.

Во-первых, формирование системы социальной
защиты населения, которая была бы адекватной экономическим и политическим
реалиям современной России, представляется общественно важным и актуальным не
только с точки зрения обеспечения гражданам достойного уровня жизни, но и
дальнейшего проведения преобразований в государстве, содействия
социально-политической стабильности и экономической эффективности.

Во-вторых, особая роль в условиях рыночных
отношений отводится социальной защите граждан на региональном уровне, так как,
с одной стороны, на данном уровне перед органами власти наиболее четко
вырисовываются насущные социальные проблемы населения, а с другой – на уровне регионов
имеется больше возможностей для осуществления адресной социальной защиты,
реализации комплексных социальных программ, организации социальной работы с
разными категориями граждан. Кроме того, при организации социальной защиты
населения необходимо учитывать природно-географические, социально-экономические
и социально-культурные и иные особенности развития конкретной территории субъекта
РФ.

В-третьих, во многих регионах страны
накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм оказания
социальной защиты населения, сформирована законодательная база, которая
регламентирует механизм предоставления социальной защиты населения, создана
сеть учреждений для оказания населению разнообразных услуг социального
характера.

В-четвертых, огромную
роль для достижения и сохранения высокого уровня социальной защищенности
населения играет созданная и эффективно управляемая система социальной защиты,
а также обеспечение ее долгосрочного устойчивого функционирования.

В-пятых, наличие в России и ее
регионах социальных проблем (низкая у большинства населения оплата труда,
увеличение бедности, низкий уровень жизни у большей части населения и др.) и
структурные дисфункции системы социальной защиты требуют реформирования самой
системы социальной защиты для ее большей результативности. В данных условиях
государству необходимо принимать меры для повышения эффективности работы
системы социальной защиты, качества услуг и уровня благосостояния граждан
страны, а также повысить уровень социально-экономического развития всех
регионов страны.

Степень
научной разработанности проблемы.
Отдельные аспекты развития социального управления как целостной системы
методов и способов воздействия на социальную сферу рассматривались в трудах таких
ученых и специалистов, как Л.И. Абалкин, A.M. Бабич, Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров,
В.Н. Лексин, Р.Г. Маннапов, А.Н. Швецов, Л. Эрхард и др.

Вопросам организации социальной
защиты населения посвящены труды авторов С.А. Анисимовой, Н.Ф. Басовой, Е.И.
Василенко, Е.Н. Жильцова, З.П. Замараевой, А.Б. Золотаревой, С.В. Кадомцевой,
И.П. Лаврентьевой, Н.Р. Хамидуллина, Е.И. Холостовой и других.

Существенный вклад в исследование
вопросов организации социальной защиты населения на государственном и
региональном уровне внесли А.В. Пикулькин, И.П. Лаврентьева, С.В. Кадомцева,
Е.И. Холостова. Их работы содержат фундаментальные основы организации системы
социальной защиты населения, но они не могут быть в чистом виде применены для
разработки мероприятий по совершенствованию социальной защиты, так как в значительной
части эти исследования охватывают только используемые в настоящее время
технологии, и не содержат рекомендаций по развитию социальной защиты населения,
их перспектив и возможных направлений совершенствования.

Вместе с тем, несмотря на широкий круг исследований в области
социальной защиты населения, вопросам совершенствования данного элемента социальной
сферы на региональном уровне уделяется недостаточно внимания, что
свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования данной проблемы.

Объект исследования – система социальной защиты населения.

Предметом исследования выступают социально-экономические и
организационно-правовые отношения, формирующиеся в процессе развития системы социальной
защиты населения.

Целью настоящей работы является исследование особенностей
государственного управления в сфере социальной защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:

— дать характеристику
социальной защиты как объекта государственного управления;

— рассмотреть
р
азвитие правовой основы
организации государственного управления в области социальной защиты;

— исследовать
с
истему государственного
управления в области социальной защиты;

— проанализировать полномочия Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации;

— проанализировать
полномочия Федеральной службы по труду и занятости;


проанализировать полномочия иных федеральных органов государственного
управления
в области
социальной защиты;

— охарактеризовать административно- правовой статус
органов государственного управления субъектов РФ в области социальной защиты
(на примере Кемеровской области-Кузбасса).

Методология
исследования
. В рамках проведения исследования использовались следующие методы:
анализ, дедукция, классификация, конкретизация. Использованы частные и общие
эмпирические методы: прогнозирование, изучение и обобщение опыта, анализ общей
и специальной литературы, а также формально-юридический и сравнительно-правовой
методы.

Практическая значимость
заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть
использованы при дальнейшем изучении теоретических и научно-практических
проблем, связанных с социальной защитой населения. Кроме того, сформулированные
в работе практические положения могут быть использованы в деятельности органов
государственной власти.

Структура
исследования
включает введение, три главы, заключение и список использованных
источников.



[1] Ушаков И. А. Современные
подходы к разработке проблемы социальной защищенности личности // Вестник
Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. — 2015. — № 6. — С. 126-129.

[2] Кошкина, Д.И. Модернизация управления социальной
инфраструктурой региона (на примере Владимирской области): автореф. дис. …
канд. экон. наук / Д.И. Кошкина. — Владимир, 2011. — С.3.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования
можно сформулировать следующие выводы.

В системе
государственного управления а
дминистративно-правовой механизм реализации социальных прав граждан
включает в себя: правовые основы обеспечения социального обслуживания
населения; органы исполнительной власти, осуществляющие государственное
управление этой сферой; организации социального обслуживания, находящиеся в
ведении федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ;
негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального
обслуживания; а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
социальное обслуживание.

Решение важных
вопросов, касающихся совершенствования законодательства в сфере права на
социальное обеспечение, требует активного участия со стороны законодателя, и
осмысления им необходимости и срочности принятия мер по разработке новых
положений, направленных на улучшение качества социальных услуг, повышение
гарантий реализации и защиты социальных прав граждан и обеспечение их интересов
при оказании социального обеспечения. Полагаем, что вышерассмотренные
предложения по совершенствованию законодательства в сфере конституционного
права на социальное обеспечение позволят разрешить ряд проблем, существующих в
практической деятельности органов социального обеспечения и судов общей
юрисдикции.

Социальная
поддержка населения в Российской Федерации существует в виде особого
социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность
закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение
важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью
социально-приемлемого уровня жизни.

Назначение
социальной защиты состоит в том, чтобы путем возложения на государство
обязанности по предоставлению конкретных мер социальной защиты отдельным слоям
населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе,
стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный
статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.

Социальная
поддержка населения в этих рамках представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан,
находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная защита населения как
механизм социальной политики государства включает три основных формы:
социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Особенность
Конституции РФ, заключается в том, что в ней не установлен определенный уровень
гарантий в сфере социального обеспечения, а значит, ее нормы имеют
характеристику нечетких и неполных, а формулировки – неоднозначных.

Также
область права на социальное обеспечение регламентируется огромным количеством
федеральных нормативно-правовых актов. Отметим, что отрасль права социального
обеспечения характеризуется отсутствием единого кодифицированного источника,
регламентирующего весь комплекс отношений социума, формирующих предмет права
социального обеспечения. В настоящее время в федеральных законах зафиксированы
права граждан на различные виды социального обеспечения.

Право на
социальное обеспечение – отрасль всеобъемлющая, включающая и пенсионное обеспечение,
и предоставление социальных услуг, и обеспечение граждан пособиями,
компенсационными выплатами и т.д. Высшим уровнем регламентации данной отрасли
являются Конституция РФ и ратифицированные международные правовые акты. К
сожалению, на конституционном уровне не устанавливается минимального уровня
гарантий в области социального обеспечения, Конституция РФ характеризуется
нечеткими и неполными нормами, а также неоднозначными формулировками в данной
сфере.

Следует
также отметить недостаточный уровень систематизации федерального и
регионального законодательства, отсутствие единого кодифицированного источника,
регулирующего всю совокупность отношений социума, составляющих предмет права
социального обеспечения. А это препятствует последовательному развитию данной
отрасли права и допускает возможность его частых изменений по различным
причинам.

Еще одна
особенность современной регламентации права на социальное обеспечение
заключается в наличии у каждого субъекта РФ собственной модели законодательного
регулирования, что порождает нарушение таких принципов социального государства,
как всеобщность, социальная справедливость, равенство прав граждан и другие,
т.к. в этом случае многое определяет уровень благосостояния конкретного
региона.

Также
правовой массив законодательства данной отрасли характеризуется
противоречивостью и пробельностью, применением по отношению к одним и тем же
субъектам разных механизмов регулирования, отсутствием единой терминологии,
неусмотрением в некоторых законах источников финансирования и механизмов реализации
прав.

В связи с
наличием указанной проблемы обязательным становится решение вопроса
систематизации законодательства о социальном обеспечении, создания единого
кодекса социального обеспечения. Это позволило бы устранить противоречия,
порождаемые отсутствием системного подхода, качественно улучшить содержание
законодательства.

В ходе исследования было отмечено, что, в системе социального страхования
имеется ряд проблем, например, отсутствие личной ответственности работников –
застрахованных лиц в финансировании социального страхования; отсутствие доступа
к системе социального страхования частного бизнеса в виде участия страховых
компаний в страховании социальных рисков; отсутствие «прозрачности» денежных
потоков в системе социального страхования и др.

Проблемы социального страхования в России необходимо
решать при помощи поэтапного изменения законодательной базы в системе
социального страхования, а не только поиском новых источников вклада доходов
или сбалансированностью статей бюджета.

Для повышения роли социального страхования в системе
СЗ, необходимо реализовать следующие меры:

• Усиление мер контроля по недопущению работодателями
«серых» схем при выплате заработной плате, как в части «конвертной» системы и, следовательно,
полноты перечисления взносов в ФСС, так и своевременном перечислении,
недопущение наличия задолженностей;

• Обеспечение целевого использования страховых взносов
работодателей — страхователей исключительно на выплаты при наступлении
страхового случая в отношении работника — застрахованного лица;

• Разработать алгоритмы участия страховых компаний в
социальном страховании в части софинансирования страховых выплат, привлечение к
данному партнерству работников, которые готовы самостоятельно выплачивать часть
страховых взносов. Функция государства в этом процессе — контроль соблюдения
прав самозастрахованного лица — работника, его поощрение в самостраховании;

• Разграничение в рамках СЗ социального страхования
работающих и социального обеспечения малоимущих и нуждающихся, не допускать
использование средств социального страхования на иные нужды.

В России
были приняты два федеральных закона, регламентирующих общие принципы
предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов. С формально-правовой точки зрения они не уступают
аналогичным западным законам. В них подчеркивается необходимость обеспечения
равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация
обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной
адаптации пожилых.

Одной из мер по улучшению
ситуации в сфере социальной защиты населения является предоставление регионам
возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например,
стимулирование
благотворительной деятельности, разработка
нетрадиционных видов социальной защиты населения, таких как санаторий на дому
или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области
защиты инвалидов – одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

На
государственном уровне


увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий,
средств реабилитации;


увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;


оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях,
расширение сети специализированных образовательных учреждений.

На
муниципальном уровне

1.
Внедрение электронного документооборота с использованием электронно-цифровой
подписи по запросам УСЗН с другими ведомствами.

Второй
основной проблемой в УСЗН является отсутствие электронного документооборота для
обмена информацией УСЗН с другими ведомствами. Людям, обратившимся в УСЗН
приходится самим получать промежуточные документы, а затем еще и длительное
время ждать обработки заявлений. Для решения данной проблемы мы предлагаем
внедрить электронный документооборот с использованием электронно-цифровой
подписи по запросам УСЗН с другими ведомствами.

2.
Улучшение технического оснащения УСЗН.

Для решения этой проблемы мы предлагаем каждое рабочее
место специалиста оснастить веб-камерой, которая позволит делать фото клиента
на месте, что сократит его затраты на изготовление фотографий и позволит
сэкономить время обслуживания. Вторым техническим средством, позволяющим
повысить эффективность обслуживания, будет являться оснащение каждого
специалиста УСЗН многофункциональным устройством 3 в 1 (принтер/копир/сканер).
Особенно необходимым является сканер, который позволяет сканировать документы и
распознавать их в текстовую форму, что существенно сократит время ввода данных
клиента в компьютер.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Теоретические аспекты административно-правовой организации государственного
управления в области социальной защиты

 

§1.
Характеристика социальной защиты как объекта государственного управления

 

 

Во все времена существовала и существует определенная часть населения,
которая сталкивается с проблемами, связанными с самостоятельным обеспечением
своего полноценного существования, и нуждается в поддержке со стороны
государства. Из числа основных социальных проблем, выделяется проблема снижения
уровня дохода населения, что в свою очередь, относит многих граждан в категорию
малоимущих. На общем фоне сложной экономической ситуации в стране, данная проблема
имеет особый статус. В настоящее время эта проблема является наиболее значимой.
В обществе прослеживается картина последовательного расслоения населения,
критерием которого выступает уровень дохода и материального обеспечения.

Одним из ключевых компонентов социальной политики
является социальная защита, которая выполняет стратегическую функцию снижения
социальной напряжённости в обществе.

При этом в научной литературе нет
общепринятого понимания социальной защиты и ее базовых форм. Одним из первых
понятие «социальная защита» упоминается в документах Международной организации
труда, где положен в основу всех ее концепций по вопросом социальной политики.
Позднее данное определение отобразилось в работах Европейского Союза. Таким
образом, термин «социальная защита» вклинился в документах различных организаций
и получил широкое распространение.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" социальная
защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых
мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для
преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных
на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни
общества.

Определение «социальной защиты» нашла
отражение не только в законодательных и правоприменительных актах, но и суждениях
ученых. Так, российский ученый и судья Н.С. Бондарь отмечает, что социальные
права «… имеют общественную направленность, выступают инструментом
утверждения гуманизма и социальной справедливости, требуют детальной
конкретизации в текущем законодательстве»[1].

А. Шайо в определение социальных прав
включает «все социальные услуги, предоставленные государством гражданам в
соответствии с их социальным статусом»[2].
Холостова
Е.И. указывает, что «социальная защита – это система мер, средств, действий,
призванных помочь определенным слоям, группам, общностям и отдельным людям,
подвергающимся неблагоприятному воздействию экономических, социальных,
экологических, демографических и других факторов»[3].

Шило И.Н. полагает, что «социальная защита – это
общественный механизм, предохраняющий отдельные категории граждан или отдельных
индивидов от сползания их уровня и качества жизни ниже предела, минимального в
данном обществе в данное историческое время»[4].
Морозова Е.А. дополняет данную формулировку, указывая, что «социальная защита –
это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических
гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества
условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека. «[5].

В данной трактовке дефиниция «социальная защита» по
сути, очень близка к категории «социальная справедливость», что, по нашему
мнению, позволяет несколько преодолеть традиционно узкое понимание социальной
защищенности. Однако Е.А. Морозова, впрочем, и Е.И. Холстова, и И.Н. Шило,
совершенно без внимания оставляют тезис о достаточном уровне жизни населения.

И.В. Павлова указывает на необходимость учета
значимых факторов внешней среды при организации социальной защиты. Это
свидетельствует, что содержание, механизмы и принципы социальной защиты
являются весьма динамичными[6].

Социальная защита населения – это определенные
действия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики
Российской Федерации[7]. Это
сфера объединения самых главных интересов в жизнедеятельности человека,
социальной политики страны и социально-экономических прав. Это и область, где
объединяются такие общие для всех людей ценности, как равенство всех перед
всеми, общественная справедливость, человечность, нравственные устои общества.

Сущностными признаками социальной защиты населения
являются следующие правовые категории:

1. Социальное обслуживание – деятельность всех
социальных служб на территории Российской Федерации, обеспечивающих социальную
поддержку уязвимых слоёв населения при оказании им социально-бытовых,
медицинских, педагогических и правовых услуг, материальной помощи при
назначении и выплате пенсий, стипендий, предоставлении льгот, которые являются неотъемлемыми
элементами социального обслуживания.

2. Органы социальной защиты – уполномоченные органы
исполнительной власти, ответственные за социальную защиту населения. К ним
относятся, например, Министерство труда и социальной защиты Российской
Федерации, комитеты социальной защиты по труду и занятости населения и
государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и др.
Компетенция этих учреждений заключается в урегулировании социально-правовых
отношений с наименее благополучными и наиболее уязвимыми в социальном плане
гражданами.

3. Целесообразность и справедливость деятельности по
социальной защите населения обуславливается демонстрацией наиболее уязвимым
слоям населения, что они равны с остальными людьми во всех правах и свободах на
полноценное существование и развитие.

4. Эффективность деятельности по социальной защите
населения определяется достижением поставленной цели социальной защиты и тем,
что наиболее уязвимые слои населения получают гарантию стабильного дохода за
счёт средств бюджетов всех уровней.

Нередко возникают вопросы по поводу соотношения
социальной защиты и социального обеспечения.

Первая точка зрения заключается в том, что понятия «социальная защита» и
«социальное обеспечение» отождествляются, то есть признаются равными.

Так, в ряде случаев авторы не делают различий между
понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в
соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее
определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или
социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно
закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам,
обеспечивающих приемлемый уровень жизни»[8].  

Встречаются случаи полного отождествления понятий
«социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия
предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности
в законодательной базе России как равнозначной»[9].

Е.И. Холостова, отождествляя указанные рассматриваемые
понятия, считает, что понятие «социальная защита» в России было введено на
смену понятию «социальное обеспечение», которое использовалось в советские
времена[10].

Вторая точка зрения состоит в том, что понятия «социальная защита» и
«социальное обеспечение» равными не являются.

Так, З.П. Замараева отмечает, что понятие «социальная защита» многограннее и богаче понятия
«социальное обеспечение», поскольку социальная защита включает многие
подсистемы, в том числе и социальное обеспечение[11].

В свою очередь, П.Н. О.Л. Дариенко и Е.Г. Курган считают понятие
«социальное обеспечения» более корректным, чем «социальная защита», поскольку в
процессе обеспечения прав и свобод человека «защита» является только одним из составляющих
элементов. Кроме этого, по мнению названных авторов, слово «защита»
ассоциируется с временным действием, которое должно закончиться, как только пройдет
угроза, при том, что «обеспечение» представляет собой перманентный процесс, не зависящий
от временных жизненных осложнений[12].

М.Ю. Федорова отмечает, что система социальной защиты
населения возникает на основе системы социального обеспечения путем качественного
преобразования ее элементов, наполнения их новым содержанием, а также ее
расширения за счет появления новых компонентов, направленных на защиту от видов
социального риска, присущих рыночной экономике[13].

Д.Н. Алейник также полагает, что социальная защита
населения формируется на основе системы социального обеспечения, отмечая, что
социальная защита населения включает в себя меры, направленные не только на
ликвидацию или минимизацию социально-неблагоприятных последствий, но также и на
предотвращение их наступления. В результате этого, по мнению указанного автора,
социальная защита выполняет превентивную функцию, что не свойственно
социальному обеспечению[14].

Наконец, третья точка зрения заключается в том,
что «социальная защита» по своему содержанию шире, чем «социальное обеспечение».

Так, В.И. Шарин отмечает, что современная система социальной защиты
населения состоит из четырех подсистем: социального обеспечения; социального
страхования; системы социальной помощи (поддержки); блока остальных предоставляемых
государством социальных преференций и форм социальной защиты. При этом
указанный автор полагает, что центральным элементом системы социальной защиты
является социальное обеспечение, как сфера, созданная и регламентируемая
государством, она несет на себе основную нагрузку по социальной защите[15].

Г. Скачко выражает свое
согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять
базовых институтов социальной защиты населения:

1) государственная
социальная помощь;

2) государственное
социальное обеспечение;

3) обязательное
социальное страхование (по закону);

4) добровольное
дополнительное социальное страхование;

5) добровольное личное страхование[16].

То есть, по мнению указанного автора, социальное
обеспечение является институтом социальной защиты, а следовательно, социальная
защита шире, чем социальное обеспечение.

В.В. Антроповым высказывается мнение о том, что термин
«социальная защита» – «более широкое понятие, которое предполагает не только
гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во
взаимоотношениях с работодателями»[17].

П. Спикер также считает, что понятие «социальная
защита» является более широким, нежели «социального обеспечения», поскольку
включает элементы, не содержащиеся в понятии «социальное обеспечение»[18].

Остановимся на наиболее, по нашему мнению,
универсальном определении социальной защиты, подтверждающем отсутствие
тождественности между социальным обеспечением и социальной защитой: социальная
защита – это меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей
права (права социального обеспечения, трудового, экологического, жилищного,
гражданского и др.) и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных
международным и национальным законодательством о защите основных прав граждан[19].

Итак, понятие «социальная защита» и «социальное
обеспечение» не являются идентичными, поскольку первое, кроме социального
страхования, социальных стандартов и гарантий государства населению
предусматривает социальное обеспечение как составную часть.

Следовательно, на основе рассмотренных точек зрения можно
сделать вывод, что правильным является третий подход, согласно которому понятие
«социальная защита» шире, чем «социальное обеспечение».

Таким образом, выявленная сущность понятий «социальная
защита» и «социальное обеспечение» позволила установить соотношение между ними,
которое сформулируем следующим образом: социальное обеспечение – это отдельная
составляющая системы социальной защиты населения страны.

Таким образом,
обобщая вышеприведенные определения и признаки социальной защиты сформулируем
следующее определение: под социальной защитой можно понимать систему
общественных отношений и мероприятий, осуществляемых государством и обществом,
а также их различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально
достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного
существования отдельных социальных классов и слоев населения
.



[1] Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России /
Н. С. Бондарь. — Ростов-на-Дону, 1996. — С. 179.

[2] Шайо А. Как верховенство права погубило реформу
социальной защиты в Венгрии / А. Шайо // Конституционное право.
Восточно-европейское обозрение. — 1998. — № 2. — С. 54.

[3] Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие
/ Отв. Ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. — М.:
ИНФРА — М, 2012. С. 39.

[4] Шило, И.Н. Социальная защита как общественный
институт / И.Н. Шило // Социальная работа в современном обществе: реалии и
перспективы: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Теория,
практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» / Под ред.
С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. — Барнаул, 2011. —  С. 72-73.

[5] Морозова, Е.А. Социальная защита — анализ современных
трактовок / Е.А. Морозова / Социальная политика и социология. – 2014. — №1. —
С. 22 – 23.

[6] Павлова, И.В. Модернизация системы социальной защиты
граждан России: необходимость и возможные направления: автореф. дис. … докт.
экон. наук / И.В. Павлова. – М., 2014. – С. 11.

Похожие работы