Логопедия Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Дифференцированный подход к формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ  6

1.1. Сущность понятия связной речи. 6

1.2. Онтогенез развития речи. 14

1.3. Характеристика речевого развития у дошкольников с
общим недоразвитием речи. 18

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 34

2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента. 34

2.2. Организация экспериментального исследования. 35

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов. 49

Выводы ко второй главе. 60

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.. 62

3.1. Реализация дифференцированного подхода в формировании
навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. 62

3.2. Система упражнений по формированию навыка пересказа у
дошкольников с общим недоразвитием речи. 65

3.2.1. Упражнения для развития словесно-логического
мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. 67

3.2.2. Упражнения для развития смыслового прогнозирования. 73

3.2.3. Упражнения для формирования навыка пересказа. 76

3.3. Проверка эффективности проведенной работы.. 82

Выводы к третьей главе. 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 90

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 9228, с. 467].

Речь выполняет функцию
«сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих», поэтому выступает способом
формирования мысли 
[82, с. 136].

Согласно мнению Е.Г. Ивчатовой,
связная речь является смысловым развернутым высказыванием, совокупности
предложений, логически взаимосвязанных между собой. Связной речью обеспечивается
общение и взаимопонимание людей. В связи с этим развитие связанной речи является
одной из важнейших задач дошкольного образования
[48].

В.К. Воробьева
пишет, что при спонтанном развитии умения и навыки связной речи у дошкольников
с ОНР являются недостаточными по сравнению с детьми с нормативным речевым
развитием. Такой уровень развития связной речи при дальнейшем обучении в школе является
серьезным препятствием
[24].

По мнению Р.Е. Левиной,
связная речь обладает сложной организацией, поэтому необходимым является
специальное речевое обучение
[55], в частности, детей с ОНР. Согласно
точке зрения Т.А. Ладыженской, обычно пути такого обучения являются
недостаточно ясными, так как довольно частыми являются проблемы недостаточной
сформированности и научной обоснованности теоретической и методологической базы
развития связной речи у дошкольников, в том числе и дошкольников с ОНР
[54, с. 5-10]. Поэтому воспитатели и логопеды в ДОУ,
как правило, пользуются общедидактическими рекомендациями, приёмами,
рассчитанными на детей с речевым развитием в норме.

Согласно точке зрения Н.А. Помазковой,
развитие речи и овладение родным языком являются самыми важными приобретениями в
дошкольном возрасте. У детей с нормальным речевым развитием старшего дошкольного
возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.

Отметим, что владение
родным языком предполагает сформированность умения правильного построения
предложений, а также умения рассказывать о предмете: называть его, описать сам
предмет и события с ним связанные, говорить о последовательности событий. Сформированность
навыков пересказа предполагает умение составлять рассказ, состоящий из ряда
предложений, давать характеристику существенных сторон и свойств предмета,
который описывается, описывать события, которые должны быть логическими и последовательными.

Н.А. Помазкова отмечает,
что речевое и умственное развитие детей в формировании связной речи обладают тесной
связь. При этом особая роль отводится развитию мышления, восприятия,
наблюдательности у детей. Умение ребенка связно о чем-либо рассказать
предполагает то, что он должен четко представлять себе объект рассказа, он
должен уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами
и явлениями. Для построения такого рассказа детям необходимы сформированные построения
сложных предложений, использования языковых средств для связи предложений
[73].

По мнению Н.С. Жуковой,
в следствии неполноценного речевого развития дети обладают недостаточной сформированностью
многих сфер (сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая). У детей с ОНР
существенно снижена продуктивность запоминания при относительно сохраненной
смысловой, логической памяти, причиной чему становится сниженная вербальная
память. Поэтому часто такие дети забывают сложные инструкции,
последовательность выполнения заданий
[38].

О.Н. Бельды в своей
статье пишет, что во ФГОС ДО определен один из основополагающих принципов,
состоящих в формировании у дошкольников познавательных интересов и действий
ребенка в разных видах деятельности 
[7]. И.Т. Касавин отмечает, что именно
в познании дети развиваются
[50]. Речи в развитии дошкольников
отводится значительная роль в процессе умственного развития. Основу речевого
мышления составляют словесные значения, понятия и логические операции. В
концепции «единства мышления и речи» Л.С. Выготского отмечается, что предметной
отнесенность слова-названия формируется одновременно с формированием значений
слов и систем значений 
[27].

Таким образом, развитая
связная речь важна не только для выражения мыслей, общения друг с другом, но и
для осуществления мыслительной деятельности.

Отношение между речью и
мышлением в психологии обозначается термином «единство». Это единство
обусловлено общей основой их возникновения и развития – общественной трудовой
деятельностью людей. Без языка нет человеческого мышления. Речь была одной из
тех сил, которые помогли человеку выделиться из животного мира, развить свое
мышление. С другой стороны, без мышления не может быть и речи
[25].

Средством обмена мнениями
является язык, который считается действительностью мысли и развивается с
развитием человеческого мышления. Однако целесообразно полностью отождествлять
эти понятия, ведь одну и ту же мысль мы можем выразить разными словами.
Несовпадение процессов развития мышления с процессом развития речи показывают
наблюдения за развитием ребенка: усваивая в процессе общения со взрослыми
готовы речевые формы, слова, обороты, ребенок не всегда вкладывает в них
соответствующее им содержание.

Наша речь состоит из
слов, которые, хотя и могут касаться отдельных предметов, всегда имеют
некоторые общие значения. Итак, слово является понятием. Например, когда
ребенок усваивает значение слова «книга», то он понимает под этим словом не
только однажды увиденную им книгу, но любые книги, которые он видел, читал и
тому подобное. Закономерно, что для этого необходимо отвлекаться от многих
индивидуальных особенностей предметов, обобщить признаки, по которым многие
предметы разной формы, цвета, величины объединяются в одну группу, подводятся
под одно понятие, выраженное словом. Поэтому мышление в понятиях не может быть
безречевым. Его неотъемлемой опорой, средством формирования и выражения служит
речь
[36, с. 38-39].

Похожие работы