История медицины Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему женщины -хирурги в истории отечественной медицины

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Женщины в медицине 6
1.2 Известные женщины-врачи 10
2. ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ХИРУРГИ В РОССИИ 17
2.1 Доктор Архангельская 17
2.1 Женщина хирург — Анна Левушкина 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования данная работа позволяет проанализировать достижения, сделанные женщинами в лечении, диагностике, профилактике заболеваний в России. Врачевание, лечение исконно было женским занятием. С древнейших времен, пусть и на бытовом уровне, женщины оказывали лечебную помощь, накапливая и передавая следующим поколениям жизненно важные знания и навыки.
Впоследствии медицина как профессиональное занятие, взяли в свои руки мужчины, женщины же по-прежнему сохраняли древнейшие традиции. Именно к ним, знахаркам и ворожеям прибегали в повседневной жизни многие поколения на всех континентах. Однако немало из них подверглись преследованиям, обвинениям в колдовстве.
Имена отдельных женщин-врачей доносят до нас древние источники. В Римской империи Аспазия была известна как искусная акушерка, которая к тому написала труд, в котором уделила внимание вопросам лечения женских болезней, беременности и уходу за новорожденными. Были женщины-врачи и в знаменитой медицинской школе в Салерно: Абелла, которая написала трактата о «О природе человеческого семени»; «благородная матрона» Тротула автор трудов «О женских болезнях» и «О составлении лекарств»; доктор медицины Константа Календа и другие.
Серьезные изменения стали происходить в 19 веке, когда стали появляться первые женщины-врачи. В России женщины стали «прорываться» в медицину во второй половине столетия, когда в стране стали происходить изменения в социальной и политической жизни, в образовании. Несмотря на запрет обучения в российских университетах, женщины предпринимали попытки обойти ограничения, сформулированные в уставах. Часть из них уезжала в европейские учебные центры, в частности, в Цюрих. Первой из них была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918), которая с 1864 по 1867 год проходила обучение на медицинском факультете Цюрихского университета. После окончания курса обучения она успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства.
Были и те, кто «пробивал» косность в самой России. Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) смогла окончить курсы акушерок, а затем, воспользовавшись «лазейкой» в законодательстве, получила возможность пройти пятилетний срок обучения в Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии в Санкт-Петербурге. Варвара Александровна стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с представителями «сильного пола». В 1876 году она защитила на родине диссертацию на степень доктора медицины, тем самым показав несостоятельность бытовавших взглядов на женское образование.
В 1872 году при Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии в Санкт-Петербурге был открыт «Особый женский курс для образования ученых акушерок», который с 1876 года стал называться Высшие женские врачебные курсы. Многие исследователи по праву называют его первым высшим женским медицинским учебным заведением не только в России, но и во всей Европе. Значительная часть передовых русских ученых-медиков, составлявших гордость отечественной науки и практики ратовали за развитие женского образования в России. Среди них стоит назвать имена профессоров В. А. Грубер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин и многих других. Сергей Петрович Боткин принимал непосредственное участие в основании Женских высших врачебных курсов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исторически и в настоящее время во многих частях мира участие женщин в медицинской профессии (как, например, врачей или хирургов ) значительно не поощряется. С другой стороны, широко распространена неформальная медицинская практика женщин в таких сферах, как лица, обеспечивающие уход, или в качестве смежных медицинских работников.
Участие женщин в области медицины было зафиксировано в нескольких ранних цивилизациях. Египетская из раннего династического периода или Древнего царства Египта , Мерит Птах, описано в надписи, как «главный врач», является самой ранней женщиной по имени в истории науки. Агамед был процитирован Гомером как целитель в древней Греции перед Троянской войной. Ангодис была первой женщиной-врачом, которая легально практиковала в 4-м веке до нашей эры в Афинах.
Большинство стран мира в настоящее время предоставляют женщинам равный доступ к медицинскому образованию. Однако не все страны обеспечивают равные возможности трудоустройства, и гендерное равенство еще не достигнуто по медицинским специальностям и во всем мире, несмотря на исследования, предполагающие, что женщины-врачи могут оказывать более качественную помощь, чем врачи-мужчины.
Таким образом, приведенная доказательная база, её анализ позволяют утверждать, что женщины России оставили значительный след в истории отечественной медицины, реализовывая свой потенциал милосердия и благородства. Полная драматизма и сложностей борьба женщин за социальную самостоятельность и экономическую независимость в условиях дореволюционной России, государственная политика советского периода позволили им занять видное место в отечественной медицине, представить которую сегодня без женского участия невозможно. И в современных условиях женщины России по-прежнему остаются примером эмансипации, определяя во многом облик современной цивилизации, давая надежный ориентир всему мировому сообществу.
А. Г. Архангельская заслуженно пользовалась большим авторитетом в широких кругах русских медиков. Она принимала активное участие во всех съездах Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова и в съездах русских хирургов, избиралась на них почётным председателем. Ею было опубликовано свыше 50 работ. Большое значение Архангельская придавала популярным изданиям. Одна из таких работ, «Для чего доктора делают операции и какая от того бывает польза больному», являлась в 1897 году первой брошюрой, изданной Пироговской комиссией по распространению гигиенических знаний в народе. Другую брошюру, «Первая помощь в несчастных случаях и при внезапном заболевании людей», для большей доходчивости простому народу редактировал Л. Н. Толстой, который лично знал и высоко ценил А. Г. Архангельскую. Отдавая всё своё время родному детищу – Петровской больнице, нуждам больных, Архангельская мало заботилась о себе.
Старейший практикующий хирург-колопроктолог России Алла Левушкина умерла в возрасте 92 лет.
Она проработала в практическом здравоохранении 67 лет. Она являлась одной из основательниц колопроктологической службы Рязанской области. Хирург проводила операции в Рязанской городской клинической больнице № 11, однако в 2018 году закончила свою трудовую деятельность.
Она работала хирургом с 1951 года и провела более 10 тыс. операций. В 2014 году Левушкина получила всероссийскую премию «Призвание» в номинации «За верность профессии».

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН ВО ВРАЧЕБНЫЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Женщины в медицине

Хирургия – одна из самых ярких и, если можно так сказать, эффектных специальностей в медицине. Из всех способов лечебного воздействия хирургическая операция позволяет помочь пациенту наиболее быстро и радикально и часто в буквальном смысле слова спасти жизнь. И именно в хирургии врачебное вмешательство сопряжено с высоким риском – ошибка может быть фатальной. Мелочей в хирургии нет. Врачи, работающие в этой специальности, должны обладать в первую очередь такими качествами, как решительность, ответственность, внимательность (даже скрупулезность) и физическая выносливость
С древних времен в быту женщины занимались врачеванием, собирая и передавая последующим поколениям эти знания и навыки. И неудивительно, что первые упоминания о врачевателях относятся к женщинам. К примеру, египтологи считают, что первой женщиной-врачом была Мерит-Птах, упоминаемая на табличке в гробнице её сына — верховного жреца. В свое время она гордо носила звание «вождь врачей».
Если мы перенесемся в Элладу, то и тут найдем упоминания о женщинах-целительницах . Агнодика — первая древнегреческая акушерка, родом из Афин. Местные законы запрещали женщинам изучать медицину. Но, согласно трудам Гая Юлия Гигина, Агнодика, страстно желая постигнуть врачевание, выдала себя за мужчину, чтобы учиться у знаменитого врача Герофила. Преуспев в акушерстве и гинекологии, она столкнулась с обвинением в растлении своих пациенток. Представ перед законом и раскрыв свой истинный пол, она избавилась от клеветы, но заработала новую проблему — ведь она нарушила запрет. К счастью, на её защиту встали благодарные пациентки. Результат приятно удивил общественность: неугодный закон был отменен.
В средние века врачевание также оставалось сугубо мужским занятием. Для женщин же оно могло окончиться печально: обвинением в колдовстве и сожжением на костре в качестве ведьмы.
Сестры милосердия при монастырях были, по сути, единственной возможностью для женщин заниматься врачеванием. И невозможно не упомянуть здесь Флоренс Найтингейл — героиню Крымской войны, которой удалось организовать уход за ранеными солдатами таким образом, что смертность среди них снизилась с 42 до 2%. В 1860 году Флоренс открыла школу для сестёр милосердия. Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения и в других странах, заложив основу обучения профессиональных медсестёр. 12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл, отмечается Международный день медицинской сестры.
Первые официальные женщины-врачи стали появляться лишь в 19 веке. Джеймс Бэрри — английский военный хирург, занимавшийся не только лечением солдат, провел самую первую зафиксированную операцию по кесареву сечению в Африке. Доктор стал героем фильмов и литературных произведений, а все потому, что после смерти Бэрри стали ходить слухи, что он никто иной, как Маргарет Балкли – девушка, сменившая личность ради занятия медициной .
Первой женщиной, официально получившей диплом медика, стала Элизабет Блэкуэлл — выпускница Женевского медицинского колледжа, куда ее приняли с условием, что ни один студент не будет против появления в учебном заведении женщины. Молодые люди решили, что это розыгрыш и согласились на голосовании принять новичка. Помимо всего прочего, Элизабет стала первой женщиной, включённой в UK Medical Register.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН ХИРУРГОВ 6
1.1 Путь женщин к званию врача 6
1.2 Женщины в медицине 10
2. ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ ХИРУРГИ 14
2.1 Вера Гедройц — женщина-врач 14
2.2 Анна Левушкина – женщина хирург 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования врачевание, лечение исконно было жен-ским занятием. С древнейших времен, пусть и на бытовом уровне, женщины оказывали лечебную помощь, накапливая и передавая следующим поколени-ям жизненно важные знания и навыки.
Впоследствии медицина как профессиональное занятие, взяли в свои руки мужчины, женщины же по-прежнему сохраняли древнейшие традиции. Именно к ним, знахаркам и ворожеям прибегали в повседневной жизни мно-гие поколения на всех континентах. Однако, немало из них подверглись пре-следованиям, обвинениям в колдовстве. Так, при негласном одобрении роли женщины в простейшем оказании медицинской помощи, она вместе с тем, была лишена возможности легального занятия медициной, проходить обуче-ние наравне с мужчинами, работать.
Имена отдельных женщин-врачей доносят до нас древние источники. В Римской империи Аспазия была известна как искусная акушерка, которая к тому написала труд, в котором уделила внимание вопросам лечения женских болезней, беременности и уходу за новорожденными.
Были женщины-врачи и в знаменитой медицинской школе в Салерно: Абелла, которая написала трактата о «О природе человеческого семени»; «благородная матрона» Тротула автор трудов «О женских болезнях» и «О составлении лекарств»; доктор медицины Константа Календа и другие.
Серьезные изменения стали происходить в 19 веке, когда стали появ-ляться первые женщины-врачи. В России женщины стали «прорываться» в медицину во второй половине столетия, когда в стране стали происходить изменения в социальной и политической жизни, в образовании.
Несмотря на запрет обучения в российских университетах, женщины предпринимали попытки обойти ограничения, сформулированные в уставах. Часть из них уезжала в европейские учебные центры, в частности, в Цюрих. Первой из них была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918), которая с 1864 по 1867 год проходила обучение на медицинском факультете Цюрих-ского университета. После окончания курса обучения она успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства.
Были и те, кто «пробивал» косность в самой России. Варвара Алексан-дровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) смогла окончить курсы акушерок, а затем, воспользовавшись «лазейкой» в законодательстве, получила воз-можность пройти пятилетний срок обучения в Медико-хирургической (Воен-но-медицинской) академии в Санкт-Петербурге. Варвара Александровна стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с предста-вителями «сильного пола». В 1876 году она защитила на родине диссерта-цию на степень доктора медицины, тем самым показав несостоятельность бы-товавших взглядов на женское образование.
В 1872 году при Медико-хирургической (Военно-медицинской) акаде-мии в Санкт-Петербурге был открыт «Особый женский курс для образова-ния ученых акушерок», который с 1876 года стал называться Высшие жен-ские врачебные курсы. Многие исследователи по праву называют его первым высшим женским медицинским учебным заведением не только в России, но и во всей Европе.
Значительная часть передовых русских ученых-медиков, составлявших гордость отечественной науки и практики ратовали за развитие женского об-разования в России. Среди них стоит назвать имена профессоров В. А. Гру-бер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин и многих других. Сергей Петрович Боткин принимал непосредственное участие в основании Женских высших врачеб-ных курсов.
В 19 веке женщины стали появляться и на поле боя, как действенные работницы при оказании медицинской помощи раненым и больным, а также женского ухода за пострадавшими военнослужащими. В русской армии это было связано с именем великого русского хирурга Николая Ивановича Пи-рогова и великой княгини Елены Павловны, которые вернулись к древней традиции, организовав работу сестер милосердия во время Крымской вой-ны. С другой стороны фронта инициатором подобной работы выступила Флоренс Найтингейл.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Отдельно отметим огромный вклад женщин-медиков, которые, несмот-ря на все ужасы войны, не опускали руки и помогали спасать жизни. Это и беспримерный подвиг санитарок, санинструкторов и сестер, спасавших ра-неных на полях боев, и огромный труд врачей во фронтовых госпиталях и в тылу.
Сотни тысяч женщин были призваны в военно-медицинские учрежде-ния санитарной службы Советской Армии. По линии Красного Креста 300 тысяч женщин получили специальности медицинских сестер, столько же — са-нитарок, свыше 500 тысяч — сандружинниц местной противовоздушной обо-роны.
За свой труд многие женщины-медики получили звание Героев Совет-ского Союза, в том числе и посмертно. Ими стали Гнорская Валерия Оси-повна, Кащеева Вера Сергеевна, Константинова Ксения Семеновна, Кравец Людмила Степановна, Самсонова Зинаида Александровна, Троян Надежда Викторовна, Шкарлетова Марина Савельева, Пушина Фаина Андреевна, Цуканова Мария Никитична, Щербаченко Мария Захаровна и многие-многие другие.
Татьяна Павловна Денягина после окончания мединститута в 1942 году начала службу в должности хирурга-ординатора полевого передвижного госпиталя 1-ой линии 59 армии на Волховском фронте. Во время ожесточен-ных боев шел такой поток раненых, что оперировали сутками. Татьяна Пав-ловна вспоминала на кафедре, как однажды она вышла из операционной по-дышать ночью свежим воздухом, а стоять не было сил, спать хотелось смер-тельно. Она зашла в первую попавшуюся палатку и рухнула, уснула. Ее долго искали, но она проснулась сама… в «мертвецкой». Рассказывала она это со смехом и со слезами на глазах. Вспоминала она о том, как попала с другими медиками в окружение, две недели они ходили по лесу голодные. Ослабленная и истощенная, сама лечилась в госпитале после выхода из окружения. Конец войны Татьяна Павловна встретила в Праге в звании ка-питана.
Надежда Федоровна Понаморева – хирург–солдат с необыкновенными руками, руками, возвращающими жизнь, руками – которым нет цены! В июле 1943 года она прибыла на Калининский фронт, госпиталь для легкора-неных – старший лейтенант Пономарева, врач-ординатор хирургического отделения. Про нее говорили, Надежда не даст умереть, поставит на ноги, поможет нам отомстить фашистам! Фронтовой госпиталь не стоит на месте, он двигается вслед за фронтом. Под Ленинградом ее наградили орденом Красной Звезды за самоотверженный труд, за воинский подвиг, за бесстра-шие. На территории восточной Пруссии еще один орден Отечественной вой-ны второй степени. Домой от Надежды приходят письма: «наступаем, идем вперед, гоним врага, мы победим!». На территории Германии госпиталь был прямо на передовой, бои шли жестокие, раненых было очень много, опера-ции проводились прямо под вражеским огнем. Земля трясется от взрывов, но хирург Пономарева стоит у стола, как в белоснежной операционной. Три дня и три ночи не отходила от операционного стола Надежда, оперировала, перевязывала, отправляла в тыл. И только с последним грузовиком с ране-ными уехала в тыл. Весна 1945 года. Вот-вот конец войне, а в операционной этого никто не видит. Война закончилась, а хирург Пономарева сражается за жизнь воинов. Только в 1946 году сняла военный мундир эта удивительная женщина.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН ХИРУРГОВ

1.1 Путь женщин к званию врача

Прошло немногим более ста лет с тех пор, как женщины получили возможность обучаться в университетах. Единственными доступными сфе-рами приложения своих сил и ума для них в те времена были преподавание и медицина. Но даже в этих областях они сталкивались с многочисленными преградами.
Шли века, однако целесообразность допуска женщин к освоению наук, и медицины в частности, ставилась под сомнение вплоть до конца ХІХ века. Если женщин и допускали к медицине, то только в качестве акушерок, нянек или сиделок.
В 1757 году в России впервые было создано училище повивальных ба-бок. Лекции в нем читались дважды в неделю на дому у врача, акушера или профессора.
За полвека училище выпустило всего 94 акушерки, что совсем не ре-шало проблемы (на земство полагалась всего одна повивальная бабка)[10]. Притом контролировали работу повитух не врачи или церковники, а поли-цейские участки: повитуху могли даже повесить по доносу о подпольном аборте!
К середине XIX века в Российской империи существовало уже шесть повивальных институтов с двухгодичным обучением, в основном при Воспи-тательных домах Петербурга и Москвы.
С появлением женских гимназий в 1854 году в Петербурге возникает первое фельдшерское училище, куда принималось до 20 воспитанниц Петер-бургского воспитательного дома в возрасте от 15 до 18 лет.
За четыре года девушки осваивали курсы по анатомии, физиологии, фармакологии, рецептуре, десмургии, части хирургии, а затем проходили практику в больницах Петербурга. За двадцать лет таких женских фельд-шерских школ и курсов было уже 12.
Но в конце XIX века фельдшерское женское образование развивалось медленно, а некоторые школы закрывались. Зачастую функции сестёр мило-сердия и фельдшериц в больничных условиях не различались, сводясь к са-нитарной работе, хотя квалификация фельдшериц была гораздо выше.
В большинстве случаев фельдшерские школы были платными, а в бес-платных выпускницы обязывались прослужить в лечебных заведениях своего ведомства не менее шести лет.
Слушательницы Высших женских медицинских курсов в Киеве, 1910 г.
Медицинское образование привлекало к себе женщин житейской прак-тичностью, возможностью личного развития, престижностью профессии и идеей «возвращения долга народу», широко распространённой в среде де-мократической интеллигенции того времени. И, если среднее медицинское образование медленно, но всё же становилось доступным для женщин, то с высшей школой было сложнее.
Однако прецеденты всё же имели место. В марте 1861 года домашняя учительница Людмила Ожигина подала в Харьковский университет проше-ние с просьбой разрешить посещать лекции на медицинском факультете.
Прошение дошло до Александра II, который решил вообще рассмот-реть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчина-ми.
Главное правление училищ запросило на этот предмет все российские университеты: Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский дали по-ложительный ответ, а Московский и Дерптский – отрицательный [18].
Некоторые университеты при отсутствии прямого запрета разрешили женщинам посещать лекции, а две дамы даже были приняты в Медико-хирургическую академию.
Однако в 1863 году комиссия по составлению университетского устава выступила против высшего образования для женщин. Дамы, взятые в Меди-ко-хирургическую академию, были отчислены.
Противники высшего женского образования утверждали, что у женщин недостаточный уровень подготовки, что государство не нуждается в высоко-образованных девушках, что учиться женщинам с мужчинами недопустимо, а открывать отдельные университеты для них нецелесообразно.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы