Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Законодательные органы субъектов Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8

1.1 Понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации 8

1.2 Принципы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации 14

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19

2.1 Субъекты права законодательной инициативы 19

2.2 Правовые процедуры реализации законодательной инициативы органами субъектов РФ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Власть всегда была в поле зрения юридической науки и фактически служила и продолжает служить объектом ее познания. То обстоятельство, что власть является фактическим объектом юридического познания, подтверждается целым рядом обстоятельств. Прежде всего, такой вывод напрашивается потому, что власть, как уже было отмечено, активно исследуется в юридической науке. Причем не только государствоведами, но и правоведами.

Устойчивый и нарастающий интерес к власти объясняется фактической ролью этого феномена в жизни общества, государства и в юридической сфере, а также значением знаний о власти для юридической науки. Государство и право, которые признаны объектами теории государства и права, без власти в реальной жизни не существуют и существовать не могут. Отделить право от власти можно лишь умозрительно, абстрактно, а государство от власти неотделимо в принципе. Практически всеми исследователями государственная власть в науке признается самым существенным феноменом в государстве, а все области исследования в государствоведени в той или иной степени основаны или связаны с изучением власти.

Современные конституционные системы демонстрируют большое разнообразие механизмов законодательного, исполнительного и судебного процессов, и доктрина, следовательно, потеряла большую часть своей жесткости и догматической чистоты. В XX в., и особенно после Второй мировой войны, участие правительства во многих аспектах социальной и экономической жизни привело к расширению сферы исполнительной власти. Таким образом, разделение властей относится к разделению обязанностей правительства на отдельные ветви, чтобы ограничить выполнение одной из основных функций другой.

Осуществление права законодательной инициативы управомоченными субъектами представляет собой одно из трех волеизъявлений, на которых основывается законодательный процесс, наряду с волеизъявлением парламента принять закон и волеизъявлением уполномоченного должностного лица осуществить его промульгацию. Вместе с тем, как федеральное, так и региональное регулирование материально-правовых и процессуальных аспектов осуществления права законодательной инициативы является во многом несовершенным. В частности, до сих пор отсутствует легальное определение права законодательной инициативы, единство законодательных подходов к формам осуществления этого права; материально-правовое содержание права законодательной инициативы разных субъектов зачастую подвергается произвольной дифференциации, а содержание правоотношения законодательной инициативы представляется в усеченном виде.

В результате, соответствующее правовое регулирование может быть охарактеризовано как неправомерное, противоречивое, снижающее гарантии реализации права законодательной инициативы. Все это негативно влияет на эффективность осуществления права законодательной инициативы и эффективность всего законодательного процесса. Существенной причиной недостатков правового регулирования является отсутствие надлежащей теоретической проработки всего комплекса вопросов осуществления права законодательной инициативы.

В этой связи научное исследование права законодательной инициативы и различных аспектов его осуществления приобретает особую актуальность. Само по себе создание формально-определенного, четкого, ясного, непротиворечивого правового механизма осуществления права законодательной инициативы актуально в свете развития России как правового государства. Кроме того, воплощение научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования осуществления права законодательной инициативы создает условия для своевременного принятия качественных законов, что крайне значимо в ситуации динамичного развития России и серьезных преобразований в различных сферах общественной жизни, подлежащих законодательному регулированию.

Помимо прочего, актуальность исследования вопросов осуществления права законодательной инициативы в Российской Федерации обусловлена активным развитием законодательства субъектов Российской Федерации в этой сфере, что выражается в принятии региональных законов о нормативных актах, о законодательном процессе, о законодательной инициативе и т.п. При этом остается дискуссионным вопрос о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами по правовому регулированию регионального законодательного процесса, в том числе в части законодательной инициативы.

Степень разработанности темы. Исследованию проблем законодательного процесса в целом и права законодательной инициативы, в частности, посвящены труды ученых А.И. Абрамовой, С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, И.Н. Барцица, Р.Ф. Васильева, Б.В. Исакова, В.П. Крашенинникова, О.Е. Кутафина, Г.В. Мальцева, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Б.С. Эбзеева и др.

Вместе с тем названная проблема все еще остается недостаточно раскрытой. На фоне общего количества публикаций, посвященных развитию законодательного процесса, исследование института законодательной инициативы носит фрагментарный характер. В работе предпринята попытка системного анализа данного института как самостоятельной стадии законодательного процесса.

Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением субъектами права законодательной инициативы на разработку и внесение законопроектов, и их принятие к рассмотрению законодательными (представительными) органами.

Предметом исследования является деятельность государственных органов, депутатов, должностных лиц, общественных структур и граждан по осуществлению права законодательной инициативы и тем самым участию в законодательном процессе Российской Федерации.

Цель данного исследования состоит в конституционно-правовой характеристике института законодательной инициативы, определении его содержания, места и роли в правовой системе России.

Задачи работы:

– раскрыть понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации;

– рассмотреть принципы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации;

– рассмотреть субъекты права законодательной инициативы;

– охарактеризовать правовые процедуры реализации законодательной инициативы органами субъектов РФ.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, специальные и частно-научные методы познания: исторический, конкретно-социологический, лингвистический, логический, статистический, структурно-функциональный, формально-юридический и сравнительно-правовой, методы толкования правовых норм. В частности, применение исторического метода в сочетании со сравнительно-правовым позволило проследить эволюцию подходов к различным аспектам осуществления права законодательной инициативы и выявить закономерности отражения их в современном законодательстве.

Теоретическая основа работы. В работе используются труды следующих исследователей: М.В. Баранова, Н.Е. Васюткина, И.В. Анисимова, В.В. Груздевой, Г.В. Груздева, К.С. Частнова, Т.А. Золотухиной, А.В. Мещеряковой, А.С. Морозовой, В.А. Савицкого, которые изучали законодательный процесс и аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.

Нормативная база исследования. В работы были рассмотрены нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области: закон Калининградской области», ФЗ «О законодательной инициативе граждан в Законодательном Собрании Нижегородской области», Указ Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, поделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.

В первой главе раскрывается понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации и рассматриваются принципы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации, во второй рассматриваются субъекты права законодательной инициативы, характеризуются правовые процедуры реализации законодательной инициативы органами субъектов РФ.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Субъекты законодательной инициативы обладают широкой самостоятельностью по вопросу конституционно-правового регулирования наделения граждан правом законодательной инициативы. При этом порядок участия граждан в законодательной деятельности урегулирован федеральным законодательством на недостаточном уровне.

Субъекты РФ существенно расширили круг участников законотворческого процесса. Но отсутствие конституционно-правовых основ в регулировании форм участия в законотворческом процессе препятствуют их реализации. При этом государственные органы в субъектах РФ обладают правом на принятие нормативных правовых актов в урегулировании форм участия в законотворческом процессе, но не используют такое право. Предлагается учесть данные доводы и упорядочить законотворческий процесс в субъектах РФ, в том числе активизировать государственные органы в приятии норм права в данной сфере.

Право законодательной инициативы по своему характеру и принадлежности относится к субъективным правам без каких-либо ограничений по возможностям реализации. Субъективным данное право является в силу принадлежности его исключительно перечисленным должностным лицам, государственным органам и лицам со специальными полномочиями (депутатам).

Ни Конституция РФ, ни иное федеральное законодательство не содержат каких-либо ограничений по возможности реализации субъектами права законодательной инициативы законодательное предложение правильнее рассматривать как самостоятельный правовой институт в системе законотворческой деятельности (а не как форму реализации законодательной инициативы), который реализуется не в рамках законодательного процесса в классическом ее понимании.

Говоря о Российской Федерации справедливо было бы указать, что перечисленные институты взаимодействия субъектов гражданского общества с публичной властью еще достаточно молоды, а посему не все недостатки устранены. Однако, неоспоримо и то, что тенденция развития этих институтов налицо, в том числе с учетом передового опыта ведущих демократических государств мира.

Еще одной формой взаимодействия гражданского общества и публичной власти по вопросам законотворчества является референдум, правила проведения которого от одного государства к другому во многом схожи.

Одним из ключевых аспектов взаимодействия гражданского общества с публичной властью является полноценное участие первого в правотворческой деятельности. Механизмы такого взаимодействия сегодня эффективно функционируют почти во всех развитых демократических государствах. Изучение опыта этих государств позволяет выявить позитивные и негативные тенденции в данном вопросе, что, несомненно, может быть полезным при реализации механизма участия гражданского общества в правотворческой деятельности в Российской Федерации.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, полномочия и роль законодательных органов субъектов Российской Федерации

Субъектный состав права законодательной инициативы в Российской Федерации определен в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 104), в соответствии с которой право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .

Законом № 184-ФЗ установлены основные субъекты законодательной инициативы, которые могут быть дополнены субъектами РФ; в нем указывается на возможность определения различного порядка принятия обычных законов и Конституций республики или устава субъекта РФ при подсчете голосов (большинством или квалифицированным большинством), указывается на необходимость принятия законопроекта не менее чем в двух чтениях, устанавливается обязанность по опубликованию. Остальные вопросы осуществления законотворческого процесса подлежат урегулированию самостоятельно субъектами РФ, либо даже может быть избран путь неурегулирования.

В законодательстве субъектов РФ дополняется перечень субъектов законодательной инициативы. В числе субъектов законодательной инициативы субъекты РФ устанавливают:

– парламентские структуры (депутат, председатель, фракция, Совет, и др.);

– государственные органы, создаваемые субъектами РФ (Коллегиальный орган исполнительной власти субъекта РФ, Избирательная комиссия в субъекте РФ, Контрольно-счетная палата субъекта РФ, Конституционный (Уставный) Суд, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам ребенка, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный представитель коренных малочисленных народов (Сахалинская область); защиты исконной среды граждан (Магаданская область); Палата справедливости (Ульяновская область); Органы государственной власти других субъектов в сложносоставных территориях) ;

– федеральные государственные органы, расположенные в субъектах РФ (Прокуратура, арбитражный и краевой (областной или республиканский) Суды РФ; Полномочный Представитель Президента; Главное управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области; Приволжская транспортная прокуратура в Пензенской области, части территории Томской области; все структурные подразделения федерального органа исполнительной власти в Магаданской области; УМВД РФ в Калужской области и др.);

– общественные структуры (молодежные парламенты, региональные отделения политических партий, профсоюзные организации, Торгово-промышленная палата (Краснодарский край, Воронежская область, Саратовская область), Общественная палата, Союзам сельхозпроизводителей (Воронежская область), Ассоциация Юристов (Калининградская область, Ульяновская область) и многие другие общественные объединения);

– органы местного самоуправления (представительный орган местного самоуправления в рамках закона 184-ФЗ; Совет (ассоциации) муниципальных образований в Волгоградской, Калининградской, Московской, Новгородской, Калужской, Тамбовской, Ульяновской областях, Забайкальском, Ставропольском и Камчатском краях, Ненецком автономном округе, Республике Мордовия; глава муниципального образования в Иркутской, Магаданской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Самарской, Тверской, Томской, Ярославской областях, Пермском крае; все создаваемые органы местного самоуправления в Архангельской области и Ханты-Мансийском автономном округе–Югра);

– граждане в рамках гражданской законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы по своему характеру и принадлежности относится к субъективным правам без каких-либо ограничений по возможностям реализации. Субъективным данное право является в силу принадлежности его исключительно перечисленным должностным лицам, государственным органам и лицам со специальными полномочиями (депутатам). Ни Конституция РФ, ни иное федеральное законодательство не содержат каких-либо ограничений по возможности реализации субъектами права законодательной инициативы, принадлежащего им права, за исключением права представления федерального бюджета и отчета о его исполнении, которое в соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации принадлежит исключительно Правительству России .

Положение Конституции РФ о том, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, однако не исчезает возможность разработки и внесения другими субъектами права законодательной инициативы альтернативных законопроектов. Так, ретроспективный анализ законопроектной деятельности Государственной Думы показывает, что одинаковые законопроекты разрабатываются и представляются в ряде случаев несколькими субъектами права законодательной инициативы. Данное обстоятельство, конечно, приводит к определенным затруднениям в деятельности законодательного органа в процессе обсуждения законопроектов и определения приоритетов и предпочтений .

В связи с этим на практике возникла необходимость координации законотворческой деятельности, начиная с этапа законодательной инициативы. В целях реализации данной идеи и обеспечения плановости в принятии федеральных законов Президентом Российской Федерации по согласованию со всеми субъектами права законодательной инициативы была образована Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности в качестве совещательного и рекомендательного органа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы