История государства и права Зарубежных стран Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Возникновение мусульманского права и его основные черты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА   5

1.1 Мусульманское право как
определяющая составляющая институализации ислама  5

1. 2 Понятие мусульманского права и
сфера его  распространение. 12

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА.. 14

2.1 Характеристика признаков
мусульманского права. 14

2.2.Общая характеристика источников
мусульманского права. 20

ГЛАВА 3 СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА.. 30

3.1 Отрасли мусульманского права. 30

3.2 Норма в мусульманском праве. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

 

 

  

Введение:

 

Мусульманское право –
одна из уникальных правовых систем, которая в отличие от своих «братьев» –
еврейского, христианского, буддистского и индуистского – является правовой
системой, которая была возведена до уровня закона в более чем 20-ти странах
мира. Оно преобладает преимущественно в странах Ближнего Востока, но
распространяет свое влияние далеко за пределы этого региона.

Для одних эта правовая
система ассоциируется с отсечение головы, рук и публичными казнями, а для
других – с жестокой дискриминацией религиозных меньшинств и женщин. Некоторые
соотносят исламское право с альтернативными финансовыми инструментами, которые
этически ограничивают ростовщичество.

Восприятие мусульманского
права в большинстве случаев зависит от угла, с которого мы на него смотрим.
Большинство тех, кто слышал о мусульманском праве, до сих пор не знают и даже
не осознают, что ислам не имеет единой правовой системы, как английское или
континентальное право. Многие не знают, что в Исламе существует около 8
различных юридических школ, которые трактуют эту правовую систему по-своему и
на свой вкус.

Понять такой правовой
«плюрализм» в мусульманском праве возможно только путем изучения истоков зарождения
и развития ислама как мировой религии. Причем необходимо объективно и
независимо рассмотреть данные вопросы, исключив влияние и толкования различных
школ права, которые часто дают собственную картину развития этой правовой
системы.

Критическое изучение
истоков возникновения мусульманского права и его основных характеристик позволит
нам понять не только плюрализм правовых идей в исламе, но и сущность и природу
этой правовой системы.

В данной работе, мы
поставили перед собой цель рассмотреть некоторых теории  происхождения и развития исламского права и
на их основе реконструировать картину возникновения мусульманского права.

Актуальность темы
исследования опирается на то, что современные тенденции развития мусульманского
права представляют не только научный, но и практический интерес. Последнее обстоятельство
обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Правовые системы мусульманских стран
заметно изменились с 60-х годов ХХ века. В некоторых из них правительства
пытались создать новые законы, основанные только на нормах мусульманского
права. Вновь созданное законодательство имело целью заменить законодательство,
основанное по европейскому образцу времен колонизации мусульманских стран.
Однако это порождает ряд вопросов, которые, как показало время, угрожают
трудностями.

Целью исследования было
определено постановку следующих задач:

– раскрыть социальные и
идеологические особенности и характеристики мусульманского права;

– определить основные
фазы становления и развития мусульманского права, охарактеризовать основные
источники шариатского права, их соотношение и взаимодействие, раскрыть и
проанализировать нормативно-правовую сферу мусульманского права;

– рассмотреть процесс
функционирования мусульманского права в историческом плане и на современном
этапе развития мирового сообщества;

– выявить сущностную специфику
источников мусульманского права.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В мире сегодня проживает около
миллиарда мусульман. Сообщества этой религии существуют более чем в ста
странах, а в двадцать восьми

ислам
государственная
религия. Среди традиционных мусульманских стран или стран с преобладающим
влиянием ислама

Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман,
Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет,
Тунис, Ливия, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Индонезия.

Несмотря на, казалось бы,
незыблемость устоев мусульманского права, которое основывается на одной из самых
молодых мировых религий, в современном мире все же происходит его постепенное развитие.

Религиозная ориентация мусульманского
права предопределяет дискуссии ученых относительно его природы. Считаем, что мусульманское
право является отдельной ветвью права, распространенное в странах, население
которых исповедует ислам и является неотъемлемым от догм религии. Учитывая
структуру и особенности мусульманского права, а также изменчивость права к развитию
общественных отношений, считаем необходимым различать такие понятия, как «мусульманский
закон» («Мусульманское законодательство») и «Законодательство мусульманских
стран».

Исследуя мусульманское
право, стоит разграничивать такие категории, как Шариат и Фикх, составляющих
его основу. Шариат может быть назван мусульманским правом лишь в той части,
которая закреплена государством, ведь он регулирует не только правовые отношения,
но и вопросы морали и религии, не относящиеся к компетенции права.

Изменения в системе права
стран исламского мира, обусловленные развитием социально-экономических
отношений не должны отрицать основы шариата.

Правовая регламентация
ислама поднята на конституционном уровне, то есть ему добавлен статус одного из
важнейших конституционных принципов. И хотя разные конституции в неодинаковой
степени закрепляют этот принцип, однако сам факт достаточно объемного конституционного
закрепление ислама прямо влияют на политико-правовой статус лица, систему государственных
органов, положения главы государства и других представителей высших органов власти
и государственного аппарата. Из-за своего конституционное и фактическое
положение ислам продолжает оказывать решающее воздействие на всю систему
образования и воспитания, а также на семейные отношения и положение женщины в
обществе.

Однако рассмотрение
основных конституционных положений арабских стран в отношении ислама позволяет
сделать вывод о том, что, за исключением Саудовской Аравии, все остальные
монархий смогли найти оптимальную модель общественного развития, которая, с
одной стороны, учитывает традиционное религиозное сознание общества, с другой –
адаптирует его к насущных потребностей становления государственности с учетом
глобальных и региональных изменений.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА

1.1 Мусульманское право как определяющая
составляющая институализации ислама

Правовой и
философско-религиоведческих анализ феномена «мусульманское право» требует
широкого рассмотрения ислама как религии в целом. Генезис шариатского
законодательства, правовую доктрину и практику средневекового ислама, а также
мусульманское право в современном мире (до 50-х годов ХХ в.) основательно
рассмотрел в своей работе профессор Лондонского университета Ноэль Коулсон. Издана
она была в 1964г., выдержав при этом более семи переизданий[1]. Существенный вклад в
разработку теории мусульманского права сделали Н. Агнайдес, Дж. Андерсен, Р. Дэвид,
Н. Коулсон, Р. Шарль, Дж . Шахт[2].

Исследователи
мусульманского права часто обращают внимание на такие его характерные и
взаимообусловленные особенности, как религиозное происхождение и тесная (по
другим утверждениям – неразрывную) связь юридических предписаний с
мусульманской догматикой, нравственными нормами, религиозной практикой. Так,
современные ученые М.-Й. Муса  и С.
Махмасани отмечают, что мусульманское право является религиозным по
происхождению, так как правоверные относятся к нему как к Божественному
откровению. Подобной точки зрения придерживаются и авторитетные западные
исследователи мусульманского права. Например, Дж. Шахт отметил, что для
мусульманского права характерен дуализм религии и государства[3]; по мнению Р. Шарля,
мусульманское право является, прежде всего, религией, а затем – государством и
культурой[4]. По утверждению Р. Дэвида,
ислам – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а
религиозную природу[5].

Многие исследователи
считают, что юридические нормы тождественны религиозной догматике. Что касается
этого, то Абд аль-Азиз Амир утверждает, что мусульманское право для правоверных
является частью религиозной догматики[6] ; Субхи ас Салих отметил,
что Божественное откровение не является чем-то чуждым праву и часто превалирует
над ним[7]; Мухаммад Фарук ан Набхан,
отмечая тесную взаимосвязь в мусульманском праве юридических правил поведения
нормам морали, а также общим целям и интересам ислама, заключает, что в общем
контексте нормативных предписаний шариата религиозные и светские нормы не
различаются, поскольку на государство возлагаются функции обеспечения равной
степени всех положений шариата – как определяющих порядок соблюдения
религиозных обязанностей, так и тех, которые регулируют взаимоотношения мусульман[8].

Подобного мнения
придерживаются и западные ученые. Так, Р. Дэвид утверждает, что мусульманское
право не играет самостоятельной роли, поскольку в нем не различаются
обязанности человека по отношению к Аллаху и в отношении людей[9]. С такой оценкой согласен
и



[1]
История государства и права
зарубежных стран: учеб. / К. И.Батыр, И. А. Исаев, Г. С. Кнопов (и др.); под
ред. К. И. Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект. – 2007

[2] Мелехин А.В. Теория государства и права:
Учебник. М.: Маркет ДС, 2014

[3] Жданов Н.В. Исламская концепция
миропорядка. М.: Международные отношения, 1991.С.364

[4] Шарль Р.
Мусульманское право. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.С.11-13

[5] Давид Р. Основные
правовые системы современности / Р. Давид,К. Жоффре-Спинози ; пер. с фр. В.А.
Туманова. – М. : Международные отношения, 1996.

[6] Правовые системы стран мира.
Энциклопедический справочник. / Отв. ред. проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и
доп. М.: НОРМА, 2001 С.119

[7]
Там же, С.113-121

[8] Правовые системы стран мира.
Энциклопедический справочник. / Отв. ред. проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и
доп. М.: НОРМА, 2001 С.120

[9] Давид Р. Основные правовые системы
современности / Р. Давид,К. Жоффре-Спинози ; пер. с фр. В.А. Туманова. – М. :
Международные отношения, 1996 С.368

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы