Английский язык Курсовая теория Иностранные языки

Курсовая теория на тему Языковое сознание как психолингвистический феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Языковое сознание. 5
Глава 2-Психолингвистика как наука. Психолингвистический
феномен. 7
Глава 3- Языковое сознание как психолингвистический
феномен. 15
Список
литературы.. 22

  

Введение:

 

В контексте антропоцентрической парадигмы, изучающей
особенности репрезентации языка в сознании человека, особенно актуальной в
когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, психологии, психолингвистике,
межкультурной коммуникации является выделение и исследование такой категории,
как «языковое сознание», а также таких компонентов, как концепт, фрейм, образ и
т. д.

Современная эпоха характеризуется активными межличностными
контактами в процессе межкультурной коммуникации. Поскольку различие в
этническом сознании, может быть, одной из главных причин непонимания в
межкультурном диалоге, для эффективного межкультурного контакта большое
значение имеет выявление и исследование универсальной и этнически специфической
парадигмы в языковом сознании. «Жизненно важно изучать не только вербальное
выражение окружающей человека действительности, но и изучение влияния языка на
сознание, мышление, культуру, стратегии и тактики коммуникативного поведения и
социального статуса личности» [4].

Образ, составляющий основу языкового сознания, отражает
специфику национальной культуры того или иного носителя языковой культурной
общности, ее мировоззрение.

Образ реализуется в языковом знаке, являющемся результатом
рефлексивной психической деятельности человека. В процессе познания человек
создает мир, который является одновременно и объективным миром, и собственным
миром человека. В человеческом сознании создается вторичный идеальный мир,
который является копией объективного мира по способам и формам, присущим
человеческому мозгу. Язык, являющийся вторичной формой существования мышления,
становится тогда, как он выражается, связующим звеном между человеком и миром.

Исследователь А. А. Потебня писал, что «звук пронизан мыслью».
В своих научных трудах он пишет о понятии апперцепции, что восприятие реалий
окружающего мира конкретным человеком связано с его предшествующим
познавательным опытом, под которым автор понимает все знания, взгляды,
интересы, эмоциональное отношение. Если восприятие выражается в звуковом
рефлексе, то и восприятие, и образ, воспроизводимый в памяти, воспринимаются
этим рефлексом, и этот рефлекс представляет собой внутренний образ ".

В сознании существуют когнитивные процессы, связывающие
внутреннюю форму со смыслом. Они образуют определенную сеть отношений,
которая является семантикой языка. Ценности формируются опосредованно,
опираясь на коллективный опыт людей, закодированный в соответствующих знаках
первичного имени.

В разных языках одно и то же значение может быть записано на
языке по-разному. Очень часто значение слова в любом языке рассматривается
как национальная форма вербализованного общечеловеческого
содержания. Общечеловеческие ценности, воспринимаемые через свою
национальную культуру, окрашены в своеобразный национально-культурный колорит.

Цель данной работы – рассмотреть особенности языкового
сознания как психолингвистической категории. В соответствии с проставленной
целью необходимо выполнить ряд задач:

1. Проанализировать сущность языкового сознания

2. Проанализировать особенности психолингвистики

3. Выявить роль психолингвистики в исследовании языкового сознания.

Объект исследования – языковое сознание личности.

Предмет исследования – изучение языкового сознания как
психолингвистической категории.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для современной лингвистики изучение проблемы языкового
сознания как синтеза универсального и этнически специфического является
чрезвычайно актуальным.

Языковое сознание — это психолингвистический и когнитивный
феномен, актуализирующийся в деятельности людей в процессе общения. Это
продукт психической деятельности, имеющий эксплицитное выражение в формах,
отчужденных от субъекта сознания артефактов. Эти артефакты тесно связаны с
национальной культурой определенного этноса. Для выявления
национально-культурной специфики национального самосознания той или иной
культуры необходим комплексный подход к изучению национального самосознания в
социолингвистическом и психолингвистическом аспектах.

Развитие понятия языкового сознания в конкретном
исследовательском плане открывает возможность обогатить наши знания не только в
отношении явлений речи и языка, но и в отношении феномена психики-сознания.

Анализ литературы по проблеме языкового сознания показал, что
структура сознания состоит из пяти слоев: онтологического, хронотопического,
ценностного, рефлексивного, духовного. Поскольку языковое сознание тесно
связано с культурой определенной лингвокультурной общности, мы выделили еще
один слой — этнокультурный.

Специфика мировосприятия и мировоззрения определяется не
различиями в структуре сознания представителей разных культур, а различными
ментальными образами, которые формируются под влиянием географических,
климатических, исторических факторов, создающих менталитет
народа. Реконструкция образов сознания, содержащих знания и представления
о различных фрагментах окружающей действительности, выявляет универсальные и
этнически специфические компоненты, раскрывающие своеобразие языкового сознания
конкретного народа.

Образы сознания являются результатом когнитивно-оценочного
опыта познания человеком окружающей действительности. В основе образов
сознания лежит опыт познания мира носителем той или иной лингвокультурной
общности. Эти знания и представления об объектах окружающего мира
выражаются с помощью единиц языка.

Выявление и описание образов сознания передает информацию из
ментального мира, которую невозможно наблюдать, отражая тесную связь между значением
языкового знака и всей системой знаний человека о мире.

Мир, отраженный через призму механизма вторичных ощущений,
запечатленный в метафорах, сравнениях, символах, является главным фактором,
определяющим универсальность и специфику той или иной национальной языковой
картины мира. При этом важным обстоятельством является разграничение
общечеловеческого фактора и национальной специфики в различных языковых
картинах мира. Поскольку генетический механизм оценки телесных ощущений
универсален, то наличие универсалии в языковом сознании человека составляет
основу общего языкового содержания, а следовательно, существует взаимопонимание
между народами, а наличие этнически специфической обусловливает специфику
совокупности специфических национальных языков, определяет
структурно-семантическую идентичность каждого из них и национальной языковой
картины мира, в частности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Языковое сознание Языковое сознание
становилось предметом активного изучения таких исследователей, как Е. В.
Тарасова, ТВ. Ушакова, И. Н.Горелова, Н. В. Уфимцева, Караулова и многих
других.

Е. Ф. Тарасов к языковому
сознанию относит «преувеличенное» содержание сознания, в котором вербализуются
акты восприятия и обрабатывается информация. Более подробное описание принципов
языкового сознания содержится в трудах ТВ. Ушакова. Т. В. Ушакова рассматривает
языковое сознание в более широком смысле, чем лексику (совокупность
номинативных единиц).

По мнению И. Н. Горелова,
любое содержание сознания может быть вербализовано. Н. А. Уфимцева разработала
принципы анализа, благодаря которым можно моделировать фактическое состояние
языкового сознания этноса и на основе этих данных восстанавливать прежнее
состояние языкового сознания.

Следует отметить, что
лингвистические и психолингвистические исследования вербальных ассоциаций
проводились Ю. Н. Карауловым, Ю. С. Сорокиным, Е. Ф. Тарасовым, Н. В.
Уфимцевой, Г. А. Черкасовой и др. В своих работах они рассматривают
ассоциативно-вербальные сети. Они выявили и описали прямые и обратные связи,
которые включают в себя более миллиона слов [1, 3].

Данные, полученные в
результате исследования авторами, рассматриваются как лингвистический тезаурус
носителя языка, репрезентирующий его языковое сознание. В лингвистическом
тезаурусе ученые выделяют центр — ядро, включающее конечное число
"знаний-рецептов". Ядро языкового сознания сохраняется на протяжении
всей жизни человека и составляет основу его языковой картины мира.

До конца XX века «языковое
сознание» в русском языкознании рассматривалось исключительно как объект
лингвистического исследования. В

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы