Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики. 5

1.1.   Влияние мелкой моторики на развитие
детей с точки зрения педагогов и психологов. 5

1.2.   Развитие мелкой моторики в дошкольном
возрасте. 8

1.3. Средства
развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 11

Глава 2.
Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики дошкольников  14

2.1.
Конструирование как один из видов продуктивной деятельности. 14

2.2. Виды и
формы оригами. 16

2.3.
Методические особенности проведение занятий по оригами. 18

2.4. Процесс
оригами как средство развития мелкой моторики в педагогическом процессе. 23

Заключение. 26

Библиография  28

  

Введение:

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятный
период в развитии ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника
в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Изучение проблемы развития мелкой моторики
проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Проблемой развития мелкой моторики
занимались такие авторы как: М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер, Н.Б.
Венгер. Вопросами развития и совершенствования мелкой моторики именно
посредством оригами, занимались такие авторы как С. Ю. Афонькин и Е. А.
Афонькина. Отечественные и
зарубежные педагоги Кемпбел М, Харбин Р, Кеннвей Э, Листар Д, отмечают высокие
достоинства техники «Оригами» при развитии определенных навыков и качеств у
детей, начиная с дошкольного возраста.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков,
Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы
мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста,
что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических
процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость,
логичность.

Занятия оригами дисциплинируют,
воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к
предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить
конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Таким образом, обучение детей технике
оригами является актуальным, так как
оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что является
показателем школьной готовности ребенка.

Объект
исследования – процесс развития
мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством оригами.

Предмет
исследования – оригами как средство
развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель
работы – теоретически
проанализировать влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей
дошкольного возраста.

Задачи:

— рассмотреть влияние мелкой моторики на развитие детей с точки
зрения педагогов и психологов;

— 
изучить развитие мелкой моторики
в дошкольном возрасте;

— проанализировать средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

— рассмотреть конструирование как один из
видов продуктивной деятельности;

— изучить виды и формы оригами, а также методические
особенности проведение занятий по оригами;

— проанализировать процесс оригами как
средство развития мелкой моторики в педагогическом процессе.

Методы
исследования. Для решения поставленных
задач в работе были использованы теоретические, организационные, а также
интерпретационные методы: Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
Организационные методы (сравнительный, комплексный методы); Интерпретационный
метод.

Практическая
значимость исследования заключается
в изучении комплекса занятий, ориентированных на развитие мелкой моторики рук у
детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями в
процессе занятий по оригами.

Структура
исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Полный объем
работы – 25 страниц, список использованной литературы включает 23 наименования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Необходимость использования оригами в обучении
детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии
ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают
детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой,
такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит
развитие глазомера.

Конструирование из бумаги и других материалов
является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся
с ним в средней группе. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о
геометрических фигурах, понятие об их сторонах, углах, центре. Дети знакомятся
с разными приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания,
разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная
форма. Эта работа позволяет детям приобрести не только новые изобретательные
навыки, но и проявить свои творческие способности. Для конструктивных работ,
как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное
изображение.

Работа с бумагой способствует дифференцированному
восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию
предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой
моторики, связной речи.

Работая с бумагой, дети упражняются в
складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений,
раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся
аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

Оригами имеет одну важную, отличающуюся от
других методов развития мелкой моторики, особенность — это тренинг, оставляющий
в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является
доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и
радости, представляет для него ценность. Занятия оригами не только интересны,
но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке
небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы
древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу
— «от простого к сложному».

Настойчиво добиваясь соблюдения главного
правила оригами -точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания
складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков,
тренируем глазомер и зрительномоторную координацию, развиваем концентрацию
внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение разнообразных
действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции,
способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают
пространственные понятия — спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол,
правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами,
отражающими пространственные отношения, а также глаголами, обозначающими
действия, производимые с бумагой в процессе работы. Освоив какую–либо модель, у
детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя
выполнение определенных действий, тренируются память, планирование и контроль
над своей деятельностью (упреждающий, текущий), а также распределение внимания
между речью и практическим действием. Делясь своим опытом, сопровождая показ
изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и
нерешительность.

Таким образом, ведущими педагогами и
психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет
большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего
дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в
школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики 1.1. Влияние мелкой моторики на развитие детей с точки
зрения
педагогов и психологов Мелкая моторика рук и уровень развития
речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно.
Если моторика развивается нормально, т. е. Ребенок на определенных этапах роста
выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь.

Если же мелкая моторика развита слабо, то
наблюдаются отставания и в овладении речи, так как совершенствование речевых
реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и
дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее".
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со
стимулирующим влиянием развития речи являются, по мнению

Развитие мелкой моторики эффективно влияет
на развитие речи ребенка. Так, по мнению Г.А. Урунтаевой, «уровень развития
речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то
и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений
пальцев отстает, задерживается и развитие речи» [19, с. 124]. Г.А. Урунтаева
основывается в своих исследованиях на учениях М.М. Кольцовой, которая опирается
на то, что первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика
здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот
первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития
речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в
прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Именно поэтому
есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна
речевая зона мозга.

Е.И. Пономаренко, опираясь на учения Д.Б.
Эльконина, утверждает, что «если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика
руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем
возрасте надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым
ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой,
карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной
предметной деятельности» [23, с. 353].

С.А. Рогова в статье «Развитие мелкой
моторики ребенка дошкольного возраста» указывает на учения М. Монтессори. По ее
мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие.
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных
процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает
необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных
процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей
(например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений,
восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки,
потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в
раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире [16,
с. 26]. В связи с этим, правильное формирование мелкомоторных функций тем более
важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы
развиваются особенно активно. По мнению И.П. Павлова: "Речь — это, прежде
всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного
мозга" [13, c. 170].

Последние десятилетия характеризуются
усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики
детей дошкольного возраста. Так, Т.А. Сидорова отмечает, что одним из основных
условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка
является своевременное и разностороннее развитие его движений.

И.В. Черная указывает, что «благодаря
максимальной кортикальности иннервации скелетной мускулатуры у ребенка в
развитии его движений существенную роль играет организация сложных
функциональных связей моторных и анализаторных центров мозговой коры» [21, с.
251].

На протяжении многих лет педагоги и
психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников,
единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку
через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,
восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Несвоевременное развитие мелкой моторики оказывает
пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в
более старшем возрасте.

Таким образом, на всех этапах жизни
ребенка движения рук играют важнейшую роль. При этом Н.С. Пименова считает, что
«самый блаuоприятный период для развития интеллектуальных и творческих
возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно
не сформирована» [14, с. 88]. Именно в этом возрасте необходимо развивать
память, восприятие, мышление, внимание.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы