Курсовая теория на тему Формирование нравственных ценностей у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных
ценностей у младших школьников. 5
1.1 Характеристика нравственных ценностей в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2 Отражение системы ценностей в нормативных документах
российского образования. 9
1.3 Психологические особенности нравственного развития
младших школьников 12
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Практические аспекты формирования нравственных
ценностей у младших школьников. 18
2.1 Методы и приемы формирования нравственных ценностей у
младших школьников. 18
2.2 Средства формирования нравственных ценностей у младших
школьников 23
2.3 Анализ педагогического опыта по формированию
нравственных ценностей у младших школьников. 27
Выводы по 2 главе. 30
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Введение:
Актуальность. С
каждым годом в современном обществе усложняется процесс формирования
нравственных ценностей у детей. Свобода выражения мнений и выбора все больше
ценится, дети отстаивают свои права, интересы и точки зрения. Они не хотят быть
похожими на своих родителей и жить по старым принципам и правилам. Они бросают
вызов обществу, делают это «на зло», правда, чтобы показать близким, что они
уже взрослые и полностью независимые. Поэтому проблема поиска новых форм
нравственного развития современного общества не теряет своей актуальности.
Нравственное
воспитание идет параллельно с социальным воспитанием. Правильное нравственное воспитание
наделяет человеческую личность способностью к самопознанию и помогает создавать
гармоничные взаимодействия с обществом. Для нравственно ориентированного
человека характерно проявление моральных качеств: уважение, толерантность,
экономия, независимость, чувство ответственности, гуманизм и др. Мы говорим,
что человек морально воспитан, когда он ведет себя должным образом, в
соответствии со своими внутренними потребностями, когда он контролирует себя
сам, опираясь на свои убеждения, привычки поведения.
Ученики 1-4 классов
начинают путь своего нравственного воспитания в школе. В этом социальном
институте у детей начинают формироваться моральные идеи и убеждения, навыки и
поведенческие привычки становятся постоянными. В эти годы у детей начали
формироваться личные и социальные ценности: верность, патриотизм, честность,
справедливость, свобода, дружба. Мы можем наблюдать за усвоением ребенком
моральных ценностей, когда он познает для себя новую ценность, может определить
свое личное отношение к ней, соответствует в своем поведении этой ценности и
должен применять ее в своей жизни на практике. Чем раньше у ребенка начинают
формироваться моральные ценности, тем позже ему легче сделать правильный
нравственный выбор, соответствующий моральным ценностям.
Объект исследования: нравственных ценностей у
младших школьников.
Предмет исследования: формирование нравственных
ценностей у младших школьников.
Цель исследования: выявить
особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать характеристику
нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть отражение системы ценностей в нормативных
документах российского образования;
3. Изучить психологические особенности нравственного
развития младших школьников;
4. Выявить методы и приемы формирования нравственных
ценностей у младших школьников;
5. Выявить средства формирования нравственных ценностей у
младших школьников;
6. Анализировать педагогический опыт по формированию
нравственных ценностей у младших школьников
Методы исследования: для решения поставленных
задач в работе использовались теоретические методы исследования: анализ, обобщение.
Практическая значимость
исследования: результаты проведенной работы могут быть использованы в
образовательном процессе в начальной школе учителями, педагогами
дополнительного образования и воспитателями группы продлённого дня.
Заключение:
Нравственное воспитание –
это преднамеренный двусторонний процесс формирования нравственного сознания
человека, развития моральных чувств и развития навыков и привычек морального
поведения, который включает формирование нравственного сознания, образование и
развитие моральных чувств, а также развитие навыков и привычек нравственного
поведения. Поведение морально, если человек взвешивает себя, размышляет над
своими действиями, действует грамотно, выбирая верный путь решения стоящей
перед ним проблемы.
Нравственное поведение
человека имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемый
ею морально-чувственный опыт – нравственное понимание ситуации и мотивов
поведения – выбор и принятие решения – волевой стимул – действие.
Рассмотренные формы,
методы и приёмы в курсе и выявили возможности курса ОРКСЭ для формирования
нравственных ценностей учебного предмета по выбору. Курс ОРКСЭ производит
межпредметные связи (нравственность в каждом учебном предмете), воспитание
духовного мира в курсе проходит через культурные традиции разных народов. Курс
ОРКСЭ предоставляет альтернативу выбора (по 6 различным модулям), не
концентрируется на отметочной системе (значит, внимание на осознанность
поступков, а не на правильность решения для отметки), и курс ОРКСЭ разрешает
конфликты между учащимися и их близкими.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что в школьном возрасте идет
процесс быстрого нравственного развития детей, хотя они все еще остаются
недостаточно самостоятельными в принятии нравственных решений и нуждаются в
педагогической поддержке.
Одним из
эффективных методов воспитания нравственности у школьников можно считать
проектный метод, который развивает такие качества, как коммуникативные навыки,
доброта, уважение к труду других людей, а также творческие способности,
независимость и т. Д. трудолюбие, заинтересованность в получении знаний …
Поэтому в представленной итоговой квалификационной работе мы стремились
обосновать, развить и частично опробовать на практике комплекс проектных
мероприятий, направленных на нравственное развитие младших школьников.
Подводя итоги анализа деятельности педагогов по духовно-нравственному
воспитанию детей младшего школьного возраста, следует отметить, что педагоги
выстраивают образовательный процесс в соответствии с Государственным
общеобязательным образовательным стандартом. Педагоги знакомят детей с
основными сведениями о человеке в процессе учебно-игровой деятельности, на
экскурсиях в рамках совместной работы с музеем, во время театрализованной
деятельности – показа обычаев и обрядов; расскажем об обустройстве жилья,
предметах домашнего обихода, особенностях одежды. В процессе трудовой
деятельности дети знакомятся с историческими ремеслами, развитием человеческого
труда, профессий, народным творчеством. Учителя используют – мифы, легенды,
легенды, былины.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных
ценностей у младших школьников
1.1 Характеристика нравственных ценностей в
психолого-педагогической литературе
Термин «нравственность»
берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль.
«Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении,
в своих повседневных поступках.
Под нравственной
ценностью, Н.И. Болдырев понимает: «интегральное образование нравственного
сознания, включающее в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы,
идеалы, тесно связанное с мотивами и потребностями индивида, обеспечивающее
направленность его сознания на достижение высших нравственных целей,
выполняющее функции оценивания человека на основе добра и зла» [5, с. 97].
Другое определение
нравственных ценностей дает О.В. Костенникова: «Нравственные ценности – «ориентиры
в поведении классов, социальных групп, индивида, позволяющие оценивать
социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле»
[17, с. 17].
Нравственные ценности П.Е. Матвеев рассматривает как
особые свойства предметов и субъектов, характеризующие их уникальность,
единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Нравственные ценности
входят в психологическую структуру человека в виде личностных ценностей,
являясь мотивацией ее поведения. Моральный мир человека характеризуется
индивидуальной иерархией личных нравственных ценностей, которые связаны между
индивидуальным и социальным существом. Человек при ознакомлении с нравственными
ценностями анализирует свою деятельность и в результате назначает только те,
которые значимы для других и для себя [20].