Курсовая теория Гуманитарные науки Социальная работа

Курсовая теория на тему Тьюторство в организации социального сопровождения детей с расстройствами аутического спектра в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
изучения социального сопровождения детей с расстройствами аутического спектра   5
1.1. Социальные сопровождение: определение и особенности. 5
1.2 Особенности социальной работы с семьями и детьми с
расстройствами аутического спектра. 8
Глава 2. Роль тьютора в организации
социального сопровождения детей с расстройствами аутического спектра в школе. 14
2.1. Тьютор: определение и специфика работы.. 14
2.2. Функции тьютора при социальном сопровождении детей с
расстройствами аутического спектра. 18
2.3. Опыт организации тьюторского сопровождения в школах
России. 20
Заключение. 30
Список используемых источников.. 32

  

Введение:

 

Актуальность работы.  За последнее десятилетие
отмечается значительный рост числа детей с расстройствами аутистического
спектра, как в России, так и в мире. По данным 67 сессии Генеральной Ассамблеи
ООН, распространенность РАС в детской популяции составляет 61,9 на 10 000
детского населения[1].
По данным
Минздрава России, распространенность расстройств
аутистического спектра в России составляет около 1% детской популяции.

Дети с расстройствами
аутистического спектра (далее – РАС) в силу своих особенностей не могут сами
адаптироваться и социализироваться в обществе, и для этого им нужен помощник.
Этим помощником может быть тьютор, но, как показывает практика в России,
тьюторское сопровождение в образовательных учреждениях развито очень слабо.

Тьютор на первых этапах
обучения выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство.
Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом
его интересов и особенностей. Тьютор помогает ученику заниматься тем, что вызывает
интерес ученика, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.

Не вызывает сомнений
необходимость тьюторского сопровождения. На этом пути существует немало
трудностей, преодоление которых возможно при участии органов городской власти,
с помощью грантов, проведения благотворительных акций. Необходимым
представляется учет опыта организаций, внедряющих тьюторское сопровождение.

Степень научной
разработанности проблемы. Подробным изучением
социального сопровождения детей с РАС занимались многие учёные, наши
соотечественники, такие, как Никольская О. С. в труде «Аутичный ребенок. Пути
помощи»[2] осветила
особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей,
наметила пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматрела проблемы
диагностики детей раннего возраста; предложила подходы к оказанию помощи как в
сравнительно легких, так и в
достаточно тяжелых случаях детского аутизма; Пилипчевская Н. В. в
работе «Тьюторская деятельность: теория и практика»[3] выделяет несколько типов
тьюторских консультаций, говорит о том, как именно индивидуальные тьюторские беседы
позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно,
повысить активность каждого тьюторанта; Ковалёва Т. М. в работе «О
деятельности тьютора в современном образовательном учреждении»[4] подробно говорит о том,
что работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной
программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей
личный потенциал ученика, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи
основной деятельности и другие.

Объектом
исследования являются процесс работы с детьми с расстройствами аутистического
спектра.

Предмет
– тьюторское сопровождение детей с РАС в школе.

Цель
исследования – выявить особенности тьюторства в
организации соуиального сопровождения детей с расстройствами аутического
спектра в школе

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность социального сопровождения;

2. изучить особенности
социальной работы с семьями и детьми с расстройствами аутического спектра;

3. рассмотреть определение и
специфику работы тьютора;

4. проанализировать функции тьютора
при социальном сопровождении детей с расстройствами аутического спектра;

5. Изучить опыт организации тьюторского
сопровождения в школах России

Структура курсовой
работы. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы. [1] Башина,  В.М. Ранний детский аутизм / В.М. Башина //
Альманах «Исцеление».- 2013.- № 3. – ISBN 4-2596-1489-1. [2] Никольская, О.С. Аутичный ребенок.
Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг — М.: Теревинф, 2007
– 341 с. – ISBN 978-5-4212-0275-2. [3] Пилипчевская, Н. В. Тьюторская
деятельность: теория и практика. / Н. В. Пилипчевская // Красноярск, 2009. –
ISBN 5-2705-3101-7. [4] Ковалева, Т. М. О деятельности
тьютора в современном образовательном учреждении / Т.М. Ковалева // Организация
тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание,
нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского
науч.-метод. семинара. М.: АПКиППРО, 2009. – ISBN 4-1365-7896-3.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети с расстройствами
аутистического спектра (РАС), являются одной из групп детей с ограниченными
возможностями здоровья, нуждающимися в образовании. Ввиду специфики данных
расстройств, детям с РАС в процессе обучения, необходимо тьюторское
сопровождение.

Тьютор (англ. tutor —
наставник, опекун; лат. tueor — наблюдаю, забочусь, оберегаю) — это специалист,
сопровождающий образовательную деятельность учащегося. В случае ребенка с РАС,
практически все виды деятельности в школе являются образовательными, в той или
иной мере, и соответственно требуют тьюторского сопровождения.

Задачей тьютора является
создание необходимых условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей, что способствует успешному включению ребенка с расстройством
аутистического спектра в образовательный процесс.

Каждый ребенок уникален. В каждом отдельном случае условия,
необходимые для успешного включения детей с РАС в образовательное пространство,
будут несколько отличаться. Также возможность реализации комфортных условий для
детей с ООП может быть ограничена особенностями и ресурсами отдельно взятой
школы, реализующей образование.

Главной целью взаимодействия тьютора и ребёнка с РАС,
является достижение максимально возможного для конкретного ребенка уровня
самостоятельности, его социальная адаптация в условиях инклюзивного обучения.

На первых порах тьютор и ребенок действуют как некий
«симбиоз», необходимые навыки сначала отрабатываются в тесном взаимодействии с
тьютором.

По мере усвоения ребенком форм учебной деятельности и
отработки соответствующих моделей поведения, тьютор постепенно отстраняется,
предоставляя ребенку большую самостоятельность действий, при этом продолжая
контролировать образовательный процесс и оказывая помощь в случае
необходимости.

Таким образом, вопрос разработки стратегии обучения и
развития ребенка с расстройством аутистического спектра, наиболее целесообразно
решать индивидуально, задействовав всех работающих с ребенком специалистов.

Целью тьюторского сопровождения ребенка с РАС является
достижение ребенком максимального уровня самостоятельности, его социальная
адаптация, выработка коммуникативных навыков.

Задачи тьютора — обеспечение наиболее комфортных условий для
успешного обучения и социализации ребенка, раскрытие его потенциала,
компенсация особенностей сенсорного восприятия.

Средствами тьюторского сопровождения являются организация
пространства, адаптация учебных материалов, работа с зонами ближайшего развития
ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения
социального сопровождения детей с расстройствами аутического спектра

1.1. Социальные сопровождение: определение и
особенности Социальное сопровождение
— особый вид профессиональной деятельности специалистов учреждений социального
обслуживания со специфичным типом межведомственных взаимоотношений, начал
оформляться в период становления социальных учреждений нестационарного типа[1]. Социальное сопровождение
крайне необходимо детям с РАС в школе.

С 1 января 2015 года
введен в действие Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г.
N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»,
статья 22, которого интерпретирует социальное сопровождение, как «содействие в
предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической,
социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное
сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих
такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей
28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению
отражаются в индивидуальной программе»[2].

Школьники являются отдельной
социально-демографической группой, которая отличается особенностями своих
возрастных характеристик. Именно в школьном возрасте ребенок проходит все этапы
процесса социализации, выявляет свои творческие, образовательные, интеллектуальные
и психологические особенности и реализует их на практике. [1] Гальперина, Л. Л. Роль тьютор а в
инклюзивном образовании / Л. Л. Гальперина, В. В. Куликова / / Непрерывное
дополнительное образование в государствах-участниках СН Г: опыт, приоритеты и
перспективы развития: сборник материалов II I Международной научно-практической
конференции , 23-2 4 ноября 201 7 г , г . Могиле в / под ред. В. А. Гайсенка. —
Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова , 2018. – С. 136-140. – ISBN 4-1459-3574-4. [2] Федеральный закон от 28.12.2013
№442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации" – С. 22.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы