Курсовая теория на тему Структура органов исполнительной власти в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти Российской Федерации 5
1.1. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности 5
1.2. Виды органов исполнительной власти 8
1.3. Принципы формирования новой Администрации Президента Российской Федерации 11
Глава 2. Особенности деятельности исполнительной власти в Российской Федерации 13
2.1. Политические реформы в России и совершенствование политической системы в России в начале XXI века 13
2.2. Система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 19
2.3. Система федеральных органов исполнительной власти в России 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной движущей силой, которая задает общий вектор работы всего государственного механизма. Президент Российской Федерации выступает одновременно и в качестве главы государства, конституционно отдельного от всех ветвей власти, но при этом обладает одновременно значительной частью полномочий каждой из них и не менее эффективными механизмами воздействия на них.
Также по причине того, что институт президентства – относительно молодое явление в государственном устройстве страны данная тема является достойной проведения анализа и рассмотрения. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и основные направления деятельности, тема курсовой работы является весьма актуальной в связи с тем, что аппарат Президента РФ и его правовые акты весьма масштабны по своему значению.
Цель данной работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации.
Задачи данной работы — определить конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, — дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, — объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Степень изученности исследования. При написании данной курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, а также труды и работы Баглай М. В. («Конституционное право Российской Федерации»), Комарова С. А. («Общая теория государства и права») и других авторов.
Исследованию института президентства свои работы посвятили: А.А. Мишин, Э.А. Иванян, Р.Ф. Иванов, В.А. Власихин, Ю.М. Ледовских,Я.М. Бельсон, А.В. Зиновьев, Н.А. Сахаров, В.П. Елисеев, Л.А. Окуньков, Г.А. Исакова, В.Я. Кожевников, В.В. Согрин, А.С. Никифоров, В.и. Кайнов, И.А. Бережков, Т.В. Горбунова, Е.А. Конышев, Е.А. Гурьев, Н.Г. Зяблюк, В.П. Золотухин, Б.М. Лазарев и другие. В последние годы опубликован ряд примечательных статей американских и европейских авторов о специфике института президентства в постсоциалистических странах, а также о достоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С.Холмс, А.Валенсуэла. Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц. Г. О’Доннелл, Х.Дж. Линц и другие).
Объектом работы является статус Президента Российской Федерации в системе управления государством.
Предмет работы – законодательство, регулирующее те или иные полномочия Президента Российской Федерации в различных сферах жизни страны.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, разбитые на параграфы, заключение и список используемых источников.
Заключение:
Сам институт президентства достаточно нов для нашей страны. Его эволюция и развитие в России находились под сильным влиянием различных национальных и исторических особенностей, таких как устойчивая традиция сильной индивидуальной власти, которой обладали цари, императоры и генеральные секретари в разные периоды российской истории.
Впервые идея установления президентства в нашей стране взяла верх во время советской «перестройки» в 1990 году, когда появилась канцелярия президента СССР. Вскоре в результате всероссийского референдума в РСФСР был введен институт президентства. 12 июля 1991 года стало днем выборов первого президента России. Борис Ельцин занимал эту должность до 2000 года, когда он подал в отставку и объявил своим преемником Владимира Путина.
Статус Президента существенно изменился с принятием Конституции РФ (1993 г.), которая провозгласила Президента главой государства.
Президент России не принадлежит ни к исполнительной, ни к какой-либо другой ветви власти, хотя у него достаточно полномочий, чтобы влиять на деятельность правительства.
Президент является гарантом Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по защите суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. Он также определяет основные направления внутренней и внешней политики России и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет со стажем постоянного проживания в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом России более двух сроков подряд.
При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства. Государство, верой и правдой служить народу».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Президент России обладает огромным авторитетом в правительстве. По согласованию с Государственной Думой он назначает Председателя Правительства Российской Федерации, назначает всех федеральных министров и принимает решение об их отставке.
Президент представляет Совету Федерации кандидатов для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также кандидата на должность Генерального прокурора Российской Федерации и назначает. судьи других федеральных судов.
Президент также является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент наделен определенными полномочиями во взаимоотношениях с законодательной властью. Таким образом, он может вносить законопроекты в Государственную Думу, накладывать вето на принятые Федеральным Собранием законы и распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения ею кандидатов на пост Председателя Правительства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти Российской Федерации
1.1. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности
Понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» не тождественны, но в настоящее время ведутся дискуссии об их положении относительно друг друга.
Право, выступая в качестве нормативного института, включает в себя различные элементы. Его ключевой целью является регулирование общественных отношений. Среди основных направлений выделяют социальное управление, государственное управление. Исполнительная власть определяется как относительно самостоятельная ветвь данного института.
Сущность управления заключается в целенаправленном воздействии уполномоченного субъекта на объект. Исполнительная власть и государственное управление связаны с осуществлением деятельности в процессе практического и повседневного управления различными сферами общественной жизни. При этом используются методы, формы и средства, предусмотренные законом. Исполнительная власть и государственное управление не противопоставляются друг другу. Напротив, первая выступает в качестве ключевого элемента администрации.
Государственное управление может быть определено в двух различных аспектах. Во-первых, это деятельность, осуществляемая уполномоченными структурами всех существующих ветвей власти и другими организациями, наделенными административными полномочиями. В соответствии с этим подходом можно сказать, что государство и все его институты контролируют социальные взаимодействия и процессы. В то же время они реализуют свои административные полномочия. Если рассматривать государство в узком смысле, то его можно описать как определенное направление административной деятельности, связанное с осуществлением исполнительной власти. В соответствии с таким подходом, оно определяется как изолированный вид работы, который производится только соответствующими структурами. При этом влияние на отношения в обществе со стороны других ветвей рассматривается отдельно. Исполнительную власть можно охарактеризовать как самостоятельное направление государственной власти. Она осуществляет административно-распорядительную деятельность через совокупность уполномоченных структур. Эта работа осуществляется путем реализации специальных функций, полномочий средствами и методами, закрепленными в законе.
Сегодня существует несколько подходов к сравнительной характеристике этих категорий. Прежде всего, соотношение исполнительной власти и государственного управления проводится в зависимости от их направленности. Первая имеет политико-нормативный, а вторая — организационно-нормативный характер. Этим объясняется трактовка определений каждой категории. В частности, правительство рассматривается как деятельность, существующая в реальности, а исполнительная власть — как ее составляющая. Она реализуется только в рамках административно-распорядительной деятельности. Стоит отметить, что исполнительная власть и государственное управление отличаются по своему распространению. Последняя воспринимается гораздо шире. Исполнительная власть, в свою очередь, рассматривается как производный элемент государственного управления. Она зависит от него, поскольку уровень его организации определяет эффективность ее деятельности. Вместе с этим отмечается и обратный эффект. Исполнительная власть в системе государственного управления составляет основу организационной структуры. Она влияет на различные процессы в обществе.
В науке также существует мнение, что исполнительная власть и государственное управление — категории равнозначные. Такая позиция объясняется следующим. Замена одной категории другой обусловлена лишь сменой режима и переходом на новый исторический этап. В советское время использовалось понятие государственного управления, а в Конституции 1993 года была закреплена исполнительная власть. Между тем, эти изменения не повлияли на реальное содержание административно-управленческой деятельности.
Государственное управление — это регулирование деятельности органов власти в целом — исполнительной, представительной, судебной, прокурорской и т.д. В узком смысле — это администрирование. На федеральном и региональном уровнях существуют уполномоченные структуры, осуществляющие государственное управление, — органы исполнительной власти. При практическом применении законодательства данная категория рассматривается в узком смысле. В этом аспекте выделяют следующие признаки государственного управления:
1. Это административно-распорядительная деятельность, связанная с применением законов и других нормативных актов.
2. В рамках государственного управления осуществляется и правотворчество. Оно заключается в том, что уполномоченные структуры в пределах своей компетенции осуществляют самостоятельную разработку и утверждение правил поведения, обязательных для других участников общественных отношений. Вместе с этим они контролируют исполнение принятых правил, проводят правоприменительную деятельность.
3. Осуществляется везде, где есть необходимость обеспечить реализацию законодательных актов, защиту свобод и интересов граждан, то есть в ключевых сферах общественной жизни.
4. Государственное управление — это непрерывная, систематическая, постоянная деятельность. Она основана на объективных законах реализации административных полномочий. Эта деятельность направлена на обеспечение публичных и частных интересов, свобод и прав граждан, безопасности и общественного порядка.
5. Осуществляется специально уполномоченными структурами. Они формируются как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Государственное управление осуществляется в соответствии с принципом законности. Это означает, что работа уполномоченных структур основывается на нормах. В системе государственного управления формируются вертикальные (иерархические, субординационные) и горизонтальные связи. Первые предполагают строгое подчинение, вторые — равенство. Государственное управление основано на принципе организации. Эта деятельность характеризуется многообразием форм, совокупность которых обеспечивает стабильное, целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. На основе государственного управления реализуется внесудебный порядок применения мер принуждения. В частности, назначаются наказания, выносятся предупреждения и т.д.