Курсовая теория на тему Становление и особенности приказной системы управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление приказной системы в России 5
1.1 Формирование системы приказов в России 5
1.2 Классификация приказов 7
Глава 2. Особенности приказной системы государственного управления 15
2.1 Приказная бюрократия 15
2.2 Государственная служба приказной системы 16
2.3 Приказное делопроизводство XV-XVII вв. 21
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение:
Для периода сословно-представительной монархии характерно управление, осуществляемое главой государства — царем с опорой на представительный орган — Боярскую думу. При этом представительный орган носил ярко выраженный сословный характер, что и отразилось на названии данной формы правления. Принимать участие в работе данного органа могли только представители высшего сословия. В России подобная форма правления начала формироваться со времени образования централизованного государства то есть в XIII веке, свое развитие и укрепление она получила во времена правления Ивана Грозного в XVI. Период правления Ивана Грозного считается расцветом сословно-представительной монархии. Предпосылками становления сословно-представительной монархии стал сложившийся порядок управления во время формирования централизованного государства. Так, еще во временя княжеского правления, князь осуществлял управление на своих землях с помощью особой когорты приближенных людей — своей дружины. Затем, когда сформировалось централизованное московское государство, глава государства стал именоваться царем, но структура управления, которая включала особое сословие приближенных к царю людей осталась прежней. Сформировалось сословие феодалов, которые принимали активное участие в управлении. Таким образом сословно-представительная монархия стала логическим продолжением системы княжеского управления.
В период правления Ивана Грозного были проведены значимые реформы во многих сферах — государственного управления, местного управления, военного устройства и финансов. Они были направлены на укрепление сословно-представительного строя. Одной из наиболее значимых реформ была реформа государственного управления, которая заключалась в создании системы приказов.
Актуальность исследования государственного устройства периода сословно-представительной монархии заключается в том, что данный период является одним из примеров государственного монархического устройства в истории России. Приказная система явилась одной из первых административных систем государственного устройства, котора оказалась в достаточной степени разработанной и характеризовалась большой структурированностью. Хотя в этой системе отмечаются и недостатки, однако она стала неотъемлемой частью сословно-представительной монархии.
Объект исследования — государственный строй периода расцвета сословно-представительной монархии и реформы Ивана Грозного.
Предметом исследования является приказная система государственного управления.
Цель исследования — охарактеризовать особенности приказной системы и ее основные характеристики.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать предпосылки становления приказной системы, определить существовавшую систему приказов, охарактеризовать систему государственной службы и делопроизводства в приказах.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Дворниченко А.Ю., Радугин А.И., Орлов А.С. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения системы приказного государственного управления в период сословно-представительной монархии можно прийти к следующим выводам.
1. Государственное управление осуществлялось царем по совету с Боярской думой. Существовала система приказов, которые ведали отдельными отраслями управления. Население делилось на отдельные сословия, которые обладали выраженными отличиями в правовом положении. Наиболее привилегированное положение занимали феодалы и духовенство. Особенность сословно-представительной монархии состоит в привилегированном положении высшего сословия феодалов, в существовании специального представительного органа — Боярской Думы, в существовании специальной системы государственных органов — приказов, которые ведали определенными сферами общественных отношений.
2. Система управления была типичной для рассматриваемого периода, так управление осуществлялось людьми, наиболее приближенными к царю, управление было достаточно разветвленным и включало в себя систему как центральных так и местных органов. В период правления Ивана Грозного было проведено несколько существенных реформ, направленных на укрепление государства. Окончательно была сформирована приказная система управления. Для периода приказной системы были характеры такие явления как: формирование нового служебного сословия, увеличение количества людей, находившихся на государственной службе, формирование разветвленной бюрократической системы.
3. Для людей, осуществлявших работу в приказах была сформирована система должностей6думные дьяки, приказные дьяки, подьячие. Все они находились на государственной службе и ведали административными и судебными делами по компетенции приказов. Для рассматриваемого периода были характерны явения взяточничества, волокиты, огромной письменной работы. Однако нельзя не отметить и положительные моменты, такие как высокие требования к государственным служащим, гибкую систему приказов, которая могла изменяться в соответствии с потребностями управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление приказной системы в России
1.1 Формирование системы приказов в России
Формирование системы приказов произошло из княжеской дружины, то есть лиц, которые в период централизации государства были приближенными князя и осуществляли вместе с ним власть. Как можно увидеть, формирование специального сословного органа — Боярской думы происходило постепенно в ходе централизации и изменения порядка управления. Московское княжество стало центральным княжеством Руси и постепенно на его основе образовалось московское централизованное государство. Князь стал единоличным правителем и его титул изменился на царя. А представители княжеской дружины соответственно стали членами Боярской думы. Все эти изменения отражают процесс трансформации государственного устройства и централизации русских земель.
По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления — раннефеодальную монархию. В обществе установилось деление на сословия. Положение феодалов с одной стороны было привилегированным, но с другой стороны с объединением они теряли свое прежнее положение, переходили под власть московского князя. «Став подданными государя всея Руси они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие домениальные земли (вотчины). Однако в условиях централизованного государства удельные князья переставали быть государями в своих владениях» . Право осуществлять на своей территории государственные функции определялось так называемыми феодальными иммунитетами.