Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Спрос и предложение: сущность и взаимодействие. Факторы влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие спроса и предложения. 5

1.1. Понятие спроса и закона спроса, кривая
спроса. 5

1.2. Понятие предложения и закона предложения,
кривая предложения. 11

Глава 2. Факторы, влияющие на спрос и предложение
в России. 15

2.1. Факторы, влияющие на спрос. 15

2.2. Факторы, влияющие на предложение. 21

Глава 3. Особенности российского рынка товаров и
услуг. 25

3.1. Динамика спроса и предложения на рынке
товаров и услуг в России. 25

3.2. Факторы, влияющие на изменение спроса и
предложения на российском рынке  26

Заключение. 31

Список
использованных источников. 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Теория потребительского поведения опирается на определенную
логику, принципы и законы, важнейшим из которых является закон спроса. Отдельно
в экономической теории выделяется понятие эластичности спроса, связанное с
реакцией потребителей на изменение цен. Но в процессе эволюционного развития
экономисты сталкивались порой парадоксальными ситуациями, когда поведение
потребителей невозможно было объяснить действием закона спроса. Такие ситуации
получили название исключений из закона спроса или иррационального поведения
потребителей. Автором наиболее интересных работ в области теории
иррационального поведения потребителей являлся Х. Лейбенстайн, который описал 3
наиболее важных исключения: эффект присоединения к большинству, эффект Веблена
и эффект сноба.

Частично опираясь на
неоклассическую теорию, но, введя новые понятия потребительского поведения
(нормы поведения в обществе, ограниченная рациональность) усложняет модель
потребительского выбора в условиях неаддитивности.

Объектом исследования
является эластичность спроса.

Предметом исследования
является влияние эластичности спроса на принятие экономических решений.

Цель написания курсовой
работы – провести анализ влияния эластичности спроса на валидный доход фирмы.

Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие коэффициента эластичности спроса
по цене

— охарактеризовать показатели эластичности спроса по
доходу и перекрестная эластичность спроса;

— раскрыть влияние эластичности спроса на валидный
доход фирмы;

— проанализировать кривую эластичности спроса.

Теоретическая база
исследования. В ходе написания работы были использованы теоретические
разработки и исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как А.В.
Сорокин, А.Г. Грязнова, О.С. Посыпанова, М.Н. Чепурин, Х. Лейбенстайн, С.
Левитт, материалы периодической печати.

Периодические издания в области эластичности и закона спроса представлены
журнальными и газетными статьями М.В. Васильевой, В.М. Козырева, Н.В. Денисова
и др. В данных работах отражены практические примеры исключений из закона спроса.

Методологической основой
исследования является общенаучные методы исследования, системный подход, анализ
и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Структура курсовой работы
определяется ее содержанием и задачами и состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, сформулируем основные выводы по проведенному
исследованию.

В процессе написания курсовой работы, были решены
задачи, поставленные во введении:

Спрос представляет собой важную характеристику
рыночной конъюнктуры, отражающую платежеспособную потребность покупателей по
приобретению заданного объема продукции по заданной цене. Выделяют несколько
видов спроса, рассмотренных в параграфе. Важной характеристикой спроса является
его эластичность как мера реагирования на изменение факторов цены или доходов.

Поведение покупателей и
продавцов на рынке обусловлено действием закона спроса. Его суть заключается в
следующем: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном
отношении изменяется в обратной зависимости от цены.

В соответствии с законом
спроса, при увеличении цены на продукцию, спрос на нее снижается, а при
снижении цены на продукцию, спрос увеличивается.

Функция спроса отражает
взаимосвязь между спросом на продукцию (платежеспособностью потребностью
потребителей) и ценовыми и неценовыми факторами, оказывающими на него влияние.

В научной литературе
выделяют несколько исключений из закона спроса.

1. Парадокс Гиффена. Сущность
парадокса состоит в том, что не всегда снижение цены на продукцию
сопровождается увеличением спроса.

2. Эффект цена –
показатель качества. При возрастании цены на продукцию, потребители полагают,
что товар имеет более высокое качество. 3. Эффект Веблена. Эффект
связан с понятием «престижный спрос», он направлен на покупку продукции,
которая отражает высокий социальный статус покупателей.

4. Эффект сноба. Данный
тип спроса выражается в изменении величины спроса под влиянием потребления
данной продукции остальными покупателями.

5. Эффект ожидаемой
динамики цен. Если цена товара снизилась, потребители ожидают сохранение
наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться, и, наоборот, в
случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатель ожидает дальнейшего
роста цен.

6. Эффект присоединения к
большинству отражает стремление потребителя не отставать от других и повышать
спрос на продукцию, потому что ее покупают другие.

Выявленные нерациональные
эффекты доказывают тот факт, что поведение потребителей не подчиняется простым
закономерностям максимизации доходов, закона спроса.

Таким образом, цель
работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие спроса и предложения 1.1. Понятие спроса и закона спроса,
кривая спроса Желания индивидов,
предъявляемые на рынке к покупке конкретных благ, создают рыночный спрос. При
этом спрос не может отождествляться с определенной потребностью, поскольку при
отсутствии денег индивид не обладает покупательским спросом. Поэтому, спрос
представляет собой платежеспособную потребность.

Изучив различные
источники литературы по микроэкономике, были выявлены практически сходные
определения спроса, в связи с чем сформулируем его определение. Спрос – это
экономическая категория, характеризующая объем продукции, который потребители
желают и могут приобрести в определенный период времени по определенной цене[1].

Также в научной
литературе выделяют виды спроса по различным критериям[2].

1. Виды спроса по степени
удовлетворения.

В зависимости от степени
удовлетворения выделяют: реальный спрос, удовлетворенный и
неудовлетворенный.

Реальный спрос характеризует
величину фактической продажи продукции за определенный период в натуральном или
стоимостном выражении и определяется как сумма денег, направленная на
приобретение продукции при заданном уровне цен.

Удовлетворенный
спрос является ключевой частью платежеспособной потребности. Он меньше
реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар.

Неудовлетворенный спрос
— это спрос, который предъявляется индивидами, но не может быть
удовлетворен из-за высокой цены, несоответствующего качества или недостатка в
магазине.

По периодичности появления
выделяют виды[3]:

— повседневный спрос — спрос,
предъявляемый ежедневно (продукты первой необходимости);

— периодический — спрос,
который предъявляется в определенные временные промежутки (одежда, обувь);

— эпизодический — спрос,
который предъявляется изредка (ювелирные изделия, предметы роскоши);

— формирующийся
спрос предъявляется на новую и неизвестную продукцию на рынке, который
формируется под влиянием мер производителей по продвижению такой продукции, а
также в процессе изучения потребительских качеств продукции;

— потенциальный
спрос определяется маркетологами при введении новых товаров на рынок как
возможный объем спроса на товары предприятия;

— совокупный спрос характеризует
реальный объем продукции, который могут приобрести покупатели при заданном
уровне цен.

2. Виды спроса в
зависимости от потребительских предпочтений.

— устойчивый спрос –
объем спроса заранее определен на определенную продукцию и не может заменяться
другой продукцией. Такой спрос устанавливается на продукты повседневного
потребления.

— альтернативный
спрос формируется в процессе знакомства покупателя с продукцией и его
качеством в магазине. Такой тип спроса допускает взаимозаменяемость продукции в
пределах группы.

— импульсный (спонтанный)
спрос — предъявляется покупателями без предварительного обдумывания,
возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки
товаров или предложений продавца. Чаще всего это спрос на малоизвестные или
новые товары.

Все указанные виды спроса
формируют рыночную конъюнктуру.

Поведение покупателей и
продавцов на рынке обусловлено действием закона спроса. Его суть заключается в
следующем: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном
отношении изменяется в обратной зависимости от цены.

В соответствии с законом
спроса, при увеличении цены на продукцию, спрос на нее снижается, а при
снижении цены на продукцию, спрос увеличивается[4].

Количественная
зависимость может быть представлена в виде графика кривой спроса (рисунок 1). Рис. 1. Кривая спроса[5] Кривая спроса отражает
реализацию на рынке абрикосов. На оси ординат указана шкала цены на абрикосы,
по оси абсцисс указан объем спроса, предъявляемый на абрикосы. Кривая спроса
показывает, что при возрастании цены на абрикосы, спрос индивидов снижается, а
при снижении цены, возрастает платежеспособная потребность, и спрос
увеличивается. Отрицательный наклон кривой спроса может быть объяснен с помощью
эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект
дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос
при изменении цен на товары. Например, если цена абрикосов снизилась с 20 руб.
до 10 руб., то покупатель на свой постоянный доход сможет купить уже не 2 кг, а 9 кг абрикосов. А если он
больше не желает покупать этот товар, то «высвобожденные» деньги он может
направить на покупку дополнительного количества другого товара. Понижение цены
товара сделало потребителя реально богаче и позволило расширить объем спроса, в
чем и заключается смысл эффекта дохода.

Эффект
замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и
объемом спроса потребителя. Снижение цен на абрикосы, как в данном примере, при
неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по
сравнению, например, с грушами, сливами и т.д. Потребитель начнет замещать
относительно более дорогие груши покупкой более дешевых абрикосов и купит их не
2, а 4, 6 или 9 кг.

Эффект дохода и эффект
замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в
различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.

Изменение величины спроса
может быть представлено на рисунке 2. Рис. 2. Изменение величины спроса[6] Для каждого товара
строится своя кривая спроса, но она не может оставаться статичной постоянно.
Под воздействие факторов, кривая спроса может сдвигаться. Величина спроса может
меняться при неизменности остальных факторов, в таком случае действует принцип
«при прочих равных условиях».

Рисунок отражает  изменение величины спроса с помощью движения
по кривой спроса. Изменение самого спроса происходит при изменении остальных
факторов, указанных в функции спроса, за исключением цены (потребительских
доходов и предпочтений, цен на заменяющие товары и т.д.).

Например, рост дохода
потребителя приведет к тому, что при одной и той же цене Р0 он
сможет купить больше товара, что приведет к перемещению точки А0 в
точку А1, а значит, увеличению количества покупок с Q1
до Q2. Аналогичным образом кривая спроса сдвинется вправо
из положения D0 в D1 при увеличении числа
покупателей на рынке. То же произойдет при изменении вкусов и предпочтений
(например, летом количество купленного мороженого при неизменной цене
увеличивается). Очевидно, что при изменении значений переменных в
противоположном направлении кривая спроса сдвинется влево из положения D0 в D2.

Также необходимо выделить
случаи, в которых закон спроса прекращает свое действие[7]:

— ажиотажный спрос,
вызванный ожидаемым ростом цен;

— для предметов роскоши,
приобретаемых с целью инвестирования средств;

— переключение спроса на
более качественные и дорогие товары.

Рассмотрим факторы,
которые оказывают влияние на спрос, их можно объединить в следующие группы[8]:

1.  Экономические факторы: уровень развития
производственных мощностей и технологий, величина доходов населения, уровень и
соотношение цен на товары и услуги, степень обеспеченности продукции.

2. Социальные факторы:
социальная культура общества, уровень развития культуры и профессиональный
состав населения.

3. Демографические
факторы: численность населения, уровень урбанизации, половозрастная структура
населения, миграционный прирост.

4. Природно-климатические
факторы: географические условия, климат, условия быта и т.д.

5. Политические факторы:
непредвиденны ситуации и т.д.

На спрос могут оказывать
влияние неценовые факторы, такие как:

— изменение денежных
доходов населения;

— изменение цен на
товары-заменители;

— экономическая политика
правительства;

— изменение
потребительских предпочтений.

Данные факторы могут
объединяться в функции спроса.

Функция спроса отражает
взаимосвязь между спросом на продукцию (платежеспособностью потребностью
потребителей) и ценовыми и неценовыми факторами, оказывающими на него влияние.
Функция спроса выражается следующим образом (формула 1): (1) где Qd – объем
спроса; P – цена товара; I – доход потребителей; T – потребительские предпочтения; Ps – цена взаимозаменяемых товаров; Pc – цена взаимодополняемых
товаров; N –
количество покупателей данного товара; Ес – потребительские ожидания.

Таким образом, величина
спроса представляет собой функцию, зависящую от ряда переменных. Переменные
объединяются в ценовые и неценовые факторы. [1] Вечканов, Г. С. Микроэкономика: учебник для
бакалавров и специалистов / Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. – 4-е изд. –
Санкт-Петербург [и др. ]: Питер, 2020. – С.236 [2] Сорокин А.В. Общая экономика: бакалавриат,
магистратура, аспирантура. Учебник — М.-Берлин Директ-Медиа, 2019 г. — С.254 [3] Микроэкономика: практический подход: учебник
для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова ; Фин. акад. при
Правительстве Рос. Федерации. – 5-е изд., стер. – Москва: Кнорус, 2019. – С.43 [4] Батайкин П. А. Теоретические основы
исследования факторов потребительского спроса в постиндустриальной экономике //
Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – № 3. – С.5 [5] Пасечник А. А., Пасечник Д. А., Ханларов Д.
А. Иррационалистические мотивы поведения потребителей в теории потребительского
спроса // Молодой ученый. – 2021. — №11. Т.1. – С. 149 [6] Микроэкономика: практический подход: учебник
для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова ; Фин. акад. при
Правительстве Рос. Федерации. – 5-е изд., стер. – Москва: Кнорус, 2019. – С.43 [7] Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и
демонстративное потребление в России // Бренд-менеджмент. – 2020. – №02(63). –
С.108 [8] Батайкин П. А. Теоретические основы
исследования факторов потребительского спроса в постиндустриальной экономике //
Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – № 3. – С.5

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы